Российская литература XXI века — основные тенденции / Иванников Леонид
 

Российская литература XXI века — основные тенденции

0.00
 
Иванников Леонид
Российская литература XXI века — основные тенденции
Современная литература 21 века

 

Поколения писателей и жанры современной литературы

Современная российская литература представлена несколькими писательскими поколениями:

шестидесятники, заявившие о себе ещё в период «оттепели» (Войнович, Аксёнов, Распутин, Искандер), исповедующие своеобразный стиль иронической ностальгии и нередко обращающиеся к жанру мемуаров;

«семидесятники», советское литературное поколение (Битов, Ерофеев, Маканин, Токарева), начавшее литературный путь в условиях застоя и исповедующее творческое кредо: «Плохи обстоятельства, а не человек»;

перестроечное поколение (Толстая, Славникова, Пелевин, Сорокин), фактически открывшее эпоху неподцензурной литературы и занявшееся смелыми литературными экспериментами;

писатели конца 90-х (Кочергин, Гуцко, Прилепин), составившие группу самых молодых фигур литературного процесса.

Среди общего жанрового разнообразия современной литературы выделяются такие магистральные направления:

 

постмодернизм (Шишкин, Лимонов, Шаров, Сорокин);

антиутопия (Быков, Аксёнов, Маканин);

«женская проза» (Улицкая, Токарева, Славникова);

массовая литература (Устинова, Дашкова, Гришковец).

Литературные тенденции современности в зеркале литературных премий

В вопросе рассмотрения литературного процесса в России нулевых годов наиболее показательным будет обратиться к списку лауреатов премий, причём премий преимущественно негосударственных, поскольку они в большей степени были ориентированы на читательский рынок, а значит, лучше отразили основные эстетические запросы которые подойдут для любой аудитории но лучше всего для обсуждения и публикации в социальных сетях где можно при помощи специального софта размещать небольшие отрывки или отвечать на разные вопросы и не только, читающей публики в минувшем десятилетии. Вместе с тем, практика указывает на определение разграничение эстетических функций между премиями.

Как известно, явление постмодернизма возникает и укрепляется одновременно с возрастающей потребностью переоценки культурного или исторического опыта. Эта тенденция отразилась в заявившей о себе ещё в начале 90-х премии «Русский Букер», которая в начале столетия продолжила «собирание» под своей эгидой образцов литературного постмодерна, призванных ввести читателя в «параллельную культуру».

В этот период наградами были удостоены:

О. Павлов за «Карагандинские девятины»,

М.Елизаров за альтернативную историю «Библиотекарь»,

В. Аксёнов за свежий взгляд на Просвещение в «Вольтерьянцах и вольтерьянках».

Вместе с тем, победителями «Национального бестселлера», обусловившего жанровую пестроту лауреатов, в разные годы стали совершенно разноплановые

Л. Юзефович с детективом из «путилинской трилогии» «Князь ветра»,

Д. Быков с биографическим «Борисом Пастернаком» для серии «ЖЗЛ»,

В.Пелевин с очередной мистификацией «ДПП (nn)»,

а юбилейный «Супер-Нацбест» в 2011 году получил З.Прилепин за сборник рассказов «Грех».

Читающая Россия стала свидетелем ещё одной любопытной тенденции, продемонстрировавшей интерес общественности к крупным литературным формам, столь привычным для почитателей классической русской словесности. Это явление отразилось, прежде всего, на лауреатах награды «Большая книга», где во главу угла была поставлена традиционность литературной подачи и объём произведения.

В упомянутый период «Большую книгу» получили:

Д. Быков, снова за «Бориса Пастернака»,

Д.Гранин за военно-биографического «Моего лейтенанта»,

В. Маканин за современную чеченскую сагу «Асан».

Примечательной стала также сопутствующая «Большой книге» практика «специальных призов», которыми отмечались работы Солженицына и Чехова, что позволило стимулировать массовый интерес к работам классиков.

Субкультурный сегмент литературы был обеспечен в это время, в первую очередь, с помощью сетевых премий, поскольку выбор лауреата здесь осуществлялся либо при помощи интернет-опросов, либо на основе результатов сетевых продаж в интернет-магазинах.

 

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль