С ЧЕГО НАЧАТЬ?
«С чего начать» Ленин
Вопрос: «что делать?» вновь, как и 100 лет назад, выдвигается перед русскими социал-демократами, понимающими, что русский человек привык к своей безысходной нищете, привык жить, не задумываясь над ее причинами и возможностью ее устранения, привык к всевластию правительства, привык жить, не задумываясь над тем, как долго это будет продолжаться и есть ли возможность изменить этот политический строй.
А, ведь, преобразования сверху возможны, чтобы предупредить активное требование таковых снизу.
Вот уже почти два года, как тянется торгово-промышленный кризис = пандемия. И он, по-видимому, все разрастается, захватывая новые отрасли промышленности, распространяется на новые районы, обостряется.
Пора поставить общий вопрос о причинах и значении этого явления. Для России оно сравнительно ново, как нов и весь наш капитализм. В старых же капиталистических странах, т. е. в таких странах, в которых большинство продуктов производится на продажу, в которых большинство рабочих не имеет ни земли, ни орудий труда и продает свою рабочую силу, нанимаясь в чужие хозяйства, нанимаясь к собственникам, владеющим землей, фабриками, машинами и проч., — в капиталистических странах кризис есть явление старое, повторяющееся от времени до времени, как припадок хронической болезни.
Гигантские крахи только потому и стали возможны и неизбежны, что в подчинении у шайки богачей, ищущих одной наживы, оказались могучие общественные производительные силы.
Чтобы получилась прибыль от предприятия, надо продать товары, найти покупателей. И покупателем должна быть вся масса населения, потому что громадные предприятия производят горы и горы продуктов. А во всех капиталистических странах девять десятых населения состоит из нищих: из рабочих, получающих самую скудную заработную плату, из крестьян, живущих в массе еще хуже рабочих. И вот, когда крупная промышленность во время процветания размахивается произвести как можно больше, — она выбрасывает на рынок такую массу продуктов, что за них не в состоянии заплатить неимущее большинство народа. Количество машин, орудий, складов, железных дорог и проч. все возрастает, но это возрастание от времени до времени прерывается, потому что масса народа, для которого в конце концов предназначены все эти улучшенные способы производства, остается в бедности, доходящей до нищенства.
Кризис показывает, что современное общество могло бы производить несравненно больше продуктов, идущих на улучшение жизни всего трудящегося народа, если бы земля, фабрики, машины и проч. не были захвачены кучкой частных собственников, извлекающих миллионы из народной нищеты.
История капиталистических кризисов показывает, что рабочие не могут ограничиться борьбой за отдельные уступки со стороны капиталистов: во время оживления промышленности такие уступки можно завоевать — но приходит кризис, и капиталисты отбирают назад данные ими уступки.
И так неизбежно будет продолжаться до тех пор, пока армии социалистического пролетариата = Человека Труда не низвергнут господства капитала и частной собственности.
Уроки кризиса, разоблачающего всю нелепость подчинения общественного производства частной собственности, так назидательны, что теперь и капиталистическая печать порой требует усиления надзора — напр., над банками или заводами, к примеру, стройматериалов (ООО «Пятый элемент») и т.д.
Но никакой надзор не помешает капиталистам основать во время оживления такие предприятия, которые неминуемо потом банкротятся, набивая их личные карманы, разграбляя государственную казну. Но что означает эта «гибель» предприятий в капиталистическом обществе? Это означает, что слабые капиталисты, капиталисты «второй величины», вытесняются более солидными миллионерами.
Замена второстепенных богачей первостепенными, увеличение силы капитала, разорение массы мелких собственников, страшное обнищание рабочих — вот что ведет за собой кризис.
Итак, ограниченность земли неизбежно предполагает только монополизацию хозяйства на земле (при условии господства капитализма). Спрашивается, каковы необходимые последствия этой монополизации по отношению к вопросу о ренте? Ограниченность земли ведет к тому, что цену хлеба определяют условия производства не на среднего качества земле, а на худшей возделываемой земле. Эта цена хлеба дает фермеру (= капиталистическому предпринимателю в земледелии) покрытие его издержек производства и среднюю прибыль на его капитал. Фермер на лучшей земле получает добавочную прибыль, которая и образует дифференциальную ренту. Вопрос о том, существует ли частная собственность на землю, не стоит ровно ни в какой связи с вопросом об образовании дифференциальной ренты, которая неизбежна в капиталистическом земледелии хотя бы на общинных, государственных, бесхозяйных землях. Единственное последствие ограниченности земли при капитализме — образование дифференциальной ренты вследствие различной производительности различных затрат капитала. Из факта ограниченности земли (независимо от частной собственности на землю) вытекает логически только то, что вся земля будет занята капиталистами-фермерами, но отнюдь не вытекает необходимость каких бы то ни было ограничений свободы конкуренции между этими фермерами.
Ограниченность земли есть явление общее, неизбежно кладущее свою печать на всякое капиталистическое земледелие.
О тех, кто пытается стать бизнесменом или собственником на кредитные деньги, сегодня можно сказать, причем многие из них сами уже говорят, что они не находятся в столь выгодном материальном положении, как хотели.
И, обремененные кредитами и ипотеками, погибают первыми.
Разложение мелких собственником и предпринимателей показывает нам самые глубокие противоречия капитализма в самом процессе их возникновения и дальнейшего роста; неизбежности тупика этой системы и перехода к следующей формации — социалистической.
Три пункта особенно обращают на себя внимание: 1. усиление единоличной власти чиновников, попечение о том, чтобы дух казенщины и служебной дисциплины был укреплен и охранен от всякого дуновения свежего воздуха — к примеру, Рос гвардия; 2. определение норм пособия голодающим, т. е. указание, по сколько и как надо рассчитывать количество хлеба на «нуждающуюся» семью — продуктовые карточки; 3. выражение отчаянного ужаса по поводу того, что помогать голодающим бросаются «неблагонадежные» люди, способные возбуждать народ против правительства, и принятие заранее мер против этой «агитации». Остановимся поподробнее на каждом из этих пунктов.
Но усиление строгости, увеличение надзора, все это требует увеличения расходов на чиновничью машину.
Канцелярии всего больше будут работать, вся работа и будет состоять в канцелярщине — как же тут не позаботиться о канцелярских средствах? Прежде всего на канцелярию, обмундирование, а что останется, то голодающим.
Мы повторим призыв, сделанный когда-то уже «Искрой»: открыть обличительную кампанию против продовольственной кампании полицейского правительства, разоблачать в бесцензурной свободной печати все безобразия местных сатрапов, всю корыстную тактику урезывания пособий, всю мизерность и недостаточность помощи, жалкое преуменьшение голода, усиливающегося на фоне сегодняшней пандемии! Мы советуем всем, у кого есть хоть капля искреннего сочувствия к народному бедствию, позаботиться о распространении в народе сих знаний. Ведь только бесконечной темнотой народа и можно объяснить себе, что подобные вещи не вызывают всеобщего возмущения.
На чем же держится капитализм, чем живут земледельческие и торгово-промышленные классы, как не разорением и нищетой народа?
До массовых жертв голода и кризисов хозяевам капиталистического государства так же мало дела, как мало дела паровозу до тех, кого он давит на своем ходу. Мертвые тела тормозят колеса, поезд останавливается, он может даже (при чересчур энергичных машинистах) сойти при этом с рельсов, но он во всяком случае продолжает, после тех или иных задержек, свой путь. Вы слышите о голодной смерти и разорении десятков и сотен тысяч мелких хозяев, но в то же время вы слышите и о прогрессах отечественного земледелия, об успешном завоевании иностранного рынка российскими предпринимателями, о расширении сбыта улучшенных орудий и проч.
Для хозяев русского земледелия (как и для всех капиталистических хозяев) усиление разорения и голодовки есть не более как маленькая временная задержка, на которую они почти и не обратят внимания, если голодающие не заставят обратить на себя внимания. Все идет своим чередом…
Чем обусловлены теперешние беды народа, приблизительно известно — общей неурядицей, водворившейся во всем государственном строе, олигархическим управлением чиновнической корпорации, т. е. диктатурой чиновничества.
Эта неурядица чиновнической правительственной диктатуры проявляется во всем русском обществе, сверху донизу, как всеобщее неудовольствие, выражающееся с внешней стороны в образе всеобщего политиканства, но политиканства не временного, поверхностного, но глубокого, хронического.
Политиканство это, как общая болезнь всего общества, отражается на всех его проявлениях, отправлениях и учреждениях, поэтому оно необходимо отражается и на учебных заведениях с их более молодым, а поэтому и более восприимчивым населением, находящимся под тем же давящим режимом бюрократической диктатуры.
Массовому (стихийному) движению недостает «идеологов», подготовленных теоретически так, чтобы быть застрахованным от всякого шатания в сторону «хорошего капитализма», недостает руководителей, обладающих таким широким политическим кругозором.
«Манифест КП» К. Маркс
Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Коммунизм уже более 2х веков признается всеми европейскими силами.
Пора бы коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии.
История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, капиталист и наемный работник, короче, угнетающий и угнетаемый находились и находятся в вечном антагонизме друг к другу, в непрерывной борьбе, то скрытой, то явной, всегда оканчивающейся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.
В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, — целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века — феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов — еще особые градации.
Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное капиталистическое общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.
Наша эпоха, эпоха капитализма, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество раскололось на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса — капиталиста и человека труда.
Капиталисты — это собственники средств общественного производства, применяющие наемный труд.
Человек труда — это класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу.
Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивались капиталисты, увеличивая свои капиталы и оттесняя на задний план все классы, унаследованные от средневековья.
Мы видим, что современные капиталисты сами являются продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.
Капитализм сыграл в истории развития ЧЕЛОВЕЧЕСТВА свою революционную роль.
Капитализм, повсюду, где он достигал господства, разрушал все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвал он пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставил между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопил он священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Он превратил личное достоинство человека в меновую стоимость и поставил на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, он заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, жесткой.
Капитализм быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения сумел вовлечь в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены его товаров — вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой он разрушил все «китайские стены» и принудил к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели он заставил все нации принять капиталистический способ производства, так называемую цивилизацию. Словом, капиталист создает себе мир по своему образу и подобию.
Мелкие и средние бизнесмены: мелкие промышленники, мелкие торговцы, ремесленники и крестьяне — все эти классы опускаются в ряды человека труда, частью оттого, что их маленького капитала недостаточно для ведения крупных промышленных предприятий, и он не выдерживает конкуренции с более крупными капиталистами, частью потому, что их профессиональное мастерство обесценивается в результате введения новых методов производства. Так складывается трудовой класс из всех классов населения.
Человек труда проходит различные ступени развития.
Возрастающая конкуренция буржуа между собою и вызываемые ею торговые кризисы ведут к тому, что заработная плата рабочих становится все неустойчивее; все быстрее развивающееся, непрерывное совершенствование машин делает жизненное положение человека труда все менее обеспеченным; столкновения между отдельным рабочим и отдельным капиталистом все более принимают характер столкновений между двумя классами.
В каком отношении стоят коммунисты к трудовому населению вообще?
Все просто, у них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего трудового населения в целом.
Коммунисты отличаются от остальных социал-демократических партий лишь тем, что, в борьбе трудового человека различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего трудового населения и всегда являются представителями интересов движения в целом.
Коммунисты являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов рабочего движения — марксизм-ленинизм в теории и пример СССР на практике.
Главная цель коммунистов: ниспровержение капитализма, построение социализма с его основными 5 пунктами:
СОЦИАЛИЗМ — это
1. Право на жизнь
2. Право на жилье (бесплатное)
3. Право на образование (бесплатное)
4. Право на труд (рабочее место должно быть предоставлено каждому человеку)
5. Право на медицину (бесплатную)
Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения. Уничтожение ранее существовавших отношений собственности не является чем-то присущим исключительно социализму.
Все отношения собственности были подвержены постоянной исторической смене, постоянным историческим изменениям.
Например, французская революция отменила феодальную собственность, заменив ее собственностью буржуазной.
Отличительной чертой социализма является не отмена собственности вообще, а отмена капиталистической собственности. Капиталист использует наемный труд человека труда для личного обогащения, в то время как при социализме человек труда трудится на крупных предприятиях для всеобщего блага, ведь недра земли и природные ресурсы — это собственность государства, каким-то образом оказавшаяся в частных руках, соответственно, основанные на них фабрики и заводы тоже должны принадлежать государству, и, конечно, же получаемая от их деятельности прибыль просто обязана идти в казну государства.
В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной (капиталистической) собственности.
Коммунистов упрекают в том, что они хотят уничтожить собственность, лично приобретенную, добытую своим трудом, собственность, образующую основу всякой личной свободы, деятельности и самостоятельности. Заработанная, благоприобретенная, добытая своим трудом собственность!
Говорите ли вы о собственности человека труда, мелкого и среднего бизнесмена или о крупной капиталистической собственности, используемой наемный труд человека труда, к тому же, основанной на ресурсах, принадлежащих всему народу? Коммунистам незачем это делать, развитие капитализма само делает это изо дня в день.
Наемный труд человека труда создает капитал капиталисту, эксплуатирующему наемный труд, собственность для капиталиста, которая может увеличиваться лишь при условии, что она порождает новый наемный труд, чтобы снова его эксплуатировать.
Быть капиталистом — значит занимать в производстве не только чисто личное, но и общественное положение. Капитал — это коллективный продукт и может быть приведен в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества, а в конечном счете — только совместной деятельностью всех членов общества.
Итак, капитал — не личная, а общественная сила.
Следовательно, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер. Наступит социализм.
Перейдем к наемному труду.
Средняя цена наемного труда есть минимум заработной платы, т. е. сумма жизненных средств, необходимых для сохранения жизни рабочего как рабочего. Следовательно, того, что наемный рабочий присваивает в результате своей деятельности, едва хватает для воспроизводства его жизни. Мы вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом.
Под свободой, в рамках нынешних капиталистических производственных отношений, понимают свободу торговли, свободу купли и продажи.
Вы, вероятно, приходите в ужас от того, полагая, что социализм хочет уничтожить вашу частную собственность. Но в нашем нынешнем обществе частная собственность итак уничтожена для девяти десятых его членов; она существует для единиц именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых.
Для уточнения — Социализм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд.
В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет, и эксплуатация одной нации другой.
Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой.
В наиболее развитых капиталистических странах уже могут быть применены следующие меры для ускорения перехода к социалистической формации:
1. Национализация недр земли и природных ресурсов на покрытие государственных расходов.
2. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
3. Централизация всего транспорта в руках государства.
4. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель.
5. Общественное и бесплатное воспитание всех детей.
На место капиталистического общества с его классами и классовыми противоположностями приходит социалистическое общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Известная часть капиталистов желает излечить общественные недуги мелкими «подачками» для того, чтобы упрочить существование капитализма.
Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, т.д. Это всего лишь попытка построить «хороший капитализм».
Сторонники «хорошего капитализма» хотят сохранить условия существования современного общества, но без борьбы и опасностей, которые неизбежно из них вытекают. Они хотели бы иметь капитализм без трудового класса. Тот мир, в котором господствует капиталист, конечно, кажется им самым лучшим из миров.
Стремление к «хорошему капитализму» — это дорога в никуда.
«Капитал» К. Маркс
Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего.
Капитализм — довольно— таки развитая и многообразная историческая организация производства. Анализируя категории, выражающие капиталистические отношения, дают нам возможность заглянуть в структуру и производственные отношения всех тех погибших форм общества, из обломков и элементов которых оно было построено. Капиталистическая экономика дает нам, таким образом, ключ к античной и т. д.
Товарное обращение есть исходный пункт капитала. Историческими предпосылками возникновения капитала являются товарное производство и развитое товарное обращение, торговля. Мировая торговля и мировой рынок открывают в XVI столетии новую историю капитала.
Капиталистическое производство вообще не существует без внешней торговли.
Если мы оставим в стороне вещественное содержание товарного обращения, обмен различных потребительных стоимостей, и будем рассматривать лишь экономические формы, порождаемые этим процессом, то мы найдем, что деньги представляют собой его последний продукт. Этот последний продукт товарного обращения есть первая форма проявления капитала.
“Капитал есть непрерывно умножающая себя стоимость”
Как говорил в свое время Франклин (американский политик 18 века):
“Война есть грабеж, торговля есть надувательство”.
Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы.
Сам же собственник рабочей силы, трудившийся сегодня, должен быть в состоянии повторить завтра тот же самый процесс при прежних условиях силы и здоровья. Для этого ему необходима оплата его труда, равная поддержанию его в физической форме. Но собственник рабочей силы смертен. Следовательно, чтобы он непрерывно появлялся на рынке, как того требует непрерывное превращение денег в капитал, продавец рабочей силы должен увековечить себя, “как увековечивает себя всякий индивидуум, т. е. путем размножения”. Рабочие силы, исчезающие с рынка вследствие изнашивания и смерти, должны постоянно замещаться по меньшей мере таким же количеством новых рабочих сил.
“Что такое рабочий день?” Как велико то время, в продолжение которого капитал может потреблять рабочую силу, дневную стоимость которой он оплачивает? Насколько может быть удлинен рабочий день сверх рабочего времени, необходимого для воспроизводства самой рабочей силы? На эти вопросы, как мы видели, капитал отвечает тем, что узурпирует время, необходимое для роста, развития и здорового сохранения тела. Он похищает время, которое необходимо человеку труда для того, чтобы пользоваться свежим воздухом и солнечным светом. Он урезывает время на еду и по возможности включает его в самый процесс производства, так что пища дается человеку труда как простому средству производства, подобно тому как паровому котлу дается уголь и машинам — сало или масло. Здоровый сон, необходимый для восстановления, обновления и освежения жизненной силы, капитал сводит к стольким часам оцепенения, сколько безусловно необходимо для того, чтобы оживить абсолютно истощенный организм.
Таким образом, не нормальное сохранение рабочей силы определяет здесь границы рабочего дня, а наоборот, возможно большая ежедневная затрата рабочей силы, как бы болезненно насильственна и мучительна она ни была, ставит границы для отдыха рабочего. Капитал не спрашивает о продолжительности жизни человека труда. Интересует его единственно тот максимум рабочей силы, который можно привести в движение в течение рабочего дня. Он достигает этой цели сокращением жизни человека труда, подобно тому как жадный сельский хозяин достигает повышения доходности земли посредством расхищения плодородия почвы.
Следовательно, капиталистическое производство, являющееся по существу производством прибавочной стоимости, всасыванием прибавочного труда, посредством удлинения рабочего дня, ведет не только к замирению человеческой рабочей силы, у которой отнимаются нормальные моральные и физические условия развития и деятельности. Оно ведет к преждевременному истощению и уничтожению самого человека труда.
Поэтому капитал беспощаден по отношению к здоровью и жизни рабочего всюду, где общество не принуждает его к другому отношению. На жалобы относительно физического и духовного калечения, инвалидности, преждевременной смерти, истязаний чрезмерным трудом, капиталист отвечает: как могут терзать нас эти муки, если они увеличивают наше наслаждение (прибыль)?
Установление нормального рабочего дня явилось результатом многовековой борьбы между капиталистом и рабочим.
Три стадии кругооборота капитала
Первая стадия: Капиталист появляется на товарном рынке и на рынке труда как покупатель; его деньга превращаются в товар
Вторая стадия: Производительное потребление купленных товаров капиталистом. Он действует как капиталистический товаропроизводитель; его капитал совершает процесс производства. Результатом является товар большей стоимости, чем стоимость элементов его производства.
Третья стадия: Капиталист возвращается на рынок как продавец; его товар превращается в деньги.
Капитал как самовозрастающая стоимость заключает в себе не только классовые отношения, не только определенный характер общества, покоящийся на том, что труд существует как наемный труд. Капитал есть движение, процесс кругооборота, проходящий различные стадии.
Поэтому капитал можно понять лишь как движение, а не как вещь, пребывающую в покое.
Подобно тому как капиталистический способ производства предполагает крупные масштабы производства, точно так же он необходимо предполагает и крупные масштабы сбыта, следовательно, — предполагает продажу товаров посреднику, а не отдельному потребителю.
В действительности, капиталистическое производство есть такое товарное производство, которое стало всеобщей формой производства, но оно является таковым — и по мере своего развития становится все более таковым — лишь потому, что здесь сам труд оказывается товаром, лишь потому, что рабочий продает труд, т. е. продает функцию своей рабочей силы, и притом, как мы понимаем, продает по ее стоимости, определяемой издержками ее воспроизводства (для поддержания своей физической формы и формы своих детей — будущих продавцов рабочей силы). В той мере, в какой труд становится наемным трудом, производитель становится промышленным капиталистом; поэтому капиталистическое производство (товарное производство) проявляется во всем своем объеме тогда, когда и непосредственный сельский производитель становится наемным рабочим.
Итак, рабочий превращает свою заработную плату преимущественно в жизненные средства, и притом главным образом в необходимые жизненные средства для себя и своих детей.
Обратите внимание, что капиталист покупает рабочую силу прежде, чем она вступит в процесс производства, но он оплачивает ее лишь в обусловленные по договору сроки, лишь после того, как она уже затрачена на производство потребительной стоимости.
Рабочая сила, т.е. ЧЕЛОВЕК ТРУДА — самый существенный элемент производительного капитала.
Поэтому капитализм произведет его (человека труда) сам для себя — удобного, не нуждающегося в еде, воздухе, почти бессмертного, способного осваивать другие планеты — РОБОТА с искусственным интеллектом. В итоге, капитализму живой ЧЕЛОВЕК ТРУДА (а это 90% населения земного шара) станет лишним.
Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСТВО планеты ЗЕМЛЯ сегодня может только СОЦИАЛИЗМ.
Трудовой народ всех стран планеты Земля, соединяйся!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.