МЭРИ / Фурсин Олег
 

МЭРИ

0.00
 
Фурсин Олег
МЭРИ
Обложка произведения 'МЭРИ'

Какабадзе Манана

Фурсин Олег.

 

 

 

Памяти моей бабушки, в девичестве — Лидии

Шервашидзе, — посвящается.

 

 

 

 

«Грешно, княжна, красивой быть такой», —

Упрек по-царски щедрый и красивый.(1)

А женщина была прямой, простой…

Не радовали даму кисти, объективы (2)!

 

Ей оскорбление — подмостки, а не цель!

Летала раньше по дворцовому паркету!

В роскошном жемчуге мадмуазель Шанель,

Глазами жрут ее блондины и брюнеты (3)…

 

Но ей нельзя, она ведь муза, дымка, свет!

Ей пел Галактион (4), хотя его она не знала…

Оставлен красотою вечный в мире след,

Какие ей нужны иль залы, иль журналы?

 

Быть Беатриче (5) или Фриной? (6) — выбор прост.

Она, по сущности своей, пути не выбирала.

И Женщину в себе несла, как соблюдают пост,

Излишества презрев, оставив гостевую залу (7)…

 

 

1. Княжна Мария Шервашидзе, в замужестве княгиня Эристави, фрейлина Александры Федоровны, супруги Николая II, получила подобный своеобразный комплимент от русского царя. Княжна, которая всегда и везде опаздывала, однажды пришла позже на панихиду по одной знатной особе, и позволила себе войти в зал после императора, что было строжайшим нарушением протокола. Наказание должно было последовать незамедлительно. Но Николай II лишь посмотрел на девушку, вздохнул и сказал: «Грешно, княжна, быть такой красивой».

2. Сохранились, тем не менее, и фотографии, и портреты Марии Шервашидзе-Эристави. После революции 1917 года, Мэри с семьей вынуждена была уехать в Тифлис. Грузинская столица стала убежищем для российской интеллигенции того времени. Именно там Савелий Сорин создает свою, пожалуй, самую известную картину — портрет княжны Мэри. По легенде, много лет спустя полотно «поселилось» в спальне принцессы Монако Грейс Келли. Проснувшись, она сначала смотрела на картину, и лишь потом в зеркало, определяя, таким образом, хорошо ли выглядит сегодня.

3. В Париже, в эмиграции, Мэри впервые была вынуждена пойти работать. Для нее, чьей красотой восхищалась половина Европы, княжны по крови, звезды светских салонов, это было и ново, в тягость. К счастью, она встретила князя Дмитрия

Павловича, состоявшего некогда в романе с Коко Шанель. Он и «сосватал» ей княжну в качестве модели. Дворянка из уже несуществующей Российской империи со своими выразительными, «породистыми» чертами лица сильно контрастировала с обычными, «хорошенькими» манекенщицами. Четкий профиль Мэри, выразительные глаза

и благородная осанка очень быстро возвели её в ранг лучших моделей модного дома Chanel. Но Мэри была не просто манекенщицей. Её приглашали на званые вечера и литературные собрания, она блистала на открытии Русского корпус — лицея имени Николая II в Версале и на освящении Русской гимназии. Известнейшие фотографы начала века считали за честь поработать с ней. На показы с её участием публика шла толпами. О красоте и утонченных манерах княжны судачил весь Париж. Именно Мэри впервые вышла на подиум в строгом и одновременно роскошном жемчужном

ожерелье Chanel. По сей день нитка жемчуга на шее дамы является символом аристократичности и хорошего вкуса. При первой возможности Мэри оставила модельный мир…

4. В 1915 знаменитый грузинский поэт Галактион Табидзе создает поэтический цикл «Мери». Какой именно Мэри посвящено это творение — почти ни у кого не вызывает сомнений. Биографы Галактиона пишут, что молодой и очень бедный поэт однажды встретил красавицу— княжну в парке, она прошла мимо, даже не заметив его, а он с этого момента был обречен любить её до конца жизни. Однако Мэри всегда утверждала, что с Галактионом Табидзе знакома не была, и стихов его не читала. Последнее, к сожалению, скорее всего, правда. Шервашидзе обожала родную Грузию, тосковала по ней в последующей эмиграции, но ни писать, ни читать по-грузински не умела. И даже поэма «Витязь в тигровой шкуре», которая всегда лежала на её прикроватном столике, была не на родном языке, а в русском переводе.

5. Беатриче (Beatrice; 1266/1267, апрель — 9 июня 1290), предположительно Беатри; че Портина; ри, уменьш. Биче (итал. Beatrice Portinari, Bice di Folco Portinari) — «муза» и тайная возлюбленная итальянского поэта Данте Алигьери.

Была его первой и платонической любовью, вышла замуж за другого и рано скончалась. Воспета в главных произведениях Данте и оказала огромное влияние на развитие темы платонической любви поэта к недоступной даме в европейской поэзии последующих веков.

6. Фрина (др. — греч. Φρύνη, ок. 390 г. до н. э. — ок. 330 г. до н. э.) — знаменитая афинская гетера, бывшая натурщицей Праксителя и Апеллеса.

7. История не сохранила ни одного скандального факта биографии Мэри Шервашидзе, хотя она была окружена воздыхателями всю жизнь. Любила мужа, Георгия Николаевича Эристави, праправнука грузинского царя Ираклия II, была верна его памяти после гибели. Любое ее появление на публике, когда она нарушала свое затворничество в Доме престарелых, вызывало восторг, на который Мэри, по-видимому, не обращала внимания…

 

 

 

***

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль