Нестеров Анатолий Михайлович (1932-2011) — советский и русский художник-живописец, график, поэт и педагог. Анатолий Михайлович появился на свет 13 августа 1932 года в Ленинграде. Он родился очень слабым, недоношенным ребенком, врачи не давали ему шансов и думали, что он не выживет, но родители так не считали и отдавали все силы и средства для своего первенца. Мать Мария Иосифовна в тайне молилась, просила — и произошло чудо, ребенку становилось лучше он набирал силы. Говорить Нестеров начал года в четыре. В столь юном возрасте он и начал делать свои первые попытки, что то нарисовать, то мелком, то угольком, то карандашами. Позднее, в начальных классах родители привели его в Дом пионеров, где был кружок по изобразительному искусству. Постепенно, от простого к сложному развивалась техника рисования, понимания композиции, правильное наложения цвета и света в изображении. В июне 1941 года Нестеров встретил начало войны в Ленинграде. Отец, Валентин Наумович, добровольцем ушел на фронт и обратно уже не вернулся. После наступления немцев Анатолий остался в осажденном Ленинграде с матерью, она была медицинским работником и в эвакуацию, как специалист, знания и опыт, которой нужны были фронту, не собиралась. В июле мать попыталась отправить Анатолия с большой партией детей на «большую землю» но из-за массированной бомбежки на станции Лычково, детей пришлось вернуть обратно. 4 сентября 1941 года в городе начались артобстрелы, и начало учебного года было сорвано. Однако вскоре часть ленинградских школ возобновили работу. С каждым днем становилось все труднее с продовольствием. Так как Ленинград регулярно обстреливали и бомбили, уроки в школах были сокращенные и преподавались только главные предметы. Изобразительное искусство или рисование в число основных предметов не подпадал и Анатолий рисовал дома. Только зимой 1942 года удалось отправить Анатолия в эвакуацию, детей увозили в Сибирь. Маму он увидел в 1945 году. В этом же году возобновил работу Дом пионеров, куда Нестеров ходил заниматься живописью.
После окончания школы, Нестерова призвали в армию, срочную службу Анатолий Михайлович проходил в пограничных войсках в Таджикской ССР на границе с Афганистаном. Здесь в этом живописном краю он буквально влюбился в горы. Нестеров говорил, что горы как люди у всех них свой неповторимый колорит и настроение, можно смотреть вечно на текущую реку, огонь и горы, и только тот художник, который полюбил и принял горы, может передать в своей живописи их силу и таинственно-сказочное очарование. После окончания службы в армии, домой он возвращается с большим количеством набросков природы Таджикистана, эти рисунки в дальнейшем станут удачным подспорьем к поступлению в Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. Экзамены он сдал легко. Его преподавателями стали такие корифеи живописи, как Корин Павел Дмитриевич, Чуйков Семён Афанасьевича и Манизер Матвей Генрихович. Решетников Фёдор Павлович был не только его учителем, но и человеком, который стал по-отечески опекать молодого и подающего большие надежды художника. Вот, что говорил художник и педагог Решетников Фёдор Павлович о своем ученике, будущем пейзажисте Анатолии Михайловиче Нестерове:
"Анатолий Нестеров — это редкий случай сочетания таланта и трудолюбия. С первых дней обучения он выделялся среди других студентов своей искренней увлеченностью пейзажем. Его работы всегда отличались тонким чувством природы, умением передать ее красоту и неповторимость. Он не просто копировал увиденное, а вкладывал в свои картины душу, своё видение мира. Помню, как он часами просиживал на этюдах, пытаясь уловить малейшие нюансы освещения, оттенки цвета, игру теней. Его настойчивость и упорство поражали. Нестеров никогда не боялся экспериментировать, искать новые подходы и техники. Он постоянно совершенствовался, оттачивал свое мастерство. И я уверен, что его ждет большое будущее в искусстве пейзажа. Он настоящий художник, преданный своему делу, и я горжусь тем, что имел возможность быть его наставником."
Как и большинство художников, Нестеров в начале творческого пути искал себя. Пробовал свои силы в разных стилях и жанрах. Интерьер, натюрморт, абстракция, портрет — наиболее излюбленные жанры молодого художника. Но пробуя себя в разных жанрах, он нигде не изменял себе в главном: изучению и оттачиванию техники пейзажа. Его преподаватели отмечали, что Анатолию всё давалось просто, многое получалось с первого раза. К концу обучения стало ясно: у Нестерова был несомненный талант. На конкурсе среди студентов-живописцев он получает первую премию и оканчивает ВУЗ с отличием.
После окончания вуза, Нестеров много работает. Становиться неоднократным участником городских и областных выставок с 1961, республиканских — с 1964, всесоюзных — с 1970. В 1974 году его картины в числе других работ современных художников экспонируются на выставке в Париже. Со слов присутствующего советского корреспондента, дни советской культуры проходили на — ура, у экспозиции, где демонстрировались картины Нестерова, всегда собиралась толпа. Некоторые его работы готовы были приобрести через торгпредство местные ценители живописи и коллекционеры. Уже тогда иностранцы проявляли живой интерес к его работам.
В 1978 году, на открытии выставки, посвященной изобразительному искусству Средней Азии, у экспонируемых работ Нестерова, задержался Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А.Кунаев, который попросил познакомить его с одаренным художником, после небольшого общения Анатолий Михайлович в знак признательности подарил одну из своих работ Динмухамеду Ахмедовичу. Член Союза художников СССР с 1978 года.
Заилийский Алатау — это не просто горы. Это невероятная красота природы, которая покоряет с первого взгляда. Анатолий Нестеров обожал эти места. Их величие и красота вдохновляли его на создание новых полотен. Горы, отражающиеся в спокойной поверхности рек, яркие цветы на предгорьях, и чистый свежий воздух — всё это стало для художника неиссякаемым источником вдохновения.
Интересно, что Нестеров всегда пытался уловить тот момент, когда природа являет себя во всей красе. Это могла быть яркая радуга над рекой после дождя или мягкий свет заката, освещающий горные вершины. Нестерову наиболее удавались пейзажи, наполненные величавым спокойствием, царственной, ничем и никем не нарушаемой тишиной.
Анатолий Михайлович в течение всей своей творческой жизни глубоко погружался не только в природу саму по себе. Его главной задачей было передать человеческую взаимосвязь с ней.
Каждая картина художника переполнена любовью к родному краю и природе, ее бесконечной красоте и величию. Тщательная прорисовка всех деталей произведения искусства характерна для данного автора. Благодаря этому реалистичность его работ не ставится под сомнение.
Анатолий Нестеров много путешествовал по Казахстану, Узбекистану и Таджикистану, открывая для себя новые горизонты и впечатления. Каждое путешествие давало ему шанс увидеть новое и необычное, а это, в свою очередь, обогащало его художественный опыт. Нестеров не просто изучал природу этих стран, он становился её частью.
Каждая новая местность вдохновляла его на создание произведений, которые, выйдя за рамки локальных особенностей, становились универсальными. Его работы объединяли не только красоту природы, но и её эмоциональную составляющую. Таким образом, путешествия по Центральной Азии не просто расширяли географию его творчества, но и углубляли понимание естественного мира.
У каждого живописца — свой почерк, поэтому пейзажи у них так разнообразны и оригинальны, кто-то выхватывал из реальности очаровательные природные уголки и наполнял пейзажи лиризмом, кто-то создавал эпические панорамы или передавал трепетание лёгкого ветерка или сияние радуги в небесах, а кого-то привлекали штормы и бури.
В картинах Нестерова мы видим, как пейзажи природы передают ту тонкую невидимую грань, отделяющую нас от нее. Мир, в котором краски обостряют чувства единения с природой.
С возрастом, у Анатолия Михайловича начал прогрессировать периодический паралич правой руки, и он писал свои картины левой рукой так же безукоризненно, как и правой, люди видевшие его законченные работы абсолютно не замечали разницы с предыдущими полотнами. Его работы экспонировались на многих всероссийских и международных выставках. Творческое наследие А.М.Нестерова хранится в музеях и частных коллекциях России, Украины, Германии, Австрии, США, Польши, Чехии, Узбекистана, Таджикистана, Литвы и Китая.
Анатолий Нестеров был мудрым, светлым, добрым, искренним и по-настоящему счастливым человеком. Он скончался, как истинный художник за работой в своей мастерской.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.