Слоновьи клавиши. Глава 3. Мамин день рождения / Безсолицина Мария
 

Слоновьи клавиши. Глава 3. Мамин день рождения

0.00
 
Безсолицина Мария
Слоновьи клавиши. Глава 3. Мамин день рождения
Обложка произведения 'Слоновьи клавиши. Глава 3. Мамин день рождения'
Глава 3. Мамин день рождения

В детстве одним из главных вопросов, непрерывно крутящихся в моей голове, был почему-то о бабушкином отчестве: Анна Саввовна или Анна Саввична. Возник он, вероятно, от того, что студенты, дипломники, аспиранты, звонили бабушке, а я, проворно подскочив к круглому телефонному столику в прихожей, взяв трубку на скрюченно закрученном проводе, тут же продев пальчик в один из резиновых витков и сказав: «Алё», каждый раз слышала разную интерпретацию бабушкиного отчества.

Бывшие аспирантки отправляли бабушке поздравительные открытки и даже письма из разных городов России, и бабушка всем очень внимательно и аккуратно отвечала. С годами бабушкин почерк становился все менее разборчивым, все более крючковатым, видя, как она подписывает конверт, я всякий раз недоумевала, как почтальон разгадает адрес. Со временем я сама стала подписывать конверты, а еще позже уже писала и сами тексты писем под бабушкину диктовку. Поход на почту был событием. Бабушка тщательно готовилась к выходу, независимо от погоды и времени года (впрочем, летом ее в городе не бывало) накидывала зеленое шерстяное пальто цвета Угловского леса (того самого, на окраине которого мы и проводили каждое лето, в деревне), на голову, чуть с наклоном надевала коричневый, шоколадного оттенка, а возможно цвета стволов Угловских елей, берет, окидывала свое отражение в зеркало прихожей, брала палочку, и мы начинали спускать по ступенькам вниз. Спускаться бабушке было сложнее чем подниматься, я ждала ее на каждой ступеньке, с высоты подросткового максимализма и нетерпеливости недоумевая, как можно быть такой медленной. Сначала мы просто доходили до голубого почтового ящика, что был установлен на стене первого корпуса, обращенного к Фонтанке. Потом ящик сняли, и нам уже приходилась идти до самой почты. Одной рукой бабушка опиралась на трость, другой держала меня под руку. Я изо всех сил старалась подстроиться под бабушкин темп и рост, и, шагая по набережной Фонтанки представляла себя (да, я вечно себя с кем-нибудь ассоциировала) героиней Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль». Слава Богу, фрейлейн Цецильхен мне не встречалась.

 

Это был мамин день рождения. Все мамины дни рождения в моем детстве проходили с размахом, большим количеством гостей — маминых друзей художников, научных и художественных деятелей, работников культуры. Круглый стол в большой комнате раздвигали, превращая в вытянутый овал, окружив его стульями, собранными изо всех уголков квартиры, уставив блюдами с салатами, рыбой, угловскими солеными и маринованными грибами, всевозможными мясными нарезками, бутербродами с икрой. Доставали гитару, а то и две-три, песни и напитки лились рекой. Ваня Говорков наяривал «шаланды полные кефали», Петя Татарников делал наброски в блокноте и крутил жирафиков из проволоки от пробок шампанского, Феликс Волосенков рассказывал о новой персональной выставке в Манеже, Лена Баснер добродушно шутила, тетя Тамара изящно курила тонкие дамские сигареты, Джека, всегда юная, по-детски маленькая и ладная, сидела тихонько как мышка, напоминая мне саму себя, а я сидела хмуро насупившись, тщательно пряча за напускной серьезностью свое восхищение происходящим.

В тот день, как и всегда, мама очень аккуратно предложила бабушке остаться в своей комнате, не присоединяться к празднику, не выходить к гостям. Обычно бабушка так и делала, весь вечер сидя у себя, в кресле, с книжкой. Настольная лампочка зажжена, бабушка склонилась над книжкой низко-низко, одна пара очков надета поверх другой.

В этот раз бабушка настояла на том, чтобы самой выйти к гостям. Мы с мамой были в замешательстве, понимая, что и бабушке и нам самим это будет физически тяжело. Но все же мама нашла в шкафу праздничный халат (бабушкин гардероб тогда уже состоял из ночных рубашек и домашних халатов, однако сохранился один «для выхода в свет», и мы смогли подобрать такую сорочку, которая не торчала из-под подола). Мы нарядили бабушку, смогли натянуть хлопковые чулки в рубчик, а сама она отыскала перламутровый тюбик помады в закромах своего письменного стола и даже припудрилась из старинной пудреницы, как мне казалось, императорских времен.

Бабушка вышла к гостям совсем ненадолго, от силы на пять-десять минут. Мы усадили ее на самый удобный прочный стул, и, не вставая, она попросила дать ей слово: «Я хочу рассказать Вам о том, каких успехов добилась моя Лена!» И бабушка начала очень спокойно и неспешно, но с глубочайшей гордостью перечислять мамины творческие успехи, которых, как оказалось, была масса, но которые для меня — дочки, девочки-подростка, были тогда далекими и непонятными. Бабушка рассказывала о маминых новых публикациях, о том, как её ценят и уважают на работах — в Русском музее и Академии Художеств, о том, как многого смогла достичь Лена своим глубоким и усердным трудом. Мужчины приостановились наливать, женщины затихли, мама слушала, в смущении опустив голову, а бабушка закончила: «Ну, а теперь с Вашего позволенья я удаляюсь». Провожая бабушку обратно в комнату, поддерживая под локоть, я слышала, как все чокаются за нашими спинами, взрывы смеха вернулись с новой силой. Бабушка села в свое кресло, взяла книжку в руки, вновь надела вторые очки и, с чувством выполненного долга и глубочайшей удовлетворенности, снова погрузилась в чтение.

 

На всех домашних праздниках я должна была играть для гостей на пианино… Играть по нотам при гостях считалось дурным тоном и показателем плохой подготовки, поэтому к каждому празднику я должна была быть готовой играть, не доставая нотной тетради. От волнения пальцы становились ватными и совершенно забывали, на какие клавиши нужно нажимать. Каждый раз «концерт» заканчивался моим полным провалом: сначала я начинала сбиваться, потом уже тыкала наугад, по спине катились капельки холодного пота, щеки полыхали, и, когда, наконец, из глаз брызгали слезы, я сдавалась. Гости принимались меня наперебой утешать, мама расстраивалась, а я себя ненавидела. Со временем, я нашла выход из положения: я назубок выучила один единственный, благо совсем короткую и простую прелюдию Шопена, зато мамину любимую, и могла играть ее даже вслепую. Вот она меня ни разу не подвела и даже сейчас, будь то пальцами по столу или, действительно, подняв крышку того самого пианино в квартире на Васильевском острове, я могу сыграть это произведение по памяти, совершенно без нот: си-си-сиии(бимоль), до-сиии(бимоль), до-сиии(бимоль), си(бимоль)-ляяя, си(бимоль)-ляяя, си(бимоль)-ляяяяя… И да, мне все еще снятся сны о том, что я не готова к уроку по музыке: не достаточно бегло играю этюды Черни, или, упаси Бог, сбиваюсь, исполняя адажио Баха.

Когда мама поставила нас с братом перед выбором на каком музыкальном инструменте каждый из нас хочет учиться играть, Ваня захотел аккордеон, а я, совершенно неожиданно и для себя, и для мамы, выбрала пианино. Почему-то мне показалось тогда, что это такой универсальный инструмент, на котором я смогу играть всё — от традиционной классики до песенок из мультфильмов и YellowSubmarine Битлов (очень мне тогда нравились). Как ни странно, сегодня я могу сказать, что мои ожидания оправдались. В нечастые, но все же случающиеся в моей жизни дни, когда на меня нападает фортепианное вдохновение, я сажусь за инструмент и на ряду с «К Элизе» и «Лунной сонатой» Бетховена, вальсами и прелюдами Шопена, играю музыкальные темы из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», или, к примеру, «Утомленное солнце» из «Утомленных солнцем». Ну, а несколько лет назад, когда Юджин был младше, в моем репертуаре встречались и «Чунга-Чанга» и «Голубой вагон» и «Пусть бегут неуклюже».

Мама успешно справилась с поставленной перед ней задачей и сумела найти в комиссионном магазине прекрасный старинный инструмент. Вся семья выстраивались перед пианино, я с гордостью поднимала крышку, и каждый по очереди пытался познать тайный смысл полустертых золотых букв, изящно выведенных на черном лакированном корпусе. В центре, прямо под пюпитром: «KNABEand THAL. BERLIN». Слева, над ручкой модератора: «Г.Э.Вицмань. Одесса». Но моей страстью на том самом начальном этапе моего знакомства с пианино было поглаживать идеально гладкие молочного цвета клавиши, постукивать по ним кончиком ногтя указательного пальца правой руки, прислушиваться к этим нежным и в то же время звонким щелчкам, ни на секунду не забывая при этом, что клавиши эти выполнены из самой настоящей слоновой кости! Только вдуматься: в холодном дождливом наиугрюмейшем городе Санкт-Петербурге (в то время еще Ленинграде) я прикасаюсь к кусочку настоящего слона, то есть к частичке Индии или, может быть, Таиланда. Я перевоплощаюсь в героиню Мэрил Стрип в фильме «Из Африки», воображаю себя в широкополой соломенной шляпе на прогулке по Кенийским прериям, под аккомпанемент из треска цикад. Силуэты слонов, мирно шествующих на водопой, и проносящихся мимо жирафов перемежаются с парами воздуха, трепещущего над теплой иссушенной землей Африканского континента.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль