«РУССКИЙ ГАМЛЕТ», ИЛИ БЕЛИНСКИЙ И БАРАТЫНСКИЙ
Более тридцати лет творчество поэта находилось в центре внимания русской читающей публики и критики. Уже сам этот факт говорит о той роли, которую играла его поэзия в русской литературе. В 1827 году вышел первый сборник стихотворений Баратынского, о котором Пушкин написал восторженную рецензию, назвав Баратынского первоклассным поэтом, еще не полностью оцененном обществом. И. Кириевский в 1831 году напишет объемную статью, где оценивалась поэзия Баратынского. И до нашего времени эта статья остается одним из наиболее полных анализов творчества поэта.
Начало поэтической карьеры Баратынского в отличии от военной службы складывалось довольно удачно. Он близко сошелся с Дельвигом и Пушкиным, с которыми они очень много и часто говорят о русской литературе. Уже первые стихи Баратынского появляются на страницах, как сейчас бы сказали, престижных изданий, то есть таких которые были в центре внимания читающей публики.
Уже к 1819 году у поэзии Баратынского «лицо необщего выражения». Современник признают его одним из выдающихся поэтов эпохи. И самому поэту доставляет удовольствие, что его муза отлична, непохожа на другие.
Служба в Финляндии накладывает отпечаток и на его творчество. Это в основном элегические стихотворения, где царит суровая северная природа. Его романтические герои в отличии от героев Байрона и Пушкина живут и страдают не на фоне роскошной южной природы, а среди скал, северной тайги и озер с ледяною водой. Северные мотивы особенно ярко прозвучат в его поэме «Эда».
О поэме высоко отзовется Пушкин; «Произведение замечательное своей оригинальной простотой, живостью характеров».
Адъютант генерал-губернатора Путята, с которым близко сошелся Баратынский, так лаконично описал его внешность: «Он был худощав, бледен и черты его выражали уныние». Таков и лирический герой его северных элегий, наполненных тоской и грустью.
В 1835 году выходит новое издание стихотворений Баратынского, вызвавшее пристальный интерес критики. Большинство рецензий положительно отзывались о стихах поэта, называя его в основном поэтом элегическим.. его музе свойственно «всеобщее выражение лица и необычайная простота речей».
Белинский не мог не откликнуться на выход нового сборника. Но его характеристика носила явно односторонний характер. Как же критик с таким тонким эстетическим вкусом мог ошибиться в оценке творчества поэта? Нет, здесь не было никакой ошибки. Говоря о Баратынском, «неистовый Виссарион» исходил прежде всего из своих социальных взглядов.
С отповедью Белинскому выступил ряд критиков. Наиболее интересна была статья Неверова, которого возмутило то, что его коллега по критическому цеху отказывал Баратынскому в поэтическом таланте.
Правда, в 1842 году, когда вышел сборник «Сумерки», Белинский во многом изменил свое отношение к поэту.
Хотя, может быть, мой призыв прозвучит тщетно, но всё-таки давайте, любители золотого века русской поэзии, перечитаем первую статью Белинского о поэте, написанную в 1835 году. Поскольку это во многом нам поможет понять, каково всё-таки место Баратынского в русской литературе и почему столь неоднозначна была и остается оценка его творчества.
Начинает Белинский статью с того, что часто его мысли обращены к тому, какая глубокая пропасть лежит между древней и новой поэзией. «Представьте себе народ, у которого еще нет идеи творчества, но есть уже само творчество», — призывает критик. Само просвещение в этом отношении дело постороннее, ибо оно сообщает поэзии только другой характер. «И это очень естественно: чем бессознательнее творчество, тем оно истинней». Поэт, который творит, не осознавая своего действия, более поэт, чем тот, который заявляя: «Хочу писать». Кто слагал наши песни? Люди, которые даже не подозревали, что есть литература, вдохновение, литературные каноны.
Для Белинского самая главная черта истинного поэта — современность. «Поэт больше, чем кто-нибудь должен быть сыном своего времени». Белинский цитирует несколько стихотворений поэта, считая их совершенно пустыми и глуповатыми, лишенными всякого поэтического огня. Эти любовные стихотворения, которые представляются критику совершенно умозрительными и ничтожными.
Еще резче он говорит о поэмах: «их никто не читает». «Нападать на них было бы грешно, защищать странно. Во всей поэме «Пиры» он находит лишь незначительный отрывок, достойный внимания читателя.
Социальность творца Белинским ставилась выше эстетических качеств его творений. Баратынский в основном поэт элегический. «Первые произведения Баратынского были элегии. И в этом роде он первенствует», — писал Пушкин. Очень характерна для мироощущения поэта его поэма «Пиры», которую критик оценил весьма низко. А ведь в ней проявилось вольнолюбие Баратынского, неслучайно
Шесть лет поэт проведет в Нейшлотском полку. Всякие попытки друзей посодействовать его переводы в офицеры наталкивались на отказы царя. Истинной причиной этих отказов было недоброжелательное отношение к нему царя, связанное с вольнолюбивым характером поэта, его нелестными высказываниями в адрес властей, связями с оппозиционно настроенными дворянами.
Имя и произведения Баратынского быстро стали известны всей читающей России. Элегия «Финляндия», другие стихотворения, поэма «Эда» закрепили за ним славу певца Финляндии, где проходили годы его службы. Его произведения читались и непременно одобрялись в в Вольном обществе любителей российской словесности.
Баратынский не стал декабристом, но и его захватил поток идей, которые были популярны в тайном обществе.
Осенью 1843 года Баратынский едет в Париж, где проведет полгода, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции. Еще до Тургенева он становится проводником русской литературы в этой стране. Но парижские салоны тяготили его, он чувствовал себя в них «холодным наблюдателем». Это противопоставление толпы и поэта проходит красной линией через его поэзию. Зато он сближается с российскими оппозиционерами, проживавшими в Париже, представителями герценовского круга. Их идеи во многом близки ему и дороги. А главное, что его притягивает к ним, — свободомыслие. Беседы с ними были посвящены одной теме — уничтожению крепостного права, которое они считали главным злом для России. Баратынский призывал своих младших единомышленников к делу: «вперед, братья». Это время — время подъема его духа, жажды деятельности.
Духовная бодрость, вера в победу идеалов прозвучали в его произведениях той поры, а в частности, в стихотворении «Пироскаф». Но им не суждено было стать началом его нового творческого пути. А ведь современники видели, какая перемена произошла в поэте. Находясь в Неаполе, он заболел и 29 июня 1844 года скоропостижно скончался. Не знать об его новых настроениях Белинский не мог. И конечно, они импонировали ему. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и в присутствии нескольких близких друзей предано земле.
Газеты и журналы того времени почти не откликнулись на его кончину. Да и в читательской среде имя Баратынского отошло на второй план. У них были уже другие кумиры. Лишь Белинский скажет о нем проникновенные слова: «Мыслящий человек всегда перечтет с удовольствием стихотворения Баратынского, потому что всегда в них найдет человека — предмет вечно интересный для человека». Так великий критик от пренебрежительного отношения к таланту поэта пришел к восхищению им. Сходную мысль высказал в свое время и сам Баратынский, для которого душа и мысли человека были всегда главными в творчестве. Он верил, что читатель найдет в его стихах его бытие, а поэтому их души окажутся в сношенье, а его поэзия обретет читателя. Растущее внимание к поэзии Баратынского подтвердила прозорливость этого пророчества. Его подымут на щит поэты серебряного века. Гуманизм, глубина проникновения в духовный мир человека, умение показать развитие и рост внутренних сил человека делают его поэзию актуальной и в наше время. Может устаревать язык, но пламень чувства, мысли и таланта никогда.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.