«МОРСКАЯ ФАНТАСТИКА»… А МОЖЕТ — «ФАНТАСТИКА МОРЯ»?.. ОБЩИЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Сколько помнит себя человечество, люди всегда относились к морской стихии с благоговением и опаской. Море представлялось им в образе строгой матери. Оно могло, конечно, обеспечить пропитанием в виде рыбы и морского зверя, одарить жемчугом и кораллами. Но уж рассердится — держись! Бесследно исчезают корабли и самолёты. И не помогают тут все чудеса современной технологии в виде радиолокации, спутниковой навигации и всевозможных спасательных средств. Безудержные в ярости тайфуны и цунами разрушают дамбы и буквально слизывают прибрежные города…
И потому человек продолжает чувствовать себя в океане гостем. Не всегда желанным. Здесь идёт своя, таинственная жизнь. Переговариваются непонятными «песнями» дельфины и киты. Пролетают под водой, лениво шевеля крыльями-плавниками, гигантские скаты — манты. Где-то в глубине затаились огромные головоногие моллюски — осьминоги и кальмары. Поджидают ныряльщиков, затаясь среди кораллов, свирепые «тигры моря» — акулы. А ещё — мурены, барракуды, ядовитые медузы… И все они опасны вдвойне. Потому что человек за редким исключением мало знаком с ними. Океан для него — одна большая тайна.
Учёные не устают напоминать: поверхность Луны, Марса и Венеры изучены гораздо лучше, чем океанское дно. Поэтому стоит ли удивляться, что рядом с фантастикой о космических путешествиях существует мощный пласт произведений, который можно назвать «морской» или «океанской» фантастикой?
Не будем «слишком углубляться в историю вопроса» и вспоминать историю библейского Ионы проглоченного огромной рыбой или приключения былинного Садко. Говоря о «классике жанра» стоит сразу вспомнить «20 000 лье под водой» Ж. Верна и, как ни странно — «Труженики моря» Виктора Гюго. Для читающей публики тех лет это были своеобразные «морские популярные энциклопедии», «путеводители по подводному миру».
С Жюлем Верном всё понятно — когда писался роман, подводные лодки переживали эпоху младенчества. Описание механических и электрических чудес «Наутилуса» вызывали у тогдашнего читателя ничуть не меньший восторг, чем картины подводной жизни. Это ведь был старый добрый Х1Х век — век «позитивизма». Тогда казалось, что научно-технический прогресс решит все глобальные проблемы мира — бедность, повышенную смертность, безработицу, невежество… Новые средства коммуникации — радио и телеграф, новый транспорт — железные дороги, пароходы (а в перспективе — дирижабли и аэропланы) сблизят народы, помогут им лучше понять друг друга и тем самым устранят опасность войн. Красивая и наивная мечта!
Ну а «Труженики моря»? Почему эту книгу можно отнести к «морской фантастике»? Потому, мне думается, что Виктор Гюго сделал ее своеобразным сборником морских легенд. Тайны черного ремесла контрабандистов, кровавые убийства и кораблекрушения, скелеты лежащие на морском дне и, конечно же — дьявольский спрут, само воплощение Зла, злобы и ненависти. Тут больше романтики, чем реальности. Это была «сказка для взрослых», рассказ о сражении человека с морскими опасностями. Рассказ трагический, потому что в финале главный герой кончает жизнь самоубийством, узнав о измене любимой девушки.
Несколько особняком стоит «Моби Дик или Белый Кит» Германа Мелвилла. Писатель создавал свою книгу как огромную многоплановую аллегорию, но читатель увидел в ней в первую очередь занимательную вещь — повесть о поединке неистового капитана Ахава с гигантским кашалотом-людоедом.
Далее безусловно следует отметить «Маракотову бездну» Артура Конан-Дойля и рассказ «В бездне» Гебберта Уэллса. Оба этих произведения открыли в «морской фантастике» новые направления — «батискафов и подводных цивилизаций». Только у сэра Артура на морском дне проживают потомки атлантов, которым удалось спастись и приспособиться к новым условиям, а у Уэллса — это своеобразная цивилизация людей-лягушек. Она строит свои жилища из обломков кораблей, рыбачьих сетей и человеческих костей — всего того, что валится на эти бедные создания с поверхности океана.
Эдгар По начинал свою писательскую карьеру с рассказа «Рукопись, выловленная в бутылке». В присущей ему мрачной манере ярко и убедительно он описывает переживания человека попавшего в ужасающий шторм в Южном океане. Шторм, когда «солнце исчезло и больше не появилось», а корабль, на котором плыл рассказчик пошёл ко дну, попав под форштевень «огромного чёрного корабля» экипаж которого составляют «люди-тени». Это жутко-мистическая история «зайца» на «Летучем Голландце» принесла ему известность и заставила обратить внимание издателей и редакторов на его талант.
У нас в Советском Союзе получил широкую известность роман Григория Адамова «Тайна двух океанов» — своеобразное продолжение «жюль-верновской темы». (В 1957г. на тбилисской киностудии сняли по ней неплохой двухсерийный фильм. Помню, в школьные годы этот фильм произвел на меня большое впечатление.) Подводная лодка «Пионер» описанная в романе была настоящим чудом техники. Энергетическая установка, вооружения, средства разведки и связи, скафандры и батисфера, скорость подводного хода и глубина погружения — многое из этого и сейчас остается мечтой для современных подводников.
Если заговорили о советской фантастике, то как тут пройти мимо «Человека-амфибии» Александра Беляева? Этой книгой в СССР зачитывалось несколько поколений школьников! Но если книга покорила сердца юных читателей, то фильм снятый по ней — уже пленил души и умы взрослого поколения. Снятый необычайно красиво и реалистично для того времени, с прекрасными актерами, с потрясающей музыкой — он дарил незабываемые впечатление. (Экранизация «морской фантастики» в Советском Союзе — это отдельная большая тема.) Американцы, кстати, в это же самое время отказались снимать фильм на эту тему, сочтя невозможным.
Ещё одно незаурядное явление — повесть Сергея Павлова «Акванавты». Книга с оттенком таинственной жути и трагическим сюжетом. Может ли талантливый учёный в поисках истины приносить в жертву чувства близких ему людей?
А рассказ Севера Гансовского «Хозяин бухты»? Здесь озвучена идея «животного-сообщества», «животного-роя»… Неисчислимое количество мельчайших существ в воде (вроде планктона), которые в нужный момент собираются вместе и…
Конечно, хороших и интересных вещей в советской фантастике на эту тему было больше. Всех не перечислишь, я назвал только самые значительные.
Теперь перенесёмся за океан, в другую «сверхдержаву фантастики» — в США.
Если советские писатели и режиссёры больше старались удивить-увлечь своих читателей и зрителей, растрогать их или заставить задуматься, то их американские коллеги больше старались напугать своих соотечественников. (Хотя и здесь имеются замечательные исключения из правил, и о них мы тоже поговорим.)
Самый знаменитый писатель в этом жанре «у них» — это, конечно, Питер Бенчли. Его первая повесть «Челюсти» о нападении гигантской белой акулы на жителей маленького прибрежного городка сразу принесла автору известность и сделала его богатым человеком. Эту повесть даже печатали у нас в «Иностранной литературе». Ну а одноименный фильм режиссёра Стивена Спилберга стал сенсацией в мировом кинематографе. Хотя в самом сюжете не было ничего фантастического, и сам фильм можно было бы назвать «фильмом-катастрофой», сам образ ужасной хищницы неимоверных размеров производил впечатление какой-то неземной жути. Эта акула, казалось, явилась прямо из ада. Или — с другой планеты. В неё втыкают гарпуны с поплавками-бочками — она продолжает погружаться. Учёный специалист пытается ударить чудовище гарпуном, начиненным сильнейшим ядом но теряет свое оружие, а сама акула тем временем разламывает предохранительную «акулью» клетку с десятикратным запасом прочности… Капитан рыбачьего суденышка открывает огонь по бестии из ружья, но все пули летят мимо и т.д. Вот уж действительно сам сатана в образе животного! Сам фильм получился даже, по-моему лучше, чем книга. Спилберг убрал отвлекающую линию адюльтера — измены жены шерифа Броуди с молодым ихтиологом Мэттом Хупером. В повести Бенчли Мэтт — молоденький красавчик-студент со стройною фигурой и тонкими чертами интеллигентного лица. Да ещё по стечению обстоятельств он оказался младшим братом «первой любви» леди Броуди. Встреча с «копией» Хупера-старшего всколыхнула угасшие чувства… Наверное, Бенчли рассчитывал, что этим любовным треугольником он добавит реализма своему произведению, но Спилберг решил иначе.
В фильме Мэтт весьма симпатичен, но никаких отличительных черт рафинированного интеллигента-серцееда в его облике нет. Молодой бородатый парень, склонный к полноте, с короткими руками и ногами. Главное, что он — пламенный энтузиаст своего дела. Просто бредит акулами!
Ради их изучения он готов терпеть бытовые неудобства, преодолевая чувство брезгливости, вскрывая акулий желудок, ну… и жуткий страх, конечно! А как же? Ведь надо спускаться под воду к своим «подопечным», а они ведь не котята, или зайчики какие-то!..
Хупер неуклюж и немного смешон, но это только вызывает зрительскую симпатию. Сразу «приклеивается» к шерифу и становится его закадычным приятелем, можно сказать, единственным другом в этом островном курортном городке. Плечом к плечу они воюют с тупицей-мэром, которого не волнует ничего, кроме долларов, оставленных в городе туристами, и поднимают мятежи против рыбака Квинта, взявшего их на ловлю акулы и пытающегося воспитывать «салаг». На леди Броуди Хупер смотрит только как на гостеприимную хозяйку, хорошую тётку, которая неплохо готовит и позволяет им с шерифом прикончить для расслабления бутылку-другую вина. За то что он не стал разрушать семью главного героя, Спилберг «позволил Хуперу выжить» в финале фильма. (В повести Бенчли малосимпатичный прототип Мэтта гибнет в пасти акулы — мораль налицо!)
Кроме этой повести Бенчли написал еще триллер «Белая акула». Нет, в нём речь пойдет не об акулах, вернее, не только о них. Тут автор поднимает две серьёзные темы: о зловещем наследии нацистов и о гибели природы на райских тропических островах от хищнической деятельности человека. Об ответственности учёного на службе у преступного режима, о том, совместимо ли безудержное научное любопытство с моралью. О том, что двуногое разумное, но лишенное совести и морали существо может оказаться куда страшнее белой акулы…
И, наконец — повесть Питера Бенчли «Тварь». Скажу в двух словах: это история о гигантском кальмаре. Человек истребил почти всех кашалотов, и ТВАРИ, до того прятавшиеся в глубинах, начали подниматься на поверхность в поисках пищи. Сюжетная линия почти повторяет сюжетную линию «Челюстей», только герои другие.
В этот ряд можно поставить повесть Стива Олтена «Мегалодон». Понятно, что «главным героем» этого произведения является гигантская ископаемая акула. Считается, что эти монстры мелового периода (достигали в длину двадцать и более метров) вымерли вместе с динозаврами. Но вот реальный факт: в 1873г. британское исследовательское судно «Челленджер» подняла драгой со дна впадины (названной потом его именем) в Марианском желобе зуб мегалодона. Ученые попытались определить возраст ископаемых останков и были потрясены: оказалось, что зуб пролежал на дне океана всего 10 000 лет! Это значит, что кошмарные хищники были современниками теперешнего человечества ещё совсем недавно по историческим меркам! Возможно, что некоторые из них дожили и до наших дней. Неясные и краткие панические сообщения от рыбаков с островов Фиджи в 70-х годах ХХ века о встрече с акулой, размеры которой превосходят всякое воображение, заставляют задуматься. В центре повествования — противостояние доисторического хищника и профессора Джонаса Тейлора. Океанолога, гидронавта-профессионала. Здесь Олтен весьма реалистично показал несправедливость и неблагодарность толпы обывателей по отношению к яркой и талантливой личности, само присутствие которой нарушает их душевный комфорт и тихую жизнь. Сначала в ответ на заявления Тейлора о встрече с мегалодоном его объявили лжецом и сумасшедшим. Потом, когда гигантский хищник появился во плоти, и произошло несколько смертей, его опять пригвоздили к позорному столбу: почему, дескать, не предупредил?.. не предотвратил?.. Полная абсурдность и нарочитая несправедливость этих обвинений поражают. Это описано так натурально, что я уверен — автор сам был свидетелем подобной травли (если не её жертвой).
Ещё одна довольно незаурядная вещь — «Корабль Ночь» Роберта Р. МакКола. Эта книга написана в стиле «мистический триллер». Но она несомненно о море. О тайнах, что хранят его глубины. О том, что некоторые из этих тайн довольно мрачные, и лучше не тревожить их покой.
…Остовы военных кораблей, лежащие на дне словно слепки того времени. Со всеми его надеждами, чувствами, ненавистью и яростью боя. Полностью ли упокоились души тех моряков, что ушли в глубину вместе с ними? Или они только ждут момента, чтобы продолжить свою войну, чтобы выйти на поверхность и начать мстить потомкам тех, кто потопил их корабль? И вот однажды, потревоженная любопытными руками, из-под толщи придонного песка на поверхность поднимается подводная лодка фашисткой Германии… Всё ли умерло в её зловонных отсеках?
И, наконец, нельзя не упомянуть ещё одну вещь. Не книгу, увы. Это — художественный фильм «Бездна» (Abyss) снятый незаурядным режиссёром Джеймсом Камероном. Фильм вышел в прокат в 1989г. и сразу побил все рекорды по прибыли и посещаемости. В нём рассказывается о встрече людей с подводной цивилизацией. С существами (тоже землянами!), которые живут совсем рядом. Вот только до них просто так не добраться, потому что их города стоят на огромной глубине. И только безумные действия человека (войны, ядерные испытания, экологическое загрязнение планеты) заставляют их вступить в контакт с зазнавшимся человечеством. Вступить в контакт для того, чтобы поставить ультиматум: «Или вы, ребята, берётесь за ум, или мы, умея управлять водой, наведём на ваши города волны многокилометровой высоты!» Фильм наполнен антивоенным пафосом, а для конца 80-х это довольно необычно, ведь все думали, что «холодная война» закончилась навсегда. Очень тепло и человечно показаны отношения главных героев — семейной пары Бригманов. Бад и Линдси — оба незаурядные, волевые натуры, не желающие подчиняться. Вот и «нашла коса на камень» — дело дошло почти до развода. И только таинственные и трагические события на борту подводной буровой платформы заставили их пересмотреть своё решение. Когда ты видишь, что человек, с которым ты прожил много лет умирает — только тогда начинаешь понимать, как много он значит для тебя.
Прекрасно выполненные подводные съёмки, приличная для того времени компьютерная графика создают полную иллюзию реальности. Это сделало фильм «Бездна», безусловно, заметным событием в мировом кинематографе.
Я постарался дать как можно больше широкую картину этого интересного направления фантастики. Возможно, кто-нибудь назовет больше книг и авторов, вспомнив тех, кого я забыл упомянуть. Наверняка упомянут «Бегущую по волнам» А.Грина — печальную и красивую историю о таинственной девушке Фрези Грант. Назовут сказочные повести для детей Валентина Крапивина словно наполненные шелестом волн, скрипом снастей и хлопаньем парусов. Можно вспоминать и вспоминать. Ведь хороших книг очень много!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.