"и сладок нам лишь узнаванья миг" (Коллективный сборник-2 под редакцией Козлова И.В.) https://writercenter.ru/library/poeziya/sbornik-stihov/kollektivnyy-sbornik-liricheskoy-poezii-2/
'О, нашей жизни скудная основа,
Куда как беден радости язык!
Все было встарь, все повторится снова,
И сладок нам лишь узнаванья миг.'
Как у Мандельштама веретено крутится и челнок стучит выбивая пряжу, с постоянством и простотой звучания, так непостоянна и бедна в сравнении с этой простотой и постоянством радость человеческая, то уходящая, то приходящая. И всё же сладок узнаванья миг, когда читаешь и узнаешь поэзию. Я уже упоминала, что не являюсь профессиональным критиком, и всё о чем я пишу в литобозоре, моё личное предпочтение, но в данном случае было сложно сформировать шорт-лист( было из чего выбирать), поэтому ориентировалась на новых авторов и соответственно на лучшие с моей точки зрения стихи. Это то, что близко мне, а у вас наверняка найдутся свои критерии отбора лучшие из лучших. Поскольку критик я непрофессиональный, то могу лишь описать свои впечатления и насколько могу проанализировать произведения. Если авторы будут несогласны с моей оценкой, пожалуйста, дайте знать.
Сапфира Алла
Есть красота в молчании вдвоем,
Когда незримый мост меж нами брошен,
Когда вопросов мы не задаем,
И криком страсти рот не перекошен.
Огни бегут и гаснут неспеша,
Мир нерожденный зреет в шаре черном,
Где не терзает бедная душа
Другой души весельем обреченным.
В моей свободе — привкус пустоты.
За гранью той, где власти нет у слова,
Теряешь "я" — но не находишь "ты",
Чтоб в нем, забывшись, воплотиться снова.
Сам стих будто мостик, невероятно хрупкий, по которому пройти и не разрушить и не сбиться с хрустальной вехи осмысления. Твой визави тот, в котором живёт твоя свобода. Потеряв её, ты освобождаешь его от влияния своего слова. Это самоотречение в дальнейшем и дает свободу самому персонажу, она пуста, но вместе с тем всеобъемлюща, это вне зависимости одного от другого, это глоток пространства не находящегося за чертой чувств близкого тебе человека. Ив этом хрустальном «Теряешь "я" — но не находишь "ты",
Чтоб в нем, забывшись, воплотиться снова.» происходит раскол этого хрупкого утончённого дуэта, в котором каждый, подспудно желая того, обретает своё мироощущение. Хорошая композиция, размер соблюден.
Качур Виктория Исааковна
дефицит
а когда надоест размышлять о круговороте веществ,
об азоте, о кислороде, об углероде и кремнии,
я приду в гастроном на углу в июне, часиков в шесть,
и скажу: дайте мне, пожалуйста, немножечко времени,
дайте мне того вон, знаете, самого лучшего, —
в предвкушении сердце так и замрёт внутри, — ну,
то, как будто резинка жевательная, тягучего,
то летящего, будто мяч футбольный в витрину,
я из тех, кто устал, ожидает полный 3,14здец кого
и кому надоели работа, дом и дурные вести,
в общем, дайте-ка мне, пожалуйста, времени детского,
полкило или граммов двести хотя бы взвесьте,
я куплю непременно, не зря на товар глазею, но
соберу по карманам все скомканные рубли...
человек за прилавком плечами пожмёт рассеянно
и ответит: времени нету. не завезли.
И снова вспоминается Мандельштам «Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять..», когда ищешь дорогу в свое детство, к себе тогдашнему, в незамутненном жизненными перипетиями времени. Но здесь тебя относит уже в другие-в футуристические пенаты. И это переосмысление жизни, но по-шагово, с размахом, ёмко с незамыленными образами, ритмически точно оформленное бежит лестницей вниз до лаконичного ответа: «времени нету, не завезли».
А время чистое и честное. Уход в Себя, к Себе и к дому.
Рышкова Елена
Мрамор листа
В глыбе листа угадаю черты
Мира или лица
Архитектонику простоты,
Смелость творца.
Азбучной плоскостью отсеку
Форм диссонанс —
От запредельности пустоты
Белых пространств.
Мраморной крошкою ссыплется вниз
Лишняя суть,
Вновь под резцом моим профиль стиха
Дышит чуть-чуть...
Опасное занятие
С любовью расставаться не смешно.
С любовью расставаться не опасно.
Забывшим родословную снежком
Залепит март окрестное пространство.
И перекрестит спину проводник,
Он знает толк в неразрешенных встречах,
Где цвет румянца бархатом приник
К ложбинке между поводом и речью,
И оголяет вечер провода.
Но в лете между небом и землею,
Вальдшнепом всхлипнет раненое — "Да!"
И пылью упадет пороховою.
Два мощных, на мой взгляд, произведения, где стиль автора прочитывается ясно, сложившийся, чёткий. Вся глубина эмпатии, полутона, будь то создание произведения, созвучное сотворению скульптуры, либо расставание с любовью, являют себя в полной мере. Но несмотря на сложность темы, сами стихи на удивление лёгкие в постижении своём, а образы настолько зримы, что иное невозможно себе представить. Каждое слово живёт на своем месте, каждый образ занимает свою нишу, и каждый стих— произведение искусства. Метафора завершающая последнее стихотворение, красива. Вслушиваясь в пространство этих произведений складываешь поэтику мира слов, отсекая всё лишнее. Здесь— эстетически выверено.
Натафей
Листопадное
Когда-нибудь я сброшу листья лет,
Жизнь прожитую скупо эпиложа.
И отлетит душа туда, где нет
Былого и грядущего… И всё же,
Коль память о земном мне сохранят,
Хоть тень её, хотела б не забыть я
Птиц пересвист и почек аромат,
И летнего дождя тугие нити.
Простое на первый взгляд, но ёмкое и ладно скроенное, шов ко шву каждое слово, ни прибавить, не убавить. Два четверостишия в которых разместилась целая жизнь. Это обаяние цельности, честности и радости узнавания, той самой, где свет познаётся в простых вещах, которые становятся важными при переходе в иной мир. Важными ещё при этой жизни, но уже проектирующимися на другое измерение, поскольку являются соединяющими эти два мироощущения.
Ковалевская Александра Викентьевна
Перестали пахнуть земляникой пасти львов…
Перестали пахнуть земляникой
Пасти львов. И дерзкие шакалы
Выходили выть в пустыне дикой
И в немой ночи будили скалы.
Рот открыл щербатый старый месяц,
Сплетни волоча к воротам рая.
Первой ночи простыни развесить
Поспешили ангелы, стеная.
Но Адам, склонившись над корзиной,
Выбирал из всех плодов румяных
Снова яблоко. И половину
Еве нёс — теперь такой желанной.
И они друг другу ворковали,
В уши дули тёплый нежный ветер.
Дерева им яблоки бросали,
За столетьями неслись столетья.
Как ни странно, вечно новым вкусом
Был отмечен каждый плод чудесный:
Тот наполнен сладостным искусом,
А другой сочился тихой песней.
В яблоке однажды горьким ядом
Терпко сжала нёбо боль-измена.
Плод безумства находился рядом,
Что запретно — то и вожделенно.
Как-то их забрызгал сок багровый
Яблока, насыщенного местью,
И пришлось измученным, бессонным
Отыскать прощенье, и заесть им…
Только опыт первой этой пары —
Груз души без права передачи.
Новым вкусом метит фрукты жало,
Цвет и форма ничего не значат.
Пожалуй первая фраза — самая стоящая, не заключительная, а именно первая, когда запах той самой цветаевской, как я думаю, земляники, когда не нужно думать о смерти, но с радостью о мире, украшенном цветами, ягодами, и именно земляникой, символом жизни, плоти, романтики, чистоты, думать о том пространстве, в котором ты жил, творил, был вероятно счастлив. И не столь первый грех, убивает запах самой жизни, сколько человеческие взаимоотношения, далёкие от эдемовской идиллии низводят этот грех из категории плотской любви в статус блуда. Благородные львы уступают место шакалам, любовь превращается в распутство, и груз без права передачи-первое чувство, символом которого является яблоко метит жало змея. Общий настрой стиха печален и далеко не оптимистичен. Почему я выбрала его? Именно из-за земляники, из-за первой фразы.
Ламмот
мыс
Мыс обходит по кругу с ночи пешком
дождь. Как будто не дождь, а уже песок,
и заносит… столетия всё песком.
Небо кружится словно бы колесо.
Может быть, человек, может, птица там,
но не слышно, не слышно их голосов.
Дождь идёт за собою же по пятам.
Небо словно им пойманное в лассо.
Стихотворение богатое рефлексиями. Метафора неба пойманного в лассо времени, поскольку и дождь и песок олицетворяют, опять же как мне кажется, время, удачна. Это замкнутое пространство, сансара, круговорот рождения или смерти, всё подчинено этому вращению за которым не слышно ни птицы, ни человека.Мыс явно не позитивный как у Мориц мыс желания. Но стих цельный, немногословный, самодостаточный.
Козлов Игорь Владимирович
Голос цыганки, под мостом
Прячущей труп её ребёнка
Или вдыхающей в него
Жизнь. Отвечает мост ей: "Поздно".
Голос цыганки в темноте
С ветра и волка воем сходен,
С чёрною трещиной на дне
Искры в глазах её московских.
В них предлагается с моста
Спрыгнуть, беду предотвращая,
И не найти там ни следа,
И увернуться от удара.
Эмоционально выразительное, полное трагизма произведение. Рифмы неточные, но имеющие право на существование. Это псевдо-рифмы, и сама тема предполагает эти неточные совпадения как неровное дыхание смерти. Рвущее душу, тяжёлое стихотворение, где есть выход и можно увернуться от удара, но реально ли это? Или этот мистический путь даёт ей пусть слабую, но надежду, повернуть время вспять. К нему, живому, и ни следа под мостом, ни воя, ни ветра поглощающего радость жизни.
« — Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
— Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать!»Тот, кто бесплатно делает литобзоры из любви к поэзии, ау, проявитесь! Иллюстрации к литобзору мои, это помогает мне сосредоточится. Спасибо всем авторам, стихи хорошие, почитать в удовольствие. Надеюсь следующие литобзоры не обойдут вас своим вниманием. Всем успехов!
С уважением, Марина Русова
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.