14 марта в Санкт-Петербурге выступал Джо Бонамасса (Joe Bonamassa).
Вопрос — идти на концерт или нет, даже и не стоял. Идти обязательно, и на то есть несколько причин.
Во-первых, музыкант до этого не был в нашем городе, во-вторых, он исполняет близкую мне музыку. Этот, еще молодой человек (родился 8 мая 1977 года, Ютика, штат Нью-Йорк), представитель старого доброго рок-звучания. Время, отпущенное на творчество, к сожалению, ограничено возрастными рамками, а у него, надеюсь, еще многое впереди. Конечно же, есть исключения — музыканты и в 60 лет создают шедевры, но такие примеры очень редки.
Лет десять назад мне в руки попал диск Бонамассы “So, it’s like that” с несколькими запоминающимися композициями, и с тех пор я слежу за творчеством этого человека. Не могу сказать, что блюз-рок слушаю каждый день, но если это талантливо и интересно, имя музыканта невольно запоминаешь, вне зависимости от стиля, в котором тот работает.
Без четверти семь я на гранитных ступенях концертного зала. Народ докуривает последние сигареты, высматривает в толпе знакомых, кто-то покупает диски, (предприимчивые соотечественники продают их за 200-300 рублей). Если бы я был уверен, что эта продукция прибыла из Соединенных Штатов…. Но “при современном развитии печатного” дела купить неважно звучащую копию — вероятность почти 100%.
Пора в зал, правда, есть несколько минут для того, чтобы выпить каплю коньяка, так сказать, для полноты ощущений. За столиками можно услышать много информации о Бонамассе, и если вы не удосужились перед концертом почитать о нем в Интернете — будет интересно.
Оказывается, отец музыканта торговал гитарами, и с 4 лет маленький Джо был в “компании” инструментов всех известных фирм-производителей. Так что судьба музыканта была предрешена еще в юном возрасте.
По достижении 12 лет о нем заговорили и в прессе. Сам Би Би Кинг пригласил талантливого мальчишку сыграть на своем концерте. А “разогреть” великого блюзмена — дорогого стоит. В 23 года выходит первый диск, и известность начинает принимать “космические масштабы”. Какими только титулами не наградили его средства массовой информации: “золотой мальчик”, “белый король блюза” ...
Бонамасса играл с огромным количеством известных музыкантов, перечислять их не вижу смысла, но мне почему-то запомнился следующий факт: в 2011 году Джо записал гитарную партию для питерской англоязычной группы Pushking, альбом “A rock and roll journey”, песня “Tonight”.
Перед тем, как занять свое место, с “дозором” обхожу зал. В центре амфитеатра — пульты управления звуком и светом. Зная технический райдер концертного зала, мне интересно, какую аппаратуру Бонамасса привез с собой. За звук отвечает пульт Yamaha, и это, без сомнения, техника музыканта. ПУ светового оборудования — Compulite Dlite, а вот это собственность зала: в райдере — именно этот прибор. Софиты, пушки, прострелы и прочие генераторы легкого тумана — на совести концертной площадки.
В центре сцены, на подмостках, ударная установка Sonor в приличной, но не в гигантской комплектации. Слева от “ступы” акустика Marshall, в количестве 3 единиц, на нее установлены усилители одноименной фирмы — по два на каждую колонку. Справа от барабанов две колонки несколько меньших размеров, с двумя же усилителями. Название фирмы не рассмотреть, догадываюсь, что это аппаратура бас-гитариста. На сцене один микрофон, видимо, никто Бонамассе помогать не будет. Четыре монитора, призванные донести звук до музыкантов, направлены в глубь сцены и как бы указывают, где будут стоять исполнители. Будем надеяться, что привезенной техники хватит для озвучания зала. Немного огорчает отсутствие клавишных. На последних гастролях в Москве был более интересный состав, который хотелось бы услышать и мне. В трех метрах от микрофона замечаю какой-то странный прибор с антенной. Я догадываюсь, что это такое…. Но подождем концерта.
В 19.03 гаснет свет и под бодрую рок-н-ролльную фонограмму народ, засидевшийся в фойе, устремляется к своим местам. Персонал, вооруженный фонариками, активно помогает опоздавшим. Через несколько минут зал полон, а это означает, что 1850 билетов раскуплены “на ура”. Готовлю оптику — сейчас все начнется.
На несколько секунд музыка смолкает, и на сцене в синих лучах прожекторов появляются музыканты. Без раскачки, без раздражающей пробы инструментов — первый блюзовый стандарт. Мощный чистый звук, бас-барабан бьет прямо в сердце. Ну а пока можно рассмотреть Джо сотоварищи.
Бонамасса, образца весны 2012 года, в черных узких очках, достаточно коротко пострижен. Одет в черную рубашку, расстегнутую на три пуговицы, светло-синие джинсы и светлые замшевые ботинки. В руках Gibson Les Paul, а кто бы сомневался. Сколько инструментов использовал музыкант, останется загадкой, так как роуди подавал гитары из-за кулис, всегда в полной темноте, но две, это — как минимум.
На басе — Carmine Rojas, обритый наголо мужчина с африканскими корнями, одетый в черные джинсы в облипку и такого же цвета футболку с непонятной аппликацией. Когда луч прожектора падает ему на грудь, изображение начинает блестеть, как стразы Сваровски. Пятиструнный красный инструмент музыканта звучит очень низко, не всегда могу расслышать его партию, хотя акустика направлена прямо на меня.
За барабанами — Tal Bergman, мужчина с вьющимися светлыми волосами и с черной коротко стриженой бородкой. Он тоже в черной футболке, на руках перчатки. Играет очень академично, пока без особых эмоций. Ударная установка хорошо озвучена.
Вот и весь состав, приехавший в Питер, а хотелось бы большего. Ладно, в конце концов, это шоу Бонамассы, а он бесподобен. Техника великолепная, звукоизвлечение — безупречное. Ни одной фальшивой нотки за все выступление не заметил, а ведь это живой концерт, здесь все может быть.
Джо активно использует педаль гитарных эффектов. Что это за прибор, к сожалению, не видно, мешает монитор.
Где-то после 3-4 композиций, типичных блюзов, акцент постепенно смещается в сторону рока. В песнях начинают появляться характерные риффы, и народ постепенно разогревается. Надо сказать, что на 90 процентов — это люди старше 30 лет. Тинэйджеров практически нет. Правда, рядом с нами сидит довольно юная девушка, но ее привел папа, который точно попадает в указанную возрастную категорию. Девушка громко аплодирует после каждой песни, несколько раз просит бинокль: начинаю проникаться мыслью, что не все потеряно, а потом вдруг начинает зевать. Ну, ничего-ничего, бывает.
Поет Бонамасса неплохо, но видно, что это не его стихия. Выдающихся певческих данных у Джо нет, и поэтому очень бы хотелось увидеть в составе его группы первоклассного вокалиста. Тем более известно, что такие музыканты иногда ездят с ним в гастрольные туры.
Пришло время вспомнить о загадочном приборе с антенной. Это — терменвокс. В середине концерта, Бонамасса в одной из блюз-роковых композиций демонстрирует его возможности. Он приближается к аппарату на расстояние около метра и делает магические пассы около вертикальной антенны. Принцип действия терменвокса в следующем: исполнитель изменяет расстояние от руки до антенны и, тем самым, влияет на емкость колебательного контура, а, следовательно, и частоту звука. Если использовать этот музыкальный фрагмент в каком-нибудь фантастическом блокбастере, он был бы уместен в эпизоде о вторжении злобных инопланетян. Музыка сфер, звуки космоса.
К концу выступления по настоящему разогреваются все: и музыканты и зрители. Даже барабанщик начинает проявлять эмоции: по сценарию у него небольшое соло. Не все же Бонамассе солировать.
Последнюю композицию Джо играет на акустической гитаре и заканчивает концерт, оставшись на сцене в одиночестве. Если сказать одним словом — виртуозно. Здесь не помогут электронные примочки, фальшь слышно сразу, а имеющий уши да услышит….
Полтора часа пролетели незаметно, концерт шел без перерыва. Джо благодарит аплодирующий и свистящий зал и в полной темноте скрывается за кулисами. Далее следует проверенный жизнью и временем прием: после небольшой паузы музыканты снова на сцене. И вот тут, на прощание, американские парни выкладываются полностью.
Энергично, страстно, необычайно легко.
После концерта, по дороге домой пытаюсь разобраться в собственных впечатлениях. Положительные эмоции получены, и это очевидно. Бонамасса — великолепный музыкант, его энергетика легко держит зал в течение двух часов. Стиль, в котором он чувствует себя легко и свободно — конечно же, блюз. На память приходит какое-то старое интервью, в котором он рассуждает о “магии трех аккордов”.
Жаль, что не удалось услышать знакомые и полюбившиеся песни, жаль, что он не сыграл так ожидаемый народом Led Zeppelin. В конце Бонамасса начал было вступление к “Stairwey to Heaven”, и зал даже замер в предвкушении…. Люди хотели хитов, пусть и чужих. Многим из пришедших на концерт хорошо известно, что Джо иногда балует публику таким образом.
Следующие выступления в столице, может быть, москвичам “повезет” больше.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.