БРАТ УШЁЛ ЗА БРАТОМ... НА СМЕРТЬ БОРИСА АРКАДЬЕВИЧА СТРУГАЦКОГО. / Декопольцев Сергей
 

БРАТ УШЁЛ ЗА БРАТОМ... НА СМЕРТЬ БОРИСА АРКАДЬЕВИЧА СТРУГАЦКОГО.

0.00
 
Декопольцев Сергей
БРАТ УШЁЛ ЗА БРАТОМ... НА СМЕРТЬ БОРИСА АРКАДЬЕВИЧА СТРУГАЦКОГО.
Обложка произведения 'БРАТ УШЁЛ ЗА БРАТОМ... НА СМЕРТЬ БОРИСА АРКАДЬЕВИЧА СТРУГАЦКОГО.'
БРАТ УШЁЛ ЗА БРАТОМ...

БРАТ УШЁЛ ВСЛЕД ЗА БРАТОМ… 19 ноября не стало Бориса Натановича Стругацкого.

 

…Может, кто-нибудь возмутится, прочитав, как я критикую человека, который недавно ушёл из жизни. «О мёртвых либо — хорошо, либо — ничего.» — есть такая мудрость. Но поймите: для меня братья Стругацкие всегда останутся живыми современниками! Как и для десятков, сотен тысяч других любителей фантастики! Они (Стругацкие) уже вошли в историю советской и русской литературы, советской и русской фантастики. А те люди, чьи имена принадлежат истории будут жить вечно…

Сергей Декопольцев.

 

…Вот теперь не стало и другой половины этого необыкновенного литературного тандема — «коллективного автора», имя которому — «братья Стругацкие».

Сначала — даты. (Для тех — кто не в курсе). Аркадий Натанович родился 26 августа 1925 года — умер 12 октября 1991-го. Борис Натанович появился на свет 15 апреля 1933 года — умер 19 ноября 2012-го. Обоим довелось пережить ленинградскую блокаду. Старший брат (читатели-фанаты и родные называли его сокращенно — «АН») в 1943-м был призван в армию, окончил Актюбинское миномётное училище, потом стал слушателем японского отделения восточного факультета Военного института иностранных языков. После окончания института и до демобилизации служил на Дальнем Востоке.

«БН» — Борис Стругацкий закончил математико-механический («матмех») Ленинградского университета, был приглашен аспирантом в Пулковскую обсерваторию. Работал на Пулковской счетной станции в должности «инженера-эксплуатационника по счётно-аналитическим машинам» (предтечам современных ЭВМ).

…Все эти данные я взял из очень информативной (это её главное достоинство) книги Бориса Вишневского «АРКАДИЙ и БОРИС СТРУГАЦКИЕ: ДВОЙНАЯ ЗВЕЗДА.» Книга писалась в то время, когда Аркадия Натановича уже не было в живых, и представляет собой запись бесед между автором и Борисом Стругацким с добавлением некоторых документов. (Нечто, весьма похожее по структуре на книгу Феликса Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым».) И хотя труд Вишневецкого претендует на всеобъемлющий биографический очерк автора «братья Стругацкие», я бы назвал его — «Борис Натанович о творчестве братьев Стругацких». Потому все, кто знал этот литературный тандем отмечали, что оба брата были ОЧЕНЬ РАЗНЫМИ. Различия были во всём: начиная от внешности (что неудивительно), и кончая характером и мировоззрением. В своих интервью БН сам признает, что его старший брат более эмоционален, более общителен и отзывчив, чем он.

«…Вообще-то он был добр не только к людям, он был добр к человечеству, а следовательно — к его истории…» — признаётся БН. (Б.Вишневецкий «Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда.» стр. 32. Из-во АСТ Москва, )

Расшифруем это признание Мастера. В своих многочисленных заявлениях и интервью Борис Натанович не раз и не два настойчиво подчёркивает: «…Мы с братом — из поколения Шестидесятников…» Для тех, кто не знает такого термина поясню — эти господа раньше ещё любили называть себя «детьми ХХ съезда». Напоминаю: на ХХ съезде КПСС Никита Хрущев огласил «секретный» доклад «О культе личности и его последствиях». Попросту — облил грязью мёртвого Сталина, списав на него, в том числе, и собственные преступления. На волне антисталинской кампании и поднялась тогдашняя либеральная интеллигенция — сиречь «дети ХХ съезда», или «Шестидесятники» (так они зовутся теперь, когда любое упоминание КПСС стало «немодным». Среди них тогда были «продвинутые» (как сказали бы сейчас) поэты и художники, скульпторы и писатели. Хватало и просто озлобленных неудачников. Почти поголовно в лагерь «шестидесятников» зачисляли себя московские обыватели с институтскими дипломами: ехать из родной столицы «в глубинку» по распределению не хотелось, «гореть на работе» дома — тоже. Естественно, поэтому успеха в жизни они не добивались, а поэтому — ругали власть, страну и народ, которые «их не оценили». Сам же БН признается, что на написание первой повести («Страна Багровых Туч») его сподвиг старший брат, приехавший после демобилизации с Дальнего Востока.

«…Если бы не фантастическая энергия АН, если бы не его отчаянное стремление выбиться, прорваться, стать — никогда бы не было братьев Стругацких. Ибо я был в эти годы инертен, склонен к философичности и равнодушен к успеху в чём бы то ни было, кроме, может быть, астрономии, которой, впрочем, тоже особенно не горел…» (Б.Вишневский «Аркадий и Борис Стругацкие: ДВОЙНАЯ ЗВЕЗДА.» стр. 57-58. Из-во АСТ Москва).

То есть столичным интеллигентам Москвы и Ленинграда не зачем было «рвать жилы» для успеха в этой жизни — они и так жили неплохо. (Замечу, это пишет человек, который, пусть и с помощью брата, сумел победить апатию — и «стать».) Но большого успеха конечно хотелось и столичным «обломовым». Вот только ругать себя, любимых, за лень они не желали. Значит, виновата «проклятая власть»! А так же — «проклятая страна», ну и всякие «хамы и жлобы» (то есть — народ). (Конечно — русский, мы же — интернационалисты, черт побери! Перед любым другим народом — снимаем шапку, а на Запад так вообще молимся!)

И хотя младший Стругацкий вместе с АН начал писать книги о НАСТОЯЩИХ ЛЮДЯХ, всё равно — «шестидесятная закваска» давала о себе знать. Всё осуждение мещан и лентяев («ходят с выбритыми ушами по институту») шло от Аркадия. Все «фиги ненавистной власти в кармане» — «Дикие лебеди», «Град Обреченный», «Отягощение злом…» и т.д. — от Бориса. До поры до времени они как сказочный Тяни-Толкай уравновешивали друг друга. Фраза БН о том, что АН был «добр к человечеству, а следовательно — к его истории», значила, что старший брат был не склонен обвинять окружающих «жлобов и хамов» во всех личных неудачах. Он верил в людей, видел в них, в первую очередь, хорошие черты. Верил в лучшее будущее человечества ( и своего народа, своей страны — заметим!)

Словом, был он скорее всего «стихийным коммунистом-утопистом». Так же как его брат — «шестидесятником» с уклоном в диссидентство. И тут я уже не верю сказанным Борисом Натановичем Вишневскому словам о том, что, мол, «доживи брат до наших дней, он бы тоже одобрил реформы Гайдара, осудил «агрессию в Чечне» и «заклеймил красно-коричневых». Всё вышеперечисленное — это взгляды уважаемого БН. Его брат, возможно, имел бы на всё это другое мнение.

Надо сказать, что «ярые фанаты творчества Стругацких» (в отличии он «нормальных» читателей), зачастую являются и «экстремистами либерального толка». В чем тут дело — не знаю. Конечно, та группа фанатов, которую возглавляет Сергей Переслегин к этому племени не принадлежит. Но остальные… Может быть, авторитет Бориса Натановича влиял на неокрепшие читательские души? Или в полудиссидентской богемной Москве чтение «поздних» Стругацких было признаком вольнодумства и фрондирования? Так же, замечу, как чтение «ранних» — считалось признаком дурного тона. Особенно — «Страны Багровых Туч». Это произведение до то «пришлось не ко двору» демократической «околостругацкой» тусовке и самому БН, что «мэтр» составляя первое полное собрание своих с братом сочинений наотрез отказался включать туда эту повесть. Ну «никак не тянули на демократов и борцов с деспотией» Краюхин, и молодые Быков, Юрковский, Дауге и Крутиков! Да и повстречай эти ребята «постперестроечного» Бориса Натановича и послушай «одобрение реформ Гайдара» — чтобы они сказали? Или — сделали? Хм-м…

Злосчастная «Страна…» настолько намозолила глаза «фанатам-демократам», что один из них кинулся срочно исправлять положение. В проекте «Время учеников» он представил свой вариант этой повести. Там Быков и Крутиков… одетые в «колючие офицерские шинели» прибывают с Венеры, где добывали из «Урановой Голконды» сырьё… для производства супербомб! Которыми зловредные коммунисты намереваются уничтожить все страны «свовобного мира» (то бишь — США и Западную Европу). А еще один «ученик» превратил неунывающего Поля Гнедых (персонажа романа «Полдень ХХ11 Век») во мрачного охотника за головами инопланетных разумных существ и при этом ярого «красно-коричневого экстремиста»!

Кстати, «демфанаты» намертво молчат об одной весьма выдающейся вещи «мэтров» — «Хищные вещи века». Нет такой повести — и всё! Если и заставишь эдакого «знатока» высказать своё мнение о ней, то услышишь в ответ только невнятное бурчание. Что-то вроде, о «дани стереотипам коммунистической пропаганде». Так же «не ко двору» пришлось и «Второе вторжение марсиан». Критика «общества потребления», даже если это делали «мэтры», нашим демократам как кость в горле!

Да и «Понедельник начинается в субботу.» в критике «демфанатов» представлен довольно однобоко. Всё чаще подчеркивают, что обстановка в НИИЧАВО, дескать, никак не напоминает атмосферу «скучных номерных ящиков». ( А вы что, господа, во всех «номерных ящиках» в советские годы побывали? Вы уверены, что, например, в КБ Ростислава Алексеева, создающего экранопланы царили скука и серость — «там птицы не поют, деревья не растут…»?! А в ленинградском КБ, где уже в ельцинское безвременье (в 92-м) был «доведен до ума» проект воздушно-космического самолёта «Аякс»? А про Звёздный городок, когда там шёл набор в наш «лунный» отряд космонавтов, тоже можно было сказать — «скука смертная»? Ну в тот, командиром которого был назначен Алексей Леонов? А может быть, атмосфера в этих коллективах как раз и была похожа на то упоение работой, что царило в мифическом НИИЧАВО?)

Ещё вспоминая «Понедельник» часто делают упор на его «юмористическую» сторону. Хихикают: «Профессор Выбегайло кушал!» А вот, кстати, подробный разбор истории с «кадаврами Выбегайло» устраивать не решаются. Потому что получится, что еще в то время братья Стругацкие написали убийственную сатиру на наш «мир победившего капитализма»!

Те, кто читал эту замечательную повесть хорошо помнит историю выбегайловской аферы. Профессор Выбегайло (хам, карьерист, лентяй и жулик) решил заработать дешевую славу. Он создал три свои копии-«дубля» наделив их набором нужных ему свойств. Первая «модель» громко называлась «Человек, полностью неудовлетворенный». «…Это несчастное существо, страдающее одновременно от голода и от жажды, болеющее всевозможными болезнями вывалилось из автоклава, огласило Институт потоком невнятных жалоб и издохло… Научная общественность содрогнулась — затея Выбегайлы оборачивалась жуткой стороной. Зато профессор был доволен. Он доказал: «Что если… значить… человеку не давать ни пить… ни кушать, значит… то он будет очень неудовлетворён… и очень даже может помрёт…»

( Здесь можно заметить, что если наше «победное шествие к неограниченному звериному капитализму продолжится» (капиталисты будут стремительно гнать вверх цены на всё, разворовывать и продавать, бесчинствовать в ЖКХ и т.д.), то нас ждёт участь этой несчастной «первой модели».)

…Второй «кадавр» Выбегайло громко назывался «Человек, неудовлетворённый желудочно». Эта «модель» могла только жрать, а, нажравшись, удовлетворенно дремать. Прямо-таки копия теперешнего обывателя! Телевизор с большим экраном, на котором идут бесконечные телешоу типа «Дома 2», неизменное пиво, гамбургеры, грудастые тёлки. Интеллектуальные запросы? Не смешите мои подковы, как говорил конь Юлий в «мультике» про богатырей! Вы посмотрите на это молодое хамье, что мчатся на иномарках и готовы наброситься с кулаками на любого, что оказался на дороге! Они читают книги? Получают второе образование? Занимаются на досуге изобретательством? Сочиняют стихи? А «на кой» это им? Если есть пиво, тёлки и телевизор-«жвачник»? Они и голосуют-то как один за «медведей», потому что другая партия, пришедшая к власти, может всколыхнуть их уютный мир животных инстинктов — наметить для страны и общества новые цели (это потребует усилий ), а люди-животные всегда ленивы!

Эта бездуховность «второй модели» ярко показана у Стругацких.

…Два ассистента Выбегайлы пытаются читать жрущему кадавру газеты и журналы, включают магнитофон с музыкой, пытаясь пробудить «духовные» потребности. Однако все усилия идут прахом. «…Когда модель жрала, ей было плевать на всякие такие духовные запросы… А, нажравшись, она застывала в «пароксизме довольства» и больше уже ничего не хотела и не желала…»

Кончается всё довольно-таки благополучно: кадавр съел слишком много и… лопнул. Правда, профессор Выбегайло на этом не успокоился. Третья «модель» торжественно называлась «Человек неудовлетворённый полностью или Идеальный Потребитель». Это воистину было самое опасное создание карьериста-жулика!

«…-Ты этого не бойся! — махнул рукой Ойра-Ойра в сторону жрущего кадавра. — Ты вот кого бойся! — он показал на мирно мигающий зелёным огоньком автоклав с «третьей моделью».

По настоянию руководства НИИЧАВО открывание третьего автоклава происходит в безлюдной местности за городской чертой. И даже такая мера предосторожности не уберегает от серьёзной катастрофы. Из открытого автоклава в морозное небо сначала поднимается столб пара. Затем раздается нечеловеческие вой. В образовавшуюся воронку втягиваются модная одежда, золотые украшения, кошельки, автомобили… Горизонт начинает скручиваться! Если бы не вмешательство «мэтров магии» Киврина и Кристобаля Хунты… «Идеальный потребитель» оказался натуральным олигархом-чиновником-банкиром! Он захапал всё мало-мальски ценное, до чего смог дотянуться, а затем попытался закуклить пространство и остановить Время… Ну точь-в-точь как действуют сейчас Ходорковские-Абрамовичи-Березовские! Как поступают «ведьмистры» -чиновники, делая «отпилы и откаты», оставляющие без денег любой проект по развитию страны! Как делают банкиры-биржевики, выжимающие деньги из реального производства и науки, закрывая заводы и институты, и уводя капиталы в виртуальное пространство биржевых игр! Они и пространство готовы «закуклить» отгородясь в пределах Москвы от «быдла, которое за МКАДом»! И насчёт остановки Времени всё понятно. Зачем этим «идеальным потребителям» исследования глубокого Космоса и освоение Океана. Уйдут люди в океанские глубины, или расселятся по Солнечной системе, а с кого потом деньги драть?! Да и накладны эти расходы — когда только будет отдача от новых технологий и материалов! А денежки от биржевых спекуляций — вот они! Живые!

Возможно, братья Стругацкие, когда писали это и в мыслях не имели, что создают картину-предупреждение. Образ варианта нежелательного Будущего. Я всё время думаю, а увидел ли Борис Натанович здесь убийственную аналогию, горькое пророчество? Уловил ли несомненное сходство между выбегайловским «идеальным потребителем» и сырьевыми олигархами, столь милыми сердцу так любимого им Гайдара?

Ещё одна значительная вещь Стругацких — небольшая повесть «Парень из преисподней.» Она замечательна, и не только тем, что Корней Яшмаа живёт по крайней мере лет на сто позже Горбовского и Максима Каммерера (чтобы не говорили фанаты творчества Аркадия и Бориса Стругацких — это совершенно другое время, другая техника, другие люди). Здесь пацифисты-Стругацкие постарались выразить всё свое неприятие так называемой «современной военщины». Герой повести — «бойцовый кот» Гаг — парень, который воюет почти всю жизнь. Ну и… мыслит соответственно. Прямолинейно. Всех делит на «друзей», «командиров» и «врагов». Стругацкие стремятся показать, как мучительно трудно ему избавиться от груза «психологии войны». (Кстати, он от этого так и не избавился — при первой возможности сбежал на родную планету.) И на этом можно было закончить разбор повести (её лучше самому прочитать), но… Уже в наше время Михаил Успенский в проекте «Время учеников» написал продолжение — повесть «Змеиное молоко», по-своему очень замечательную вещь! О том как действия прогрессоров на родной планете Гага по прекращению войны привели к всеобщей разрухе, эпидемиям и кровавому хаосу. (Очень напоминает наши 90-е.) И только «просвещенная военная диктатура» может решить эти проблемы, потому что в эпоху всеобщего помешательства слова уже бесполезны…

…Но, пожалуй, довольно. О творчестве братьев Стругацких, о поднятых в их произведениях проблемах, о заданных ими вопросах, на которые каждый даёт свой (именно — свой!) ответ можно говорить часами…

Прах Бориса Натановича Стругацкого был развеян над Пулковскими высотами, там же, где двадцать с небольшим лет до этого был развеян прах его брата. Так что же — Стругацкие ушли — и «Двойная Звезда» погасла? Нет! Она продолжает светить нам! Заставляет думать, отчаянно не соглашаться, спорить, искать свои пути и свои ответы…

Спасибо им за это!

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль