1910 г. Прежде всего бросаются в глаза небольшие административные расходы армии Франции. И это при том, что Франция управляет колониями, в данном случае колониальными войсками. Но именно низкие расходы на управление говорят о великолепной организации этого управления, когда не приходится тратить время на указания, уточнения, согласования, проверки и т.п., которые необходимо обеспечивать кадрами. Первая мировая это прекрасно доказала — французский порядок управления сравним разве что с германским.
Купцов Андрей. Миф о красном терроре.
В этом тексте я упомяну необычную тематику. Упоминаемую богато писателями в начале 20-го века и по инерции — в его конце. Тема «уборки старого» то есть, добивание того или нет, кто жил по старым заветам и либо был готов занять своё место на страницах истории, либо же отчаянно старым образом действий и мысли старался этого избежать и занять место в новом мире на его вершине.
Многие фильмы и книги показывают этот аспект, но мало кто заостряется на нём. Фильм «Герой-одиночка» 1994-го года с Брюсом Уиллисом, герой которого стрелял в бандитов двух конкурирующих ОПГ, однако… шериф нац. гвардии всё равно бы зачистил всё это место наглухо, про что он главному герою фильма и доложил. Произведения моего духовного учителя, Роберта Говарда, это «клише» показывают ещё яснее. Ведь, если разобраться, то почти все его персонажи за редкими исключениями встречают в качестве противников умирающие и обречённые на исчезновение в глубинах прошлого культуры, народы, организации.
Примеров есть у меня много.
Начнём с цикла про Конана-варвала от первого автора этого персонажа. В рассказе «Сплошь негодяи в доме» про Конана Багряный Жрец, которого боялось всё королевство Замора, даже без Конана всё равно был бы убит своим рабом-обезьяночеловеком Тхаком, и его вряд ли оставили после этого в живых. В «Железном демоне» демон из живого железа, могучий Косатраль Кель, был бессилен против ножа из метеоритного железа, и охранял его… лишь один огромный змей, а оживлённые им после нескольких веков смерти люди спали днём мёртвым сном и не могли бы помочь в охране ножа. Рано или поздно бы кто-то влиятельный воспользовался бы «надёжностью» такой вот охраны и достал бы этот нож, отвлекая отрядом фактических смертников от себя. И убил бы Косатраля Келя. Без Конана, опять-таки! Или завалил бы его камнями и землёй, чтоб тот не смог выбраться, нашёл бы нож… дальше ясно.
«Королева чёрного побережья» и «Сокровища Гвалура» — последний из крылатых вампиров из первого рассказа и обезьяноподобные свирепые слуги умершего пелишта Бит-Якина из второго — тоже доживавшие свой век и не имевшие будущего. Опять-таки, без Конана последний вампир бы всё равно умер, благо он был на грани смерти от старости, как и сами слуги Бит-Якина.
«Чёрная тень» и «Гвозди с красными шляпками», про вырождающиеся города Ксутал и Ксутохл соответственно. Население первого спит вечным сном от наркотиков, боится выйти наружу лишний раз, и их по одному пожирает демон Тауг. Второй город стал местом гражданской войны, и два оставшихся лагеря — Ксоталан и Техултли — уже не в состоянии поддерживать своё число, вырождаясь из поколение в поколение. Конан перебил население Ксутохла и немалое числа жителей Ксутала. Но они бы и так все в скором времени исчезли, без его участия!
«Чёрный омут» или «Бассейн чёрных дьяволов» — там, на затерянном острове доживали свой век человекоподобные демоны, и Конан добил их с командой пиратов всех до единого. Но они и так вымирали, без его действий!
Теперь забытое клише про потомков Чингисхана, которые захватывают влияние в трущобах и криминальных районах города. И тут в рассказах «Повелитель мёртвых» и «Чёрной книге», его сиквеле, крутой боксёр-мент Стивен Харрисон крушит очередного потомка Чингисхана, Эрлик-Хана. В самом рассказе указано, что планы захватить город через криминальные круги и поставить на все посты своих людей — обречённая затея, и рано или поздно против Эрлик-Хана, главного злодея обоих произведений, пришла бы нац. гвардия, и начались бы зачистки а-ля сериал «Ликвидация» с Мошковым. Как против итальянской мафии в 1960-х, и это привело к тому, что добрых 30 лет в Италии о «братьях» никто не слышал. Цикл комиксов «Тень», с которого потом скопировали Бэтмэна, а также персонаж Мандарин от студии «Марвел», которые оба представлялись потомками Чингисхана — аналогично, их затея была обречена с самого начала.
«Долина сгинувших» и «Черви Земли», ряд других рассказов Говарда упоминает змеелюдей, бывших людьми, но из-за подземного образа жизни выродившиеся до полуживотного состояния и необратимо вымирающие на данный момент.
Соломон Кейн от того же автора и в той же степени — Джеймс Эллисон в реинкарнации воина-асира. Что они делают? Да то же самое! Встречают именно те самые «осколки прошлого», которые всё равно обречены исчезнуть. «Сад ужаса», «Долина червя», «Луна черепов», «Хозяин судьбы», «Замок дьявола», «Ужас пирамиды», «Крылья в ночи», «Дети Ашшура» — везде герои встречают реликты прошлого, которые успешно уничтожают. Которые и так доживали свой последний век.
Примеры по очерёдности рассказов в абзаце ранее. Крылатый человек с садом цветов-кровососов, сам последний из рода, демон-червь и его мохнатый музыкант-прислужник, вырождающиеся атланты-полукровки из Африки, оживший после многих тысяч лет сна атлант Катулос с его армией сплошь из сектантов и бандитов, сошедший с ума барон-садист фон Сталер из разрушающегося замка с дюжиной воинов-телохранителей, древний ужас из заброшенной пирамиды, умирающий род крылатых людей аккана, они же гарпии. Даже последний (!) ассирийский город Нинн с воинами-ассирийцами при мечах и доспехах, который ещё существует лишь из-за отсутствия огнестрела и профессиональной армии у соседей, и которая всё равно рано или поздно придёт и помножит их на ноль. Как и «армию» Катулоса, атлантов, демона-червя, фон Сталера, Мандарина и всех прочих.
Понимаете мысль? По сути, во всех случаях главный герой по факту не особо и нужен! Он делает лишь то, что итак бы случилось без него, хоть и позже! Подметает мир от осколков прошлого!
Кстати, это клише «главный герой, который не особо нужен, добивает итак обречённых», не только исторически показывают. Есть частый вариант, что герой «в настоящем» делает то же самое. Как «Индиана Джонс. В поисках утраченного Ковчега». Нацисты убились бы от Ковчег Завета и с помощью Индианы Джонса, и чуть позже — без неё. Вопрос, зачем нужен в фильме Индиана Джонс? И в «Армагедоне» том же астероид бы раздолбаоли ракетами, груженными кучей боеголовок и отправленные в один конец, но надо ж драму и Брюса Уиллиса показать, налаживание отношений с женихом дочери персонажа Уиллиса! Вот и показывает бредятину, хотя в реальности «бойскауты» тут совсем не нужны!
Более реалистично обыграно на примере зомби-апокалипсиса в фильме «Зомби по имени Шон». Как было бы на самом деле в таких случаях, прибывает армия и всех мертвяков уничтожает до последнего за несколько дней. А экскурсия в занюханный противочумный институт показала бредовость всего сюжета «Обители зла» и фильмов про эпидемию мега-вируса, где для каждого отсека, в отличие даже от реального ПЦР-бокса, нет своей вентиляции, а досмотра на предмет всего и вся не проводится! Это я к тому, насколько киношные «угрозы» неопасны на самом деле, и их давно уже нужные службы знают, как устранять.
Часто герой в боевиках рискует жизнью, теряет родных и друзей, раскрывает заговоры и прочите сговоры, синдикаты, чьи участники… итак на «карандаше» у разных служб, и рано или поздно с ними разобрались бы и без героя! Но экшн же нужен для кинозрителей и читателей, а не «скучная» и более сложная реальность, вот авторы и придумывают реально лишнего главгероя!
Вот знаете, есть и такое клише. Избегать его или нет, решать вам.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.