Ольга / Матосов Вячеслав
 

Ольга

0.00
 
Матосов Вячеслав
Ольга
Обложка произведения 'Ольга'

 

 

Вячеслав Матосов

 

ОЛЬГА

 

1

 

В это утро всё было готово к отъезду. Её окружали саквояжи и чемоданы.

Она бессмысленно смотрела в угол комнаты, стараясь отойти от многих впечатлений

в этом 1927 году.

Вчера произошла душераздерающая сцена, во время которой Пабло обозвал её истеричкой и сумашедшей.

После чего она поняла, что он никогда уже не возвратится к ней.

Раньше она на что-то надеялась, а теперь вот...

Шесть лет назад Пабло сообщил ей, что его любовница Мария-Тереза Вальтер родила ему дочь

и что они теперь будут жить вместе втроём.

Хотя и была её жизнь кошмаром, но она только вчера решилась уехать.

 

Сын Поль вбежал в комнату и бросился к ней. Она раскрыла ему объятия и приласкала, поглаживая его светлую головку и приговаривая:

— Может быть, ты будешь таким знаменитым, как и твой отец, но я не желаю тебе быть

таким же ветреным.

Поль взволнованно заговорил:

— Мама, почему мы уезжаем без папа?

— Ты поймёшь это, когда станешь совсем взрослым, — скороговоркой произнесла она.

В это время воспоминания роем надоедливых мух теснились в её голове.

 

2

 

В 1917 году на сцене оперного театра "Гранд-Опера" в Париже шла полная репетиция балета "Парад".

Во время репетиции хореограф спектакля Леонид Мясин отпустил танцовщиц кардебалета на короткий отдых.

Медленно проходя за правую кулису со сцены и обернувшись в зал, Ольга заметила, что за ней неотрывно наблюдает какой-то мужчина, сидящий в зале в первом ряду вместе с Сергеем Дягилевым, одетым в коричневый фрак с зелёным жилетом. Дягилев был антрепренёром их балетной труппы.

— А, так это рядом с Дягилевым сидит Пабло, — вслух вспомнила она.

Она быстро переоделась в гримуборной и поспешила встретить их обоих в фойе театра в

платье, сшитом из индийской шали с бирюзовым оттенком и с высокой талией.

Дягилев тут же представил её известному художнику Пабло Пикассо,

одетому в чёрный сюртук и серый жилет:

— А вот, Пабло, это — талантливая танцовщица из моего кардибалета, Ольга Хохлова.

Улыбнувшись, Ольга ответила:

— Мы уже знакомы, Сергей Павлович. Познакомились на гастролях ещё в Риме.

Здесь надо отметить, что беседа проходила на французском языке, которым все участники владели хорошо.

От проницательного взгляда Пабло Ольга почувствовала внезапную неловкость и вместе с тем

возникновение в душе чего-то нового и радостного.

В это время Дягилев поспешно сказал с улыбкой:

— Мне тут нужно отдать несколько распоряжений, так что я вас сейчас оставлю.

 

Пабло нежно взял её под руку и они направились в буфет театра.

Проходя мимо группы журналистов, Ольга услышала восторженные отзывы о постановке

этого балета. До неё доносились хвалебные фразы: "Новая музыкальная форма композитора

Этика Сати","Впервые на сцене "Авангард".

 

Они уселись за столик в буфете, и Пабло завораживающим голосом мягко произнес:

— Вы должны ещё раз выслушать меня. Я хочу продолжить наш разговор, начатый тогда ещё,

в кафе в Риме.

Ей казалось, что звук его голоса проникает в самое сердце. Ей вдруг безумно захотелось,

чтобы этот мужчина всегда находился рядом с ней.

Он положил свою ладонь на её руку и глядя в глаза ей, заговорил:

— Мне кажется, что только вы можете утешить меня. Я теперь свободен, — моя возлюбленная

Марсель умерла.

Будьте моей музой и я напишу много шедевров, вдохновляясь вами.

Но вот тут Ольга вспомнила, что говорили танцовщицы из кардибалета. Говорили, что он

часто меняет женщин и устраивает оргии в своей мастерской.

 

Она убрала свою руку и поспешно ответила:

— Нет, нет. Какая из меня муза? Давайте, всё-таки, отложим эту тему.

Она сделала многозначительную паузу и продолжила:

— Лучше поговорим о предстоящем спектакле. Например, как выглядят наша балетная труппа на фоне ваших декораций. Как вам нравится работа нашего хореографа?

И они вдвоём, как-будто бы всерьёз, обсудили эти вопросы, после чего остались очень довольны

впечатлением друг о друге.

 

3

 

Прошёл год ухаживаний Пабло, в течении которого при встречах она держала его на расстоянии

от себя, и неосознанно боялась согласиться на брак с ним.

Но в ресторанах Парижа они оба погружались в обволакивающую атмосферу нежности и ожидания

настоящего счастья. В то время её душа, как бы, разрывала замкнутость её

характера и устремлялась ввысь, к солнцу.

 

И вот, в конце концов, состоялась гражданская церемония брака в мэрии Парижа, а затем

и венчание в православном соборе Александра Невского.

Сначала они поселились на берегу моря, а затем переехали в особняк в центре Парижа.

 

4

 

Через год утром пасмурного дня Ольга из письма матери узнала, что брат Евгений погиб и

что оба других брата ушли в Белое движение, а сама мать почти нищенствует.

Ольга в каком-то оцепенении присела на край кресла. Опустошённая и отрешённая от всего

земного, она даже не отреагировала на прозвучавший зов Пабло.

 

Пабло в рабочей синей блузе по лестнице спустился из мастерской и удивлённо спросил:

— Олия, почему ты не отзываешься? Я хотел показать тебе один эскиз.

Мне пришлось оторваться от работы и спуститься к тебе.

Что с тобой случилось?

 

Ольга рассказала о содержании письма и он странно ответил ей:

— Но ты же находишься здесь и должна быть внимательной ко мне!

— А ты, ты внимателен ко мне? Посочувствовал ли ты сейчас моему горю?! — резко отреагировала она.

Она увидела, что он еле сдерживается, чтобы не накричать на неё и только тут сообразила,

что он до этого ещё не знал о её несчастье.

После небольшой паузы ответила:

— Хорошо, я буду сдержанной.

И тот час ушла в спальню, услышав за собой грохот разбитой им тарелки со столика.

Она знала, что так он каждый раз разряжается.

 

5

 

Для неё настала счастливая пора, — у них родился сын Поль.

Ольга уже не танцевала после травмы ноги и родов.

И у Пабло тогда в творчестве начался период изображения материнства.

 

Через год служанка принесла ей письмо из России от далёкого родственника, в котором

тот родственник сообщал, что её отец пропал без вести, а мать потеряла рассудок и умерла.

Придя в спальню, Ольга легла на кровать и задумалась, какое будущее ожидает её.

Теперь уже нет никого у неё в России. Потеряв эту родственную связь, она внезапно почувствовала

беспомощность. Кто она без них? Да, живёт с мужем. Но муж занят только своими картинами.

Его даже не интересует, что с ней, — с его женой.

Её охватило сильное отчаяние. Она вскочила с кровати побежала на кухню. Кухарки в этот момент там не было.

Она схватила большой нож со стола и примерилась, чтобы нанести глубокий порез на руке,

точно по вене. И тут она услышала зов сына.

Нет, нет, я не одна! У меня есть сын. Как же он будет жить без меня? — тихо произнесла она.

 

Со страхом отбросила нож в угол и выбежала из кухни.

 

6

 

Прошло ещё два года.

Утром Ольга встала поздно, как обычно, и решила зайти в мастерскую Пабло на 2 этаже.

Это было то время, когда его "озаряла муза". Но тогда его не оказалось там.

Она с удивлением приглядывалась к работам в мастерской. Странные картины модернистского

течения в живописи в ней не вызывали никаких чувств.

Она вернулась в спальню и решила впредь не заглядывать в мастерскую.

 

Но на следующий день, днём проходя мимо лестницы, ведущей на второй этаж, она услышала

женский смех.

Что это за муза посетила его, подумала она, и решила всё-таки заглянуть в мастерскую.

 

Там ей пришлось наблюдать удивительную картину.

Одна обнажённая натурщица сидела на подиуме в кресле в центре мастерской с пустой бутылкой

шампанского в руке и безудержно хохотала, запрокинув назад голову с длинными белыми волосами,

которые спускались волнами до самого пола. Вторая в таком же виде лежала на длинной тахте там,

где сидел и он.

Она закрыла глаза в каком-то необъятном блаженстве в то время, как он лил тонкую солнечную струю шампанского прямо ей в рот. Он был обнажён до пояса и блаженно улыбался.

Третья сидела по другую сторону, была наполовину прикрыта алой бархатной скатертью

и с нежностью держала сомкнутые руки на его шее, склонив свою голову на плечо ему.

Вокруг подиума валялись пустые бутылки из-под шампанского и разбитые бокалы.

 

Увидев Ольгу, Пабло вскрикнул от неожиданности. Отстранив с досадой этих женщин, он смущённо

быстро заговорил:

— Подожди, Олия! Ты не так поняла это всё. Я ищу сейчас композицию для своей картины в стиле

реализма. И вот экспериментирую с натурщицами. Это — рутинная работа в мастерской и всё.

 

Не захотев слушать его дальше и полузакрыв глаза обеими руками, Ольга выбежала из мастерской.

В спальне она долго не могла прийти в себя после такой сцены.

Только теперь она окончательно поняла, что Пабло стал равнодушен к ней.

 

7

 

Да, действительно, всё уже давно было приготовлено к отъезду. Ольга с сыном уезжала на юг Франции.

Она вспомнила, как его мать предостерегала её:

— "Ни одна женщина не может быть счастливой рядом с моим сыном".

— Иди вперёд, — сказала она Полю, и медленно пошла к выходу. Экипаж ждал её во дворе.

— Нет, я с тобой, Пабло, не буду прощаться, — тихо прошептала она, на миг обернувшись, и решительно вышла.

Вышла она так, как будто шагнула в неизвестное будущее.

 

Вячеслав Матосов. Торонто. 2024.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль