Вячеслав Матосов
ОЛЬГА
1
В это утро всё было готово к отъезду. Её окружали саквояжи и чемоданы.
Она бессмысленно смотрела в угол комнаты, стараясь отойти от многих впечатлений
в этом 1927 году.
Вчера произошла душераздерающая сцена, во время которой Пабло обозвал её истеричкой и сумашедшей.
После чего она поняла, что он никогда уже не возвратится к ней.
Раньше она на что-то надеялась, а теперь вот...
Шесть лет назад Пабло сообщил ей, что его любовница Мария-Тереза Вальтер родила ему дочь
и что они теперь будут жить вместе втроём.
Хотя и была её жизнь кошмаром, но она только вчера решилась уехать.
Сын Поль вбежал в комнату и бросился к ней. Она раскрыла ему объятия и приласкала, поглаживая его светлую головку и приговаривая:
— Может быть, ты будешь таким знаменитым, как и твой отец, но я не желаю тебе быть
таким же ветреным.
Поль взволнованно заговорил:
— Мама, почему мы уезжаем без папа?
— Ты поймёшь это, когда станешь совсем взрослым, — скороговоркой произнесла она.
В это время воспоминания роем надоедливых мух теснились в её голове.
2
В 1917 году на сцене оперного театра "Гранд-Опера" в Париже шла полная репетиция балета "Парад".
Во время репетиции хореограф спектакля Леонид Мясин отпустил танцовщиц кардебалета на короткий отдых.
Медленно проходя за правую кулису со сцены и обернувшись в зал, Ольга заметила, что за ней неотрывно наблюдает какой-то мужчина, сидящий в зале в первом ряду вместе с Сергеем Дягилевым, одетым в коричневый фрак с зелёным жилетом. Дягилев был антрепренёром их балетной труппы.
— А, так это рядом с Дягилевым сидит Пабло, — вслух вспомнила она.
Она быстро переоделась в гримуборной и поспешила встретить их обоих в фойе театра в
платье, сшитом из индийской шали с бирюзовым оттенком и с высокой талией.
Дягилев тут же представил её известному художнику Пабло Пикассо,
одетому в чёрный сюртук и серый жилет:
— А вот, Пабло, это — талантливая танцовщица из моего кардибалета, Ольга Хохлова.
Улыбнувшись, Ольга ответила:
— Мы уже знакомы, Сергей Павлович. Познакомились на гастролях ещё в Риме.
Здесь надо отметить, что беседа проходила на французском языке, которым все участники владели хорошо.
От проницательного взгляда Пабло Ольга почувствовала внезапную неловкость и вместе с тем
возникновение в душе чего-то нового и радостного.
В это время Дягилев поспешно сказал с улыбкой:
— Мне тут нужно отдать несколько распоряжений, так что я вас сейчас оставлю.
Пабло нежно взял её под руку и они направились в буфет театра.
Проходя мимо группы журналистов, Ольга услышала восторженные отзывы о постановке
этого балета. До неё доносились хвалебные фразы: "Новая музыкальная форма композитора
Этика Сати","Впервые на сцене "Авангард".
Они уселись за столик в буфете, и Пабло завораживающим голосом мягко произнес:
— Вы должны ещё раз выслушать меня. Я хочу продолжить наш разговор, начатый тогда ещё,
в кафе в Риме.
Ей казалось, что звук его голоса проникает в самое сердце. Ей вдруг безумно захотелось,
чтобы этот мужчина всегда находился рядом с ней.
Он положил свою ладонь на её руку и глядя в глаза ей, заговорил:
— Мне кажется, что только вы можете утешить меня. Я теперь свободен, — моя возлюбленная
Марсель умерла.
Будьте моей музой и я напишу много шедевров, вдохновляясь вами.
Но вот тут Ольга вспомнила, что говорили танцовщицы из кардибалета. Говорили, что он
часто меняет женщин и устраивает оргии в своей мастерской.
Она убрала свою руку и поспешно ответила:
— Нет, нет. Какая из меня муза? Давайте, всё-таки, отложим эту тему.
Она сделала многозначительную паузу и продолжила:
— Лучше поговорим о предстоящем спектакле. Например, как выглядят наша балетная труппа на фоне ваших декораций. Как вам нравится работа нашего хореографа?
И они вдвоём, как-будто бы всерьёз, обсудили эти вопросы, после чего остались очень довольны
впечатлением друг о друге.
3
Прошёл год ухаживаний Пабло, в течении которого при встречах она держала его на расстоянии
от себя, и неосознанно боялась согласиться на брак с ним.
Но в ресторанах Парижа они оба погружались в обволакивающую атмосферу нежности и ожидания
настоящего счастья. В то время её душа, как бы, разрывала замкнутость её
характера и устремлялась ввысь, к солнцу.
И вот, в конце концов, состоялась гражданская церемония брака в мэрии Парижа, а затем
и венчание в православном соборе Александра Невского.
Сначала они поселились на берегу моря, а затем переехали в особняк в центре Парижа.
4
Через год утром пасмурного дня Ольга из письма матери узнала, что брат Евгений погиб и
что оба других брата ушли в Белое движение, а сама мать почти нищенствует.
Ольга в каком-то оцепенении присела на край кресла. Опустошённая и отрешённая от всего
земного, она даже не отреагировала на прозвучавший зов Пабло.
Пабло в рабочей синей блузе по лестнице спустился из мастерской и удивлённо спросил:
— Олия, почему ты не отзываешься? Я хотел показать тебе один эскиз.
Мне пришлось оторваться от работы и спуститься к тебе.
Что с тобой случилось?
Ольга рассказала о содержании письма и он странно ответил ей:
— Но ты же находишься здесь и должна быть внимательной ко мне!
— А ты, ты внимателен ко мне? Посочувствовал ли ты сейчас моему горю?! — резко отреагировала она.
Она увидела, что он еле сдерживается, чтобы не накричать на неё и только тут сообразила,
что он до этого ещё не знал о её несчастье.
После небольшой паузы ответила:
— Хорошо, я буду сдержанной.
И тот час ушла в спальню, услышав за собой грохот разбитой им тарелки со столика.
Она знала, что так он каждый раз разряжается.
5
Для неё настала счастливая пора, — у них родился сын Поль.
Ольга уже не танцевала после травмы ноги и родов.
И у Пабло тогда в творчестве начался период изображения материнства.
Через год служанка принесла ей письмо из России от далёкого родственника, в котором
тот родственник сообщал, что её отец пропал без вести, а мать потеряла рассудок и умерла.
Придя в спальню, Ольга легла на кровать и задумалась, какое будущее ожидает её.
Теперь уже нет никого у неё в России. Потеряв эту родственную связь, она внезапно почувствовала
беспомощность. Кто она без них? Да, живёт с мужем. Но муж занят только своими картинами.
Его даже не интересует, что с ней, — с его женой.
Её охватило сильное отчаяние. Она вскочила с кровати побежала на кухню. Кухарки в этот момент там не было.
Она схватила большой нож со стола и примерилась, чтобы нанести глубокий порез на руке,
точно по вене. И тут она услышала зов сына.
Нет, нет, я не одна! У меня есть сын. Как же он будет жить без меня? — тихо произнесла она.
Со страхом отбросила нож в угол и выбежала из кухни.
6
Прошло ещё два года.
Утром Ольга встала поздно, как обычно, и решила зайти в мастерскую Пабло на 2 этаже.
Это было то время, когда его "озаряла муза". Но тогда его не оказалось там.
Она с удивлением приглядывалась к работам в мастерской. Странные картины модернистского
течения в живописи в ней не вызывали никаких чувств.
Она вернулась в спальню и решила впредь не заглядывать в мастерскую.
Но на следующий день, днём проходя мимо лестницы, ведущей на второй этаж, она услышала
женский смех.
Что это за муза посетила его, подумала она, и решила всё-таки заглянуть в мастерскую.
Там ей пришлось наблюдать удивительную картину.
Одна обнажённая натурщица сидела на подиуме в кресле в центре мастерской с пустой бутылкой
шампанского в руке и безудержно хохотала, запрокинув назад голову с длинными белыми волосами,
которые спускались волнами до самого пола. Вторая в таком же виде лежала на длинной тахте там,
где сидел и он.
Она закрыла глаза в каком-то необъятном блаженстве в то время, как он лил тонкую солнечную струю шампанского прямо ей в рот. Он был обнажён до пояса и блаженно улыбался.
Третья сидела по другую сторону, была наполовину прикрыта алой бархатной скатертью
и с нежностью держала сомкнутые руки на его шее, склонив свою голову на плечо ему.
Вокруг подиума валялись пустые бутылки из-под шампанского и разбитые бокалы.
Увидев Ольгу, Пабло вскрикнул от неожиданности. Отстранив с досадой этих женщин, он смущённо
быстро заговорил:
— Подожди, Олия! Ты не так поняла это всё. Я ищу сейчас композицию для своей картины в стиле
реализма. И вот экспериментирую с натурщицами. Это — рутинная работа в мастерской и всё.
Не захотев слушать его дальше и полузакрыв глаза обеими руками, Ольга выбежала из мастерской.
В спальне она долго не могла прийти в себя после такой сцены.
Только теперь она окончательно поняла, что Пабло стал равнодушен к ней.
7
Да, действительно, всё уже давно было приготовлено к отъезду. Ольга с сыном уезжала на юг Франции.
Она вспомнила, как его мать предостерегала её:
— "Ни одна женщина не может быть счастливой рядом с моим сыном".
— Иди вперёд, — сказала она Полю, и медленно пошла к выходу. Экипаж ждал её во дворе.
— Нет, я с тобой, Пабло, не буду прощаться, — тихо прошептала она, на миг обернувшись, и решительно вышла.
Вышла она так, как будто шагнула в неизвестное будущее.
Вячеслав Матосов. Торонто. 2024.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.