ЗАПРЕТ НА МЕЧТУ: РЕКВИЕМ РУССКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ КИНОФАНТАСТИКЕ.
Прошла пора-лихолетье горбачевской «перестройки» и ельцинской «демократизации», и пустая палитра отечественной кинематографии начала потихоньку расцветать. Сначала появились первые ласточки — телевизионные сериалы (подражание бразильским телесагам и незабвенной «Санта-Барбаре»), затем дошла очередь и до добротного широкоэкранного кино. Оживились кинотеатры, и народ пошел туда — смотреть не только очередные голливудские «блокбастеры». На большой экран хлынул поток российских детективов и боевиков, кинокомедий и «ужастиков»; проклюнулось робко «детское» кино, снова начали сниматься мультфильмы.
О качестве «новодела» можно спорить. Не все, что увидел наш русский зритель в последние годы — равноценно. Но я хочу поговорить о другом. На мой взгляд, в нашей отечественной кинофантастике зияет брешь, само наличие которой наводит на весьма тревожные мысли.
Собственно говоря, фильмов, которые можно причислить к фантастическому жанру, у нас за последние годы снято удивительно мало. Ну, конечно, — «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Эти картины больше подпадают под определение «мистический триллер». Сюда же отнесем неплохой сериал «Вепрь» — мистический триллер-детектив. «Волкодав» — роскошно снятая «фэнтези» по одноименному роману Марии Семёновой. Сериал «Разведчики» — о поисках в конце войны «летающих тарелок» фашистской Германии; фильм «Ведьма» — по мотивам повести Н.В.Гоголя «Вий» («римэйк» одноименного советского фильма); «Параграф 38» — по повести А.Лазарчука. Тут действие разворачивается в настолько близком будущем, что не всякий зритель поймёт, что это — будущее.
Что объединяет все эти картины? Во-первых: во всех фильмах (кроме, частично, «Параграфа 38») действие разворачивается либо в прошлом, либо — в настоящем времени. Во-вторых: ни один из них не принадлежит к жанру «научно-фантастический фильм о космических путешествиях», или, как говорят наши «заклятые друзья» американцы — «космическая опера». Ну не снимают наши режиссеры и продюссеры даже подражаний «Звездным войнам» или «Звездным путям»!
На встрече с читателями в Северодвинске я как-то раз завел об этом разговор. Ребята возразили: для таких фильмов, дескать, необходимо создание таких «компьютерно-графических декораций», которые наши программисты просто «не потянут»! Я им в ответ: «А «Турецкий гамбит», а «Дозоры», а «Волкодав»? Там-то компьютерная графика «вполне на уровне»? Значит, не в компьютерном отставании тут дело!» «А в чем?» — спросили меня. «А в том, что, вероятно, существует прямой запрет на съемку подобных фильмов! Почему бы не снять римэйк «Лунной радуги» по роману Сергея Павлова? Первый вариант снимали в начале 80-х, и неплохо, кстати, получилось! А сейчас можно было бы такое забабахать! И ведь вещь-то интересная! Но не снимают!»
А еще у нас есть великолепный писатель-фантаст Василий Головачёв. Он выпустил циклы романов — «Демон», «Чёрный человек»… Почему бы не взяться за его экранизацию? Тут тебе и загадки космоса, и Даль-разведка с бравыми пограничниками, и Служба Безопасности, и чудеса техники, и люди, наделенные сверхспособностями… Русские люди, летающие на русских звездолетах!.. Но нет! Взялись снимать фильм по его роману — так выбрали «Человек боя»! Здесь у Головачева (что вообще-то нехарактерно для его творчества) действие происходит в наше время и на Земле! Да и беря во внимание теперешнюю «негласную цензуру» можно со стопроцентной уверенностью предположить, что в экранном варианте выхолостят весь антизападный пафос романа, уберут «второй план»: сакрально-эзотерический, и, незаурядное, в общем-то, произведение превратится в очередную «стрелялку-махаловку».
Впрочем, извините, я отвлекся.
Итак — запрет существует. Запрет на производство фильмов о России вышедшей в глубокий космос, о ее счастливом будущем. Почему? А потому, что такие фильмы заставляют мальчишек мечтать о звездных экспедициях и как следствие… Вспомните, как зачитывались молодые Королев и Глушко произведениями Циолковского (среди прочего была у него фантастическая повесть — «Вне Земли»), как, по признанию самого Константина Эдуардовича его просто потрясло произведение Ж.Верна «Из пушки — на Луну», (О подобном впечатлении вспоминал и Вернер фон Браун!). Как наши космонавты в телеинтервью говорили, что мечту о космосе в них зажег просмотр советского фильма «Полет на Луну», вышедший аж в 1936 году! «Идея, овладевшая массами имеет материальную силу!» — так говорили наши отцы, и они были правы!
Американцы, в отличии от наших «демократических» журналистов и «либеральных» экономистов отлично знают, что освоение космоса приносит прибыль. Затратив на программу «Апполо» 25 млрд. долларов, они получили прибыль от разработанных «под нее» технологий при их внедрении в обычную экономику — ЧЕТЫРЕ ТРИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ! Сейчас они планируют вернуться на Луну и рвануться к Марсу. А для этого нужно новое поколение астронавтов. И поэтому Голливуд не прекращает поточное производство новых «космических опер».
А нашим кинофирмам, часть капитала которых принадлежит богатым «дядюшкам» из-за океана, отдан негласный приказ: вам эта тема заказана! Нет у русских будущего, а тем более в космосе! Зарубите себе это на носу! Что ж, если американские партнеры так желают, то для наших продюсеров их слово — закон!
«С чего ты решил, что к этому приложили руку именно американцы?» — спросите вы. А сам ход истории заставляет их так поступать. Вспомним…
…октябрь 1957 года. СССР запускает искусственный спутник Земли. Впервые в мире! И Америку охватила паника! Нет, я нисколько не преувеличиваю! Вот как вспоминает об этом знаменитый мастер ужасов Стивен Кинг.
…Тогда, в далеком 1957-м году он был еще маленьким мальчиком и пришел в кинотеатр, «чтобы посмотреть страшный фильм о войне землян с ужасными инопланетными захватчиками, прилетевшими на летающих тарелках».
«…Внезапно экран потух. Решив, что это — обрыв пленки, возмущенные юные зрители подняли страшный шум, но тут зажегся свет, и мы увидели, что на сцене, перед экраном. Он был очень бледен.
— Это невероятно… — растерянно сообщил он нам. — Но Советы только что запустили искусственный спутник Земли!
Придя домой, я долго не мог уснуть. Страшные «летающие блюдца» из фильма, и запущенный русскими таинственный спутник соединились в моей голове во что-то ужасное… Мне казалось, что наш дом вот-вот взорвется… Что это моя последняя ночь на Земле…»
Американским подросткам снились страшные сны, а взрослые дяди копали во дворах бомбоубежища!
Только запуск советского спутника заставил американцев «пошевелиться». В спешном порядке было создано НАСА. Вернер фон Браун, которого до этого считали, в лучшем случае чокнутым, был привлечен к работе на правительство США. Американцы хвалились: скоро мы пошлем в космос человека! Корреспондентам ведущих телеграфных агенств раздавали билеты, чтобы те, воочию наблюдали знаменитый запуск с мыса Канаверал. Но тут наступило 12 апреля 1961 года… В космосе Юрий Гагарин!
Удар по американскому самолюбию получился сокрушительный! Одни газеты США вопили о «страшных русских ракетах», другие сокрушенно замечали, что «превосходство Советов в космосе говорит о преимуществе русской общественной системы (читай — «социализма»)». Именно из-за этого шока они так и не решились напасть на Кубу осенью 1962-го года, несмотря на подавляющее(!) преимущество в ядерных вооружениях.
Есть такой незаурядный писатель — Антон Первушен, специализируется на документальных исследованиях по истории космонавтики. Так вот, он убежден (а я ему верю), что проигрыш «лунной гонки» оборачивался для Соединённых Штатов национальной катастрофой! Вы только представьте себе! Итак…
…Осень 1968 года. Два советских космонавта на корабле «Союз» (который изначально создавался для лунных полетов) успешно облетают Луну. Взрыв восторга в мировой прессе — «Русские — бесспорный космический лидер!» В США разгорается небывалый скандал: Конгресс стоит на ушах — мобилизовались все противники программы «Апполо». Президент и его администрация срочно ищут «козлов отпущения» — надо успокоить общественность, отвести удар от себя! Естественно, «виновных» быстро находят: НАСА расформировано, фон Браун уволен, ему припомнили его нацистское прошлое. В Конгрессе спешно формируется комиссия: слушается «дело о 25 миллиардах». Пилотируемая лунная программа закрыта — все космические старты отданы военным. Тут наступает час вьетнамской катастрофы. По всей стране бушуют митинги пацифистов, разгораются расовые волнения. Активизируются сторонники отделения Юга США — настал их час! В итоге Соединенные Штаты расколоты на два или более государств, а Советский Союз, приобретя небывалый авторитет благодаря своим космическим успехам, становится победителем в «холодной войне»!
И ведь шансы на победу у нас были! Включи Королев подобный прогноз в свою докладную записку в Совмин СССР (Военные скептически хмыкали: «Лунная экпедиция…Лунная база! А какое оборонное значение они имеют?!»), не поссорься он с Глушко… Если бы после успешных облетов Луны «Союзами» с черепахами на борту было бы дано «добро» на полет корабля с экипажем… Если бы, да кабы…
Может быть после поражения в «лунной гонке» космическая кинофантастика и стала в советском кинематографе «нелюбимой падчерицей». Фильмы тогда, конечно, снимались («Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Туманность Андромеды», «Петля Ориона», «Через тернии — к звездам!»), но так, от случая к случаю. А теперь и вовсе — настали «окаянные дни»… Время, когда определенные силы (как любит выражаться наш президент) не желают видеть Россию в космосе, даже если это происходит на киноэкране…
Р.S. Сейчас вышло два художественных российских фильма, которые имеют некоторое отношение к теме покорения космоса. Но и только.
- 1. «Бумажный солдат». Если верить комментариям россиянских СМИ, фильм ужасно понравился западной публике. Главная тема — осуждение придурка, который жертвует личным счастьем и благополучием ради химеры «марсианских городов». «Сидел бы спокойно, не рыпался, смотрел бы лучше под ноги, чем в небо пялиться… Если вниз смотреть — можно деньгу найти, а что там, на этом небе углядишь? Звезды?.. А зачем вам, русским, звезды?» — главная идея этого фильма.
- 2. «Обитаемый остров»(1 часть). Бесполезно задавать вопросы Бондарчуку-младшему: почему он взялся за экранизацию именно этой книги, а не «Пути на Альматею». Действие, напоминаю, происходит на планете Саракш, которая не слишком-то отличается от Земли ХХ века( В книге она даже более похожа.). Космический корабль там всего один. Внешний вид «один к одному» скопирован с кальмара — не самого симпатичного животного, прямо скажем. Корабль в фильме гибнет от тривиальной метеоритной атаки — и это техника ХХ111 века? Напомню, что, по книге Каммерер попадает в аварию, когда при посадке подвергается атаке зенитными ракетами — тут его злоключения вполне можно объяснить: люди будущего забудут, что такое — ПВО нашего времени. Так что этот выстрел — тоже мимо. Но фильм определенно обладает некоторыми достоинствами: главное из которых — этот фильм первая ласточка. Хочется надеятся, что, когда вылезем из кризиса, на российский экран придут другие фильмы. Дай-то Бог…Дай-то Бог…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.