Одна из многих / Хрипков Николай Иванович
 

Одна из многих

0.00
 
Хрипков Николай Иванович
Одна из многих
Обложка произведения 'Одна из многих'
Рецензия на книгу
О книге Виктории Токаревой

 

 

 

 

 

Одна из многих

 

 

 

 

 

НИКОЛАЙ ХРИПКОВ, Новосибирская область

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

Виктория Токарева. Одна из многих (повести и рассказы). — М., АСТ. Хранитель. 2007. — 316 с.

Я не любитель женской прозы, не читатель ее и не почитатель. И хвалю себя за то, что не прочитал ни одного дамского романа. От одних глянцевых обложек, где красавцы-атлеты целуют девушек, как будто сошедших с полок игрушек «Детского мира» мне становится тоскливо и неуютно. Неужели это читают? Оказывается, еще как читают, если вся эта макулатура выходит огромными тиражами, а некоторые дамы-борзописцы составили на этом деле неплохое состояние. Дамочки бальзаковского возраста и старше — настоящие почитательницы дамских романчиков и мыльных мелодрам. Даже старушки пачками глотают эту стряпню вместе с таблетками. А может, я ничего не понимаю в женской натуре.

Случайно, без всякой задней мысли взял томик повестей и рассказов Виктории Токаревой. Имя ее на слуху даже у тех, кто не читает ее произведений. К тому же она и автор киносценариев. Думал, полистаю. Может быть, осилю страницу-другую, чтобы иметь представление. В любое время закрою, чтобы никогда больше не открывать. Вот такой был настрой, когда я держал эту книгу в руках. Никаких вступительных статей. И не закрыл, пока не дочитал. Конечно, не Достоевский и даже не Захар Прилепин, но забирает.

Содержание ее произведений можно выразить цветаевскими стихами: «О! вопль женщин всех времен! Мой милый! Что тебе я сделала?» Повести о женской любви, женских судьбах, рассказанные женщиной, талантливо и грустно. А счастье было так возможно! Без сюсюканья, сантиментов, ахов и охов. Порой даже жестко и жестоко. Впрочем, как и сама жизнь.

Судьба ее героинь печальна и драматична. С хэппэндом никак не выплясывается. И очередной прекрасный принц на белом коне оказывается всего лишь миражом. Хотят они только одного: любви и тепла. И не гонятся за золотыми горами олигархов. Но и этого не получают. Судьба дарует им краткий миг счастья, после чего поворачивается спиной и на них сыплются удар за ударом, которые они стойко переносят. Сколько же можно! Вот сейчас им улыбнется счастье и примет в свои объятья! Они вполне заслужили его, они выстрадали свое женское счастья, не сломались. Не улыбнется. И удивляешься жизненной стойкости, цепкости ее героинь, которые продолжают карабкаться, когда многие другие опустили бы руки и смирились.

Женщины тяжелее переносят жизненные неурядицы. То, что мужчине может показаться пустяком, для них порой принимает характер глобальной катастрофы. Для них домашний очаг, благополучие близких имеет большее значение, чем для мужчин. Мужчина может с головой уйти в работу, в свои интересы, чтобы забыться и оттряхнуть семейные неурядицы. Женщина не может себе этого позволить, ибо тогда для нее теряется смысл жизни. На это они запрограммированы природой. Но там, где мужчина отчается, опустит руки, они будут бороться, драться из последних сил, защищать свое.

Героини писательницы не озлобляются, не теряют своей жизненной цепкости и энергии. Судьба бьет и опускает их, а они продолжают карабкаться, раздирая руки до крови. Даже до слез становится обидно. Но почему же так? За что им такое? Чем они провинились у судьбы? Им так немного надо. Можно сказать, что лейтмотив произведений В. Токаревой печальная женская судьба. Нет, конечно, была и радость, и любовь.

Горе озлобляет слабых, которые начинают искать виновников своих несчастий. И конечно, находят. И нет никакой разницы, подлинные они или мнимые. Главное, что есть тот, кто виноват в твоих бедах. Сильные же становятся сильнее. А главное: приходит понимание, что то, к чему они стремились в начале, не самое важное и ценное в жизни.

Молодые энергичные девушки едут из провинции, чтобы покорить большой город — Москву. Они повторяют путь героя бальзаковских «Утраченных иллюзий». Но по-своему, по-женски. Им кажется, что они пойдут на всё, чтобы Москва легла им под ноги. Но это им только кажется. Москва встречает их не как врагов, она просто не видит их. Они готовы пойти на многое вопреки своим нравственным принципам. Но не на всё. Есть грань, через которую они не могут переступить. Что это за грань? Совесть? Стыд? Конечно. Но главное — предательство. Предать своего близкого человека, любимого они не могут. Даже если их предают. Этому они найдут оправдание. Ни при каких обстоятельствах они не идут на предательство. Их бросают, ими помыкают, их используют. Но на предательство они не идут.

До слез становится обидно. Но почему же так? Ничего же сверхъестественного они не хотели. За что? Им так немного надо. Чтобы рядом был любящий мужчина, семья, хорошая работа… Основной мотив произведений Виктории Токаревой — печальная женская судьба. На свете счастья нет. Но нет и покоя. И остается одна только воля — быть человеком. И всё же это не совсем так. У них было счастье. Они живут не только воспоминаниями о нем.

Символическая деталь! Писательница не признает компьютерного набора. И пишет произведения ручкой или набирает на пишущей машинке. Она убеждена, что машина убьет человеческие чувства. Модернистские и постмодернистские ветры прошумели над ее головой. Но не увлекли ее.

У нее мудрое женское сердце. Она не судит своих героинь, а старается их понять. Для этого нужна мудрость.

Сборник «Одна из многих» названа по начальной повести. Их немало, приезжающих за счастливой судьбой в столицу. Кроме заглавной, повесть «Своя правда и рассказы «На черта нам чужие», «Просто свободный вечер», «О том, что не было».

Главная героиня повести «Одна из многих» Анжела приезжает покорять столицу из далекой провинциальной станицы Мартыновки, что на берегу Азовского моря. Мать ее Наташа, обильно пьющая, пасет коров. Отец Василий тоже постоянно пьяный, живет на отшибе. И собутыльникам постоянно рассказывает историю о том, как Брежнев пожал ему руку. Приезжал с визитом, всем жал руки. И он попал под руко

пожатие. В общем, ничего хорошего Анжелу в родной станице не ожидает. Жених ее за драку сидит. Живут в деревне скучно. Никаких перспектив не предвидится. От безделья и безнадежности деревенские с юного возраста придаются пьянству. Ближайший районный центр городок Ейск. Анжела сразу замахивается на Москву. Уж брать быка за рога. Она полна энергии, честолюбива и не сомневается, что покорит столицу. У дачницы, которой ее отец доставлял рыбу с моря, она просит денег на дорогу. У самих-то в доме покати шаром. И к ее удивлению дачница дает ей нужную сумму. Анжела является на очередной набор на «Конкурс звезд», где подавляющее большинство претенденток отсеивается.

Отбор она не проходит. Едет в единственно знакомое ей место в Москве к дачнице, которая отдыхает в их станице. И работает у нее домработницей, наводит порядок в доме. Муж Киры Сергеевны Иннокентий — Кеша, оставшись без работы, пишет воспоминания, поскольку больше ничего он не умеет делать. Анжела, заметив, какой грязной остается у него посуда после мытья, все перемыла до блеска, а потом взялась за дом.

У Киры Сергеевны есть знакомый продюсер. Она договаривается с ним, чтобы он послушал Анжелу. Анжела отправляется к Марку. Но перед этим у Анжелы с Кирой Сергеевной произойдет такой разговор:

— А если начнет приставать, дать?

Кира Сергеевна: Дать.

— А почему?

— Но ты же всё равно кому-нибудь даешь. Почему бы не ему?

— Так-то по любви.

— Ты кого-нибудь любишь?

— Сейчас нет.

— Тогда какие проблемы?

— Я не могу без любви.

— А ты его полюби, — внушает Кира Сергеевна. — Лучше любить личность, чем никчемушника за три рубля.

Анжела едет по указанному адресу. Замахнулась она сильно! Стать знаменитой, чтобы тебя показывали по телевизор, грести деньги немерено.

Маэстро, послушав ее песню, говорит, чтобы она разделась.

— Почему?

Стас, его помощник, разъясняет:

— Дуры сразу начинают плакать. Бляди раздеваются. А нормальные спрашивают: «Зачем?» Вы нормальная. Это хорошо.

Ей предлагают купить песню, то есть найти автора и композитора. Первый напишет стишок, а второй положит его на музыку. Всё это стоит недешево. Конечно, таких денег и вообще никаких денег у Анжелы нет. Другая бы опустила руки, но только не она. Возвращаться в Мартыновку и ждать Алешку, которого посадили на двенадцать лет за убийство старухи, ей как-то не хочется. И она начинает искать деньги и находит их.

Судьба — это суд, который постоянно вершится над нами. Верующие, да и многие неверующие, уверены, что этот суд находится там, за гранью, которая разделяет жизнь и смерть. «Но есть и Божий суд!» Страшно, конечно, но как-то далеко и абстрактно. Это не так! Он вершится, как только человек явился на свет. Кто-то называет это ударами судьбы. Мы постоянно защищаем себя, оправдываемся, обижаемся на прокурора (а это может быть совесть, общественное мнение, отношение к нам близких людей).

Не хотят вникнуть во все обстоятельства, увидеть оправдательные мотивы, сделать скидку на возраст. Слишком строг и суров прокурор. И приговор воспринимаем как несправедливое, жестокое наказание. Дуемся и обижаемся, льем слезы, чтобы нас пожалели. Подаем апелляции, пишем жалобы и требуем пересмотреть несправедливый приговор.

Анжела находит деньги на песню. И не только. Записали, отдали ей диск. И всё! А дальше нужно еще больше денег. Деньги она нашла единственно возможным для нее способом. Но многие и таким образом не найдут их. Ей еще повезло. В нее влюбился богатенький дяденька.

Это бывает. Но очень редко. Так что Анжеле повезло. Если можно считать везением то, что она разрушила семью. Виновата ли она в этом? Может быть, если она знала, что так произойдет, то отвергла бы богатого любовника. У нее есть оправдание перед прокурором: судьба. Нам не дано предугадать. Ей-то были нужны его деньги. И она их получила. А потом уверила себя, что это любовь. Пока не встретит человека, которого действительно полюбит. Но она же не могла и предполагать такого. А ради любви откажется от щедрого спонсора.

И следует наказание, которое она принимает без ропота и возмущения, как должное. Приходится возвращаться в родную Мартыновку. Как уехала ни с чем, так и вернулась ни с чем. Фатум! Рок! Прокурор жизни вынес ей приговор, который она приняла с покорностью.

«Одна из многих» — повесть-притча, назидательный урок для полчищ дурех, которые срываются с родных провинциальных мест и, как бабочки, летят на огни большого города, будучи уверенными, что их там ждет принц на белом коне, который проводит к замку на горе. И Золушка станет принцессой. И будут бесконечные балы, и пиры. Девчонки! Читайте! Мотайте на ус! Пардон! В смысле будьте чуточку поумней и смотрите на жизнь не через мыльные пузыри бесконечных сериалов про золушек, чтобы не оказаться одной из многих и не возвратиться назад к тому же самому разбитому корыту! Как запасной вариант всегда есть Алешка, которому вы подарили свою первую любовь. Правда, двенадцать лет — это не двенадцать дней и даже не двенадцать месяцев. Но за это время можно стать передовым оператором машинного доения.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль