О ФИЛЬМЕ ФЁДОРА БОНДАРЧУКА "ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ". / Декопольцев Сергей
 

О ФИЛЬМЕ ФЁДОРА БОНДАРЧУКА "ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ".

0.00
 
Декопольцев Сергей
О ФИЛЬМЕ ФЁДОРА БОНДАРЧУКА "ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ".
Обложка произведения 'О ФИЛЬМЕ ФЁДОРА БОНДАРЧУКА "ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ".'
О ФИЛЬМЕ ФЁДОРА БОНДАРЧУКА "ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ"...

ФИЛЬМ «ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ» — РЕЖИССЕР ФЕДОР БОНДАРЧУК. ЧЕГО МЫ ЖДАЛИ И ЧТО ПОЛУЧИЛИ?

Первый полноценный фильм российской кинофантастики или — «первый блин», который «комом»? Что хотел сказать Бондарчук и что у него получилось сказать? Относится ли данный фильм к жанру «космической оперы»?

 

В своей статье «Запрет на мечту: реквием русской космической кинофантастике.» я уже писал, что этот жанр для наших сценаристов и режиссеров сделался некоей запретной комнатой, в которую им вход заказан.

Но вот на экраны вышел «Обитаемый остров» Бондарчука-младшего. Впору орать, в восторге подбрасывая шапку: «Ура-я-я! Прорвана блокада! Свершилось!» Но пока воздержимся от радостных воплей. Фильм я посмотрел, и он произвел на меня довольно сложное и неоднозначное впечатление.

Во-первых: сам жанр. Ну не тянет «Обитаемый остров» на «космическую оперу»! Собственно говоря, сцены космического полета занимают там минуты две-три. Основное действие разворачивается на планете Саракш, куда нашего космонавта занесла нелегкая. Образ корабля, на котором прилетает герой, произвел на меня отталкивающее впечатление. Бондарчук ухватился за описание Стругацких звездолетов будущего: квазиживые организмы. И в «Попытке к бегству» и в «Парне из преисподней» космические корабли описываются как некие живые существа: они «дышат», запасаясь энергией, «мяукают» при посадке, покрыты снаружи какой-то «шерстью». Да и голливудские фантасты озверели со своими «трансформерами»: у них что не робот — так непременно копия человека или, к примеру, богомола. Вот и Бондарчук пошел по накатанной дорожке: «слизал» конструкцию звездолета в «природном конструкторском бюро» — сделал его копией кальмара, десятиногого моллюска. Да такой похожей копией, что корабль и не смотрится кораблем: кальмар и есть — хоть сейчас в салат.

Причина аварии. Ну, уважаемый Федор Сергеевич, вы тут явно сплоховали. По-вашему Максим Каммерер совершил аварийную посадку в результате банальной метеоритной атаки? Дескать, если у «продвинутых» американцев в «Армагеддоне» от подобной напасти гибнет шаттл «Независимость», то нам, лапотным, сам Бог повелел?

Напомню: в «Армагеддоне» описывалась техника сегодняшнего дня. А у вас, господин Бондарчук, в «Обитаемом острове» на дворе — ХХ11 век! К тому же совсем недавно МКС дважды успешно уворачивалась от космического мусора, а уж чудо-корабль Каммерера к таким опасностям должен быть подготовлен.

Настоящая причина аварии в романе Стругацких не столь банальна. Корабль главного героя при совершении посадки подвергается атаке со стороны автоматического зенитно-ракетного комплекса — ЗРК. Конечно, ни сам суперумный звездолет ни пилот его о подобной опасности не имели никакого понятия. Ну не было уже никаких ЗРК в ХХ11 веке! Даже ржавчины не осталось! И воспоминаний, естественно. Но и после такого поворота событий корабль бы выжил. Остался бы, пусть и поврежденным, но надежным убежищем нашему новоявленному Робинзону. Но… по округе шастают вооруженные смертники-воспитуемые. Их задача — зачистка местности от остатков автоматических устройств-убийц, что остались здесь с прошлой войны. И воспитуемый Аллу Зеф ( будущий сподвижник Максима — вот ирония судьбы!) уничтожает подбитый а потому беззащитный звездолет и берет Каммерера в плен.

Во-вторых (наконец-то добрались!), сам образ столицы империи Неизвестных Отцов. Прочитайте еще раз оригинал. Ведь у Стругацких описан вполне типовой мегаполис 70-х годов ХХ века. Со всеми, так сказать, его прелестями. Серые дома, толчея на улицах, темная одежда, людская отчужденность, уличные банды… Это с точки зрения главного героя — коммунара ХХ11 века — окружающий пейзаж кажется мрачной фантасмагорией, но мы бы с вами не удивлялись — все, увы, знакомо. А как расцветил все Федор Бондарчук? Решил, наверное, что если речь идет о чужой планете, то все должно быть непохоже: иной дизайн автомобилей, иная архитектура, иная мода. По образу города кое-что можно возразить. Планета-то пережила ядерную войну, пусть и «ограниченную». А тут — монорельсовые дороги. Наши столичные нувориши Лужков (когда писалась статья, господин в кепке сидел еще в своем кресле — С.Д.) и Матвиенко, ошалев от денежно-нефтяных вливаний, и то только-только сподобились построить скоростную магистраль «Москва-Санкт-Петербург» — цены кусаются! А тут… Впрочем, может я зря придираюсь?.. Дорога-то могла сохраниться от довоенных времен. И цели у Стругацких и Бондарчука были разные. Братья Стругацкие, описывая город на планете Саракш, исподтишка «пинали» нашу тогдашнюю действительность: типовую застройку, убогий ширпотреб (кто не знает — сокращенно от «товары широкого потребления». Одежда, обувь, бытовая техника. — С.Д.). И не только недостатки социализма в конкретно взятом СССР они имели в виду, а вообще — теневые стороны современной индустриальной цивилизации. А Бондарчуку хотелось показать инопланетную жизнь: «пофутурить», похулиганить. Ну, перегнул он где-то палку. Летают, например, над столицей тихоходные дирижабли, хотя у Стругацких сказано, что всю авиацию повыбили за прошедшую войну; да и чрезвычайно многочисленные автоматы ЗРК со спятившими электронными мозгами не позволяют тут летать по небу.

В-третьих: актеры. Тут и говорить нечего. Какой, я вас спрашиваю, человек, прочитав книгу ранее, останется довольным внешностью вдруг оживших героев? Не похожи — и все тут! У меня мама, например, большой поклонник творчества Александры Марининой. Каменская для нее после стольких прочитанных книг сделалась как бы членом семьи. Она, впервые увидев в роли Каменской Елену Яковлеву, возмутилась: «Как?! Настю Каменскую играет эта… эта «интердевочка?» Хотя потом, посмотрев с десяток серий, она сказала, что другой героиню Марининой и не представляла.

Вот и я: начав смотреть фильм, то и дело сдерживал крик: «Непохоже!»

Воспитуемый Аллу Зеф, например, представлялся мне толстым, рыжим и бородатым дядькой с громоподобным голосом — и Сергей Гармаш (пусть и в рыжем парике) никак на него «не тянул». Ротмистра Чачу я «видел» типичным южноамериканским «хунтовым» полицейским — в черной, наподобие эсэсовской, форме, перетянутой белым ремнем, с аксельбантами, в «пиночетовской» фуражке с высокой тульей. Смуглым, усатым и с приличным брюшком — типичный, словом, полицейский держиморда. А Михаил Евланов молод, фотогеничен, несколько истеричен, в отличии от представляемого мной хитрого и немногословного «старого волка». А Максима Каммерера я зрел в образе гиганта с накаченными бицепсами и с черными коротко подстриженными волосами. Хотя у Стругацких на такой образ нет никаких намеков. Впрочем, последнее понятно. Давным-давно у меня был друг Максим. Ростом за два метра, качок, но парень добрейший и начитанный. Вот его-то образ и отпечатался в моей памяти. Кстати, молодой Василий Степанов (актер, взятый на роль Каммерера) при внешней столь решительной непохожести (белокурые волосы, голубые глаза) тоже имеет рост свыше двух метров — тут все, как говорится, «по книге». По остальным персонажам мало что можно сказать.

Гоша Куценко (подпольщик-коммунист «Вепрь») играет все-таки не Вепря а Гошу Куценко. Слишком характерны внешность, манеры, словечки. Да и Страннику-Сикорски по книге далеко за пятьдесят. А Алексей Серебряков, играющий его, слишком молодо выглядит. С чего я это взял? А вспомните финал книги: идущий взрывать Центр Максим приказывает Вепрю любой ценой ликвидировать Странника. Дескать, это самая зловещая фигура в местном паноптикуме. А Вепрь в ответ пожимает плечами: «А почему именно его? По-моему, хороший дядька. В здешнем институте его любят. Самый приличный человек из всей этой своры!» Обратите внимание на слово «дядька». Им, сорокалетний, умудренный жизнью подпольщик Вепрь называет Странника. А ведь так говорят только о человеке, который много старше тебя возрастом!

И последнее: образ киноидов-голованов Бондарчуком ради инопланетной экзотики загублен на корню. Из огромных собак с большими головами (отсюда и «голованы») он превратил их в каких-то волков-оборотней, словно сбежавших из третьесортного голливудского «ужастика». И опять: как же засели в мозгах наших режиссеров голлвудские штампы! Дай им волю — они всю американскую нечисть в наши фильмы перетащат. Фантазии не хватает, что ли? Теперь продолжение «Острова» — «Жук в муравейнике» никак не снимешь! Там, по несчастной планете Надежда идут в разведку человек и голован: Лев Абалкин и Шекн. На Надежде случилась беда. Половина населения страдает «синдромом преждевременной старости». Половина — исчезла неизвестно куда, уведенная таинственными Странниками в какой-то пространственно-временной портал. Естественно, оставшиеся на планете аборигены злы и подозрительны. Ходят с винтовками наперевес. Они хотят захватить в плен Абалкина (слишком странно одет; скафандр — это тебе не рубашка и не свитер), а на Шекна — ноль внимания: собака — собака и есть. И именно вмешательство голована (который вдруг заговорил и начал драться) становится тем фактором, что меняет ситуацию в пользу земного разведчика. А теперь представьте, что Абалкин идет бок о бок с «голованом Бондарчука»? Скажут ли аборигены: «О, какая хорошая собачка!»? Сомневаюсь.

Тем не менее краткий вывод по актерской игре: стерпится — слюбится. Тем более, что Василий Степанов — действительно находка. Очень обаятелен и мужествен. У этого молодого человека — большое будущее в российском кинематографе. Два-три года шлифовки таланта, две-три хорошие, кассовые картины, и все российские девицы будут от него без ума. А вот по голованам — по голованам, да, прокол.

Но это все частности. Каждый из нас, читая книгу, видит ее героев по-разному. Я, допустим, так, а Бондарчук увидел по-другому. В конце концов — фильм есть фильм. В нем все, о чем писалось в романе, не покажешь. Не покажешь о чем думает герой, его переживания, внутренний мир… Да и время на экране ограничено. И поэтому из множества граней хорошо показанного в книге образа создатели экранных версий, как правило, выбирают самую яркую. Вот и Бондарчук, сообразно духу времени (точнее, веяниям в современном кинематографе), сделал Максима Каммерера суперменом, непобедимым бойцом, рыцарем, так сказать, без страха и упрека. Сцену схватки с бандой Крысолова вы прочитаете меньше чем за минуту, а сколько времени отдано ей на экране? Поболе небось? Да еще в замедленном показе, в этой «псевдокомпьютерной» манере, когда кажется что режиссер с оператором и сами любуются своим героем — как он ловко и красиво бьется с этими инопланетными бандитами! А сцена атаки башни? У Стругацких в ней отдано больше места описанию ужасной, кровавой, нелепой и, в конце концов, бессмысленной гибели новых друзей Максима — подпольщиков. Хорошие, честные и глубоко несчастные люди, они поддались на провокацию властей (тем-то как раз для начала войны инцидент с башней развязывал руки), и вот теперь — гибнут. И Орди Такер, в которую тайно влюблен генерал, и Лесник, образ которого в романе получился ярким и человечным, и даже непутевый Зеленый, бывший вор, попавший в подпольщики помимо своей воли («не повезло» родиться «выродком») и «не попавший» в картину Бондарчука. А в фильме?.. Гибель-то, конечно, тоже показана, но так — мимоходом. После «Бригады» и «Убить Билла» кого этим удивишь? Главный план отведен Маку, неустрашимому Маку Симу — как он бежит, как месит гвардейцев-охранников, как ставит мины… А ведь необыкновенная сила и выносливость — не главные черты героя романа Стругацких!

Позвольте, немного процитирую. Вот мнение Гая Гаала о Максиме: «…Нет, он все-таки необыкновенный человек… редкий, небывалый человек… Язык выучил за месяц. Грамоту осилил за два дня. Еще в два дня перечитал все, что у меня есть. Математику и механику знает лучше господ преподавателей, а ведь у нас на курсах преподают настоящие специалисты… Или вот взять дядющку Каана…

Последнее время старик все свои монологи за столом обращал исключительно к Максиму. Более того, он не раз уже давал понять, что Максим является, пожалуй, единственным человеком, который в наше тяжелое время проявляет такие способности и такой интерес к ископаемым животным. Он рисовал Максиму на бумажке каких-то ужасных зверей, и Максим рисовал ему на бумажке каких-то еще более ужасных зверей, и они спорили, какой из этих зверей более древний, и кто от кого произошел, и почему это случилось; в ход шли научные книги из дядющкиной библиотеки, и все равно бывало, что Максим не давал старику рта раскрыть, причем Гай с Радой не понимали ни слова из того, что говорилось, а дядюшка то кричал до хрипоты, то рвал на клочки рисунки и топтал их ногами, обзывая Максима невеждой, хуже дурака Шапшу, то вдруг принимался яростно чесать обеими руками реденькие седые волосы на затылке и бормотал с потрясенной улыбкой: «Смело, массаракш, смело… У вас есть фантазия, молодой человек!» Особенно запомнился Гаю один вечер, когда старикана громом ударило заявление Максима, будто некоторые из этих тварей передвигались на задних ногах, каковое заявление, по-видимому, очень просто и естественно разрешало некий долгий, довоенный еще, спор…

Математику он знает, механику он знает, военную химию он знает превосходно, палеонтологию — господи, да кому в наше время известна палеонтология! — палеонтологию он тоже знает… Рисует как художник, поет как артист… и добрый, неестественно добрый. Разогнал и перебил бандитов, один — восьмерых, голыми руками, другой бы на его месте ходил петухом, на всех поплевывал, а он — мучился, ночи не спал, огорчался, когда его хвалили и благодарили, а потом однажды взорвался: весь побелел и крикнул, что это нечестно — хвалить за убийство…»

У Бондарчука Максим Каммерер тоже не спал ночь после того, как Рада Гаал привела его к себе в дом, но угрызений совести я у него не заметил. И упрекать молодого актера Василия Степанова за это я не стану — парень играл так, как начертал для него режиссер. Кроме того, он (Василий Степанов), человек другого поколения. В его детстве были другие книги, другие фильмы, другие герои…

Стругацкие (даже дурачась, сами признавались) писали вестерн, но интеллектуальный вестерн. Ну не такое тогда было «бесбашенное» время, чтобы получилась простая «стрелялка»! А вот у Бондарчука — что ж, вполне… Герой Степанова берется за книги, по-моему, только потому, что под рукой нет компьютера. Вообще-то, как отмечал С.Переслегин, в мире будущего Стругацких научно-технический прогресс пошел по пути «энергетического», а не «информационного» развития. Так сказать — или или… Человек, «сидящий» в виртуально-компьютерных мирах не полетит на другие планеты. Он даже из дома лишний раз не выйдет — лень…

А теперь, под конец, поговорим о контексте фильма. У меня сложилось впечатление, что снимая «Обитаемый остров», Бондарчук решил показать российской власти «фигу в кармане». Вспомните сцену, где Гай объясняет Максиму зловредную природу сопредельных государств — Пандеи и Хонти. Дескать, были мы раньше единой империей, потом колонии откололись от нас, метрополии, в результате войны. Откололись, а злобу затаили. Простить не могут, что у нас общая история… У Стругацких, кстати, об этом говорится вскользь, без нажима. Это понятно: роман писался задолго до распада СССР. А Гай Гаал вещает на экране с таким жаром, словно об Украине с Грузией говорит! Говорит, сидя спиной к камере, а сзади, пониже бритого, как у скинхеда, затылка — эмблема Боевой Гвардии, местных эсэсовцев.

После такой сцены уже и речи подпольщиков на допросе смотрятся по-иному. Бедные, мол, борцы за демократию! То, что и Гэл Кэтшеф, и Вепрь — коммунисты, создатели фильма деликатно не упоминают. Может быть, поэтому и конфискованных книг показывать не стали — набор больно специфический… В самом деле, никаких «Деклараций прав человека», никаких «Даешь открытые границы! Свобода передвижения людей, капиталов, товаров!» Зато какие-то, понимаешь, «Проблемы рабочего движения»! Итак, пытаемся потихоньку фрондировать перед властью, обличая инопланетный «тоталитаризм» и «великодержавность».

Но уверяю Вас, Федор Сергеевич, юные зрители никаких ваших намеков не заметят! Зато с удовольствием будут смотреть, как двухметровый, золотоволосый и синеглазый (белокурая бестия!) красавец Максим Каммерер мочит всяких чужаков, какими суперспособностями обладает!

Ну что ж, идея не такая плохая, как может показаться приверженцам «западной демократии». Нам столько внушали о «неполноценности и ущербности» русского народа, что, доказывая обратное, не грех и перегнуть палку.

Хочется надеяться, что этот фильм — только первая ласточка. Еще стоят на полках и ждут своих экранизаторов великолепные произведения Сергея Павлова и Василия Головачева, и еще многих других авторов. При всех своих недостатках фильм «Обитаемый остров» делает хорошее дело. Он будит мечту!

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль