НЕЙТРИД — «АТОМНАЯ БРОНЯ».
О ней мечтал вчера молодой Владимир Савченкою О ее скорейшем получении ратуют сегодня Максим Калашников и Родион Руссов. Она БЕЗУСЛОВНО нужна нам завтра.
Сначала я хотел составить материал как бы из двух частей. Разделить на правую и левую колонки. Пусть справа, допустим, будет критический разбор фантастической повести Владимира Савченко «Черные звезды» (Издана в 1960-м.) А слева — аннотация на книгу Максима Калашникова и Родиона Русова «Сверхчеловек говорит по-русски, точнее тех ее глав, в которых рассказывается об опытах по получению новых материалов. Это было бы эффектно: справа — подзаголовок «1960», слева — «Наше время.» Но потом я отказался от этой затеи.
Почему? Ну, во-первых: в тексте Калашникова и Русова есть прямое указание на повесть Савченко. То есть, все написанное ими — как бы «логическое продолжение мечты» известного советского фантаста. А разделишь статью, получится, что ты их противопоставил.
А еще — строки написанные Савченко и Калашниковым очень созвучны по внутреннему настроению. Молодой советский инженер и неистовый футуролог мыслят одинаково, одинаково мечтают, одинаково ненавидят. «Что» ненавидят, или «кого»? А вы почитайте их книги!
Только у Калашникова и Русова это, скорее, «воспоминание о будущем» (как возродить Советский Союз на новой основе), а Савченко (в момент написания повести) и его главному герою это не нужно — они и так живут в СССР! Теперешнему молодому читателю, не жившему тогда, многое на страницах повести покажется странным.
Главная тема произведения Савченко — история поисков материала «нейтрид». И показана она через судьбу двух молодых людей — Николая Самойлова и Якова Якина. Выпускники одного из технических ВУЗов (возможно, однокашники Савченко; он сам окончил Московский Энергетический в 1958-м), они становятся после распределения младшими научными сотрудниками Лаборатории № 17 некоего Института в городе Днепровске (Днепропетровске?). Лабораторию возглавляет доктор физико-математических наук Иван Гаврилович Голуб. Помошниками у него — инженер Алексей Осипович Сердюк и лаборантка-химичка Оксана. «17-я» занята очень важным делом — пытается получить новый чудо-материал.
Молодого читателя, наверное, заинтересуют «условия проживания» молодых специалистов в те времена. Но об этом у Савченко — ни слова! Упомянуто вскользь, что во время учебы он жил в студенческом общежитии, а по приезде в Днепровск поселился в другом ( при Институте). Комнаты, в которых обитают Самойлов и Якин не описаны, но мы, жившие в то время, и сами можем представить эту спартанскую обстановку: две-три койки, платяной шкаф, письменный стол и неизменный репродуктор «радиоточки». Ни телевизора, ни холодильника — в те времена это была большая редкость. Тем более нет всяких там компьютеров, CD и DVD, мобильных телефонов. Все эти чудеса предстоит еще придумать. Но Самойлов и Якин не размениваются на такие мелочи: вместе с Голубом и его командой они ищут пути получения «нейтрида» — материала, который перевернет мир.
Да, на быт тогда обращали мало внимания. Молодые специалисты, можно сказать, жили тогда на своих рабочих местах: в цеху или лаборатории, на полевом стане… Настроения было такое: пусть сейчас живем бедно, но зато потом жизнь наладится! Поколение наших отцов свято верило в это!
Вот и Николай с другом Яшей днюют и ночуют в помещении «семнадцатой» возле громады «мезонатора» — установки по облучению вещества мезонами. Они производят бесчисленные опыты, перебирают тысячи образцов. Таблица Менделеева обширна, а режимов облучения ни один и не два…
Но что это за таинственный «нейтрид» и зачем он так нужен?
…В августе 1945-го года взрывы атомных бомб уничтожили японские города Хиросиму и Нагасаки. Потрясенное человечество увидело, что такое «атомный меч». Миллионоградусные температуры, всепроникающая радиация и ударная волна невероятной мощи — вот что такое «военный атом»! От прямого попадания ракеты с атомной или водородной боеголовкой не спасет никакое убежище! «Меч» появился, а «брони» не было…
«Мирный атом» тоже доставил хлопот. На электростанциях и судах, имеющих «атомные котлы» могут происходить утечки радиации. Многометровые стены из бетона и стали имели громадный вес и стоимость. Кроме того, и они не могли помочь, если реактор пойдет «вразнос» и начнется неуправляемая цепная реакция.
Приручив огонь, человек заодно придумал огнеупорный кирпич. Для паровых котлов и двигателей внутреннего сгорания понадобились жароупорные стали, и они были созданы. Но где достать «огнеупор», который выдержит температуру в миллион градусов? А он был нужен позарез! (Нужен и сейчас.)
Впрочем, дадим слово Владимиру Савченко и его герою:
«…Мы видим в небе светящиеся миры, красивые и головокружительно далекие… Непрерывный миллонолетний ядерный взрыв — вот что такое звезда. И этот взрыв ее истощает, Звезды сжимаются, атомы внутри их спрессовываются, ядра соединяются друг с другом и выделяют еще большую энергию. Так получается ослепительно белая сверхплотная звезда — белый «карлик».
Звезда выделяет огромную энергию…но известно, чем больше энергии выделяет система, тем устойчивее, прочнее она становится, тем плотнее и прочнее становится угасающий «карлик». В пространстве Вселенной есть немало умерших звезд — огромных холодных солнц из ядерного вещества. ( Теперь точно известно, что во Вселенной существуют так называемые «нейтронные звезды», атомы вещества которых под воздействием гравитации или в процессе «выгорания» «схлопнулись»: положительно заряженные протоны ядра притянули к себе «отрицательные» электроны и превратились в нейтрально заряженные частицы — нейтроны. Да плюс еще те нейтроны, что уже были в ядрах. Вся эта масса нейтронов под воздействием сил притяжения спрессовалась в вещество огромной плотности — то есть нейтрид. — Д.С.)
…А мы собираемся получить в лаборатории кусочек умершей звезды… Дело даже не в звездах: ведь это будет идеальный новый материал — сверхпрочное, сверхинертное вещество ядерного века. Атомные реакторы, сделанные из нейтрида, будут не бетонными громадами, а размерами с обыкновенный бензиновый мотор. Ракеты из нейтрида смогут садиться прямо на поверхность Солнца, потому что 6000 градусов для нейтрида — это прохладно. Резцом из нейтрида можно будет резать как масло любой, самый твердый металл. Тонкая броня из нейтрида может выдержать даже атомный взрыв. Танк из нейтрида проникнет на сотни и тысячи километров вглубь Земли, ибо высокие температуры и давления ему не страшны…»
Савченко очень убедительно рисует картину напряженного научного поиска. Нескончаемая серия неудачных опытов, смена режима облучения и снова — «вдоль» таблицы Менделеева! После года бесплодной работы из «семнадцатой» уходит нетерпеливый Якин. Его порывистая душа жаждет великих открытий, а тут — такая рутина! Самойлов, сцепив зубы, продолжает работать у Голуба. Для научного работника необходимо терпение, терпение и еще раз терпение! Становится нетерпимым и резким милейший Иван Гаврилович… Возможно, путь, который избрали они — тупиковый…
Но вот УСПЕХ приходит к ним, отчаявшимся, потерявшим веру! Неуловимый нейтрид, «кусочек тела погибшей звезды» найден. В последнем отчаянном порыве Николай Самойлов предложил новое, парадоксальное решение, Голуб согласился: и вот она — «атомная броня»!
В повести, написанной молодым «зеленым» инженером этот момент триумфа описан столь ярко и выразительно, что мы верим — все было именно так! Не могло не быть!
Строится завод, на котором собираются «нейтридные» космические корабли с атомными двигателями. Главным инженером назначен Николай Самойлов. Новому «Главному» еще и тридцати не исполнилось, но это никого не смущает. Главное, чтобы человек делал дело!
Николай весь в новых делах и заботах и (примета времени!) мимоходом отмечает в дневнике, что «платят теперь вполне прилично. Но тратить эти деньги некогда.» Дикое, скажем, заявление для современного «россиянина — гомоэкономикуса». Ну уж таковы были люди в то трудное время! «Платят вполне прилично…» Значит, раньше платили «неприлично». Но в дневнике Николая, приводимом автором об этом ни строчки! Да и Якин, «хлопнув дверью», в числе причин ухода деньги не упомянул. Это ему и в голову не пришло! (От себя добавлю: возьмите статистические справочники 50-х годов и с удивлением увидите, что инженеры и научные работники во время «сталинской диктатуры» получали гораздо больше рабочих. Порядок, при котором словосочетание «советский инженер» стало синонимом бедности и неустроенности ввел идиот Хрущев.)
Голуб и Сердюк продолжают опыты. Они теперь ищут «мезоний» — вещество позволяющее получать нейтрид гораздо дешевле и в неограниченных количествах.
Американцы тем временем успели получить нейтрид втихаря еще раньше (Верю! Похоже на них!) Правда, назвали его «нейтриумом». Из нового материала они создали чудовищную пушку, стреляющую атомными снарядами — противовес советским ракетам. (У них самих с ракетами в начале 60-х не ладилось. Не ладилось бы и дальше, если бы не предательство Пеньковского.) Правда, спешка и желание выбить побольше денег из Конгресса сыграли с «янки» злую шутку: из-за ошибки в расчетах снаряды выпущенные в район Антарктиды ушли на более высокую траекторию и превратились в искусственные спутники Земли. Начиненные атомной взрывчаткой, опускаясь в атмосфере(нейтридная оболочка предохраняла от разогрева и разрушения), они представляли собой немалую опасность и нашим пришлось сбить их ракетами.
А Голуб с Сердюком продолжают поиски «мезония». Но вместо гипотетического мезония они получают нечто неизмеримо более ценное и опасное — антиртуть! При попытке анализа образца полученного вещества, вынеся его из вакуумной камеры «на воздух» происходит аннигиляция и Голуб с Сердюком погибают. Тайну их гибели должны разгадать Самойлов и Якин. Одновременно происходит катастрофа и на американском заводе в Нью-Хэнфорде ( Тоже связанная с «нечаянно полученной» антиртутью.)
…Задумаемся. Повесть писалась в 1958-1960х годах. Еще не было Тримайл-Айленда и Чернобыля. Но координаты двух крупнейших атомных катастроф автор вычислил точно! Вот и не верь потом в Дар предвиденья!
И все-таки, несмотря на трагические ноты конец повести получился светлым и оптимистичным. Грозная тайна разгадана. Антиртуть укрощена. Она, вместе с нейтридом даст человечеству океаны дешевой энергии и возможность достигнуть звезд в ближайшие годы. Снова даем слово герою повести Савченко:
«…А какое громадное будущее нетерпеливо ждет нас — голова кружится! И оно, будущее, начнется скоро, почти завтра, потому что космическая ракета из нейтрида уже готова и начинает проходить испытания…на смену обычным атомным двигателям придут (и уже идут!) предельно простые и исполински могучие нейтридные двигатели работающие на антиртути. Сколько еще будет сделано в Космосе и на Земле! Машины из нейтрида будут крушить горы там, где они не нужны и воздвигать их на более удобном месте; мы проникнем вглубь Земли, мы насытим Землю энергией, изменим ее лицо, климат… Три года прошло — а сколько сделано! Впереди еще почти вся жизнь!..»
Читаешь такое — и завидки берут! А поднимешь голову, оторвешь взгляд от строки доброго волшебника Владимира Савченко — и хоть волком вой! Ведь в теперешней болотной Россиянии никто из «власть имущих» и не думает «крушить горы там, где они не нужны, и воздвигать их на более удобном месте»! Им бы, правителям нашим, «напилить бы бабок», «нарубить бабла», запихнуть их в оффшор, а самому закатиться в Куршавель с длинноногой секретаршей! Или, измордовав русскую столицу шизофреническим новостроем прикупить отельчик в швейцарских Альпах. Эти твари боятся Будущего, оно им не надо. Ибо — непредсказуемо. Но, не желая мечтать сами, они убивают Мечту и у наших детей! А правда — о чем должны мечтать наши дети? Стать такими же, как высшая чиновничья «елита»? Не получится. У чиновников свои детки есть. Пойти в обслугу? В киллеры и простит…извините — в охранники и горничные? Да это, разве, мечта?
Повесть «Черные звезды» — это «альтернативная история» в чистом виде. Рассказ о том, как развивалась бы наша страна, если бы не «горбачевская Перекройка» и «ельцинский Раздел».
— Но ведь нейтрид — это выдумка Владимира Савченко! — возразят мне.
Что ж, даю слово Максиму Калашникову и Родиону Руссову. Издательство «АСТ.Астрель.» Москва 2006г. «Сверхчеловек говорит по-русски.» (стр.452-454.)
«…На основе нейтронных бозе-кондесатов многими учеными-ядерщиками в считанные годы ожидается получение первых образцов нейтрида — сверхплотного ядерного вещества, состоящего в основном из частиц атомного ядра, нейтронов, и обладающего феноменальными свойствами. Существуют уже и вполне реалистичные идеи насчет того, как наладить его промышленное производство.
Бозе-кондесаты уже и сами по себе являются совершенно новой квантовой, «пятой» формой материи с уникальными свойствами. Бозе-конденсатами, где частицы «когерентны» (т, е. «маршируют в ряд» как единое целое) является и фотонный луч лазера, прожигающий сверхпрочную сталь, и сверхтекучий жидкий гелий, способный вечно циркулировать в трубах без какого-либо трения, и электронный ток сверхпроводимости, бегущий по проводам без сопротивления.
В 1995 году Вольфганг Кеттерле, ученый из Массачусетского Технологического института (MIT) СЩА (с 2001г. — и нобелевский лауреат) смог получить первый бозе-конденсат атомов натрия. Он сделал это с помощью развитых незадолго перед этим методов сверхохлаждения частиц лазерными пучками и магнитным полем. Бозе-конденсат атомов натрия исследователь получил в виде удобном для исследования и лабораторного анализа. Вскоре сообщения о получении бозе-конденсатов различных атомов посыпались ото всюду. Активности ученых сильно способствовал тот факт, что установки по получению бозе-конденсатов оказались сравнительно недорогими — эксперименты шли полным ходом даже в Новой Зеландии. Сегодня бозе-конденсаты добывают по всему миру уже в особых миниатюрных, так называемых «атомных» чипах. Установки для получения бозе-конденсатов даже на заре новой технологии стоили не более 50 тыс. долларов, а теперь они намного дешевле. К НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ ТОЛЬКО РОСФЕДЕРАЦИЯ, ПО-ВИДИМОМУЮ, ОСТАЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЙ СТРАНОЙ, ТАК И НЕ СОБРАВШЕЙ КОПЕЕК ДЛЯ РЕВОЛЮЦИОННЫХ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ПОТРЯСШИХ ВЕСЬ МИР.»
С последним утверждением трудно не согласиться. Какой чиновник или олигарх отстегнет «свои кровные» 50 тыс. долларов на получение «какого-то там нейтрида»? Сдурел он, что ли? За пятьдесят тысяч «зеленых» можно неплохое платье справить жене али любовнице!
Максим Калашников добавляет к «савченскому» списку возможных областей применения нейтрида еще несколько ярких картин:
«…Прямоточный термоядерный реактивный двигатель, работающий на парах воды… Он к тому же будет и абсолютно экологически чистым. Ведь сверхплотный нейтрид совершенно не пропускает радиации. А как вам понравятся ранцевые ионные или фотонные двигатели для полета на Луну с друзьями на выходные? Или на Марс? А возможность за копейки подняться на геоцентрическую орбиту в обычном лифте по нейтридной нити, протянутой к спутнику? А возможность создания искусственного сверхмозга, для которого слово «суперкомпьютер» просто никуда не годится? Ведь плотность упаковки вычислительных ячеек нейтридного мозга в 10 с пятнадцатью нулями раз превзойдет плотность упаковки нейронов в мозгу человека?!..»
Это мечта Максима Калашникова. Кто хочет узнать поподробнее — разыщите его книгу. Не пожалеете!
Вывод: нейтрид нужен для нашей цивилизации как воздух. Но, только — чур! Доступ к нейтридным технологиям должнен быть дешевым и всеобщим!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.