Цикл рецензии на тему «Издательства штампуют безграмотные фанфики».
Сугубо ИМХО
Рецензия вторая:
«Щерба Наталья Васильевна — доказательство начинающим авторам: чтобы издаться, не обязательно быть оригинальным и грамотным!»
Началось второе десятилетие — мною подмеченное, — шедеврального графоманства, навеянного как бестселлерами величайших писателей, так и однобокими, помоечными блокбастерами, где на смену суперкрутым дядькам с огромным арсеналом оружия из рукава, и если оно не помогло, в заначке оказывалось владение множеством видов боевых искусств, пришли гг-детки-Мэри (Марти) Сью. Ладно, фильмы — Голливуд их штампует, будто завод туалетную бумагу: выпустил с конвейера — употребил — забыл. Для общего развития — ощущения: я ничего не упустил из новинок, — интересно глянуть. Так ведь писанину 99% авторов без угрызений совести можно отнести туда же — в урну, даже взяв в расчёт условности и поблажки к жанровости и возрастности текста. Всё чаще читая издающихся, удивляюсь: как «это» выпустили? Где цензура? Где редактура? Где нравственность? Поучительность?
С тех пор, как стала излагать мысли на вордовском листе, а после выкладывать в инете, столкнулась с тем, что инет-авторов-новичков тотчас берут в оборот: нужно писать грамотно, искать изюминку, уходить от штампов, иначе издательства не взглянут на рукопись, а чтобы мечтать об издании — грызи гранит науки: как стать гениальным писателем. И я, послушный ученик, вгрызалась…
Данный опус-рецензия о том: а стоит ли учиться писать… может, ну его — и так сойдет?!..
Попытаюсь доказать или опровергнуть миф «Издательства серость и безграмотность не издают» на примере автора Натальи Щерба и её серии «Часодеи».
Ознакомление с данным автором и его произведениями случилось неожиданно. Племянница — ей 13-ть, — от нечего делать — дожди, подняв из могилы, сподвигнут на действо и мертвеца, — засела за чтение. Так, как я графоман ещё тот, поинтересовалась: чего читаешь? Она ответила:
— «Часодеев». Пару лет назад мама купила несколько книг. Я прочитала, и мне понравилось. Вот сейчас нашла продолжение… скачала на телефон…
«Кхм», — подумала я, — «интересно узнать, что читает молодёжь…» Закинула ненавязчиво удочку:
— Может, почитаешь вслух? Мне интересно, да и сыновьям полезно послушать…
Племяшка — я бы отказалась, — согласилась и погрузила нас в…
Сказка?
Да…
Хорошая?
Кхм… как сказать…
Плохая?
Кхм… нельзя сказать…
Но стойкое ощущение: убейте меня, но это же фанфик на Гарри Поттера и Рубиновую книгу! — так и не оставляло…
После прочтения первой книги из серии, терзаемая противоречивыми чувствами, полезла по просторам инета в поиске мнений… отзывов… Из сотен хвалебных — схожих как сиамские близнецы, точно одна пиар компания работала на всех ресурсах, рекламируя товар лицом, — выхватывала редкие, с которыми согласна. Узнала, что автор запретила разбор своих «детищ» и улыбнулась: ещё бы… эго победителя конкурса «Новая детская книга» не переживет разбора по косточкам… и поняла, что прокричать: а король-то голый тоже не смогу — романы не отстойные, хоть и не лучшие.
Племяшка, тем временем, нас окунула во вторую книгу из… Кстати, удивительное дело, пока она читала — сама тормозилась на моментах и вскидывая на меня округлившиеся глаза, восклицала:
— А почему «так»? А где «это»? Откуда «это»? С чего «так»? Куда пропало «это»? Глупость какая-то… Разве запятая нужна? А тут она зачем? Что-то я запуталась с расстановкой… Лево-право… Тетя! Раньше я такого не замечала?! Сейчас же, ошибки вижу…
Напомню, племяшке всего13-ть!
Я натянуто улыбалась:
— Знать не знаю, ведать не ведаю… Издали, значит — достойна!
Ерунда! Шуткую! Я? Такое сказать?!..
Разводила руками:
— Зая, понятия не имею, как издали такого графомана без правок! Может, Самиздат?!
Далее шла дискуссия, за которой следовало чтение…
Конечно же, я не удержалась и решительно села за комп — выслушать текст и не дать ИМХИ?! Такое не по мне…
Итак, из плюсов могут сказать только одно:
1) Слог — легкочитаем. Да и вообще, редко, когда подобное можно сказать применительно к фанфику, но этот читаем!
Далее, просто по сюжету:
Аннотация.
«Василиса — обычная земная девочка, живущая с бабушкой, — неожиданно узнает, что ее отец — влиятельный маг Эфлары, мира, построенного на особой часовой магии. Попав в страну часодеев, фей и лютов, Василиса оказывается в центре опасной игры. Даже друзья не могут понять, кто же она сама? Неумеха, ничего не знающая о своем происхождении? Шпионка, засланная отцом, чтобы заполучить трон? Или могущественная часовщица, которая умеет управлять временем и может спасти Землю и Эфлару от грядущего столкновения?»
Уже из аннотации видно — писать интригу автор не умеет. Аннотация — краткое повествование, причём, что удивительно, куда интереснее и точнее, чем весь роман в целом.
«Обычная земная…»
«Она сама…»
«Шпионка, засланная отцом, чтобы получить трон?»
Это вообще как?
«Или могущественная часовщица, которая умеет управлять временем и может спасти Землю и Эфлару от грядущего столкновения?»
О последнем детки вообще не думали — и дураку понятно, что будет именно так…
Начало:
13-летняя Девочка — Василиса (так оригинально, особенно, если учесть: «Имя для героя Мэри Сью — часто первое или второе имя автора, или его ник в интернете, или любимое прозвище…» — отчество автора Васильевна) без родителей (так оригинально) обретает мага отца… (так оригинально). Он — злыдня или не очень — на протяжении текста автор нас постоянно швыряет от его зла к добродетели, поэтому точной оценки не дам (так оригинально). «Куча» — одно из любимых словечек автора, применительно к толпе, массе, скоплению народа, братьев и сестер… родни, причём, которая уже ненавидит Ваську (так оригинально). Она самая неприметная (так оригинально), но оказывается самой, офигеть какой, удачливой и нашпигованной талантами и одарённостями… (так оригинально).
Брр… в общем, у неё дар к чародейству, то есть часодейству и размахивает вместо палочек стрелами… Оказывается дочерью духа и фейри. Я всё недоумевала: понятие «фейри» исказить в «фейру» и обозвать «бездарным ребенком фейри и человека» — полное кощунство над пилигримами писательства в жанре фэнтези, придумавшими данное понятие…
Ну да ладно, на то мы и графоманы! Чего хотим, то ваяем…
Автор нас знакомит с персами, причём, картонные коробочки аккуратно ставит одну на другую, не забывая подписывать — вдруг, запутаемся: Феш, Марк, Лёшка… Они такие разные и такие похожие — точно любимые куклы автора. Мы смотрим, и для нас они на одно лицо, а вот для него — такие родные и… 90% — с голубыми глазами; 50% — блондины; с изменчивыми характерами, а одёжки расписаны шаблонно… Джинсы, рукава, воротнички… Только Елена, главная заноза в поп… гг, выделялась на общем фоне. Помпезностью в нарядах и гордой приставкой к имени «госпожа». Скажите, только меня такое возмутило? Когда бы «российский подросток» с переходным периодом «я — пуп земли; никто меня не понимает; мои проблемы глобальны, сра… я хотел на всех остальных» величал бы кого-то «госпожа»? Названия и имена героев… оставляли лёгкий отпечаток дежавю или настолько окунали в созвучность с названиями или именами из Гарри Поттера, что я только диву давалась — как такое допустили к печати?!
Глупые передвижения по дому, мирам, пространствам. Нелепые умозаключения. Затянутые, пустые диалоги. Чего-то наворочено в середине… хотя я так и не поняла, почему феи никому не дарили ключи, но тотчас презентовали уйму малолеткам? У них слабость к танцам маленьких деток и только? Попахивает педоф… наклонностями. Банальная концовка к продолжению убила. Часы везде и всюду, стрелы, мерцания — на каждой странице по нескольку раз, причём, однообразные… Как, пожалуй, и описательность по окрестностям, домам, замкам…
Ещё подвис вопрос насчёт гимнастки гг. Кхм… я, конечно, не знаток, но со спортом немного сталкивалась и даже на второе высшее поступила, ой, как раз физкультурное… Так вот: есть гимнастика художественная, а есть спортивная, силовая. В начале первой книги автор нас убеждал — все трюки: прыжки, подтягивания, перекаты и прочее — гг — гимнастка силовая, — брусья, ковер, козёл, бревно. А вначале второй книги обнаружилось: «Ленточки, мяч…» Это уже другая опера — художественная гимнастика. И если не путаю, то это ближе к балету, а не силовухе. Да и мышечная масса, строение тел гимнасток, мягко говоря, различаются. Что уж говорить о тренировках и нагрузках… кхм… питании. Наша же гимнастка вечно голодна, босиком и готовая на выполнение любого силового элемента, прописанного автором с использованием канцелярщины, приправленной уймой тавтологии.
Мытарства гг — хочу быть часовщицей или нет — уже бесили к середине книги…
Меня удивляло: Васька спокойно приняла фриковскую семейку, ничуть не испугалась их магичности — часочности, — быстро прониклась миром часодеев, и думала только о еде и сне… Врала, воровала, выкручивалась, хамила… Вот это детки в наше время?! Для них встретить волшебника то же самое, что воочию увидеть на красной ковровой дорожке звезду шоу-биза. История, как мне показалось, вообще выеденного яйца не стоила — врагам давно нужно было убить Ваську и делов-то… Также, я сразу поняла что белая королева — мать гг! Поразила осведомленность малолеток в политических интригах, а главное их место и заинтересованность во взрослых играх. Хотя, чего это я?! Ничего удивительного. В жизни только 13-летки в правительстве заправляют, эт нам всё кажется — взрослые… На самом-то деле — мы — дураки, а миром правят тинэйджеры…
К чему катится мир?!.. Кхм… пойду в куклы играть да грезить о принце заморском.
Кстати, поинтересовалась у племяшки:
— Скажи, а так говорят современные детки 11-13-ти лет?
Племяшка ужаснулась:
— Нет!.. Десятилетние и то, если очень недалекие…
— А диалоги тебе не кажутся глупыми?
— Безумно! — отозвалась племяшка и скривилась: — Большая часть вообще ни о чём, но общий сюжет мне нравится, вот и читаю…
— А ты читала Гарри Поттера?
— Нет…
— Рубиновую книгу?
— Нет…
— Понятно, — заключила я и умолкла.
И так «за», что это фанфик на Гарри Поттера и Рубиновую книгу:
1) ГГ — детки
2) Ничем не отличимые от масс, но чем-то всё же выделяются
3) Их многие не любят, воспринимают в штыки, семейка в том числе…
4) Обладают сверхспособностями назло всем
5) Учатся в магической школе, институте
6) Есть злобные взрослые, мечтающие поработить мир/заумные учителя, доверяющие тайны
7) Разделение: хорошие детки, плохие детки
8) Присутствие новой игры — бонус от автора
9) Везение, как ни у кого
10) Часы — переносчики из мира в мир
11) Участие в ролевых играх школы, школ. Типа игр в пионерских лагерях, в старое время — «Зарница»
12) Стихотворные загадки-разгадки
13) Общение детей наравне со взрослыми и даже тыканье первыми вторых в недалекость…
14) Политические игры деток
15) Война с главными злодеями
16) Натянутые отношения с родственниками
17) Палочки — стрелы
18) Одни учатся чуть ли не с рождения, а гг всё удается нахрапом…
19) Временной мир…
20) Серия книг
21) Друзья гг, как под копирку…
22) Созвучие имен (уж автор бы мог придумать наши, а не на американский манер)
По мне это уже перебор… Но продолжаю:
1) Сюжет есть, но сырой и выдутый из пальца. Я так поняла, автор вдохновился после серии Гарри Поттера про часы «Узник Азкабана», когда Гермиона получила от Дамблдора часы, чтобы успевать на лекции в разное время. А потом автор глянул «Рубиновая книга», а там полный набор остального инструментария — мир, мерцания, перелёты…
2) Логика — скачет как заяц, заметающий следы.
3) Герои — однообразные картонные марионетки, по большей части Мэри Сью, — кхм… странно прозвучит, но которых так ненавидят издательства и читатели-критики.
4) Описания — шаблонная болванка: цепляй на каждого, не ошибёшься.
5) Диалоги люблю, но в данном романе они — вода, как говорится, переливается из пустого в порожнее.
6) Поучительность, назидательность, мораль — нуль.
7) Фокализация — ЖЖанетт зря придумывал — мог бы не стараться, у автора своя точка зрения. Глюки от третьего, точно насмешка автора: пипл схавает и такое…
8) Опечатки, чуть ли не на каждой странице. Это, конечно, можно отнести к инет-копии.
9) Пунктуация — в загуле… Туда же, куда и пункт 8.
10) Полный набор ошибок начинающего автора. Абсурд с маразмом тапками погоняют канцелярщину, тавталогию. Сплошной аврал: плеоназмы, ляпалиссиада, архаизмы, сленг, жаргон, аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, оксю́морон за гранью понимания…
11) Уменьшительно-ласкательные — бич этого текста.
12) Предложения кишат местоимениями, как подвал забитый крысами.
13) Рояли из кустов — не страшны, ведь их оправдает автор в 10 книге… Главное ждите…
И это современная литература для масс!
Итог: инструментарий для написания романа у автора скуден, фантазия ему под стать — только от вдохновения чужими произведениями. Читаем, восхищаемся и радуемся: в России появился очередной гениальный автор, который заткнет Джоан Роулинг за пояс «Часодейством».
В заключение:
Автору — достойная 3 из 10 за старательность и вдохновляемость от других.
Издательству — 6 из 10 — поймали жилу.
Пиар агентству — заслуженные 20 из 10 — разрекламировать пустышку и сделать открытием года чуть ли не с лаврами бестселлера, примерно как в своё время реклама «Ласкового мая». Разин тогда куш сорвал.
Пы.сы. Авторы не пытайтесь писать грамотно и оригинально — фанфик средней руки тоже издается, главное пиар отменный закатить.
Наталья Щерба на своём примере доказала: Миф о грамотействе и новизне текстов разрушен…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.