Рецензия на "Часодеев" / ermas ermas
 

Рецензия на "Часодеев"

0.00
 
ermas ermas
Рецензия на "Часодеев"
Обложка произведения 'Рецензия на "Часодеев"'

Цикл рецензии на тему «Издательства штампуют безграмотные фанфики».

Сугубо ИМХО

Рецензия вторая:

«Щерба Наталья Васильевна — доказательство начинающим авторам: чтобы издаться, не обязательно быть оригинальным и грамотным!»

Началось второе десятилетие — мною подмеченное, — шедеврального графоманства, навеянного как бестселлерами величайших писателей, так и однобокими, помоечными блокбастерами, где на смену суперкрутым дядькам с огромным арсеналом оружия из рукава, и если оно не помогло, в заначке оказывалось владение множеством видов боевых искусств, пришли гг-детки-Мэри (Марти) Сью. Ладно, фильмы — Голливуд их штампует, будто завод туалетную бумагу: выпустил с конвейера — употребил — забыл. Для общего развития — ощущения: я ничего не упустил из новинок, — интересно глянуть. Так ведь писанину 99% авторов без угрызений совести можно отнести туда же — в урну, даже взяв в расчёт условности и поблажки к жанровости и возрастности текста. Всё чаще читая издающихся, удивляюсь: как «это» выпустили? Где цензура? Где редактура? Где нравственность? Поучительность?

С тех пор, как стала излагать мысли на вордовском листе, а после выкладывать в инете, столкнулась с тем, что инет-авторов-новичков тотчас берут в оборот: нужно писать грамотно, искать изюминку, уходить от штампов, иначе издательства не взглянут на рукопись, а чтобы мечтать об издании — грызи гранит науки: как стать гениальным писателем. И я, послушный ученик, вгрызалась…

Данный опус-рецензия о том: а стоит ли учиться писать… может, ну его — и так сойдет?!..

Попытаюсь доказать или опровергнуть миф «Издательства серость и безграмотность не издают» на примере автора Натальи Щерба и её серии «Часодеи».

Ознакомление с данным автором и его произведениями случилось неожиданно. Племянница — ей 13-ть, — от нечего делать — дожди, подняв из могилы, сподвигнут на действо и мертвеца, — засела за чтение. Так, как я графоман ещё тот, поинтересовалась: чего читаешь? Она ответила:

— «Часодеев». Пару лет назад мама купила несколько книг. Я прочитала, и мне понравилось. Вот сейчас нашла продолжение… скачала на телефон…

«Кхм», — подумала я, — «интересно узнать, что читает молодёжь…» Закинула ненавязчиво удочку:

— Может, почитаешь вслух? Мне интересно, да и сыновьям полезно послушать…

Племяшка — я бы отказалась, — согласилась и погрузила нас в…

Сказка?

Да…

Хорошая?

Кхм… как сказать…

Плохая?

Кхм… нельзя сказать…

Но стойкое ощущение: убейте меня, но это же фанфик на Гарри Поттера и Рубиновую книгу! — так и не оставляло…

После прочтения первой книги из серии, терзаемая противоречивыми чувствами, полезла по просторам инета в поиске мнений… отзывов… Из сотен хвалебных — схожих как сиамские близнецы, точно одна пиар компания работала на всех ресурсах, рекламируя товар лицом, — выхватывала редкие, с которыми согласна. Узнала, что автор запретила разбор своих «детищ» и улыбнулась: ещё бы… эго победителя конкурса «Новая детская книга» не переживет разбора по косточкам… и поняла, что прокричать: а король-то голый тоже не смогу — романы не отстойные, хоть и не лучшие.

Племяшка, тем временем, нас окунула во вторую книгу из… Кстати, удивительное дело, пока она читала — сама тормозилась на моментах и вскидывая на меня округлившиеся глаза, восклицала:

— А почему «так»? А где «это»? Откуда «это»? С чего «так»? Куда пропало «это»? Глупость какая-то… Разве запятая нужна? А тут она зачем? Что-то я запуталась с расстановкой… Лево-право… Тетя! Раньше я такого не замечала?! Сейчас же, ошибки вижу…

Напомню, племяшке всего13-ть!

Я натянуто улыбалась:

— Знать не знаю, ведать не ведаю… Издали, значит — достойна!

Ерунда! Шуткую! Я? Такое сказать?!..

Разводила руками:

— Зая, понятия не имею, как издали такого графомана без правок! Может, Самиздат?!

Далее шла дискуссия, за которой следовало чтение…

Конечно же, я не удержалась и решительно села за комп — выслушать текст и не дать ИМХИ?! Такое не по мне…

Итак, из плюсов могут сказать только одно:

1) Слог — легкочитаем. Да и вообще, редко, когда подобное можно сказать применительно к фанфику, но этот читаем!

 

Далее, просто по сюжету:

 

Аннотация.

«Василиса — обычная земная девочка, живущая с бабушкой, — неожиданно узнает, что ее отец — влиятельный маг Эфлары, мира, построенного на особой часовой магии. Попав в страну часодеев, фей и лютов, Василиса оказывается в центре опасной игры. Даже друзья не могут понять, кто же она сама? Неумеха, ничего не знающая о своем происхождении? Шпионка, засланная отцом, чтобы заполучить трон? Или могущественная часовщица, которая умеет управлять временем и может спасти Землю и Эфлару от грядущего столкновения?»

Уже из аннотации видно — писать интригу автор не умеет. Аннотация — краткое повествование, причём, что удивительно, куда интереснее и точнее, чем весь роман в целом.

«Обычная земная…»

«Она сама…»

«Шпионка, засланная отцом, чтобы получить трон?»

Это вообще как?

«Или могущественная часовщица, которая умеет управлять временем и может спасти Землю и Эфлару от грядущего столкновения?»

О последнем детки вообще не думали — и дураку понятно, что будет именно так…

 

Начало:

13-летняя Девочка — Василиса (так оригинально, особенно, если учесть: «Имя для героя Мэри Сью — часто первое или второе имя автора, или его ник в интернете, или любимое прозвище…» — отчество автора Васильевна) без родителей (так оригинально) обретает мага отца… (так оригинально). Он — злыдня или не очень — на протяжении текста автор нас постоянно швыряет от его зла к добродетели, поэтому точной оценки не дам (так оригинально). «Куча» — одно из любимых словечек автора, применительно к толпе, массе, скоплению народа, братьев и сестер… родни, причём, которая уже ненавидит Ваську (так оригинально). Она самая неприметная (так оригинально), но оказывается самой, офигеть какой, удачливой и нашпигованной талантами и одарённостями… (так оригинально).

Брр… в общем, у неё дар к чародейству, то есть часодейству и размахивает вместо палочек стрелами… Оказывается дочерью духа и фейри. Я всё недоумевала: понятие «фейри» исказить в «фейру» и обозвать «бездарным ребенком фейри и человека» — полное кощунство над пилигримами писательства в жанре фэнтези, придумавшими данное понятие…

Ну да ладно, на то мы и графоманы! Чего хотим, то ваяем…

Автор нас знакомит с персами, причём, картонные коробочки аккуратно ставит одну на другую, не забывая подписывать — вдруг, запутаемся: Феш, Марк, Лёшка… Они такие разные и такие похожие — точно любимые куклы автора. Мы смотрим, и для нас они на одно лицо, а вот для него — такие родные и… 90% — с голубыми глазами; 50% — блондины; с изменчивыми характерами, а одёжки расписаны шаблонно… Джинсы, рукава, воротнички… Только Елена, главная заноза в поп… гг, выделялась на общем фоне. Помпезностью в нарядах и гордой приставкой к имени «госпожа». Скажите, только меня такое возмутило? Когда бы «российский подросток» с переходным периодом «я — пуп земли; никто меня не понимает; мои проблемы глобальны, сра… я хотел на всех остальных» величал бы кого-то «госпожа»? Названия и имена героев… оставляли лёгкий отпечаток дежавю или настолько окунали в созвучность с названиями или именами из Гарри Поттера, что я только диву давалась — как такое допустили к печати?!

Глупые передвижения по дому, мирам, пространствам. Нелепые умозаключения. Затянутые, пустые диалоги. Чего-то наворочено в середине… хотя я так и не поняла, почему феи никому не дарили ключи, но тотчас презентовали уйму малолеткам? У них слабость к танцам маленьких деток и только? Попахивает педоф… наклонностями. Банальная концовка к продолжению убила. Часы везде и всюду, стрелы, мерцания — на каждой странице по нескольку раз, причём, однообразные… Как, пожалуй, и описательность по окрестностям, домам, замкам…

Ещё подвис вопрос насчёт гимнастки гг. Кхм… я, конечно, не знаток, но со спортом немного сталкивалась и даже на второе высшее поступила, ой, как раз физкультурное… Так вот: есть гимнастика художественная, а есть спортивная, силовая. В начале первой книги автор нас убеждал — все трюки: прыжки, подтягивания, перекаты и прочее — гг — гимнастка силовая, — брусья, ковер, козёл, бревно. А вначале второй книги обнаружилось: «Ленточки, мяч…» Это уже другая опера — художественная гимнастика. И если не путаю, то это ближе к балету, а не силовухе. Да и мышечная масса, строение тел гимнасток, мягко говоря, различаются. Что уж говорить о тренировках и нагрузках… кхм… питании. Наша же гимнастка вечно голодна, босиком и готовая на выполнение любого силового элемента, прописанного автором с использованием канцелярщины, приправленной уймой тавтологии.

Мытарства гг — хочу быть часовщицей или нет — уже бесили к середине книги…

Меня удивляло: Васька спокойно приняла фриковскую семейку, ничуть не испугалась их магичности — часочности, — быстро прониклась миром часодеев, и думала только о еде и сне… Врала, воровала, выкручивалась, хамила… Вот это детки в наше время?! Для них встретить волшебника то же самое, что воочию увидеть на красной ковровой дорожке звезду шоу-биза. История, как мне показалось, вообще выеденного яйца не стоила — врагам давно нужно было убить Ваську и делов-то… Также, я сразу поняла что белая королева — мать гг! Поразила осведомленность малолеток в политических интригах, а главное их место и заинтересованность во взрослых играх. Хотя, чего это я?! Ничего удивительного. В жизни только 13-летки в правительстве заправляют, эт нам всё кажется — взрослые… На самом-то деле — мы — дураки, а миром правят тинэйджеры…

К чему катится мир?!.. Кхм… пойду в куклы играть да грезить о принце заморском.

Кстати, поинтересовалась у племяшки:

— Скажи, а так говорят современные детки 11-13-ти лет?

Племяшка ужаснулась:

— Нет!.. Десятилетние и то, если очень недалекие…

— А диалоги тебе не кажутся глупыми?

— Безумно! — отозвалась племяшка и скривилась: — Большая часть вообще ни о чём, но общий сюжет мне нравится, вот и читаю…

— А ты читала Гарри Поттера?

— Нет…

— Рубиновую книгу?

— Нет…

— Понятно, — заключила я и умолкла.

И так «за», что это фанфик на Гарри Поттера и Рубиновую книгу:

1) ГГ — детки

2) Ничем не отличимые от масс, но чем-то всё же выделяются

3) Их многие не любят, воспринимают в штыки, семейка в том числе…

4) Обладают сверхспособностями назло всем

5) Учатся в магической школе, институте

6) Есть злобные взрослые, мечтающие поработить мир/заумные учителя, доверяющие тайны

7) Разделение: хорошие детки, плохие детки

8) Присутствие новой игры — бонус от автора

9) Везение, как ни у кого

10) Часы — переносчики из мира в мир

11) Участие в ролевых играх школы, школ. Типа игр в пионерских лагерях, в старое время — «Зарница»

12) Стихотворные загадки-разгадки

13) Общение детей наравне со взрослыми и даже тыканье первыми вторых в недалекость…

14) Политические игры деток

15) Война с главными злодеями

16) Натянутые отношения с родственниками

17) Палочки — стрелы

18) Одни учатся чуть ли не с рождения, а гг всё удается нахрапом…

19) Временной мир…

20) Серия книг

21) Друзья гг, как под копирку…

22) Созвучие имен (уж автор бы мог придумать наши, а не на американский манер)

 

По мне это уже перебор… Но продолжаю:

 

1) Сюжет есть, но сырой и выдутый из пальца. Я так поняла, автор вдохновился после серии Гарри Поттера про часы «Узник Азкабана», когда Гермиона получила от Дамблдора часы, чтобы успевать на лекции в разное время. А потом автор глянул «Рубиновая книга», а там полный набор остального инструментария — мир, мерцания, перелёты…

2) Логика — скачет как заяц, заметающий следы.

3) Герои — однообразные картонные марионетки, по большей части Мэри Сью, — кхм… странно прозвучит, но которых так ненавидят издательства и читатели-критики.

4) Описания — шаблонная болванка: цепляй на каждого, не ошибёшься.

5) Диалоги люблю, но в данном романе они — вода, как говорится, переливается из пустого в порожнее.

6) Поучительность, назидательность, мораль — нуль.

7) Фокализация — ЖЖанетт зря придумывал — мог бы не стараться, у автора своя точка зрения. Глюки от третьего, точно насмешка автора: пипл схавает и такое…

8) Опечатки, чуть ли не на каждой странице. Это, конечно, можно отнести к инет-копии.

9) Пунктуация — в загуле… Туда же, куда и пункт 8.

10) Полный набор ошибок начинающего автора. Абсурд с маразмом тапками погоняют канцелярщину, тавталогию. Сплошной аврал: плеоназмы, ляпалиссиада, архаизмы, сленг, жаргон, аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, оксю́морон за гранью понимания…

11) Уменьшительно-ласкательные — бич этого текста.

12) Предложения кишат местоимениями, как подвал забитый крысами.

13) Рояли из кустов — не страшны, ведь их оправдает автор в 10 книге… Главное ждите…

 

И это современная литература для масс!

Итог: инструментарий для написания романа у автора скуден, фантазия ему под стать — только от вдохновения чужими произведениями. Читаем, восхищаемся и радуемся: в России появился очередной гениальный автор, который заткнет Джоан Роулинг за пояс «Часодейством».

В заключение:

Автору — достойная 3 из 10 за старательность и вдохновляемость от других.

Издательству — 6 из 10 — поймали жилу.

Пиар агентству — заслуженные 20 из 10 — разрекламировать пустышку и сделать открытием года чуть ли не с лаврами бестселлера, примерно как в своё время реклама «Ласкового мая». Разин тогда куш сорвал.

Пы.сы. Авторы не пытайтесь писать грамотно и оригинально — фанфик средней руки тоже издается, главное пиар отменный закатить.

Наталья Щерба на своём примере доказала: Миф о грамотействе и новизне текстов разрушен…

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль