Марк Анатольевич Захаров (родился 13 октября 1933 г.) — советский и российский режиссер театра и кино, сценарист, и педагог. Свыше сорока театральных постановок, семь фильмов. Среди которых «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» стали культовыми в СССР.
В театре Марка Захарова называют Мраком Анатольевичем. «Я часто придумываю смешные вещи с мрачной физиономией» — Говорит режиссер. Печальный лик и суровый характер дают для этого основания. С другой стороны, в контрасте с чувством юмора режиссера, это прозвище выглядит, скорее, ироничным.
В «Обыкновенном чуде» Захаров начал экспериментировать со своим стилем «театрально-музыкального кино», делая хореографические номера и песни отдельными и очень важными элементами повествования. После первого самостоятельного фильма — («Стоянка поезда — две минуты» совместно с А. Орловым) «Двенадцать стульев», который критики считают не очень удачным, кинокартина «Обыкновенное чудо» стала прорывом Захарова в кинорежиссуре.
Если смотреть последующие, после «Двенадцать стульев», фильмы Марка Захарова в определённой последовательности, прослеживается четкая линия конфликта: от внешне простой «Формулы любви» до жестокой борьбы с собственным «я» в «Убить дракона».
«В любви главное — это не задумываясь отдать свою жизнь за другого.» («Формула любви», 1984 г.)
Граф Калиостро соперничает с Богом — он не верит в Него, как в Божественную сущность. Идет борьба экспериментатора с экспериментатором. Невозможно верить в Бога, рассматривая любовь, как формулу.
Бог невидимый для прагматиков, вроде Калиостро. Божественная сущность отражается в таких персонажах, как Федосья Ивановна, Доктор, Федяшев… Они несут в себе частички Божественной любви — той формулы, которую стремился вывести Калиостро. Эта формула существовала задолго до его рождения.
"Селянка! Хочешь большой и чистой любви? Да кто ж её не хочет… Тогда приходи, как стемнеет, на сеновал." — формула общества, в котором вращается граф Калиостро. Он циник и прагматик, как и его слуги. Главный смысловой оппонент графа — Федосья Ивановна. Ведь она научилась самому не простому делу на земле — любить людей. Любить их, не смотря ни на что.
«…Вы мне помогли одну очень важную вещь понять… Что в Любви главное — это не задумываясь отдать свою жизнь за другого… Интересно попробовать…» Непроизвольная искренняя улыбка в финальном кадре на портрете — Калиостро впервые понял и почувствовал Любовь. ГрафКалиостро — глубоко несчастный человек — ведь он не понимает любви к нему своих приближенных: преданность слуг и любовь женщины.
«Когда ты боишься не за себя, а за нее — это истинная любовь. А любовь — это чудо.» («Обыкновенное чудо», 1979 г.)
Обыкновенный волшебник пятнадцать лет влюблен в свою жену, как мальчишка. Волшебник сочиняет истории — чтобы жена не затосковала. Ведь у волшебников такая не понятная для обыкновенных людей жизнь…
« Ты обещал жить, как все» — смертельная фраза для Волшебника. Он так и не смог жить, как все. «Жить, как все… Но я, всё-таки, волшебник…» Жена его поняла. Ведь она тоже его любит!
«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны!» Волшебник, на свою беду, бессмертен. На беду, потому что осмелился полюбить смертную женщину и жениться на ней.
Волшебник разозлен та Медведя, который, полюбив девушку, убегает, куда глаза глядят. Тут не гнев творца, что выдуманные им персонажи поступают не по намеченному плану — тут злость на то, что Медведь бежит от любви, от самого себя, обрекая девушку, которая его полюбила, на смерть.
Не возможно убежать от себя, но можно, убегая, утащить любящих тебя людей в пропасть. Медведь становится не интересен Волшебнику. Он прогоняет Медведя, «закрывая» тому все дороги к Принцессе. Если Медведь, испугается превращения в зверя и не попытается спасти Принцессу — она умрет. Если же Медведь действительно любит Принцессу и придет за ней — преград на пути не будет.
Волшебник осознает: эта сказка для него последняя — он больше не может влиять на события. Ведь, в плане Волшебника был не предусмотрен один главный пункт — любовь…
В финале Медведь, молча попрощавшись с Волшебником, уходит со своей Принцессой. Что может чувствовать автор, когда уходят созданные им персонажи? Грусть. И гордость.
Волшебник — следующая «ступень» графа Калиостро — уже безумно любящий женщину.
Также в каждом из пяти фильмов есть персонаж-помошник, являющийся своеобразной «поддержкой» и «отдушиной» для главного героя. Это, зачастую, тот, кто верит в главного героя, когда в него не верят все остальные. В «Формуле любви» — это Доктор, в «Чуде» — Трактирщик, в «Мюнхгаузене» — верный Томас, в «Свифте» — Лакей, в «Убить Дракона» — Рыбак.
«Не меняться же мне из-за каждого идиота!» («Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г.)
Барон Мюнхгаузен — неординарная личность, мечтатель, человек со своими стойкими принципами, верой в правду и справедливость. Его не понимали, относились к нему с презрением и считали сумасшедшим. Потому что он отличается от общей массы и не вписывается в общепринятые рамки.
Барон хочет обвенчаться с любимой женщиной. А для этого нужно получить развод. И тут общество начинает мстить барону. Мстить за смелость быть самим собой. Общество требует, чтобы Мюнхгаузен публично отказался от своих историй и признал, что он — обычный человек — такой, как все. А стать, таким как все для барона Мюнхгаузена смертельно. Необязательно умереть физически, чтобы быть мертвым.
В тот момент, когда его любимая Марта устаёт от чудачеств барона, умирает Мюнхгаузен и появляется садовник Мюллер. Под таким прикрытием они могут завести семью и жить…. Нет, не счастливо. Ведь Марта уходит от садовника — и с ним она не смогла жить (К слову. Жена Волшебника из «Обыкновенного чуда» принимала мужа таким, каким он есть — со всеми историями и чудачествами.).
То, что барон самоотверженно любил Марту — нет сомнений. А любила ли Марта барона? Она не приняла его Мюнхгаузеном, ушла от созданного ею Мюллера. Любить — значит принимать человека, таким каким он есть: с его оленем, на голове которого растет вишневое дерево, полётом на Луну и и 32-м мая — свадебным подарком Марте и подарком городу (Именно так делала жена Волшебника из «Обыкновенного чуда»: она могла пожурить, но принимала и поддерживала своего мужа.). Мюнхгаузена заставила «улететь на Луну» и та стена непонимания, которой оградила себя женщина, которую барон боготворил.
В этом фильме, помимо любовного конфликта, остро выражен конфликт творца и общества.
«Весь Дом театр, а люди в нем — актёры.» («Дом, который построил Свифт», 1982)
Разнообразие, многослойность образов. Тема человека, который учится жизни. Тема передачи знаний. Тема творца, отторгнутого обществом и оболганного потомками. Свифт молчит… Молчит истину. Изменить мир невозможно. Но если изменить одного человека, измениться весь мир.
Доктор, по направлению опекунского совета, приходит в дом, который построил Свифт и попадает на территорию этого… безумца, гения или просто профессора? Доктор одет в чёрный «футляр», на голове — чёрная шляпа, а на глазах — чёрные очки-шоры, которыми он отгораживается от мира. Этот человек попадает в Дом — в самый центр балаганных фокусов, розыгрышей и… настоящей жизни. Сначала он эту жизнь отторгает, затем — упирается, потом — удивляется. И снова упирается с утроенной силой. А вот когда он, сопереживая странным посетителям Дома, становится участником событий, происходит самое интересное. И неважно: персонажи ли книжек Свифта играют трагедии, или это — нанятые актеры, или же — персонажи, играющие актеров. Это жизнь… Во всей своей горечи, разнообразии трагедий и… красоте. И, главное, вовремя вспомнить, какая твоя настоящая мечта, снять чёрный «панцирь», очки-шоры — перестав быть Доктором, стать Гулливером и плыть, плыть к своей мечте! Ведь фраза, с которой часто обращались к Доктору: «Простите, Вы не из Ноттингем-Шира?» была ключом к его мечте, ключом к тому Гулливеру, о котором Доктор, погрязший в трясине повседневной жизни, постарался забыть. И это ему удалось.
Когда Гулливер обрел себя, он занял место Свифта. Ведь только целостный человек может молчать об истине людям.
«На вашем месте я бы его убил». («Убить дракона», 1988 г.)
Благодаря этим словам у Ланцелота начинается череда приключений в порабощенном Драконом городе. Ланцелот — потомок славного рыцаря, совершает подвиг своих предков — убивает Дракона, убежденный, что дарит жителям городка лучшее благо на земле — Свободу.
«Свобода? А что они с ней будут делать?» — не спрашивал — предупреждал трехсотлетний дракон. И первое деяние, совершенное на свободе, — разбитое камнем окно под вопли: «Да здравствует свобода!» Дальше — выброшенные овощи и перевернутая телега, чуть не изнасилованная женщина и опять телега, подожженная под те же возгласы: «Свобода, равенство и братство!» Не стало одного Дракона, на горожан свалилась Свобода, навязанная Ланцелотом. Ведь никто не просил его убивать Дракона…
И убил ли он его? Место Дракона долго не пустовало — новым правителем Свободного города стал Бургомистр. А если бы его занял Ланцелот, приняв предложение горожан и Бургомистра?
Борьба с Драконом — борьба с самим собой. Ланцелот, убив Дракона, сам стал им. Ведь на место поверженного Дракона всегда приходит следующий. И назови его хоть Бургомистр, хоть Ланцелот — разницы никакой. И если ты осмелился убить… Дракона, значит, глубоко-глубоко в душе ты такой же. Просто ты еще этого не понял. И неважно, что изначально хотел свободы, равенства и братства. Ведь, победив своего противника, ты поступаешь, как он — навязываешь людям свои понятия.
Финальный эпизод — метафора. Не возможно «убить дракона» в старших, но есть надежда победить его в детях. Но, устранив одно, нужно дать другое — заполнить провал. Что ты дашь им, Дракон-Ланцелот?
Фильм «Убить дракона» 1988 года, на данный момент, последний в фильмографии режиссера.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.