Русские патриоты и российские либералы. Кто Вы? / Фурсин Олег
 

Русские патриоты и российские либералы. Кто Вы?

0.00
 
Фурсин Олег
Русские патриоты и российские либералы. Кто Вы?
Обложка произведения 'Русские патриоты и российские либералы. Кто Вы?'
Русские патриоты и российские либералы. Кто Вы?

Многие хотят читать «о хорошем».

Рад бы помочь, но пишу «о плохом»...(1)

 

 

Об Орлове и Герцене.

 

Он составлял условия капитуляции Парижа…

А Герцен…для страны одна забота, грыжа!

В Париже Герцен умер, захоронен в Ницце…

Орлов? И жил, и умер, и останки тут, в столице…

 

Почему я привел это сравнение?

Да потому, что Герцен сожалел о младшем из братьев Орловых, который был, по его отзыву, «похож на льва, сидящего в клетке и не смевшего даже рычать: что-то рутинное, убитое было в нём». Он откликнулся на известие о смерти М.Ф. Орлова словами: «Я посылаю за ним в могилу искренний и горький вздох: несчастное существование оттого только, что случай хотел, чтоб он родился в эту эпоху и в этой стране» …

Они были знакомы, но М.Ф. Орлов о Герцене не оставил ни строчки, хотя, случалось, по старой дворянской традиции, приглашал на обед (об обратном приглашении не нашёл ссылок в литературе). Они оба имели «след» в биографии: незаконнорожденные. Правда, Орлов решением Екатерины II узаконен в правах, но без принятия титула. Герцен оставался «сыном сердца», пусть весьма обеспеченным, но даже не Яковлевым, как его отец…

А какие разные судьбы при некоем стартовом сходстве! При всем том, что Орлов тоже не был пай-мальчиком, а считался чуть не декабристом…и даже либералом!!! но оставался патриотом в первую очередь, что его и спасло…

Вот насчёт «несчастного существования» меня здорово задело. Судите сами, привожу из Википедии: «По отзывам современников, был «красив и отличался Геркулесовой силой». 27 августа 1801 года был зачислен «студентом» в Коллегию иностранных дел, в военную службу перешёл 15 июля1805 года с зачислением в Кавалергардский полк эстандарт-юнкером. В корнеты произведен 9 января 1806 за отличие в сражении под Аустерлицем. В 1807 году сражался под Гуттштадтом, Гейльсбергом и Фридландом, и был награждён золотой шпагой. К началу Отечественной войны 1812 состоял поручиком в Кавалергардском полку.Сопровождал генерал-адъютанта Александра Балашова в Вильно к Наполеону вскоре после начала войны, за что 2 июля был назначен флигельадъютантом императора Александра I.

Участвовал в обороне Смоленска и в сражениях при Шевардине и Бородине, потом находился в партизанском отряде генерала Ивана Дорохова и за отличие при освобождении Вереи награждён 16 ноября 1812 года орденом Св. Георгия 4-го кл. Сражался под Малоярославцем, Вязьмой и Красным, за что получил чин ротмистра. В 1813 году находился в «летучем» отряде и за отличие под Калишем произведён 25 марта того же года в полковники. После Плесвицкого перемирия прикомандирован к отряду генерала Тилемана и участвовал при осаде и взятии Мерзебурга и в Лейпцигском сражении. В 1814 году, будучи в отряде генерала Василия Орлова-Денисова, сражался при Шампобере, Труа, Арси-сюр-Обе. При взятии Парижа, будучи оставлен на ночь заложником в стане маршала Мармона, составил условия и «заключил договор о сдаче сей столицы Французской империи союзным войскам», за что 2 апреля 1814 года пожалован в генерал-майоры. Ввиду этого дипломатического успеха был послан в Данию для переговоров об уступке шведской короне Норвегии. В 1815 году участвовал во втором походе во Францию. Назначен 13 июня 1817 года начальником штаба 4-го пехотного корпуса, а 3 июня 1820 года получил в командование 16-ю пехотную дивизию, расквартированную в Кишинёве».

Вот только четверти фактов биографии довольно, чтоб собой гордиться… Вот только один факт авторства договора о сдаче Парижа поместил Орлова в российскую историю навечно. А он еще был счастливым семьянином (женат на дочери Н.Н. Раевского, героя война 1812 г), благополучным отцом, другом Пушкина, автором книги «О государственном кредите», владельцем фабрики цветного стекла…А то, что морщили порой нос власть предержащие, и отсидел полгода в Петропавловской крепости после восстания, в котором он участия не принял, и даже сидение в ссылке в имении, и денежные затруднения, и прочие мелочи жизни…а что, бывает жизнь безмятежной, без перипетий? А вы что, г-н Герцен, из вышеперечисленного сделали? Ну хоть в десятом приближении? А Орлов, между прочим, отменил в своей части телесные наказания для солдат, устраивал для нижних чинов ланкастерские школы (2), позже спонсировал школу живописи в Москве…

Не представляю себе, чтобы А.И. Герцена хоть кто-то назвал «рыцарем любви и чести», как характеризовал М.Ф. Орлова князь Вяземский. Это было бы вершиной лицемерия… Даже социалисты, революционеры и преобразователи не посмели, а это что-нибудь да значит…

 

 

О лицемерии.

 

Мне не нравится, когда говорят — драма,

Если нужно сказать: подлость и ложь…

Разрешите сказать честно и прямо:

Герцен на порядочного не похож!..

 

А.И. Герцен был женат на свой двоюродной сестре, и довольно-таки счастлив поначалу с нею в браке, которого они с трудом добились, «выносили» вдвоём. Он в ссылке, она у тетки, обращавшейся с ней так, как вздорная помещица может обращаться с приживалкой, незаконнорожденной дочерью брата. Герцен похитил свою жену, она пошла за ним с закрытыми глазами…

Второй сын у Натальи, его жены, умер, поскольку она очень переживала по поводу взаимоотношений мужа с властями Российской империи, и была ими, отношениями, чрезвычайно недовольна. До этого момента он стал коллежским асессором, его прочили в вице-губернаторы, однако…в письмах к знакомой мало что оказался вольнодумцем, но и выдал секретные данные о трагедии во время артиллерийских опытов на Волковом поле.

А когда жена была в очередной раз беременна, а он проводил время с друзьями в попойках, возвращаясь домой под утро, случился с ним грех…Он, русский публицист, писатель, философ, педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков официальной идеологии и политики Российской империи XIX века, сторонник преобразований и т. д. и т. п., как величают его энциклопедии, а на деле, по определению Ф.М. Достоевского, «русский барич» (3), случайно переспал с горничной жены… упс! Бывает…

Только жена Герцена не отличалась философическим складом ума, она была расстроена поведением разносторонне одаренного мужа. Рухнули её представления об «идеальной любви», связывающей её с Александром…

Дура-горничная собиралась говеть, а посему рассказала беременной барыне о грехопадении. Мальчик Иван умер на пятый день после рождения…

Мне не нравится, когда говорят: драма…

Подобного рода семейные коллизии довольно часто чреваты последствиями, которые именуются современной молодежью «ответками». Через пару-тройку лет жена Герцена увлечется Георгом Гервегом, и «идеальная любовь» окончательно рухнет. Немецкий поэт, красавец-мужчина, охочий до денег, которых было полмиллиона русских рублей! (оставленных отцом Герцена сыну-преобразователю и революционеру, правка сама по себе занятная(4)). История некрасивая. Немец мечтал жить с ней, с Герценом, женой Эммой, с деньгами Герцена. Квинтет не состоялся, его отвергли, Наталья не захотела расстаться с первенцем-сыном, которого не дал бы ей муж, а Герцен откупился деньгами, отослал любовника жены за определенную мзду. Тот не унимался, писал письма, в одном из которых выказал мстительную радость, отметив, что судьба метит семью Герценов за его страдания: утопила в море мать Герцена и его глухонемого ублюдка-сына… Герцен хотел пристрелить негодяя, но его «удержала» болезнь беременной жены. Однако же не «удержала» от показа письма Георга больной женщине…А когда наглец-Гервег вызвал его на дуэль, Герцен стреляться не стал. Возможно, помня о судьбе другого Александра, пытавшегося защитить честь любимой женщины; официальная причина отказа, правда, опять-таки болезнь жены…Но зуд социалиста и революционера не давал ему покоя, и Герцен обратился…к «суду чести». Следовало придать политическое, «гражданственное» значение всему этому позору, который он переживал. Он обратился к Рихарду Вагнеру! Тот отказался разбирать сущность некрасивой истории, копаться в чужом грязном белье. Герцен потом, уже после смерти жены, был в Генуе, Лугано, Люцерне, Париже, и все просил друзей-товарищей рассудить. То-то посмешил европейцев! А вы говорите: драма… А нужно говорить: подлость, трусость и ложь.

Задело опять-таки: интересна фраза Натальи, обращенная к подлецу-любовнику: «Да, мое увлечение было велико, слепо, но ваш характер вероломный, низкоеврейский…». Однако! Слов нет, одни эмоции, господа социалисты и преобразователи, я себе такого никогда не позволяю даже в запале. Ну, что и говорить, высокоморальные люди…

 

 

О воспитании.

 

Я был бы не готов читать мораль

Тем детям, что не носят имя Герцен,

Зовутся Огаревыми, такая вот деталь…

А их своими признают душа и сердце.

 

Взволнованно звучат обычно строки и у романистов, и у энциклопедистов, посвященные дружбе Герцена с Огарёвым. Детство двух мальчиков, развеявшее одиночество Александра, знаменитая клятва на Воробьёвых горах, прозвучавшая после подавления восстания декабристов, — бороться за народную свободу…Красиво, что и говорить.

Но жить в чужом доме с чужой женой? Иметь от неё детей? И смотреть в глаза другу детства, да и всей жизни, которого предал…

«Во всём мире у вас нет ближе лица, как Огарев, — вы должны в нём видеть связь, семью, второго отца. Это моя первая заповедь. Где бы вы ни были, случайно, средоточие вас всех — дом Огарева...», — завещал своим детям Герцен. Что говорил Огарев Н.П. «дочери» своей Елизавете, осталось «за кадром».

Та в десять лет по желанию матери узнала, что отцом её был вовсе не Огарев, и, говорят, решение матери было пагубным для её психики. Двое близнецов, Елена и Алексей, к тому времени были уже в могиле, возможно, им повезло. Но и Лизе, называвшей родного отца «дядей», было немного времени отведено. В свои 17 лет она покончила жизнь самоубийством, из-за неразделенной любви к 44 — летнему французу, учёному, социологу и этнографу, Шарлю Летурно.

Вообще, пятеро детей Герцена, помимо перечисленных, от брака с Натальей Захарьевой (в замужестве Герцен), тоже погибли от разных причин…

Как бы это страшно и жестоко не звучало, но вынужден согласиться и с Писанием, и с А. Магерамовым, приведшим эти строки из Книги премудрости Иисуса сына Сирахова в отношении семейств А.И. Герцена и К. Маркса (5):

 

«Дети ее не укоренятся, и ветви не дадут плода.(6) (о прелюбодейке)

 

«Потомки нечестивых не умножат ветвей, и нечистые корни — на утесистой скале». (7)

 

Заключение.

 

Я хочу привести следующее высказывание педагога и философа, и писателя, и борца за лучшее будущее человечества. «Выработанной пристойностью особенно увлекаться нечего, хотя ходить по ней, как по выметенной дорожке, гораздо приятнее. Мы, нельзя не признаться, дурно выметены, — и грязи много, и жестких камней довольно».(8)

Мы — это русские. И Герцен, видимо, первым среди нас. Грязи действительно много, если речь идет о нём, Александре Ивановиче…

Что же касается той страны, которая была для него «не той», или русского народа, который, по мнению А.И. Герцена, чуть ли не самый несчастный на свете, ничем нельзя ухудшить его несчастной судьбы…Можно я от имени страны скажу; почему мне нельзя-то, если множеству герценов можно?

 

 

Лапотная я вам или слякотная,

Счастливая или безрадостная,

Горькая иль жизнерадостная,

Я — женщина основательная,

И в девки вам не гожусь!

 

 

 

 

 

 

1. Стихи здесь и далее — авторские.

2. Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) — форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1791 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер.

3. Ф.М. Достоевский: «Герцен был социалистом как русский барич… Отрицал собственность и был обеспеченным. Он заводил революции и в то же время любил комфорт и семейный покой».

4. Примечательно, что в июле 1849 года Николай I арестовывает все имущество Герцена и его матери. Последнее на тот момент уже было заложено банкиру Ротшильду, и тот, пригрозив оглаской Нессельроде, занимавшему тогда пост министра финансов в России, добился снятия императорского запрещения…Нет слов!

5. Магерамов А.А. «Две судьбы».

6. Сир.24,34

7. Сир.41,15

8. А.И. Герцен. «Концы и начала. Письмо пятое».

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль