Иран и Туран. Ай-яй-яй, Соловьев и Ко… Часть II. / Фурсин Олег
 

Иран и Туран. Ай-яй-яй, Соловьев и Ко… Часть II.

0.00
 
Фурсин Олег
Иран и Туран. Ай-яй-яй, Соловьев и Ко… Часть II.
Обложка произведения 'Иран и Туран. Ай-яй-яй, Соловьев и Ко… Часть II.'
Иран и Туран. Ай-яй-яй, Соловьев и Ко… Часть II.

Войнам между Ираном и Тураном отведено много места в иранском эпосе, и несомненно, что их антагонизм служил наглядной иллюстрацией к более поздним, зороастрийским представлениям о борьбе добра и зла. Противоречия между степью и оседлостью, светом и тьмой, между asavan, последователем Зороастра, и drdgvant, приверженцем Ахримана, — все это объединилось в борьбе Ирана и Турана.

 

 

Иран и Туран. Ай-яй-яй, Соловьев и Ко…

 

 

Ира ́нские наро ́ды (авест. airya; перс. ایرانیتبار اقوام aqvâm-e irâni-tabâr, осет. ирайнаг адæм) — группа народов общего происхождения, разговаривающих на иранских языках арийской ветви индоевройской языковой семьи.

Тюр́ ки (тюркские наро ́ды, народы тю ́ркской языково ́й гру ́ппы) — этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках, и имеющих тюркское происхождение.

 

 

Иран и Туран. Ай-яй-яй, Соловьев и Ко…

 

 

 

 

Тюркские языки включаются некоторыми учёными-лингвистами в гипотетическую алтайскую языковую семью, в которую в рамках этой гипотезы входят монгольские и тунгусо-маньчжурские, а вмаксимальном варианте — также корейский и японо-рюкюские языки. Одни учёные рассматривают схожести как результат общего происхождения от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад. Другие рассматривают схожести как результат взаимодействия между этими языковыми группами.

Т.е. эти народы относятся к разным языковым семьям, а это серьёзный, пожалуй, главный аргумент в подтверждение того, что «Туран» — это не про тюрок.

О силе влияния иранского эпоса в «своём» регионе, в первую очередь можно судить по тюркам, которые восприняли его не только как историю Ирана, но и как свою собственную древнюю историю.

В самом раннем из дошедших до нас тюркских словарей Алп Ер Тонга, предок-эпоним или герой тюрок Средней Азии, отождествлен с Афрасиябом, главным «туранским» врагом Ирана в иранском эпосе. Тонга должен быть, по-видимому, идентифицирован с тотемом волка, столь характерным для тюрок; Афрасияб несколько раз упоминается в Авесте в форме Франграсьян (Frangrasyati). Там он выглядит полумифическим персонажем, злым духом, спущенным на землю, или драконом, непускающим воду (в Иран), — характеристика, по которой можно судить о значении воды в жизни страны. В авестийском Яште 5, 41, Франграсьян просит богиню Ардвисуру Анахиту даровать ему *hvarnah— «державную славу» (Ирана), но тщетно. Далее он предстает как главный супротивникзороастрийцев, то есть иранцев. Эпический цикл, связанный с борьбой против Афрасияба, был столь популярен у тюрок, что в XI в. н. э. мы видим в Средней Азии династию Караханидов, которые именовали себя «родом Афрасияба» и известны под этим именем в мусульманских источниках.

 

 

Противостоящие армии Ирана (возглавляемая Кай Хосровом) и Турана (под командованием Афрасиаба)

 

 

Противостоящие армии Ирана (возглавляемая Кай Хосровом) и Турана (под командованием Афрасиаба)

Идентификация Турана как главного соперника Ирана с тюрками и Афрасиаба с их царем является поздним развитием сюжета, возможно, относящемся к началу VII века, при этом тюрки впервые вступили в контакт с иранцами в III-VI вв. н.э.

Дезинтеграция ираноязычных кочевников началась с III в. н. э. в евразийских степях, и одновременно происходила постепенная их ассимиляция со стороны тюркских кочевников.

Масуди пишет об ошибочности данной идентификации, в отличие от Фирдоуси, который в своей поэме наоборот, поддерживает эту точку зрения, складывавшуюся под влиянием постоянных вторжений тюркских племен в Мавераннахр, и преобладающих негативных настроений среди персидских националистов.

 

 

Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди (араб. أبو الحسن ، علي بن الحسين المسعودي‎, ок. 896, Багдад, — сентябрь 956[1], Фустат, современный Каир) — арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота». Ибн Халдун назвал его «имамом» (главо

 

 

Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди (араб. أبو الحسن ، علي بن الحسين المسعودي‎, ок. 896, Багдад, — сентябрь 956[1], Фустат, современный Каир) — арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота».

 

 

 

**

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль