Восхождение / Romgor Roman
 

Восхождение

0.00
 
Romgor Roman
Восхождение

Восхождение

Поклон тебе, святой Иерусалим!

Я эту землю увидать не чаял.

И мой восторг пред нею нескончаем,

Как будто я удачливый олим — репатриант.

Андрей Дементьев.

 

Иерусалим — официальная столица Израиля. Его расположение в Иудейских горах на водоразделе Средиземного и Мертвого морей, и создает этот средиземноморской климат, с жарким сухим летом и мягкой, влажной зимой. Священный город для трех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Святыни разных религий влекут к ней верующих на протяжении нескольких тысячелетий.

Первое поверхностное знакомство с одним из самых удивительных мест планеты было связано с программой НААЛЕ — “ Молодежь репатриируется раньше родителей”, по которой семья Роберта отправила своего сына на обучение в Израиль. Программа, полностью финансируемая Государством Израиля, предоставляла бесплатную поездку учащимся посетить родителей после окончания первого года учебы. Родители могли посещать детей, но только за свой счет.

Глядя со стороны, многие завидовали, такой возможности — учиться заграницей. Однако все было не так просто. В первую очередь нужно было связаться с ближайшим представительством Сохнута — Еврейским агентством, представив документы, подтверждающие право на репатриацию, с последующим тестированием способностей и психологическим соответствием. Из числа желающих только 25 % прошли успешно испытания. Не многие из них знали, что столица Израиля — Иерусалим.

Попав в одну из школ с сельскохозяйственным уклоном, приходилось собирать яйца, убирать в коровнике. Спать приходилось по 4 человека в комнате, с ребятами, совершено разным менталитетом и отсутствия общего языка общения — иврита. Принято было думать, что программа предназначена только для детей постсоветского пространства. Однако на самом деле эта программа распространилась также и на Восточную Европу, западные страны: Аргентина и другие страны Южной Америки, Мексику, Южную Африку, Францию, Северную Америку. Первый год был очень сложным в психологическом плане. Тех денег, которые выдавали каждый месяц, хватало только на телефонную карточку и на поездки к родственникам на выходных. На лишнюю пару носков денег не оставалось. Те же дети, родители которых были рядом, находились в гораздо лучшем положении, и на этой почве возникали ссоры. Знойное жаркое лето давало о себе знать, и требовалось чаще менять те же носки и майки.

Вначале этой программы детей направляют в специальные классы с усиленным изучением языка общения. По всем вопросам хозяйственной и бытовой деятельности обращаются к ответственным инструкторам и воспитателям.

В свободное от учебы время организовываются экскурсии по всей стране, всевозможные кружки по интересам.

Учащимся в этих школах — интернатах, подросткам 14 — 15 лет предстоит выбор — оставаться в стране или вернуться на родину. И этот вопрос возник сразу же после первого года, так можно назвать, учебы в этой школе.

Экономический и социальный хаос в период перестройки в постсоветском пространстве привел к росту уровня преступности. Поэтому, когда сыну Роберта предоставили возможность побывать дома у его родителей, то сразу же были приняты меры, каким — то образом встретить его в аэропорту приземления самолета. И это был город Симферополь. Так что его мама быстро собрала вещички и отправилась поездом встречать своего сыночка.

Обстановка на Украине складывалась катастрофическая. Возникли серьезные социальные проблемы. Ушли в прошлое те привычные гарантии со стороны государства стабильной заработной платы, материальной поддержки бедствующим слоям общества и пенсии. Резко возникли задержки с выплатой заработной платы, пенсий, стипендий.

Жизненный уровень людей падал в связи с отсутствием медикаментов и медтехники в достаточном количестве. Заметен был и рост больных сердечно — сосудистых и онкологических заболеваний. Особенно это стало проявляться после Чернобыльской катастрофы.

Заметно активизировались миграционные процессы, в период открытия права для въезда и выезда из Украины. За эти годы страна столкнулась с массовым въездом иностранных граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. События в Закавказье и Приднестровье привели к огромному потоку беженцев. Однако больше стали выезжать. В основном в Израиль, Германию и США. Страну стали покидать ученые, научно — технические работники, деятели культуры, квалифицированные рабочие.

Сложилась очень тяжелая ситуация на Украине и на всем постсоветском пространстве, фактически не контролируемая милицией, эпидемия наркомании. Донбасс на Украине был в числе лидеров по распространению наркотиков. И именно на 90 — е годы выпал период лавинного роста наркомании в этих местах.

В школе — интернате, где учился сын Роберта, была закрытая система, замкнутое пространство без контактов с окружающим миром. Это, возможно, и защищало детей от доступа к наркотикам и алкоголю.

В каждой стране свои достоинства и недостатки. Однако на то время основным достоинством единственного свободного государства на Ближнем Востоке было и есть возможность ходить по улицам спокойно в любое время суток. И, несмотря на то, что страна довольно таки не простая, где постоянное состояние войны, с разным пересечением культур народов, населяющих государство, все — же на протяжении многих лет представляет интерес не только жителей стран бывшего СССР, но и других. Где высокий уровень жизни, социальная защищенность, развитая медицина и к этому — же лояльная иммиграционная политика.

 

Вернувшегося из-за границы мальчика дружно встретила вся его семья. Дочка Роберта к этому времени закончила учебу в Университете и родила внука. Проживала она со своей семьей в другом городе.

Поделившись своими впечатлениями о пребывании в школе — интернате, особого восторга в его словах они не услышали. Совсем нелегко было проживать вместе, постоянно видеть одних и тех — же людей 24 часа в сутки, что создавало невозможность избежать ссор и всевозможных неурядиц. Большую заботу проявляли в этом отношении воспитатели ( мадрихи), мама хозяйка ( эм-байт), педагоги интерната, окружавшие детей любовью и заботой. Однако эта трогательная забота всего персонала, начиная с директора и заканчивая воспитателями, которые ободряли, утешали и мирили, не могли заменить детям их родителей. Что сразу стало заметно по его поведению, что сын стал более самостоятельным, немного возмужал. Работа в поле, в курятнике, в котором они позволяли себе забрасывать друг — друга яйцами, мытье полов в своей комнате и на кухне — все это давало знать. Чего было в изобилии так это еда. На завтрак всевозможные йогурты и салаты, ну и, естественно, омлеты. На обед говядина или курица, и всевозможные вегетарианские блюда. Овощей и фруктов, всевозможных, в большом выборе.

Учась в специальных классах, с усиленным изучением языка общения — иврита, в первый год обучения, он намного отстал от своих школьных друзей, где учился до этого. Цель программы заключалась в погружение в израильскую культуру — традиции — язык. Для этого школьников, по их желанию, прикрепляли к израильским семьям, где они могли проводить выходные дни и праздники. Кроме того их возили на экскурсии по всей стране.

В отношении здоровья на детей не особо обращали внимания. Обязательное посещение школы при любом состоянии, поэтому уже на следующий год, когда Роберт посетил сына, был несколько удивлен, что в помещении санчасти, в которую его поселили, практически никого не было.

Понятно было, что тех денег, которые получали учащиеся на карманные расходы и поездки по стране в выходные дни и каникулы, не было достаточно.” Душа болела “, что ребенок голоден. Поэтому семья Роберта высылала ему дотацию, которая находилась на хранении у воспитателя ( мадриха). И все — же ему удавалось так бережно обращаться к деньгам, что не было необходимости в их использовании. В дальнейшем уже он стал подрабатывать в качестве официанта или мойщика посуды в кафешках и ресторанах.

 

Практически год прошел в адаптации, и в отношении учебы не было никакого продвижения. Первоначальное его решение, до встречи с школьными друзьями — было вырваться из этого “ заключения” — демократии и свобод, и остаться с родителями, продолжая учебу в своей школе.

Роберт прекрасно понимал его состояние, и невольно у него возникла ассоциация со школой — интернатом в постсоветском пространстве, куда помещали детей, от которых добровольно отказывались родители, или тех, чьих родителей лишали прав.

Первый же выход в город, с его мрачными домами, с неухоженными лужайками вокруг домов. С отсутствием городского освещения в ночное время, да и встреча со школьными друзьями, пристрастившимися к наркотикам, дали огромный толчок нервного срыва. Побывав в школе, с этими грязными общественными туалетами, где на каждом шагу можно было заметить валявшиеся по углам шприцы и иглы, он стал задумываться. Да и в самих подъездах домов, во всех электрических ящиках, можно было найти то — ли шприц, или бутылки с ацетоном, клеем “ Момент”, и другими токсичными веществами.

Никто из его друзей серьезно не думал об учебе, а о том, как сбежать с уроков, во время школьных занятий, сходить в кино или “ потусоваться “ с ребятами. Многие из них покинули школу, чтобы помогать родителям. Это был самый тяжелый период в истории независимости Украины. Люди нищали. Инфляция выросла неимоверно. Люди потеряли веру в будущее страны. Начались народные выступления, в которых принимали участие не только шахтеры, но и тысячи работников других отраслей. Уже тогда и начались выдвигаться политические требования — восстановить отношения с Россией, дать Донбассу автономию.

Настораживала и обстановка в армии, куда предстояла идти служить. Где, уже с начала 90 — х годов происходил процесс полного ее уничтожения и развала.

Врожденная прозорливость и смекалка, да еще подкрепленная самостоятельностью с раннего возраста, вызванной обстоятельствами жизни, Роберт прекрасно понимал, что рано или поздно возникнет необходимость примкнуть к той волне репатриантов 90 — х.

Первоначальная мысль была таковой, чтобы получить двойное гражданство, дающее ему возможность чаще навещать сына, а, возможно, и, заработав определенный капитал, вложить его в какое либо дело в Израиле — стране, пытавшей построить социализм. Многие из его приятелей и знакомых, тоже пытались осуществить такое же, отправив свои семьи в страну обетованную. Уже потом, приняв гражданство, Роберту дали ясно понять о несбыточности своих планов и надежд — где устои капиталистического общества — даже коренным жителям не всегда дают возможность устоять в этой борьбе с их конкуренцией.

Учитывая все эти доводы и обстоятельства, на семейном совете, было принято, не единогласное решение — все же отправить сыночка для продолжения учебы и получения аттестата зрелости ( багрута). При том, что с разговорным языком иврита у него не было проблем, да и эти дополнительные уроки английского, которые он с удовольствием посещал до поездки в Израиль, тоже помогали ему адаптироваться за границей.

Обратный билет на полет в Израиль, выданный ему руководством школы, был из аэропорта города Одесса. Роберт и его жена решили сопровождать сына до аэропорта на своем автомобиле. Это была поездка полна приключений с хитроумными ловушками по всему пути — Донецк — Одесса.

 

Учитывая состояние дорог, возраст, как самого водителя, так и автомобиля, отсутствие на то время навигаторов, можно было назвать это решение — героическим. Ближайший маршрут проходил по населенным пунктам — Мелитополь-Новая Каховка— Херсон— Николаев— Одесса. До Мелитополя дорога была знакома, несмотря на многочисленное количество бугров, которые приходилось объезжать, в общем, состояние было терпимое. Дальнейшее путешествие по дорогам Украины требовало неимоверных усилий и внимания. Общая протяженность маршрута небольшая — более 700 км, и в принципе часов за 10 можно было ее преодолеть. Однако в Херсоне они все-таки решили сделать привал. Выбрав не дорогую гостиницу, переночевав, они, отдохнувшие и свежие, отправились в дальнейшие испытания по кочкам и ухабам, с ловушками, устраиваемыми служителями дорожной инспекции. Логика нечистоплотных инспекторов очень проста. Коль ты едешь с семьей в сторону моря, значит, обладаешь приличной суммой денег. И терять время на всякие освидетельствования при задержке, у тебя нет никакого желания. Вот и идешь на согласие “ решить вопрос на месте”. А не нарушить скоростной режим, практически не возможно. Если даже ты и прилежно захочешь выполнять предписания знаков, то тебе не дадут покоя водители, вереница машин, которая за тобой — сигналя мол, что медленно едешь.

Добравшись, с небольшими трудностями, до самого красивого и гостеприимного города в мире — Одессы, нельзя было не совершить обзорную экскурсию. Ведь Одесса — это не просто город. Это — целая планета. Здесь по камешкам мостовой ходили Пушкин и Гоголь, Бабель и Катаев, Котовский и Жуков, Фидель Кастро и Марк Твен. На пешеходную прогулку времени особенно не хватало. Так — что пришлось довольствоваться проездом по достопримечательным местам на автомобиле.

Посадив сыночка на самолет, они отправились в обратный путь — в Донецк. В этот раз они решили нигде не останавливаться. Был солнечный, ясный день, и ничего не предвещало этому неприятному происшествию, произошедшему уже находясь в городе Херсон. Вскоре небо заволокло тучами, и начал моросить мелкий дождик. Запотевшие окна в автомобиле ухудшили видимость на дорогу. Приходилось всматриваться в впереди идущие машины, придерживаясь определенного расстояния. Подъезжая к одному из перекрестков с круговым движением, Роберт не заметил, выезжающий из парка трамвай, который обычно не едет по кругу, а пересекает его, пользуясь преимуществом, перед транспортом, выезжающим на дорогу, с круговым движением. И только в последний момент, когда оставалось несколько метров до столкновения с огромной массой металла, он резко, до отказа вдавил педаль акселератора, что спасло его жену от прямого удара в переднюю дверцу машины. Однако самой машине досталось в багажное отделение, выступающей на метр траверсой для сцепления вагонов. Автомобиль отбросило в сторону от удара, и Роберту стоило неимоверных усилий удержать рулевое управление. Проехав на обочину, для выяснения, обстоятельств, происшедшего, Робертом была обнаружена огромная дыра в боковой части багажника. Трамвай, полный пассажирами, затормозил. Находясь, некоторое время в шоковом состоянии, Роберт не в состоянии был определиться — то ли начинать разборки в этом, чужом городе, с водителем общественного транспорта, набитого до отказа пассажирами. Подождав, немного и убедившись, что никто не вышел из вагона, и не подошел к авто — Роберт решил не ввязываться, надеясь, что никто не сообщил полиции. Тем более, что все остались живы и без травм. Да к тому еще, что водительский талон на вождение транспортом был проколот неоднократно до этого, на перекрестках с ловушками. Где Роберт принципиально не давал взятки назойливым постовым — надеясь на то, что это его последняя поездка на столь далекие расстояния в этой стране.

Продолжение следует…

 

 

 

 

 

 

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль