Русские князья против оперных клише / Брат Краткости
 

Русские князья против оперных клише

0.00
 
Брат Краткости
Русские князья против оперных клише
Обложка произведения 'Русские князья против оперных клише'
Русские князья против оперных клише

Наверняка многие из нас в пионерлагерном детстве участвовали в тайном хоровом исполнении наивно-эротического фольклора:

Нас ра-, нас ра-, нас радует весна…

Каждому юному человеку в те времена хотелось проникнуть сквозь плотную завесу социалистической морали в таинственный мир непристойностей. Но мало кто интересовался, откуда к нам пришла традиция камуфлировать вульгарщину в недоговорки.

И уж тем более вряд ли кто предполагал, что зачинателем славной традиции был не кто иной, как представитель старинного княжеского рода, ведущего свое происхождение от Рюрика — князь Михаил Николаевич Волконский, «Русский Дюма», как называли его современники, драматург и издатель, автор более двадцати исторических романов и повестей и знаменитых пародийных пьес «Вампука-принцесса африканская» и «Гастроль Рычалова».

Небольшая историческая справка.

«Волконские — русский княжеский род, происходящий от св. князя Михаила Всеволодовича Черниговского (ум. 1246), младший сын которого получил в удел Тарусу. Правнуки последнего, Константин, Иван и Федор, переселились в Алексинский уезд, где приобрели вотчины на берегах р. Волкони и от имени ее стали называться князьями Волконскими… Стольник Никита Федорович Волконский был придворным шутом при Анне Иоанновне. Сын его Михаил Никитич (1713-1786), генерал-аншеф, отличился во время семилетней войны и в 1764 году командовал корпусом, вступление которого в Польшу ускорило избрание в короли Станислава Понятовского…»

В истории вынужденного шутовства представителя древнейшего знатного рода опять сыграл трагическую роль его величество случай.

Жена Никиты Федоровича, дочь императорского резидента в Курляндском герцогстве Аграфена Петровна Бестужева, жестоко поиздевалась над будущей императрицей Анной Иоанновной, тогда герцогиней Курляндской. Пригласив ее на бал, она обила всю мебель в гостиной той же тканью, из которой та сшила себе бальное платье.

Став императрицей, не отличавшаяся гуманизмом Анна Иоанновна припомнила обидчице ее выходку и жестоко расправилась с четой Волконских: Аграфена Петровна до конца дней своих стала монастырской узницей, а несчастного князя переквалифицировали в шуты.

В этой же должности при ней отбывали Голицын, Апраксин и Балакирев — все фамилии небезызвестные. Разбавляли эту компанию нерусские Педрилло и Лакоста.

И вот, через 160 лет, один из Волконских пошел по стопам своего пращура и тоже обратился к фарсу — князь Михаил, будучи завзятым театралом, страшно возмущался засильем штампов на оперной сцене и решил написать пародию, высмеивающую нелепые традиции.

И он блестяще реализовал свою идею, написав либретто к пародийной опере «Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера» под псевдонимом Анчара Манценилова.

История имени главной героини такова.

Однажды князь Волконский стал свидетелем того, как воспитанницы Смольного института принимали почетного гостя — принца Ольденбургского. Девушки преподнесли ему цветы, торжественное вручение которых сопровождали пением специально сочиненного на этот случай куплета на мотив из оперы Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол»:

Вам пук, вам пук, вам пук цветов собрали...

В числе тех, кто слушал рассказ Волконского об этом незабываемом событии, как-то оказалась родственница его жены. Прослушав сакральное «вам пук, вам пук…», она удивленно спросила: «Разве есть такое имя Вампук?»

И тут Волконского осенило:

«Эврика! Имя для героини найдено: оно будет Вампука».

Премьера оперы на музыку В. Г. Эренберга состоялась в январе 1908 года в петербургском театре пародии А. Р. Кугеля «Кривое зеркало» и имела ошеломляющий успех.

Один из зрителей тех лет, Г. Крыжицкий, описывает сцену этого спектакля: «Африканская пустыня, посреди которой роскошная, обитая красным плюшем кушетка. Две-три намалеванные на фанере пальмы. Четыре статиста, Бог знает как размалеванных, изображают хор; в рыжих трико и с огромными фиговыми листами они пели:

«Мы в пу, мы в пу, в пустыне мы живем.

И как, и как, и кактусы жуем».

С тех пор имя Вампука стало нарицательным для театральных клише и сценического жеманства и дурновкусия.

С подмостков «Кривого зеркала» опера-пародия перешагнула на сцены других театров и продолжала постоянно с аншлагом ставиться вплоть до 1930 г., иногда и в переработанном виде для усиления комического эффекта.

К примеру, знаменитый хор нимф, изначально прозвучавший в Смольном институте, иногда исполнялся в таком варианте:

Вам пук, вам пук, вам пук цветов собрали,

Нас ра, нас ра, нас радует весна...

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль