ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ЛЕТЧИК-ПРЕДАТЕЛЬ ВИКТОР БЕЛЕНКО
Виктор Иванович Беленко (род. 15 февраля 1947, Нальчик) — советский лётчик-перебежчик. 6 сентября 1976 года перелетел в Японию на перехватчике МиГ-25П и передал иностранным властям самолёт со множеством секретной на тот момент аппаратуры на борту. Получил политическое убежище в США, а позже американское гражданство.
Перефразируя библейское выражение, можно сказать: пути предательства неисповедимы. Одни уже с младых ногтей начинают предавать направо и налево. Предательство, измена для них становится образом жизни. Они просто не могут иначе. Тогда это уже будут не они.
В других же ничто не предвещает предательства. Жизнь их складывается довольно успешно, они ответственно относятся к своим обязанностям. И карьера у них идет неплохо. И окружающие их характеризуют положительно. И вдруг, как гром среди ясного неба, предательство. Все, кто знали этого человека, шокированы, недоумевают. А может быть, здесь какая— нибудь ошибка?
Посмотрите на эту фотографию. Симпатичный молодой человек. Опрятный, подтянутый в армейской форме. Выглядит, как и положено, офицеру. Такие молодые люди не могут не нравиться девушкам. И только взгляд из-под бровей, тяжелый и недоверчивый, который отталкивает, не пускает к себе, говорит «Я вам не верю». В прочем, это субъективное впечатление. Другой не найдет ничего здесь подобного.
Психоаналитики причины психических отклонений, фобий ищут в прошлой жизни человека, в его детстве, чуть ли не с родовых травм. Что же заглянем в детство нашего персонажа. Быть может это что-то объяснит.
Ранние годы
У нашего персонажа, несомненно, была детская травма. Родился он в Нальчике 15 февраля 1947 года в рабочей семье. Родители постоянно не ладили друг с другом. И уже в колыбели он стал свидетелем постоянных скандалов. Порой дело доходило до рукопашной. Ребенка это пугало. Он плакал. Но отца с матерью это не останавливало. Ему не исполнилось и двух лет, как они развелись. Матери было не до сына. Она была в поиске нового партнера. Маленького Витю сдала родственникам, у которых не было детей. И поэтому они без возражений взяли мальчика на воспитание. Отец же его женился вторично и забрал сына в новую семью. Так что к матери у Вити всегда было негативное отношение.
Отношения с мачехой не складывались. Нет, она не кричала на него, не наказывала, даже баловала. Но у Вити она сразу вызвала отторжение. Она стояла между ним и отцом. Как-то отец сказал ему:
— Ты должен называть ее «мамой».
— А разве она мне мама? — возмутился Витя.
— Видишь ли, сынок, мама необязательна та женщина, которая родила тебя. Она заботится о тебе по-матерински, любит тебя. Многие дети мечтали бы о такой маме.
Витя промолчал. Даже не кивнул. Но называть ее мамой не стал. Она так и останется для него мачехой. Навсегда. И почему он чужую тетку должен считать мамой. Лучше, если у него вообще не будет мамы.
А вот в школе ему понравилось с первых дней. Сначала его посадили на заднюю парту. Он попросил учительницу пересадить его на переднюю. Учительница спросила почему, многие дети, напротив, хотят сидеть на задних партах и чувствуют там себя свободнее.
— Разве можно с задней парты что-нибудь хорошо узнать? — сказал Витя. — Чем ближе к доске и к вам, тем лучше будешь учиться.
Учительнице понравились его слова. Она пересадила его на переднюю парту.
Витя понял уже в начальных классах, что школа — это то место, где можно показать, что ты лучше всех.
Он презирал балбесов и двоечников, но открыто этого не показывал. Могли и побить. В седьмом классе у него появилась симпатия: девочка из параллельного класса. Они время от времени встречались по вечерам, бродили по вечерним улицам, но в тех местах, где их не могли встретить одноклассники. А как-то поцеловались. Говорили о будущей жизни. Оля хотела, чтобы у нее было двое детей. Витю семейная жизнь, дети, кухня как-то не интересовали.
Как-то Оля спросила его;
— А кем ты хочешь быть? Ну, когда вырастишь. У тебя есть мечта?
— Я уже сейчас хочу. Подними голову!
Она посмотрела на него. Шутит что ли? Зачем? Но подняла. Может быть, какой сюрприз?
— И что?
— Ну, что ты видишь? — спросил Витя. Он тоже задрал голову и смотрел вверх.
— Ничего. Небо. Облака.
— Как же ничего? — возмутился Витя. Сердито посмотрел на Олю. Какие всё же девчонки глупые. — Там космос. Понимаешь, космос? Необъятная вселенная. Бесконечные миры! Там Луна, Марс, Венера, Солнце, галактики, мириады звезд, Млечный Путь…
— И что?
— А то, что я стану космонавтом. И отправлюсь в космос. Когда я вырасту, уже будут такие ракеты, на которых можно будет лететь к самым далеким звездам. Я побываю на Луне, на Венере, отправлюсь к другим галактикам. Вот ради чего стоит жить!
— — Какая у тебя великая мечта!
— Вот помнишь по истории древнего мира? Боги жили на вершине горы Олимп. Это самая высокая гора в Греции. Греки никогда не поднимались на ее вершину, поэтому там поселили своих богов. Гора-то эта чуть больше четырех километров. Потому что выше горы в Греции не нашли. Космонавт летит над Землей на высоте в несколько тысяч километров. Даже в самый сильный телескоп никакого Олимпа он не увидит. Земля из космоса видится размером с тенистый шарик. Вот такусенький, маленький! Никаких могущественных олимпийских богов они не видят. Так кто же спрашивается могущественнее из них? Космонавты, ведь так же? Вот настоящие боги! Ты понимаешь это?
Глаза Вити горели, щеки раскраснелись, он махал руками. «Не сумасшедший ли он?» — подумала Оля.
Учился он хорошо, ходил в хорошистах и отличниках. В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью. До призыва в армию работал на предприятиях Омска. Поступил в мединститут и одновременно занимался в аэроклубе ДОСААФ. Тяга к небу пересилила медицину. Постоянно оббивал порог военкомата. Просил, чтобы его направили в летное училище. Характеристики у него были хорошие, спортсмен, физически подготовлен. В авиации такие парни нужны. Тем более, что мечта у него. Вон как глаза горят! Получил направление на учёбу в лётном училище.
Служба в Вооружённых Силах
В США есть музей ЦРУ. Там среди памятных экспонатов можно увидеть удостоверение летчика Виктора Беленко. Для ЦРУ это знаковая реликвия. Предательство Беленко и вся его последующая работа на американское разведывательное агентство здесь считают считают своим величайшим успехом.
Но пока наш герой молод, наивен и даже в самом фантастическом сне не смог бы увидеть такого.
Прежде чем отправиться в армию, чтобы отдать долг стране, Виктор успел поработать на нескольких предприятиях города Омска. На протяжении целого семестра Беленко обучался в Омском медицинском институте, вместе с тем успевал заниматься в аэроклубе ДОСААФ. 1967 год ознаменовался тем, что Виктор смог поступить в Армавирское высшее училище летчиков. Именно его он успешно окончил спустя 4 года.
Вот он и сделал первый шаг к своей мечте. Все космонавты начитали с летного училища, становились летчиками-испытателями, летали на самых новейших моделях. Из них отбирались кандидатуры в отряд космонавтов. Учился он старательно, на лекциях преподавателей был само внимание, к каждому семинару тщательно готовился. И преподаватели не могли не заметить такого курсанта. Все характеристики его положительные. А вот с товарищами… Нет, не то, чтобы не складывались отношения. Вроде бы все было нормально. Его даже уважали, но чувствовали в нем вот эту черту: карьеризм, стремление понравиться начальству.
Лётчик-инструктор в Ставропольском высшем военном авиаучилище.Виктор характеризовался как отличный офицер. Член КПСС. Избирался членом комсомольского и партийного бюро. Каково же было его разочарование, когда после окончания училища, его направили в отдаленный гарнизон. Разве об этом он мечтал? Как можно показать себя в Тмутаракани? Он надеялся на Академию, после окончания которой он стал бы полковником, а там и рукой подать до генерала. А тут лейтенантик где-то там на задворках. Почему его судьбу решали какие-то дуболомы в кабинетах? Он всех умней, всех способней на курсе, он не такой, как все. А к нему отношение такое же, как и ко всем. Но он докажет, что это не так. Наступит его время.
В 1975 году переведён на Дальний Восток. В должности старшего лётчика летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.
Эта была новая модель советского истребителя. И к полету на нем допускались только опытные летчики. Так что никто Беленко не зажимал. У командования он был на высоком счету.
Все служебные характеристики и аттестации, полученные Виктором Беленко на протяжении всей его армейской карьеры, говорили о нем как о человеке положительном.
У Беленко имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан по нерасторопности командования он не получил (массовое присвоение очередных званий советским военнослужащим происходило либо ко Дню СА и ВМФ в феврале, либо ко Дню ВОСР в ноябре). Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.
Вот тогда и появляются обидные мысли о том, что его не ценят и в этой стране он не сможет добиться того, о чем мечтал. Где-нибудь за границей таких летчиков, как он, носили бы на руках. И в свои годы он имел бы звание не ниже полковника. Но всё в его руках. И он может и должен изменить свою судьбу. Плыть по течению и довольствоваться тем, что у него есть, он не намерен. Нужно что-то предпринять резкое и решительное. Но что? Рождаются разные варианты.
Скоро начались первые сложности: специалисты, которые впоследствии изучали поведение Беленко как в службе, так и в быту, отмечали, что у Виктора Ивановича неоднократно складывались различные конфликтные ситуации, в основном с командованием. Он даже обращался с рапортом, в котором просил уволить его из Советской армии. Причина была банальной и даже пошлой: летчик писал, что не желает служить плечом к плечу с теми командирами, которые не могут перестать злоупотреблять спиртными напитками. В 1975 году молодой офицер попросил перевести его на Дальний Восток. Тогда он получил назначение в истребительный авиаполк 11-й отдельной армии ПВО. Ему досталась должность старшего летчика, Виктор Беленко летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.
Прошло всего шесть месяцев после того, как офицер Беленко попал на новое место службы. Здесь он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, весьма успешно сумел пройти курс переподготовки, получил должность исполняющего обязанности начальника штаба эскадрильи, стал заместителем секретаря местного партийного бюро. Сослуживцы отмечали: к служебным обязанностям Виктор Беленко относился на удивление добросовестно, у него никогда не возникало проблем с командованием, пилот не высказывал недовольства неустроенностью своей жизни. Правда, спустя непродолжительное время, в середине лета 1976 года, однополчане начали замечать определенные странности в поведении летчика: Виктор Иванович стал слишком взвинченным, нервным. Довольно болезненно он перенес задержку присвоения очередного воинского звания.
Лето и осень 1976 года выдались насыщенными разнообразными авиационными инцидентами для СССР и стран социалистической ориентации, куда недавно прибыли советские самолёты.14 июня лётчик ВВС Сирии флайт-лейтенант Махмуд Муслех Ясин перелетел на своём МиГ-23 в Ирак, а 17 июля другой сирийский лётчик, прославленный герой Войны Судного дня капитан Абдул Кадар аль-Терманини сбежал туда же на МиГ-21.Через семнадцать дней после успешного побега Беленко сбежал на самолёте Ан-2 в Иран лейтенант запаса Валентин Зосимов. В «Нью-Йорк Таймс» сентябрь 1976 года был назван «национальным месяцем бегства» из СССР.
Расследованием дела перебежчика занималась специальная группа КГБ. В процессе выяснения обстоятельств предательства было опрошено более 150 сослуживцев, приятелей, родственников, в том числе и супруга, которая осталась в СССР.В результате выяснилось, что Беленко интересовался западным уровнем жизни. В одной из бесед он сказал, что в Америке нагрузка у военных летчиков меньше, а условия службы и оплата лучше, чем у советских. Жена Беленкорассказала, что муж осуждал летчика-перебежчика Сафронова, угнавшего самолет в Иран и запрещал ей вести переписку с проживающей в Италии подругой. Версия о том, что советского пилота завербовали заранее, не подтвердилась. Западные и японские СМИ раздували эту теорию для пропагандистских целей. Метеоусловия были простыми, Беленко был квалифицированным пилотом и всегда мог сориентироваться по солнцу или береговой линии. Пилот держал прямой курс на японский остров Хоккайдо. Уйдя с учебной зоны, он снизился до 250 метров и так пролетел 130 километров, чтобы уйти от радиолокационных систем.
Из квартиры пропали его паспорт, дипломы, свидетельства и прочие документы. У предателя часто возникали конфликты с командованием на почве недовольства службой. Однажды он подал рапорт о нежелании служить под началом командиров, злоупотребляющих алкоголем.
Не устраивало Виктора и его карьера. Срок выслуги в звании старшего лейтенанта у него истек еще зимой, звания капитана из-за халатности командования он так и не получил. Не получалось поступить и в академию, куда Беленко очень стремился. С июля месяца сослуживцы заметили нервозность и вспыльчивость Виктора, перед последним вылетом он был бледен, его руки тряслись. Следствие пришло к выводу, что пилот Беленко совершил предательство в корыстных целях. Он знал, что западные страны с радостью примут не только пилота, но и его боевую машину, самый современный на то время МиГ-25, прозванный американцами «Летучей лисицей». Самолет был «билетом» Беленко в новую жизнь. В СССР пилот был обвинен в измене Родине и ему заочно вынесен приговор-расстрел.
Побег из Советского Союза
6 сентября летчик Виктор Беленко и его напарник поднялись в небо для того, чтобы выполнить тренировочное управление. Оба самолета не были вооружены. Беленко заранее подготовил примерный маршрут побега, а его истребитель был заправлен «под завязку». В какой-то момент Виктор Иванович понял — пора. Он оторвался от напарника, снизился до предельно малой высоты и направился к японским берегам. Ему пришлось идти на максимально небольшой высоте — около трех десятков метров. Делал он это вполне осознанно, ведь на первом этапе полета его могли засечь радары — как советские, так японские. Японские авиадиспетчеры были застигнуты врасплох: они абсолютно внезапно заметили самолет, который поднялся до шестикилометровой высоты. Разумеется, были неоднократные попытки установить контакт, ни одна из них не увенчалась успехом. Летел Беленко по памяти, предварительно он внимательно изучил карты. Первоначально в его планы входила посадка в одном месте, однако топливо заканчивалось, срочно нужен был аэродром для того, чтобы приземлиться. Японцы поняли, что происходит, лишь после того, как Виктор Беленко посадил самолет. Им пришлось иметь дело с летчиком-перебежчиком, который «шел в комплекте» со сверхсекретным истребителем. Разумеется, провинциальный аэропорт в одно мгновение наводнили представители различных спецслужб. Специалисты ЦРУ просто не могли поверить своему везению.
Разумеется, в воздух тут же поднялись дежурные вертолеты, однако немного позднее удалось выяснить: летчик попросту обманул радары, он пошел на снижение, имитируя таким образом падение, а затем просто скрылся за большой сопкой и углубился в воздушное пространство Японии.
Углубившись в воздушное пространство Японии, Беленко поднялся на высоту около 6000 м и был засечён японскими средствами ПВО; связаться с Беленко японцам не удалось, поскольку рация МиГ-25 была настроена на другую частоту. На перехват неизвестного нарушителя были подняты истребители, однако к моменту их появления Беленко вновь снизился и пропал с радаров. Беленко планировал совершить посадку на авиабазе Титосе, но из-за недостатка топлива был вынужден садиться на ближайшем аэродроме, которым оказался Хакодате.
Из-за недостаточной длины ВПП Хакодате МиГ-25 выкатился за пределы полосы и приблизился к границе территории аэропорта.
Как это увидели японцы
События 6 сентября 1976 года разворачивались в духе американского блокбастера… Аэропорт, разумеется, закрыли для полетов на несколько часов. Спустя несколько минут, когда к месту экстренной посадки прибыли представители гражданского аэропорта, молодой лейтенант-перебежчик Виктор Беленко (ему тогда было всего 29 лет) объявил: он намерен сдаться. Беглец запросил политического убежища в Соединенных Штатах Америки. Отметим, что побег офицера из Советского Союза был довольно нестандартным: обычно жители СССР запрашивали убежище в иностранном посольстве, которое находилось на территории родины, или же сбегали с корабля, когда тот заходил в иностранный порт.
В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П (бортовой номер «31»), пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккай-до).
Беленко выбрался из кабины, выпрямился во весь рост, достал пистолет и, подняв его над головой, выстрелил трижды в воздух. Нет, таким образом он не хотел привлечь к себе внимание. К самолету уже и так неслись машины, бежали работники аэропорта, местная полиция. Более того, стреляя, он рисковал. Вооруженный летчик, еще и открывший огонь, мог быть воспринят как опасность.
— Это же МИГ-25! Самый опасный самолет русских! — произнес авиадиспетчер. Лицо его было бледным. На лбу выступили капельки пота. — Я даже мечтать не смел, что смогу когда-нибудь увидеть его в натуре.
Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года (Беленко протестовал против возвращения самолёта, советуя американцам оставить его для изучения ещё на пару лет). Был снова собран, но к полётам не допущен и использовался в качестве учебного пособия в Даугавпилсском высшем военном авиационном инженерном училище ПВО им. Яна Фабрициуса.
Вообще, самолет, на котором Беленко пролетел более 600 км, и который теперь зарылся колесами в землю неподалеку от ограды японского аэродрома, являлся самой секретной советской боевой машиной. На Западе о его существовании узнали в 1970 году: разведывательные спутники, которые наблюдали в то время за советскими аэродромами (разумеется, военными), и обнаружили новый тип самолета, внешне напоминавший истребитель невероятных размеров. Больше всего западных военных экспертов насторожила слишком уж гигантская площадь крыла объекта. Кстати, для истребителя большая площадь крыла — огромное достоинство, ведь благодаря ней возникает мощная подъемная сила, а вес самолета равномерно распределяется по поверхности, то есть аппарат становится маневреннее. Военные эксперты внимательно изучили снимки, полученные с разведывательных спутников, и пришли к выводу: новая советская боевая машина обладает потрясающей маневренностью, к тому же она снабжена парой поистине огромных двигателей. Однако ряд вопросов оставался без ответа: какова максимальная скорость МиГ-25? Существовали ли на Западе боевые самолеты, которые могли сравниться с ним по своим скоростным показателям? Немного позднее о новом самолете сообщили и с Ближнего Востока. Так, весной 1971 года израильские радары заметили необычный объект. Он летел со скоростью, втрое превышающей скорость звука, на высоте около двадцати километров! Ни сами израильские военные, ни их консультанты из Америки прежде не видели ничего подобного. Когда спустя некоторое время самолет был обнаружен снова, военные Израиля приняли решение поднять истребители на перехват, однако скорости истребителей не хватило даже для того, чтобы приблизиться к загадочной цели. Именно тогда Министерство обороны США проанализировало всю собранную информацию и пришло к выводу, что имеет дело с весьма большой проблемой. Американские военные на 100 % были уверены в том, что самолет, обнаруженный военно-воздушными силами Израиля, — это та самая машина, которую спутники-шпионы заметили на советских военных аэродромах. Было очевидно: у Советского Союза появился невероятно скоростной и маневренный истребитель, по своим показателям превышающий те, что стояли на вооружении у всех мировых военно-воздушных сил. Тогда казалось, что этот самолет так и останется таинственной и очень страшной угрозой, правда, только в том случае, если не получится заполучить один экземпляр для его изучения. Проще говоря, если один из советских военных летчиков не сбежит, разумеется, прихватив с собой боевую машину.
В Японии уже никто не помнит русского летчика, предавшего Родину. Режиссер Акиро Мицумори по заказу канала Nexus снял о нем фильм. Знания, которыми обладал советский пилот, оказались очень ценными для американских специалистов, и они несколько лет вплотную с ним работали. За короткий срок перебежчик получил гражданство и натурализовался. Беленко преподавал в одной из американских военных академий и консультировал авиастроительные компании. На основе его рукописи была даже написана книга. После того, как его теоретические знания устарели, советский перебежчик читал лекции об СССР. Однако с развалом геополитического противника эта информация в штатах уже никого не интересовала. В 90-х пытался заниматься бизнесом. Но с бизнесом как-то у него не завязалось и разбогатеть ему не довелось. Хотя в Америке он не бедствовал. И мог себе многое позволить из того, чсто в Советском Союзе было для него недоступно.
Почему на это решился именно Беленко? На первый взгляд пилот МиГ-25 Виктор Беленко был вполне образцовым гражданином Советского Союза. Начать следует с того, что он был летчиком-истребителем, именно благодаря этому статусу у него имелись определенные блага, которые были недоступны рядовому гражданину Союза Социалистических Республик. Однако Виктор Иванович рано разочаровался в советской действительности, да и в личной жизни у него накопилось немало проблем. Несмотря на то что в семье был маленький ребенок, брак находился на грани распада. Виктор Беленко сомневался в преимуществах советского образа жизни, думал он и о том, что Соединенные Штаты Америки вряд ли являлись таким олицетворением зла, каким их представляли средства массовой информации СССР. В интервью 1996 года Виктор Иванович расскажет журналистам: «В те времена советская пропаганда рисовала Америку как испорченное, загнивающее общество, но у меня были сомнения на этот счет». Молодой офицер понимал: именно новый боевой самолет, на котором он тогда летал, и должен стать его билетом в счастливую жизнь. Часть, в которой служил летчик Виктор Беленко, базировалась в Приморье, на аэродроме с названием Чугуевка. От границы с Японией аэродром отделяло немногим более 600 км. Почему лейтенант выбрал именно Японию? Все дело в том, что, несмотря на высокие скорости и высотность, МиГ-25 был не самым удобным самолетом из-за большого расхода топлива. А потому добраться до ближайшей авиабазы Штатов без дозаправки было абсолютно невозможно. Даже сегодня не прекращаются попытки выяснить, что подтолкнуло молодого человека на такой немыслимый шаг. Военные обозреватели страны говорят: летчика-предателя Виктора Беленко отличала поистине сумасшедшая амбициозность, он считал, что его недооценивают. Это была самая настоящая паранойя самолюбия! Беленко переживал из-за того, что его грудь не увешана орденами, что его китель не украшают огромные звезды, а его снимки не публикуют на первых страницах газет и не вывешивают на доски почета.
Реакция властей
Аэропорт Хакодате с воздуха, 1976 год
28 сентября 1976 года в 12:05 по московскому времени ТАСС распространило пресс-релиз с текстом официальной реакции МИД СССР по поводу инцидента, где утверждалось, что, во-первых, В. И. Беленко совершил «вынужденную» посадку на аэродроме Хакодате, во-вторых, он был «вывезен» в США против своей воли, в-третьих, действия японской стороны в отношении как самолёта, так и пилота нельзя квалифицировать иначе как «недружественными» по отношению к СССР и «противоречащими нормам международного права». Двадцатью минутами позже вышел уточняющий материал ТАСС, в котором посадка Беленко в Хакодате описывалась как сделанная «при невыясненных обстоятельствах», публикации в западной прессе о том, что перелёт Беленко был преднамеренным, а не вынужденным, назывались «кампанией пропаганды», предположения на тему, что полёт Беленко, по всей вероятности, был побегом, названы «лживыми», официальный представитель МИД СССР Л. В. Крылов заявил: «Всё это ложь, от начала и до конца». Также Крылов заявил о том, что многочисленные требования СССР о встрече советских дипломатов с Беленко встречали отказ японской стороны без объяснения причин, а когда они, наконец, устроили такую встречу 9 сентября, то сделали всё, чтобы помешать советскому представителю побеседовать с Беленко наедине.
28 сентября в Москве состоялась пресс-конференция, на которую были привезены жена пилота Л. П. Беленко и его мачеха Л. С. Беленко, которые слёзно просили его вернуться, жена, в частности, заявила журналистам, что он «будет помилован, даже если допустил ошибку». В подтверждение этого представитель МИД СССР Л. В. Крылов сообщил, что «соответствующие официальные гарантии были даны компетентными советскими органами», назвав действия американских властей «равнозначными насильственному разделению семьи Беленко». Кроме того, и жена, и мачеха Беленко единогласно заявили, что он «патриот советской родины», назвав его «любящим мужем и сыном». Их заявления были растиражированы всеми официальными советскими печатными органами, а также по радио и телевизионным каналам СССР за рубежом в расчёте на то, что вести об этом дойдут до перебежчика. В тот же день советское правительство пригрозило Японии далеко идущими последствиями за несвоевременный возврат самолёта и начались переговоры между советской делегацией во главе с Министром иностранных дел СССР А. А. Громыко и Министром иностранных дел Японии Дзэнтаро Косакой. Громыко потребовал незамедлительного возврата самолёта и пилота (который к тому времени уже находился в США), на что Косака ответил, что японская сторона готова к переговорам о возвращении самолёта, для этого он попросил Посла СССР в Японии Д. С. Полянского связаться с МИД Японии. По состоянию на конец сентября официальная версия инцидента в советской прессе не изменилась: «Старший лейтенант Беленко совершил вынужденную посадку на Хоккайдо из-за нехватки топлива, был преступно похищен японскими властями под диктовку Вашингтона». Между тем ещё 19 сентября Директор Центральной разведки Джордж Буш-старший назвал инцидент «побегом» и «крупной разведывательной удачей», сообщив попутно, что работа сотрудников американской разведки с перебежчиком идёт успешно.
5 октября Председатель Комитета палаты представителей по иностранным делам и Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе Конгресса США Данте Фасцелл получил письмо за подписью жены и мачехи Беленко, в котором его просили оказать содействие в «возвращении Виктора домой». Письмо аналогичного содержания было направлено в тот же день на имя Президента США Джеральда Форда, где помимо прочего от имени этих двух женщин его просили помочь в установлении контакта с В. И. Беленко по телефону, но не для них, а для сотрудников Посольства СССР в США.
Расследование
В целях всестороннего изучения его личности были опрошены 116 человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отношении к советской действительности. При этом данных об изменнических намерениях не поступало. Не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским.
Со слов жены, передач зарубежных радиостанций не слушал сам и не разрешал слушать ей. Запретил переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии.
Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды высказал недовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом он говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше. Не были подтверждены распространяемые на Западе предположения о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой.
Полученные в ходе оперативного расследования данные в своей совокупности не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу, руководствуясь корыстными побуждениями. О себе самом он впоследствии говорил, что ставил политические мотивы во главу угла.
Допуск к полётам оказался лишь дополнительным стимулом к бегству за рубеж и определил его непосредственный способ. Приблизительно за год до побега у Беленко была беседа со случайным попутчиком, который поделился с ним вслух рассуждением, что американцы, вероятно, отдали бы кучу денег, чтобы заполучить в свои руки МиГ-25. Поначалу Виктор не придал разговору значения, но через несколько месяцев у него появился план. Его налёт на МиГ-25 перед побегом составил 30 лётных часов.
Версия вынужденной посадки
Глубокой проработке были подвергнуты вопросы, связанные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он имел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как лётчик, достаточный уровень лётной тренированности на самолёте МиГ-25П, чтобы быть подвергнутым вынужденной посадке. Об этом говорит тот факт, что вылет осуществлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между Находкой и Владивостоком).
Версия побега
С другой стороны, заключения специалистов, объективные данные приборов, выводы о техническом состоянии систем и аппаратуры самолёта свидетельствовали о том, что вынужденная посадка МиГ-25П в Японии была маловероятной. Полёт совершался в простых метеоусловиях. Береговая линия со всех высот просматривалась отчётливо. Лётчик мог видеть солнце и ориентироваться по нему.
По заключению ГНИКИ ВВС, исследовавшего объективные данные системы автоматической регистрации параметров полёта (САРПП), возвращённой японцами вместе с самолётом, Беленко практически держал прямой курс на остров Хоккайдо и не делал никаких разворотов. Экспертизой подтверждено, что плёнка САРПП принадлежала его самолёту.
Кроме того, пользуясь попустительством механика, Беленко заправил полные баки самолёта, вместо дозволенных половины, мотивируя, что полетает чуть дольше и чтобы дважды не заправляться.
Определённую роль сыграли просчёты в организации ПВО береговой линии и зон ответственности, закреплённых за частями и соединениями зенитно-ракетных войск, ввиду чего Беленко удалось успешно преодолеть опасный участок маршрута полёта, не заходя на длительное время в зону поражения советских ЗРК. Кроме того, формирование новой линии подчинённости радиотехнических и зенитно-ракетных войск (РТВ ПВО и ЗРВ ПВО) и связанная с этим бюрократия не позволили оперативно принять решение о ликвидации самолёта во время полёта. Самолёт, по утверждению начальника РЛС, исчез с экрана радара за сопкой. Через 15 секунд об этом было доложено командному составу. Далее по старшинству вплоть до Министра обороны СССР.
Системой САРПП также зарегистрировано, что Беленко ушёл из учебной зоны в сторону моря, резко снизившись до отметки менее 50 м. На этой высоте он летел над морской поверхностью от береговой черты СССР примерно 130 км. Такие действия пилота, по мнению специалистов, могли свидетельствовать о его стремлении уйти от радиолокационного сопровождения.
Личные документы Беленко (свидетельство лётчика-инструктора 1-го класса, аттестат зрелости, диплом об окончании военного училища, свидетельство о рождении) среди его вещей и у родственников не обнаружены, хотя, по сообщению жены, они находились в их квартире. В сообщении иностранной прессы отмечалось, что Беленко возвращены изъятые у него при задержании полицией документы, среди которых находится свидетельство о рождении. Можно полагать, что все эти документы Беленко взял с собой.
Возможные причины побега
Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.
За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта МиГ-25П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал.
Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитан и назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи.
6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включён в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника.
Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил
По словам Беленко, его вдохновил на побег прочитанный им ещё в детстве исторический роман «Спартак» Говарда Фаста.
Советскому послу Беленко сразу заявил о добровольном перелёте, к моменту передачи самолёта в СССР Беленко уже переехал в США. Попыток воссоединиться/связаться со своей прежней семьёй, в отличие от некоторых иных перебежчиков, не делал. Заходы к нему от имени его родственников, осуществлявшиеся органами советской разведки с целью установления его текущего местонахождения, он игнорировал (сотрудники советской разведки, очевидно, рассчитывали сыграть на его семейных чувствах, не зная об истинном положении дел в его отношениях с супругой). О своей прошлой жене он сказал, что ненавидит её, с мачехой отношения у него были весьма прохладные, а своего трёхлетнего сына Дмитрия последний раз он видел перед тем, как тёща забрала того к себе «на воспитание».
Не так страшен МиГ
В ходе исследований эксперты выяснили: это вовсе не суперистребитель. Самолет МиГ-25 с бортовым номером «31» оказался машиной для весьма узких задач. В боевом качестве он заметно уступал другим самолетам, был достаточно дорогим и неповоротливым. А еще не отличался особой эффективностью. То есть та угроза, которая привела в ужас Запад, оказалась лишь фикцией. Эксперты говорили: все, на что способен этот истребитель, — только быстрый разгон после взлета и быстрый полет по прямой. То есть МиГ-25 позволял перехватить самолет-нарушитель, кроме того, его можно было использовать в разведывательных целях. На этом все его достоинства заканчивались. Разобранную боевую машину частично собрали, погрузили на судно и отправили обратно в Советский Союз. Стоит отметить, что власти Японии даже выставили Москве счет на 40 тысяч долларов. Было решено, что именно эта сумма способна будет покрыть перевозку машины и возместит ущерб, который летчик-перебежчик Виктор Беленко нанес гражданскому аэродрому. Произошло это лишь спустя два месяца после побега. Ущерб же для СССР составил порядка двух миллиардов рублей! Дело в том, что из-за одного пилота в стране пришлось экстренно менять систему опознавания на каждом воздушном судне.
Беленко сам был удивлён своей осведомлённостью: «Я никогда не задумывался над тем, что я так много знаю». Через три месяца его пребывания в США сотрудники разведслужб говорили о том, что им потребуется не несколько месяцев, а как минимум ещё год на общение с Беленко для сбора всей интересующей их информации, настолько ценным кадром он оказался для них.
Жизнь в США
О том, почему он выбрал именно США, Беленко сообщил, что перед побегом размышлял над выбором страны — пункта назначения для себя:
9 сентября 1976 года, менее чем через 3 суток после перелёта, Беленко получил разрешение на постоянное проживание в США. Вскоре после прибытия, Беленко получил политическое убежище в США. Разрешение на предоставление гражданства подписал лично президент Джимми Картер.
14 октября 1980 года Закон № 96-62 «О предоставлении Виктору Ивановичу Беленко гражданства США» был принят Конгрессом США.
Беленко работал инженером по аэрокосмической технике и консультировал ВВС США. Его военный билет и полётный журнал хранятся в музее ЦРУ в Вашингтоне.
В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном Беленко женился повторно, родилось трое детей. Сейчас Виктор Иванович живет один.
В одном из интервью он рассказал о своих первых впечатлениях об Америке: «Первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ!!! В России везде длинные очереди. Впоследствии я понял, что супермаркет настоящий.
В России трудно было найти хорошие консервы, я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды приобрел с виду обычную баночку и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком-получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше консервов для людей, которые и сегодня делают в России!». Беленко рассказал журналистам, что приезжал в 1995 году в Россию. И это несмотря на то, что в бытность Советского Союза его приговорили к высшей мере наказания.
Для деятелей советского искусства и эстрады побег Беленко надолго закрыл дорогу в Японию. У советских музыкальных коллективов сорвались гастроли в Японии, даже у тех из них, которые уже получили советские выездные и японские въездные визы и буквально «сидели на чемоданах», гастроли были отменены без разъяснения причин начальниками советской эстрады.
Первые месяцы после прибытия
Когда во время одной из поездок Беленко по близлежащей Виргинии с тремя русскоговорящими компаньонами владелец придорожного ресторана греческой кухни «Nick’s Seafood Pavilion» в Йорктауне узнал, что в зале советский лётчик, он явился лично, чтобы обслужить гостя, принял заказ на $75 и заявил посетителям за столиком, что советских лётчиков заведение угощает бесплатно, — Беленко не поверил и решил, что это очередная постановка ЦРУ.
Беленко о своей акклиматизации в Соединённых Штатах
Для адаптации Беленко, который до этого никогда не видел американских шопинг-моллов и об Америке мог судить только по публикациям в советской печати, повествовавших о нищенском существовании американского пролетариата в трущобах, на новом месте жительства шефство над ним попросили взять отставного полковника авиации Джорджа Уиша (George W. Wish) с которым они, несмотря на разницу в возрасте и в звании, подружились и вместе ездили в Лас-Вегас играть в азартные игры.
Знакомство с организацией службы и бытом военнослужащих американской военной авиации
Тактический авиационный тренажёр истребителя F-16 на авиабазе «Лэнгли»
Вскоре после побега Беленко заявил американцам, что готов сотрудничать с ними, а в обмен на это хочет только две вещи: побывать на американской авиабазе и на борту авианосца, но с условием, не на образцово-показательных, а первых попавшихся, — в нём играло любопытство, ему хотелось выяснить для себя истинное положение дел в американских авиационных частях и сопоставить увиденное с тем, что ему было известно на эту тему из политзанятий от лекторов-пропагандистов
Его пожелания вскоре исполнились. В конце 1976 года он посетил авиабазу ВВС Лэнгли. В Лэнгли ему устроили отработку навыков пилотирования американских боевых самолётов на авиационном тренажёре пилотов, на котором в момент его прибытия заканчивали занятия 2 сержантов технического состава, которые были операторами тренажёра для посетителей. Беленко был весьма удивлён увиденным и сказал своим спутникам, что в СССР авиатренажёры существуют не для подготовки пилотов, а для очковтирательства, с такого рода техники «сдувают пыль», а к такому тренажёру обязательно приставили бы двух полковников и гражданского кандидата наук, и никого к нему не подпускали даже близко.
Во время его пребывания на авиабазе его весьма поразила неформальность в отношениях рядового и сержантского состава с офицерами, что, по его словам, было невозможным в СССР. Побывав в коттеджном посёлке авиабазы, в домах расквартировки рядового состава вместе с семьями, он отметил, что рядовой состав советских частей на дальневосточных авиабазах обитает в казармах за колючей проволокой, по 50-60 человек в одном бараке, а о встрече их с членами семей даже речи не было.
Частота случаев суицида и дезертирства при такой организации службы зашкаливала и, по его словам, доходила до 5 случаев или попыток самоубийства в месяц среди рядового состава его полка. Кроме того, в Лэнгли ему продемонстрировали подборку технических снимков внутреннего устройства МиГ-25 с различных ракурсов, устройства оборудования самолёта, которое было для него загадкой и тщательно скрывалось от советских лётчиков. Уезжая с авиабазы он поделился мыслями вслух со своими спутниками:
— Если бы в моём полку поглядели хоть пять минут на то, что я видел сегодня, началась бы революция.
Вид с палубы авианосца «Джон Кеннеди» на заходящие на посадку самолёты
Затем Беленко съездил на рыбалку на горное озеро в Аппалачах, а в январе 1977 года посетил авианосец «Джон Кеннеди», находившийся на якорной стоянке на рейде военно-морской базы Норфолк. На борту корабля ему устроили встречу с рядовыми американскими матросами и лётчиками палубной авиации флота, пригласили отведать морской паёк в корабельной столовой. Для лётного состава его пригласили провести инструктаж на предмет последовательности действий при встрече с советской боевой авиацией — американские лётчики высоко оценили его высокую лётную квалификацию и высокий профессионализм вообще. На борту авианосца он попросил сводить его в корабельный карцер, чтобы посмотреть на быт военнослужащих, отбывающих наказание за дисциплинарные проступки. Его удивило, что провинившиеся матросы размещаются не на шконках, а на кроватях, и питаются не сухарями.
По свидетельству начальника курсов подготовки лётных инструкторов истребительно-бомбардировочной авиации ВМС США контр-адмирала Роджера Бокса (Roger E. Box), Беленко был настолько заворожен зрелищем взлёта-посадки самолётов вкупе со слаженной работой технического состава на палубе авианосца, что отказался от предложения спуститься на ночь в каюту — он решил провести ночь прямо на палубе, наблюдая за лётным процессом в ночное время. Покидая корабль, он признался офицерам ВМС, что сперва подозревал их в том, что всё увиденное было подстроено специально для него, но после того, как сутки подряд он наблюдал, как днём и ночью взлетали и садились самолёты, он решил, что это было бы слишком сложно — организовать такое авиашоу только для того, чтобы произвести на него впечатление. Также он сказал им, что на занятиях по технике и вооружению иностранных армий и флотов его политруки лгали ему и другим лётчикам об истинных тактико-технических характеристиках американских авианосцев и напрасно они их высмеивали.
Как на авиабазе, так и на авианосце он был озадачен простотой организации службы лётного состава ВВС и ВМС США, отсутствием круговой поруки, отсутствием такого количества мероприятий допуска и необходимости оформления разрешительных документов, которые требовались для советских лётчиков. Наблюдая взлёт и посадку самолётов на палубу авианосца, он отметил, что никогда не видел «столь согласованных и профессиональных действий технического состава, без чьих-либо приказаний и без того, чтобы кто-то орал на них в процессе».
Сотрудничество с разведывательными органами США
В период Холодной войны американские пилоты нередко сталкивались с советской авиацией, их интересовал взгляд на ситуацию с точки зрения советского пилота.
С Беленко в первые месяцы его пребывания в США работали каждодневно, практически круглосуточно, не только сотрудники ЦРУ, но также специалисты по вопросам советской авиации из РУМО и РУ ВВС США, а также профессиональные доктора и психоаналитики (с целью установления его физического и психологического состояния, так как американские власти не сразу поверили в столь крупную удачу). Попутно с этим он начал изучать английский язык по программе учащихся колледжей и быстро достиг успехов на этом поприще, — это было необходимо для того, чтобы работавшие с ними сотрудники спецслужб могли обходиться без переводчиков. Как охарактеризовал его один из офицеров разведки, который с ним работал, кроме предоставления американцам передового советского истребителя с массой секретного оборудования на борту, он сам по себе был «золотой жилой» технической, тактической и оперативной информации о советской авиации. Помимо перечисленного, разведслужбы занялись уточнением картографической информации и топографических данных дальневосточных пунктов базирования советской авиации, организации службы, ежедневных мероприятий боевой учёбы и проверки боевой готовности, почасовой и поминутный график несения службы советскими лётчиками и т. д. Беленко сам был удивлён своей разноплановой осведомлённостью: «Я никогда не задумывался над тем, что, оказывается, я так много знаю». Через 3 месяца его пребывания в США сотрудники разведслужб говорили о том, что им потребуется не несколько месяцев, а как минимум ещё год на общение с Беленко для сбора всей интересующей их информации, — настолько ценным кадром он оказался для них.
Работа и личная жизнь
По прошествии некоторого времени Джордж Уиш, шефствующий над Беленко, посчитал своего подопечного достаточно адаптированным для самостоятельных поездок по стране и подарил тому ключи от своего автомобиля («Dodge Charger»), посоветовав: «Виктор, вылезай из Вашингтона и открой для себя Америку!» (Get out of Washington and find America for yourself). Беленко последовал совету и совершил поездку по стране, в которой встретил свою будущую жену, работавшую в то время официанткой в закусочной. Позже Уиш, уже будучи пенсионером, регулярно навещал своего бывшего подопечного.
Беленко большую часть времени проводил в Вашингтоне, где работал по совместительству на нескольких высокооплачиваемых должностях: консультантом федеральных правительственных структур по вопросам советской авиации и консультантом авиастроительных компаний военной промышленности, которым он помогал совершенствовать вооружение и бортовую аппаратуру американских военных самолётов для борьбы против советской авиации (как он позже сам признался, по его убеждению «американские истребители — лучшие в мире»), снимался в рекламе для различных американских компаний, был приглашён читать лекции в американских военных учебных заведениях, нередко приглашался в качестве эксперта для телевидения и печатных средств массовой информации по различным вопросам (например, после уничтожения южнокорейского «Боинга» в советском воздушном пространстве, после начала расширения сети советских аэродромов и по другим поводам, затрагивающим вопросы авиации). В США он поддерживал дружеские отношения с бригадным генералом Чарльзом Йегером, с которым они вместе рыбачили, с членом пилотажной группы «Blue Angels» Эрни Кристенсеном и со многими инструкторами, преподавателями и выпускниками нескольких выпусков знаменитых лётных курсов истребительно-бомбардировочной авиации ВМС США (более известных как TOPGUN), а также со своими знакомыми из ЦРУ в период их работы там и после того как они вышли на пенсию.
После укоренения на новом месте
На основе рукописи, написанной Беленко вскоре после натурализации в США, в литературной обработке американского писателя Джона Бэррона, на английском и русском языках в нескольких нью-йоркских книжных издательствах, — «Макгроу-Хилл» (на английском), «Ридерз дайджест пресс» (на английском) и через несколько лет позже в «Эффект паблишинг» (на русском), — вышла книга «Пилот МиГа», где описываются причины, побудившие его к перелёту за рубеж, а также подробности инцидента, описываемые с его точки зрения (в СССР книга в русскоязычном варианте, как и другие работы Бэррона, была доступна только в спецхране для лиц, имеющих соответствующий допуск). По признанию Беленко, Бэррон «проделал хорошую работу», чтобы сгладить чрезмерно эмоционально написанные автором пассажи о его советской жизни и сделать их более понятными для рядовых американских читателей, которым, прежде всего, и адресовалась книга.
В 2000 году Беленко дал интервью американскому корреспонденту на авиашоу в шт. Висконсин, США, в котором, в частности, сказал:
— [В США] я встретился с космонавтом Игорем Волком. Он говорит: «Ты же вроде бы умер!», — я ответил: «Не так быстро». КГБ распространил слухи о моем убийстве, чтобы отбить охоту у других.
Беленко быстро забыл свою русскую супругу и женился на американке. В США у него родилось трое детей, после развода дом остался жене. На момент съемок Виктору Беленко было 69 лет, он жил в съемном номере отеля и имел вид неустроенного в жизни человека. Советское удостоверение личности перебежчика и сегодня, как трофей, хранится в музее ЦРУ. (Александр Бражник)
После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов. Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин, не отстал и Алжир. «Стимулировал” Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД (перехватчик доработанный). В 1978-ом авиазавод в Горьком освоил выпуск этих машин. На них стоял новый локатор, вооружение пополнилось ракетами, был установлен теплопеленгатор, который позволял обнаруживать скрытые цели на земле. Худа без добра не бывает!
Так что от побега Беленко оказалась и польза для отечественного авиастроения, о чем, конечно, Беленко и думать не мог. Свою прежнюю родину он теперь ненавидел самой лютой ненавистью.
Итоги расследования
Были изучены и вскрыты перегибы в действиях партийно-должностной элиты, принявшие к тому времени систематический характер и массовость. Например, равнодушие к жизни честно выполняющих свой долг офицеров на фоне личных карьерных мотивов (в частности, превращение выходных дней, подчинённых в рабочие с целью быстро выделиться видимыми результатами).
К дисциплинарной ответственности (с получением выговоров, предупреждением о неполном служебном соответствии, понижением в звании и должности, переаттестацией и т. д.) были привлечены лица из числа старших и высших офицеров ПВО, которые были признаны ответственными за побег комиссией, проводившей расследование.
Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения заочно осуждён по статье 64 УК РСФСР («Измена Родине») и приговорён к высшей мере наказания — расстрелу.
Организационные мероприятия
Организационные мероприятия по итогам инцидента выразились в отстранении от полётов всех холостых, разведённых и других «морально неустойчивых» и ведущих «раскрепощённый образ жизни» лётчиков, и переводе их на другие должности, не связанные с пилотированием самолётов, — сверху было спущено указание выявить и отстранить их от лётной работы, а фамилии выдать наверх. Командирам авиачастей было приказано не жалеть никого, при малейшем сомнении «сдавать» заподозренных властям без колебаний. Всех попавших в разряд неблагонадёжных немедленно удалили от приграничных гарнизонов к новым местам несения службы на должностях лётно-подъёмного, технического и обслуживающего состава во внутренних районах страны. Некоторые из попавших «под раздачу» вообще были переведены в другие виды вооружённых сил и рода войск. Оргмероприятия, начатые вскоре после побега, продолжались ещё очень долго. Сослуживец Беленко, Виктор Подмолода в своей книге воспоминаний написал об этом следующее:
— Позже меня перевели служить в Ростов. Поддерживая отношения с сослуживцами, я знал, что запущенный репрессивный каток продолжал «утюжить» человеческие судьбы и держать остальных лётчиков в страхе за свою лётную деятельность и служебную карьеру. <…> Проводимая «утюжка» призвана была, кроме страха, поддерживать в лётчиках и высокие морально-политические качества по придуманному ими [начальством] образцу. Требования к лётчикам были подняты на заоблачную высоту. Казалось, что они должны быть чище, чем сам Иисус Христос, и не могут посещать даже туалет.
Стратегические последствия
По итогам анализа самолёта американские технические специалисты пришли к заключению, что МиГ-25 не годится для перехвата высотных разведчиков SR-71, в первую очередь, уступая ему по целому ряду лётно-технических характеристик, а скоростные параметры самолёта были в большей степени пропагандистским штампом для повышения его экспортной привлекательности, как «2-го самого быстрого самолёта на планете».
Как отмечает один из редакторов «Flightglobal» Стивен Тримбл, до 1976 года высшее военно-политическое руководство США не санкционировало разведвылетов SR-71 над советской территорией, поскольку не было уверено в том, что у СССР нет эквивалентных по своим качествам перехватчиков. Благодаря побегу Беленко эти опасения были развеяны.
Кроме того, американцам удалось ознакомиться с системой управления вооружением самолёта и получить достоверные технические данные о его реальных боевых возможностях, что было ценным приобретением в плане доводки собственных военных летательных аппаратов до уровня, позволяющего эффективно противостоять МиГам или даже превосходить их в том или ином аспекте. В плане баланса сил и их диспозиции, побег Беленко повлиял на перераспределение авиапарка истребителей-перехватчиков в рамках вооружённых сил стран Советского блока, — в то время как для нужд ВВС и истребительной авиации ПВО СССР интенсифицировалась разработка новых перехватчиков, МиГ-25 было решено спешно экспортировать в соцстраны и страны социалистической ориентации, пока он не устарел окончательно. Косвенно, побег Беленко повлиял на ход работ (в сторону интенсификации) и ускорил принятие на вооружение МиГ-31.
Более того, Беленко сообщил американцам о том, что ему удалось выяснить от сослуживцев и вышестоящего начальства о модифицированной модели МиГ-25, которая ещё не поступила в войска, а именно, её усовершенствованные радиолокационные средства и система управления полётом самолёта, более мощный авиадвигатель и новая авиапушка с вращающимся блоком стволов.
Другим немаловажным следствием побега Беленко стало возобновление полемики вокруг авиационных систем радиолокационного обнаружения и наведения (рус. АВАКС). Несрабатывание системы раннего обнаружения в Японии, позволившее советскому боевому самолёту пролететь незамеченным наземными средствами системы ПВО, привело к дебатам о возобновлении переговоров на межгосударственном уровне по Договору о взаимодействии и безопасности между США и Японией, а также в рамках НАТО и других военно-политических блоков, относительно закупок американских самолётов ДРЛО с оборудованием указанного типа для стран-партнёров США по военным блокам].
Внешнеэкономические последствия
Советское руководство пыталось осуществить нажим на Японию, угрожая в случае невозврата пилота вместе с самолётом прервать в одностороннем порядке выполнение им договорных обязательств по двусторонним внешнеторговым соглашениям, в частности, закрыть доступ для японских инвестиций в советскую экономику и народно-хозяйственный комплекс, прекратить японское участие в строительстве предприятий советской деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, обмене технологиями ядерной энергетики и др. Это сразу отразилось на инвестиционном климате. В долгосрочном плане, экономические последствия возникшей напряжённости (и убытки СССР из-за позиции занятой советским руководством) ещё длительное время давали о себе знать в советско-японской торговле. Но несмотря на целый ряд недружественных шагов со стороны советского руководства, в японских деловых кругах всячески стремились к сохранению партнёрских отношений с СССР.
Возвращая самолёт в СССР, Япония выставила счёт в $40 тыс. за организацию непредусмотренной стоянки иностранного самолёта в японском аэропорту, оплату услуг охраны, технического обслуживания, транспортировки и другие расходы, включая ремонт повреждений аэродромной инфраструктуры, имевших место во время приземления самолёта. Счёт советской стороной оплачен не был.
Последствия в сфере культурного сотрудничества
Для деятелей советского искусства и эстрады побег Беленко надолго закрыл дорогу в Японию. У советских музыкальных коллективов сорвались гастроли в Японии, даже у тех из них, которые уже получили советские выездные и японские въездные визы, и буквально «сидели на чемоданах», — гастроли были отменены без разъяснения причин органами управления советской эстрады. Популярная певица Людмила Барыкина и композитор Юрий Саульский были приглашены японской стороной незадолго до побега Беленко в качестве особо званых гостей на международный конкурс эстрадной песни в Японии, уже прошли собеседование и проверку в органах госбезопасности на предмет отсутствия мотивов во время конкурса остаться за рубежом, тем не менее, советскими властями им было в этом отказано и на прошедшем вскоре конкурсе Советский Союз никто не представлял.
«Месяц бегства»
За неполные три месяца 1976 года из СССР и стран социалистической ориентации были угнаны три самолёта МиГ — МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25
Лето и осень 1976 года выдались насыщенными разнообразными авиационными инцидентами для СССР и стран социалистической ориентации, куда недавно прибыли советские самолёты.
14 июня лётчик САВВС флайт-лейтенант Махмуд Муслех Ясин перелетел на своём МиГ-23 из Сирии в Ирак, а 17 июля (за 50 дней до побега Беленко) другой сирийский лётчик, прославленный герой Войны Судного дня капитан Абдул Кадар аль-Терманини сбежал туда же на МиГ-21.
Через 17 дней после успешного побега Беленко, 23 сентября 1976 года сбежал на самолёте Ан-2 в Иран списанный из боевой авиации на работу в гражданскую авиапочту лейтенант запаса Валентин Зосимов.
В «Нью-Йорк Таймс» сентябрь 1976 года был назван «национальным месяцем бегства» из СССР (National Defection Month).
Чтобы предотвратить надвигающуюся «эпидемию бегства» лётчиков за рубеж, советское руководство организовало беспрецедентный по своему накалу и озвученным угрозам нажим на иранское руководство, который не имел аналогов в истории советско-иранских отношений, открыто угрожая в случае их отказа или промедления в выдаче лётчика поддержать деньгами и начать поставки советского вооружения и военной техники курдским сепаратистам и повстанцам из антиправительственной оппозиции, а один из высокопоставленных советских дипломатов в Иране прозрачно намекнул Шаху, что «советско-иранская граница слишком длинная, чтобы предотвратить случаи её перехода в ту или иную сторону местными партизанами».
Иранский Шах Мохаммед Реза Пехлеви пошёл на попятную и распорядился выдать Зосимова советской стороне во избежание усугубления межгосударственных отношений, несмотря на то, что за Зосимова заступились несколько международных правозащитных организаций, а Верховный комиссар ООН по делам беженцев принц Садруддин Ага-хан лично призвал предоставить Зосимову политическое убежище и не выдавать СССР.
Косвенно, это событие (выдачу лётчика СССР) связывали с бегством Беленко, ибо при иных обстоятельствах угон старого почтового самолёта мог пройти незамеченным, но Зосимова, по всей вероятности, обнадёжил успех его предшественника, который к тому времени уже был в США.
Обобщение опыта работы с перебежчиками
Когда у Беленко брал интервью корреспондент «Голоса Америки», тот сказал ему: «Дайте мне 10 минут эфирного времени, и через неделю будет ещё как минимум 6 самолётов», — Беленко, имея опыт лётного инструктора, предполагал озвучить в эфире для молодых советских лётчиков координаты ближайших японских аэродромов и алгоритм действий, как им обойти советские станции радиолокационного обнаружения, а также другие практические рекомендации и напутствие человека, которому удалось сбежать, чтобы воодушевить колеблющихся к совершению побега. При этом, он вовсе не собирался описывать в эфире субъективные подробности «сладкой жизни» в США, только технические вопросы перелёта за пределы СССР. Однако такая массовость выходила за рамки практической потребности США в советских перебежчиках, и Беленко было отказано в записи радиообращения к советским лётчикам (из соображений экономии средств, так как на каждого советского военнослужащего перебежчика по установленной бюрократической процедуре полагалось израсходовать минимум по 1.000.000 долларов американских налогоплательщиков только на регулярную смену места жительства, не говоря о сопутствующих расходах).
В процессе слушаний по данному вопросу перед постоянным следственным подкомитетом Сената США стало известно, что как «Голос Америки», так и радио «Свобода» (а равно и британская «Би-би-си», и другие крупнейшие информагентства) ограничены вышестоящими инстанциями в своих возможностях к ведению информационной работы, им дана установка не провоцировать свою аудиторию к бегству из СССР и соцстран, в частности, им категорически запрещается озвучивать в эфире интервью с перебежчиками, содержащие конкретные пути и способы бегства, а также подробности о дальнейшем предоставлении им убежища, — соответствующие фрагменты из интервью удалялись редакторами программ. Свидетельствуя перед следственным подкомитетом, другой советский перебежчик Л. О. Альбурт, приведя в пример случай Беленко и свой собственный, предлагал американскому правительству снять указанный запрет, так как, по его мнению, указанное табу подрывало доверие к западным средствам массовой информации среди регулярно слушающей их части населения СССР и соцстран.
После натурализации и получения гражданства, выучив в достаточной степени язык официального делопроизводства, Беленко направил американским властям составленные им методические рекомендации относительно организации работы с советскими перебежчиками для наибольшей продуктивности и эффекта от этой деятельности для пользы США, где акцентировал внимание на необходимости индивидуального подхода к каждому беглецу и других аспектах проблемы, призвал предоставить ЦРУ более широкие полномочия по работе в этом направлении. Говоря о других перебежчиках, Беленко предостерёг американские власти от примитивной аргументации и мотивации в духе: «Получилось у Беленко, получится и у тебя», — по его мнению, такие доводы не годятся, так как он, в отличие от многих других перебежчиков, которые пошли на побег полусознательно, находясь в отчаянном положении, под давлением тех или иных обстоятельств, шёл к побегу совершенно осознанно и на момент своего перелёта был готов не только к побегу, но и к адаптации к американскому образу жизни и естественной интеграции в американское общество, видел себя полноценным американским гражданином и избирателем на своей новой родине.
Не так страшен МиГ
В ходе исследований эксперты выяснили: это вовсе не суперистребитель. Самолет МиГ-25 с бортовым номером «31» оказался машиной для весьма узких задач. В боевом качестве он заметно уступал другим самолетам, был достаточно дорогим и неповоротливым. А еще не отличался особой эффективностью. То есть та угроза, которая привела в ужас Запад, оказалась лишь фикцией. Эксперты говорили: все, на что способен этот истребитель, — только быстрый разгон после взлета и быстрый полет по прямой. То есть МиГ-25 позволял перехватить самолет-нарушитель, кроме того, его можно было использовать в разведывательных целях. На этом все его достоинства заканчивались. Разобранную боевую машину частично собрали, погрузили на судно и отправили обратно в Советский Союз. Стоит отметить, что власти Японии даже выставили Москве счет на 40 тысяч долларов. Было решено, что именно эта сумма способна будет покрыть перевозку машины и возместит ущерб, который летчик-перебежчик Виктор Беленко нанес гражданскому аэродрому. Произошло это лишь спустя два месяца после побега. Ущерб же для СССР составил порядка двух миллиардов рублей! Дело в том, что из-за одного пилота в стране пришлось экстренно менять систему опознавания на каждом воздушном судне.
У Беленко найдутся последователи. Его пример вдохновил других, готовых на предательство ради того, чтобы попасть в страну обетованную. Одним из таких станет Александр Зуев, который тщательно обдумает свой побег и настроится на самые решительные действия. И он решится на них. Ранит механика, который попытается помешать побегу. А поднявшись в воздух, решит из пушек уничтожить истребители на аэродроме.
Зуев, Александр Михайлович — советский лётчик, в 1989 году угнавший МиГ-29 в Турцию.
Александр Михайлович Зуев (17 июля 1961 — 10 июня 2001) — капитан ВВС СССР, в 1989 году совершивший угон истребителя МиГ-29 в Турцию. Получил политическое убежище в США.
Окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков в 1982 году. Служил в 176-м истребительном авиационном полку, летал на самолетах МиГ-23М. В составе полка в числе первых лётчиков приступил к переучиванию на новый истребитель МиГ-29 (по мнению Зуева, это позволило ему избежать отправки на войну в Афганистане; на самом деле полк не планировался к участию в боевых действиях в Республике Афганистан; по некоторым сообщениям, участвовал в войсковых испытаниях самолёта.
Разочарование в советском строеВ конце 1980-х годов у Зуева начались проблемы на службе и в личной жизни. В своей книге он описывает, как постепенно разочаровывался в советском обществе и строе. По его собственным словам, «последней каплей» для него стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 года. В это время Военный лётчик 1-го класса капитан А. Зуев служил в 176-м истребительном авиаполку (176-й иап) на аэродроме Миха-Цхакая (Грузия). Он думал об уходе из вооружённых сил, но в конце концов сделал выбор в пользу угона новейшего советского истребителя на Запад.
Угон самолётаВ ночь на 20 мая 1989 года капитан А. М. Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного. В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них. После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок.
Зуев угнал самолёт в Трабзон (Турция). Первыми его словами на турецком аэродроме были: «Я — американец!». Это он сказал охраннику аэропорта, приблизившемуся к самолету, для того, чтобы одним из первых было оповещено посольство США в Турции. В Турции его судили по обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили политический характер. Турецкие власти в кратчайшие сроки вернули самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США.
Жизнь в СШАКонсультировал ВВС США перед началом военной операции «Буря в пустыне».
В 1992 году в соавторстве с Малькольмом Макконнелом опубликовал книгу о своём побеге «Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire».
Погиб в авиакатастрофе 10 июня 2001 года, разбившись на советском учебно-тренировочном самолёте Як-52 в 160 км севернее Сиэтла.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.