Для жителей поселка Цвылево, лето 2011 года, ознаменовалось праздничным событием: жители праздновали 100-летие своего поселка и регистрацию собственного герба и флага Цвылевского сельского поселения.
Но вот что в действительности все мы праздновали? День рождения поселка Цвылево, или день развала поселения "Исадский бор", (так до революции называлось наше поселение) и самого поместья Александра Ефремовича Цвылева, на берегу реки Тихвинки, где он построил свое имение в середине 19 века и содержал его вплоть до Октябрьской революции 1917 года?
Благодаря интернету, мне удалось узнать кое-что из жизни "Исадского бора" или "Цвылево" того периода и сопоставив многие мелкие и косвенные факты, документы и рассказы местных жителей, я написал небольшое полуисторическое исследование на тему возникновения нашего поселка.
Начало
Когда-то, в стародавние времена, в 16 веке, когда на Руси правил царь Иван Грозный, уже существовал город Тихвин и близлежащие поселения. По велению Ивана Грозного, из Холопьего города на реке Мологе, в город Тихвин, перенесли самую большую ярмарку и стали туда съезжаться русские купцы со всей Руси по делам торговым. Добирались туда, в основном водным, самым дешевым путем по большим и малым рекам.
Но движение по рекам было довольно трудным из-за мелководья и порогов. Часто приходилось использовать бурлаков для перетаскивания через мели и пороги судов.С тех времен и начал свое существование Тихвинский водный путь из Варяг в Хазары.(С Каспийского до Балтийского морей). Московские и Тихвинские купцы стали торговать со Швецией спускаясь по большим и малым рекам от Волги до Тихвина и дальше, по рекам Тихвинке и Сясь, в Ладожское озеро, а там и в Швецию, через крепость Ниеншанц.
Позже, царь Петр I, основав Санкт-Петербург, решил соединить его водным путем с Волгой. Это позволило бы снабжать Санкт-Петербург продовольствием, дровами и стройматериалами. В 1703 — 1709 годах была сооружена Вышневолоцкая водная система, но она оказалась мелководной и имела низкую проходимость. Петр I решил построить новый путь.
В 1710 году он поручил английскому инженеру Джону Перри произвести обмер рек Сяси, Тихвинки, Волчины, Чагодощи, Мологи, Соминки, Чагоды с целью устройства нового водного пути. Перри исполнил приказ и создал проект водной системы. В 1712 году, Петр I приказал капитан-поручику Кормчину и князю Гагарину начать строительство водной системы. Между 1712 и 1716 годами Петр I сам побывал на трассе будущей водной системы и наметил прорыть канал между озерами Лебедино и Крупино. Для Петра I был построен дом на каменном фундаменте недалеко от озера Крупино, который простоял до 1802 года. В 1864 году на его месте был поставлен памятник Петру I в форме царской короны. Канал не был построен из-за нехватки денег.
Но разговор пойдет о более поздних временах. И начну я рассказ с начала 19 века.
В 1802 году царь Александр 1, утвердил проект генерала Деволанта, который предложил построить 17 шлюзов и 10 подшлюзов по старому водному пути от Волги до Тихвина, а также прорыть для этих целей канал между озерами Лебедино и Крупино. На строительство были согнаны тысячи крепостных крестьян из разных губерний. Кстати бытует мнение, что шлюзы на реках этого пути названы по названиям губерний, откуда сгоняли на работы крестьян. (название шлюзов)
Работа была тяжелая, — смертность очень высокая. До сих пор в народе считают, что холмы возле каждого шлюза, это братские могилы умерших во время строительства крестьян.
В 1811 году наконец вступила в действие Тихвинская шлюзовая система через реки Волжского и Балтийского бассейнов, включая такие водные артерии как реки Чагодоща, Горюна, Соминка, Тихвинский соединительный канал, реки Тихвинка и Сясь. Система имела множество шлюзов.
В том же, 1811 году, по этим рекам открыли судоходство. Благодаря шлюзовой системе по рекам Тихвинской системы с Волги и до Ладожского озера стали ходить небольшие парусные суда грузоподемностью до 1500 пудов, которые так и назывались "тихвинки" и "соминки". Путь от Рыбинска до Санкт-Петербурга суда эти проходили за 28-30 дней.
С Волги купцы везли в Тихвин и С-Петербург хлеб и лесо-пило материалы, а из С-Петербурга сахар, вино, изделия из железа (гвозди, скобы, инструменты)
С открытием водной шлюзовой системы, крестьяне жившие по берегам рек, нашли себе новую работу. Кто-то из них становился матросом или лоцманом, кто-то становился грузчиком, погонщиком, сторожем, смотрителем шлюзов...
Открытие шлюзовой системы, дало мощный толчек к развитию местной промышленности. Тихвинский уезд (основан в 1773 году) имел богатые запасы древесины, огнеупорных глин для производства кирпича и цемента, кварцевого песка для стекольного производства. Уже с 1820-х годов, по берегам рек тихвинской шлюзовой системы, в том числе и по берегам Тихвинки стало строиться множество небольших предприятий. В середине 1860-х годов открылись Быстрорецкие стекольный и кирпичный заводы купца 2 гильдии Ланко и другие мелкие заводики. В 1890-х годах, в деревне Исадский бор управляющим поместья Исадский бор, Матиссеном Александром Федоровичем был построен лесопильный завод.
Где-то с середины 19 века и начинается настоящая история нашего поселка Цвылево.
Очевидно Питерский потомственный купец Александр Ефремович Цвылев, не раз плавающий по реке Тихвинке из Санкт-Петербурга в Москву или Тихвин и обратно, нередко останавливающийся в Тихвине, приметил красивейшее место с небольшой деревушкой, под названием Исадский бор, где Медвежий ручей, протекающий по лесу впадал в Тихвинку. Если открыть толковый словарь Даля, то там так объясняется слово: "исадский": исад — означает пристань, или место высадки. Соответственно "Исадский бор", — это что-то вроде лесной пристани. Если учесть, что до того, как здесь начал строительство купец Цвылев, поблизости находилась только деревня Овино, которая уже существовала долгие годы, пристань скорее всего была сделана жителями вух этих деревень для своих нужд. И вот где-то в 1890-х годах, Цвылев принял решение построить здесь имение для себя и своей семьи, где они будут отдыхать летом и купил эти земли.
Теперь расскажу немного о самом владельце усадьбы Исадский Бор, Александре Ефремовиче Цвылеве. Родился он в 1860 году в Санкт-Петербурге. Отец его, очевидно так же был купцом, так как в документах говорится, что А.Ф.Цвылев был петербургским купцом первой гильдии и потомственным почетным гражданином. С конца 19 века, он стал владельцем здешних земель. Летом он жил в своей усадьбе постоянно, а на зиму уезжал со всей семьей в Петербург, оставляя усадьбу на попечение своего управляющего Матиссена Александра Федоровича, который кстати был в 1914-1918 годах, редактором журнала "Тихвинец".
Вместе с Александром Ефремовичем Цвылевым, летом в усадьбе проживали его жена Ираида Александровна и дети Сергей Александрович и Мария Александровна.
Но кроме отдыха, решил он устроить здесь и различные производства. Место впадения Медвежьего ручья в Тихвинку, как нельзя лучше подходило для установки здесь мельницы, — достаточно сделать небольшую плотину. Кроме того, очевидно уже зная от кого-то, что здесь большие запасы хорошей глины, решил построить он и кирпичный заводик, из кирпичей которого с маркой "ЦВЫЛЕВЪ" в дальнейшем было выложено множество печей в Тихвине и близлежащих поселениях. Кроме того он решил заняться и другими видами деятельности.
Вот как описывается деятельность купца Цвылева в описании имения Цвылевых в "Земском календаре" за 1917 год:
("Имение А.Е Цвылева"
Почтовый адрес: разьезд Цвылево Северной железной дороги.
Производство: Племенное животноводство, чистокровные холмогорки-коровы, свиньи-йоркширы, кролики шкурные и мясные, куры: орпингтон, буфф, плимутрок, утки пекинские, продажа яиц, пчеловодство, продажа меда и воска, кирпичный завод, мельница и круподерня, размол всякого рода зерна, производство перловой крупы.
За всеми справками обращаться в контору имения к управляющему Александру Федоровичу Матиссену ).
Для работы были наняты местные крестьяне, жившие в д. Исадский бор, хотя, возможно работали здесь и крестьяне из деревни Овино и из Липны (Липная горка), хотя там были свои хозяева, Но для всего этого хозяйства нужен был управляющий. Выбор Александра Ефремовича пал на Матиссена Александра Федоровича.
Вот что нашлось в старых документах о нем:
(Год рождения 1871. Месяц рождения 8. Место рождения: Новгородская губ. Тихвинский уезд, деревня Исадский Бор.
Из крестьянской семьи, переселенцы, с 1890-х годов вел все дела поместья, вплоть до 1917 года.) Даже после того, как, А.Е. Цвылев с семьей уже покинули свою усадьбу, Александр Федорович Матиссен продолжал хозяйствовать, помогая по мере сил новой власти, которая национализировала земли А.Е. Цвылева и теперь распоряжалась всем сама основав в поместье коммуну, а в дальнейшем колхоз "Культура". После революции, еще некоторое время продолжали работать и кирпичный заводик Цвылева и лесопильный завод Матиссена, правда тоже перешедшие под руководство коммуны. К сожалению, его помощь новая власть так и не оценила и в 1920 году А.Ф.Матиссен был осужден за хищение и укрывательство национализированной собственности и церковной утвари, и в том— же году, скорее всего он был расстрелян, так-как в документах о его дальнейшей судьбе нет никаких сведений, кроме того, что его отправили в Бутырскую тюрьму.)
По другим данным, А.Ф. Матиссен умер в эвакуации в 1942 году в г. Тавда.
Цвылёв Александр Ефремович, умер в 1920 году от инсульта в 60 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры. Имущество поместьяА.Е.Цвылева, как рассказала его пра-правнучка Алексеева Анастасия, со слов деда) не было разграблено, так как он сам еще в 1916 году раздал своё имущество крестьянам и приказчикам.
Жена А.Е Цвылева, Селецкая (Цвылева) Ираида Александровна умерла 01.08.1912 в 48 лет от рака.
Дочь А.Е. Цвылева, Мария Александровна (домашнее имя Кока) — младшая сестра Сергея Александровича была ранена в Ленинграде в блокаду и умерла в феврале 1942 года.
Откуда же пошло название Цвылево? Ну тут ответ думаю всем ясен. Очевидно, что крестьяне, работавшие на купца Цвылева, когда их спрашивали: Вы чьи? отвечали что-то вроде: холопы барина Цвылева… Так и закрепилось видно это название. А в 1911 году разьезд №10 по Северной железной дороге, был переименован в станцию Цвылево. Вот эту дату и отмечали по всей видимости жители Цвылева летом 2011 года, — переименование разьезда ж/д в станцию Цвылево.
На этом история Исадского бора заканчивается и начинается советская действительность деревни Цвылево.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.