О дивергентности идентичных по своему источнику качественных характеристик в различных субъективных реальностях / Меркулов Андрей
 

О дивергентности идентичных по своему источнику качественных характеристик в различных субъективных реальностях

0.00
 
Меркулов Андрей
О дивергентности идентичных по своему источнику качественных характеристик в различных субъективных реальностях
Обложка произведения 'О дивергентности идентичных по своему источнику качественных характеристик в различных субъективных реальностях'

1. Определение термина «качественная характеристика»

И сенситивная трансформируемая, и перциптивная трансформируемая информация после фоновой обработки может быть преобразована в квалиа. Именно на этом этапе электрические потенциалы кластеров и цепочек нейронов, активированные входящими сигналами, в динамике своих взаимодействий и превращений создают качественные характеристики. Качественные характеристики, или квалиа — это простейшие единицы субъективной реальности. Их можно образно воспринимать как кирпичики, из которых мозг выстраивает свой ментальный мир. Например, точка абсолютно гомогенная по цвету и яркости есть простейшая единица зрительной сферы, а конкретный нередуцируемый звук — простейшая единица слуховой. Всего можно выделить шесть типов качественных характеристик, соответственно шести разновидностям входящей трансформируемой информации: пять для каждого органа внешних чувств, плюс один для сенситивных данных.

Однако, необходимо пояснить, что заключает в себе словосочетание «простейшая единица». Простейшая есть такая единица, которая не поддается дальнейшему делению. Здесь мы, как может показаться, упираемся в давнее трансцендентное затруднение, что все в мире делимо, а значит нет и не может быть ничего простого, породившее целые библиотеки бесплодных трудов. К счастью, в случае рассматриваемой нами системы мы избавлены от опасности свалиться в дурную бесконечность. У качественных характеристик имеются вполне определенные лимиты редуцирования, естественно обусловленные свойствами органов восприятия, а также путями передачи информации к мозгу. В самом деле, каждый орган внешних чувств, и каждый сенсор внутренних, необходимо обладает некоторой разрешающей способностью. Если раздражающий их стимул недостаточно отчетлив, чтобы спровоцировать импульс, или же возникающий импульс настолько слаб, что не может дойти до мозга (оказывается заглушен или затухает сам собой), то данный стимул не будет иметь для индивида ровным счетом никакого значения. Но по мере увеличения интенсивности раздражителя, в некоторый момент он достигнет уровня, когда сможет инициировать сигнал настолько сильный, чтобы быть доставленным к мозгу. Отсюда можно сформулировать термин порог восприятия информации, и его определение как минимальную интенсивность стимула, необходимую для создания в органе восприятия импульса, способного быть транслированным в мозг. Пороговый, или минимальный импульс есть единица входящей информации. Единица входящей информации может быть представлена как одним конкретным сигналом, так и набором определенных сигналов, при условии, что этот набор невозможно разложить на несколько частей или упростить каким бы то ни было иным образом без потери его содержания. Единица входящей трансформируемой информации после преобразования в качественные характеристики, становится единицей субъективной реальности.

 

2. Явление качественных характеристик

Рассматривая само явление качественных характеристик, необходимо отталкиваться от двух фактов. Первый — то, что они возникают как результат обработки входящей трансформируемой информации. В самом деле, полная депривация индивида от восприятия, к примеру, определенного цветового спектра, приведет к тому, что данный спектр будет попросту отсутствовать в его субъективной реальности. Второй — то, что они возникают в результате мозговой деятельности. Действительно, те или иные повреждения мозга приводят к определенным искажениям качественных характеристик, вплоть до полного их исчезновения.

Отсюда следует, что качественные характеристики есть результат деятельности мозга по преобразованию входящей трансформируемой информации. Таким образом, мы можем редуцировать абстрактную «проблему сознания» до конкретного вопроса: как из нейронной активности мозга образуются качественные характеристики? То есть даже не субъективная реальность во всем своем богатстве представлений и образов, а ее ткань, квалиа, из которых она состоит [1]. Разрешение этого вопроса является, главным образом, задачей нейробиологии, так как предпосылкой и началом тут выступает нейронная активность. Мы же проясним еще один момент, совершенно необоснованно обросший гроздьями пустых спекулятивных измышлений.

 

3. Степень дивергентности идентичных по своему источнику качественных характеристик в различных субъективных реальностях

Мы не можем прямо воспринять качественные характеристики субъективной реальности другого индивида. Для нас доступны исключительно наши переживания, которые, в то же самое время, непостижимы более ни для кого. Отсюда следует вопрос: имеет ли место, и если да, то в какой степени, дивергентность идентичных по своему источнику качественных характеристик в различных субъективных реальностях [2; 3]? На первый взгляд кажется, мы не в состоянии ответить на него, потому что не обладаем возможностью прямо сопоставить сравниваемые объекты, то есть положить качественную характеристику из субъективной реальности одного индивида рядом с абсолютно идентичной по происхождению качественной характеристикой из субъективной реальности другого, и соотнести их между собой. Однако у нас нет возможности сравнить прямо практически все в этой вселенной, и тем не менее мы строим сложные теории, включающие объекты, которые никоим образом не способны воспринять. Мы делаем это опосредованно. Всякая наука в значительной степени, а многие и целиком, выстраиваются на опосредованных знаниях. И случай качественных характеристик в этом смысле ничем не отличается от случая вируса, быта неандертальца, или звезды из соседней галактики.

Абсолютно каждый человек посредством образно-ассоциативного мышления постигает прямо из опыта, что люди в подавляющем большинстве своем воспринимают входящую трансформируемую информацию (как перцептивные, так и сенситивные данные) одинаково. Этому пониманию не сопутствует никакого логического размышления, ни малейшей рациональной идеи, однако оно отнюдь не является пустым или иллюзорным — оно имеет вполне определенные эмпирические основания.

Во-первых, у нас поразительно схожи реакции на качественные проявления идентичной по своему источнику входящей трансформируемой информации. Возьмем для примера резкий звук: реакция человека на него абсолютно одинакова, вне зависимости от среды, в которой формировалась его личность — австрийский ли это офисный работник, или австралийский абориген. Глухой обволакивающий звук, яркая вспышка, кислый вкус — все эти стимулы имеют характерные, чрезвычайно несхожие между собой, и в то же время универсальные для разных людей проявления в реакциях.

Во-вторых, мы понимаем качественные переживания другого человека в точности. К примеру, при созерцании картин в галереи, у нас могут возникать расхождения только в интерпретации, в субъективном отношении к написанному, тогда как качественные характеристики (цвета, тона, их сочетания) едины для нас. «Смотри какой переход тени», или «какой великолепный штрих», — слышим мы, и ясно схватываем не только этот штрих, но также и то, почему собеседнику он кажется великолепным. Мы можем не считать его великолепным, даже наоборот, находить его безобразным — это наше субъективное мнение; но качественно видим его точно также, как и собеседник.

В-третьих, сколько-нибудь существенная дивергентность между идентичными по своему источнику качественными характеристиками в процессе взаимодействия индивидов быстро становится заметна. Вернемся к примеру, когда один посетитель галереи обращается к другому «какой великолепный штрих», только в этот раз человек, которому адресовано обращение, воспринимает цвета качественно несколько иначе, так что для него этот штрих ничем не отличается от соседних. Его реакцией, в данном случае, было бы недоумевающее молчание — он бы смотрел, и не понимал о каком штрихе идет речь, потому что не мог бы выделить ни один из них. Элементарный дальтонизм в отношении некоторых оттенков цвета идентифицируется нами даже при поверхностном взаимодействии. Мы быстро схватываем подобные случаи именно потому, что они резко выбиваются на фоне столь привычного нам единства восприятия. Если же наши качественные характеристики имели бы значительную дивергентность, мы бы наблюдали аналогичные ситуации в отношении звуков, боли, вкуса, и так далее буквально на каждом шагу.

Перечисленные выше эмпирические, каждодневно по многу раз подтверждаемые наблюдения, в совокупности своей формируют целостное образно-ассоциативное понимание, что в субъективных реальностях разных людей идентичные по своему источнику качественные характеристики одинаковы.

В дополнение к вышеизложенному, отметим последний по очереди, но, безусловно, первый по значимости, эволюционный аргумент. Дивергентность идентичных по своему источнику качественных характеристик в субъективных реальностях индивидов, имеющая следствием различия в реакциях на них, снижает степень их [индивидов] понимания друг друга. Чем больше отклонения, тем ниже уровень эмпатии, ниже согласованность действий, ниже их эффективность, а значит — ниже шанс выживания как отдельной особи, так и социума в целом.

Возможно ли, что качественные характеристики, имеющие одинаковый источник возникновения (абсолютно идентичные параметры инициирующего их стимула) и одинаковый аппарат формирования (органы и сенсоры восприятия, нейронные пути и сети мозга людей идентичны по своей природе, структуре, и принципу работы), дивергентны в различных субъективных реальностях? Ответ — нет, это невозможно. Дивергентность будет иметь место лишь в одном случае — в случае принципиального различия аппаратов формирования качественных характеристик у индивидов. Однако, при сколько-нибудь существенной их дифференциации, это приведет к возможности наблюдать ее опосредованно — через проявления в реакциях. Если же реакции идентичны, то степень дивергентности с точки зрения функционирования индивидов ничтожна во всяком случае, так как не несет в себе никакого содержательного значения.

 

 

Список используемой литературы

1. Chalmers D. J., The conscious mind. Oxford: Oxford University Press; 1996

2. Nagel T., What is it like to be a bat? Philosopltical Review, 83, 435-450; 1974

3. Ревонсуо А., Психология сознания: Питер; Санкт-Петербург; 2013

 

— -------------------------------------------------

 

Больше интересного тут:

www.youtube.com/channel/UCHmbRKwvEQSfFhtg-3_iu9w

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль