«Учись учиться!»
С детства помню эту беду. Не знаю, какой фарисей является автором сего «короткого замыкания», но думаю, что его сейчас черти в аду истязают афоризмами со сломанной логикой. Сейчас-то мне понятен смысл фразы, которая на поверку совсем не глупа, но тогда, когда букварь был для меня первой и самой главной книгой...
Ну, да, прежде чем загружать в свою память массу информации, неплохо было бы овладеть приёмами правильного запоминания, систематизации полученных знаний, извлечения оных из памяти для конкретного применения. Вроде бы всё правильно, но… Прежде всего, а разве это не первоочередная задача господ преподавателей любого уровня? Взять хотя бы начальную школу. (Сразу оговорюсь — то же самое относится к средней школе и высшей. Если профессор видит, что его студенты не умеют учиться, то он не имеет права преподавать свой предмет, так как это будет чистой воды халтура. В этом случае он должен либо обучить их восприятию полученной информации своими силами, либо требовать, чтобы это было сделано кем-то ещё, в пределах того же ВУЗа, так-как этих конкретных студентов уже приняли для обучения и сочли их базовые данные достаточными.)
Итак, первоклассники. Можно сколько угодно врать им, какие они уже взрослые, в то время как сами взрослые прекрасно знают, что это дети, и только дети. И эти дети, пока ничего не умеют. (Призыв равняться на вундеркиндов, сам по себе идиотизм, поскольку их всегда меньшинство, и крайне мизерная часть из них достигает чего-то стоящего в жизни.) В частности, «дети обыкновенные» к возрасту обучения не умеют правильно воспринимать и осваивать знания. Логично научить их этому? Логично! А теперь посмотрим, как это делается.
— Учись учиться! — строго и внушительно произносит учительница, и весь класс невольно втягивает головы в плечи.
Не знаю, как у окружающих, но лично у меня, самого обычного ученика самой обычной школы, тогда случилось «короткое замыкание». Во-первых, сама фраза звучала, как сигнал тревоги — «У-у-у! У-у! Спасайся!» Согласитесь, что это не настраивает на восприятие какой-то информации, а призывает позаботиться о самосохранении тем или иным способом. Во-вторых, плохо понятное словосочетание, тут же вызвало поломку моей простой и хрупкой детской логики. Вроде бы я пришёл сюда учиться, но, оказывается не всё так просто! Надо не только учиться, но и, как там? «Учиться учиться!» Это два раза учиться, что ли? Ещё больше учиться?.. (Видимо играть будет совсем некогда, а ведь я люблю играть, несмотря на то, что я «стал взрослым». Кошмар!..)
За всеми этими мыслями я благополучно пропустил всё то, что пространно и вдохновенно пела учительница, по поводу своего «учиться учиться». В голове остался только её голос — монотонное «бу-бу-бу», которое изменило тональность только после того, как меня в третий раз окликнули по имени. Оказывается, ей показалось (а, наверное, так оно и было), что я сижу с отсутствующим выражением лица. Вывод был сделан радикальный — я спал на уроке. То, что глаза у меня были открыты, не сработало, как аргумент в мою пользу, догадаться о том, что я не спал, а думал, тоже было никак нельзя, ведь я, априори, не умею думать, поскольку мне ещё никто не сказал — «Умей думать!» Это будет позже, лет через сколько-то, а пока...
Пока я получил нахлобучку и продолжил слушать о пользе загадочного «Учись учиться!» А ведь, в конце концов, до меня дошло, в чём здесь дело!
Ясно, что для того чтобы научиться читать, следует сперва выучить буквы, а для того, чтобы выучить буквы… надо чему-то там такому особенному научиться… Вы не помните, чему именно? Вот и я не помню. В результате, назойливая фраза — «Учись учиться!», не только повисла над психикой, как дамоклов кирпич, но и получило регрессивное логическое развитие.
В самом деле, если для того, чтобы учиться, надо сначала учиться учиться, то, для того, чтобы учиться учиться, требуется учиться учиться учиться, а чтобы учиться учиться учиться, необходимо учиться… Но, ведь если вы не умеете учиться учиться учиться учиться учиться учиться учиться, вам придётся научиться учиться учиться учиться учиться учиться учиться учиться учиться учиться……… Этот дурдом никому ничего не напоминает? А я так жил, когда пришёл в первый класс родной и незабываемой школы!..
Помнится, пришёл тогда домой с распухшей головой, в которой завывала какая-то вьюга. И надо было родителям (где только подцепили?) чуть не с порога заявить, что мне, ну просто необходимо УЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ! Караул!!! Спасите...
Не удивительно, что я тогда очень простое домашнее задание провалил вчистую. Но самое смешное, как раз не это, а то, что после благого пожелания «учиться учиться», никто так и не попытался нас ни дома ни в школе учёбе научить! Даже не годы, а десятилетия спустя я узнал, что существует масса методик обучению, например быстрому и точному счёту, использованию врождённой грамотности, развитию образного мышления, воображения и так далее. Это наследие, действительно умных, действительно эффективных и результативных педагогов, проверивших свои методики на практике и доказавших, что «валовой подход» в образовании, это помойная яма, а работа с каждым учеником, личная заинтересованность, игровая тактика в обучении, и прочие новации, которым зашкаливает за двести лет, дают фантастические результаты… надо спрятать, зашорить, забыть, затушить и заменить убл… дской тупостью, вроде — «Учись учиться!», без какого бы ни было объяснения, как это делать.
Сколько помню своё обучение в средней общеобразовательной школе, на нас всегда вываливали очередную порцию подобной агит-информации, как песок из самосвала. Как мы должны были там копаться, чтобы не утонуть и что-то слепить из этой кучи, не интересовало никого. Респект тем, кто получил отличный аттестат по требованиям тех лет. Смешно было, когда кое кто из них потом, ко мне, троечнику, приходил и просил, чтобы я разъяснил на практике, то и это, из преподанного нам ранее через жо… у. Ой, простите!
.....................................................................
«Ты учишься для себя!»
Вам такое не говорили? Если так, то вы, наверное, родились на Марсе или на какой-то ещё планете, либо ваши родители гении или законсервированные пришельцы. Лично мне этим «мудрым» утверждением так оттоптали уши в самом нежном возрасте, что они (уши) до сих пор основательно помяты.
Ох уж эти «взрослые мысли взрослых людей»! Как гордятся старшие поколения тем, что они до чего-то там додумались! Ну, и, конечно, стараются поделиться своим опытом и мудростью с младшими недотёпами, да вот только забывают подумать о том, насколько те (младшие) не способны понять их «великий взрослый язык», наполненный опытом, которого, естественно нет, у этих самых младших. (Здесь речь о самых младших; о бедах, которые случаются потом, разговор отдельный.)
Так вот — предположим, некий школьник или школьница (не делаю разницу между мальчиками и девочками; она есть, но это особый деликатный аспект) демонстрирует заметное снижение успеваемости. Причины? Ну, это же очевидно — лень, нежелание учиться, отсутствие дисциплины, и всё в таком роде. Вопрос о том, почему не учитываются такие возможные причины, как некачественное преподавание, конфликты со сверстниками, плохое самочувствие и внутренние противоречия подросткового возраста, это опять же таки отдельная тема, которая суть абстрактна, и касается каких-то общих вопросов и проблем, которые нам, простым смертным непонятны. Зато нам понятно то, к чему мы привыкли, то есть старый дедовский метод — обвиняй, наказывай, требуй!
Обвинять легче всего собственное чадо. Оно и понятно — ближе, проще, особо разбираться не надо, а если что, то можно прикрикнуть и по шее дать (нас так воспитывали, и что?), ну и всяко наказать — оставить без сладкого/без прогулки/без телевизора/без компьютера/без телефона… Что ещё? Ремень? Вы бы ещё розги вспомнили!.. Человек цивилизованный, прежде всего, попробует с ребёнком/подростком поговорить, чтобы убедить его (её) в необходимости и привлекательности учения. Ну, и конечно, в 99% таких разговоров прозвучит эта «мудрая» фраза — «Ты учишься для себя!»
Казалось бы, всё логично и правильно. Даже само чадо, сидящее напротив вас с насупленным и надутым видом, это как бы понимает. Конечно для себя, а для кого же ещё? Для чужого дяди что ли?!
Вот только есть одно маленькое «но». А как оценивает распекаеваемый вами сын/дочь/воспитанник/ученик свои потребности? Он (в общем смысле — «он»), уже считает себя вправе решать, что ему нужно, а что нет, что интересно, а что до невероятия скучно.
В самом лучшем случае ваш юный оппонент может руководствоваться рассуждениями, вроде — если я учусь для себя, то мне это не надо, потому что мне и так хорошо! Можно много рассуждать о недалёкости такого вывода, но повторюсь — это в лучшем случае, потому что тут ещё не так сложно подобрать аргументы, доказующие необходимость нажать на учёбу.
Гораздо хуже, если с дитём действительно что-то не так, а родители, занятые своими делами, не замечают этого. В таком случае утверждение — «Ты учишься для себя!» может быть похерено комплексами, вроде — «Я себя не люблю. Я себя не уважаю. У меня нет будущего, а значит, смысла нет учиться для себя!»
Ну, то что в этом случае надо бежать к подростковому психологу и разбираться в конкретной причине проблемы, а не накачивать и без того раздутое чувство вины, неясно, разве что питекантропу. Увы, в наше время питекантропов ещё хватает, и даже вроде как их количество увеличивается. Как этого избежать, вопрос иного порядка, здесь же речь идёт о людях разумных, или, по крайней мере, считающих себя таковыми.
Так что же делать? Почему-то мы это знаем, когда ненаглядное чадо ещё сидит в высоком стульчике с ограничительной планкой, чтобы не выпасть, пока его кормят кашей. Как там приговаривают? «За маму, за папу, за бабушку, за дедушку!» Кто-нибудь пытается убедить младенца, что он ест кашу для себя? Если такое происходит, то к психологу надо отправить родителей. Так почему же потом всё переворачивается с ног на голову? Почему взрослые думают, что ребёнок, услышав, что он должен учиться для себя, сразу возьмётся за ум, мобилизуется, засядет за учебники и всё выучит? Ах, ему это нужно для будущего, для дальнейшего развития, для карьеры и в перспективе успешной жизни! Добро, а он знает, что такое будущее? Как он его себе представляет, и представляет ли вообще?
Так вот, это вам — людям уже пожившим, относительно легко представить его будущее. Для этого можно просто припомнить и проанализировать свою собственную жизнь или судьбы тех людей, которых вы хорошо знаете. А вот для того, кто только начал жить, будущее, это абстракция, сказка, сплошное предположение. И даже если он уверенно об этом рассуждает, вовсе не значит, что он так об этом думает. Не вы ли учите молодое поколение мыслить стереотипно, а ещё врать, чтобы в разговоре со старшими всё выглядело, как вам того хочется? И уж тем более, нет никакой гарантии, что всё случится именно так, как об это рассказал вам «умный мальчик» или девочка. Кстати, подлинное будущее отпрыска вам тоже неизвестно, ведь мир меняется, а вам как раз не хочется и не можется меняться вместе с ним, зато действовать по принципу — на своём молоке обжегшись, на чужую воду дуем, мы все горазды!
И действительно, кто из нас не скажет, что был де в жизни эпизод (и не один), когда, приложив некое старание, усердие, упорство, можно было повернуть собственную судьбу и карьеру таким образом, что сейчас были бы достигнуты, ох какие высоты! Кое-кто, ещё и припомнит, как ему говорили когда-то старшие — «Ты учишься для себя!», а он таки не послушал, так вот ты давай, слушай, сынок или дочка, своих «умных» родителей и таких же «мудрых» бабушку и дедушку!
Тут, граждане дорогие, наступает полный швах тому, что вы пытаетесь донести до сознания дитяти. Может быть, вам это и не будет высказано вслух, но отпрыск обязательно подумает — «Ах, ты поступал так в своё время, так чем я хуже?» Более того — родитель для него пример и авторитет, даже если, кажется, что это не так, а потому ваш пример из прошлого будет воспринят, как правильное, приемлемое или, по крайней мере, оправданное поведение, ведь оно (поведение), в конечном счете, привело к тому, что случилось дальше и происходит сейчас (создание семьи и рождению его/её, как утверждают родители — смысла их жизни), а без того, ничего этого не было бы. И тут ваш ребёнок прав — все наши поступки, в том числе и не самые лучшие, это звенья одной цепи. Убери любое из этих звеньев (поступи вы тогда «по-умному») и разрушится вся цепь. Возможно, и даже наверняка, составилась бы цепь другая, но это была бы совсем иная жизнь, в которой у вас не было бы многого того, что есть сейчас. Вот этого — наследника/наследницы, например, точно не было бы.
Ещё раз — так что же делать? А почему бы не пойти от противного? Почему не внушить ребёнку мысль — ты учишься для меня, ты стараешься, чтобы радовать меня своими успехами! Ты ведь любишь меня? (Он любит, даже если вы грызётесь.) Ну, так подари мне свой успех! Ещё одну пятёрку, и ещё, и ещё!
Не забудьте искренне радоваться этим подаркам. Первый же равнодушный зевок или презрительное фырканье (подумаешь достижение! так любой сможет) способны убить всё дело. И ещё — с подобным подходом лучше поторопиться. Чем раньше, тем лучше, самое лучшее — сразу, с первых дней учёбы. Опомнитесь через годик, через два, а то и вовсе к средней школе, врядли сработает.
................................
«Не кури, это вредно для здоровья!»
На самом деле нервничать куда вреднее, чем курить, но почему-то старшее поколение старается оградить младшее именно от курения, а не от стрессов. Поверьте — мы треплем нервы своим детям ничуть не в меньшей степени, чем они нам, а может быть даже гораздо больше. Но, если они делают это (по крайней мере, в раннем возрасте) неосознанно, то взрослые проявляют в этом вопросе вполне осознанную жестокость, оправданную тем, что это-де такой метод воспитания, применяемый «ради блага» воспитуемого. О, глупость!.. Но речь сейчас не об этом.
Итак, курение. «Курить иль не курить, вот в чём вопрос!» А вы как сами думаете? Для разумных людей ответ однозначен — не курить. Даже если сами никак не можем от этого отказаться, то дети уж точно курить не должны, потому что они обязаны, вырасти здоровыми, умными, успешными и счастливыми. Ага, держите карман шире!
Повреждение здоровья, это вопрос отдалённого будущего, а что такое будущее для подрастающего поколения здесь уже говорилось. Пугать чадо чем-то вроде рака лёгких, бесполезно. Приведу здесь забавный случай из тех времён, когда в розничной торговле было два типа сигарет — с надписями на белом фоне, вроде «Курить вредно» и «Курение убивает», и живописными фотографиями почерневших лёгких, жёлто-коричневых зубов и всякой разлагающейся плоти, убитой страшными заболеваниями. Последний вариант можно видеть и сейчас, а первый видимо посчитали неэффективным. Так вот, в те не такие уж далёкие времена одноклассница моей дочери говорила, что ей не нравятся «сиги» с дурацкими надписями, они невкусные, а вот те, которые с картиночками, это совсем другое дело!
Так что пуги-пуги не работают, не старайтесь. Здесь даже среди «умных» взрослых нередко встречаешь крайнюю наивность. Так было, когда прямо передо мной на кассе в продуктовом магазине, мужчина лет за тридцать попросил заменить ему сигареты с надписью «Импотенция» на любые другие. Ну, да, рак печени намного приятнее, понимаю!
Традиционный вопрос — что делать? Первое, что приходит на ум нашим радикальным гражданам (и законодателям в том числе), это — запретить, изъять из обращения, полностью уничтожить и так далее. Вот только скажите — такие меры, хоть раз давали результаты? Отвечу сразу, чтобы не утруждать чей-то напряжённый разум — не давали. Ни один запрет на «вредные продукты», ни один «сухой закон», ни одна подобная глупость, принятая на самом высшем уровне, ни здесь, ни за рубежом, не давала ничего, кроме активизации чёрного рынка, роста преступности и удара по собственной экономике, политике, престижу и всё в таком роде. Не верите? Загляните в историю, там всё об этом есть, аж с очень старых времён.
Но не будем здесь совсем уж углубляться в исторические дебри. Помнится в поздние «горбачёвские» времена случился табачный кризис. Дело было даже не в борьбе с курением, а в очередной «горбухе» с экономикой, управление которой попало в руки неподражаемой бездарности. Сначала исчезли сигареты престижных марок, затем «рабоче-крестьянские», потом папиросы, махорка, трубочный и нюхательный табак. В магазинах для садоводов в один день скупили табакосодержащую смесь для травли каких-то вредителей. Совсем отчаявшиеся курильщики, невзирая на грязь, вонь и плевки, обшаривали урны и мусорные контейнеры в поисках «бычков», окурков, если выражаться литературно. В Москве, а это столица, если кто-то запамятовал, в один прекрасный день остановился наземный общественный транспорт. Водители автобусов, троллейбусов и трамваев отказывались выезжать на маршрут до тех пор, пока каждому не продадут (не выдадут и не подарят, а именно продадут!) по две пачки сигарет. Люди дошли до того, что готовы были убить за паршивую «цигарку» или убить за деньги для покупки любого никотина «из-под полы». У фарцовщиков, понятное дело, можно было купить всё что угодно с наценкой 1 к 100 и более. Иными словами, пачка сигарет, только что стоившая двадцать копеек, обходилось теперь в двадцать — пятьдесят рублей, и это ещё не было пределом. А ведь средняя зарплата тогда была 100 рублей, если кому-то неясно.
Вот вам плоды тотального дефицита, и неважно «достижение» ли это бездарного управления государственным хозяйством или результат безмозглых запретов. Уверенно скажу — и сейчас, если такое проделать, будет во много раз больше жертв, чем от самого курева. При этом курить меньше и тогда не стали, и сейчас не станут. Будут курить всякую мерзость, вреда от которой многократно больше. Вывод — пропаганда и запреты не помогают, надо искать обходные пути.
В курении ведь много привлекательного! Взгляните на дело с точки зрения подростка. Прежде всего, это круто — ты, как бы, взрослый, ты сам себе хозяин (в своих глазах и в глазах таких же цыплят), ты находишься среди равных, и все вы красиво дымите друг перед другом! А когда войдёшь во вкус, то у тебя появляются предпочтения к тем или иным сигаретам, и ты авторитетно рассуждаешь о преимуществах одних и недостатках других. А козыряние перед противоположным полом, особенно со стороны мальчишек! А иллюзия паузы в проблемах, если такие имеются! Ведь пока куришь сигарету, решение тяжких проблем как бы отодвигается в сторону на время перекура. Я уже молчу об эффекте запретного плода, о котором так много сказано, и об элементарном привыкании.
Так что же всё-таки делать? У меня опять нетрадиционное предложение — необходимо ввести курение, как предмет в школах!
Уже слышу — «Абсурд!», «Такое невозможно!», «Тогда все окончательно скурятся!» Согласен с первыми двумя утверждениями и не согласен с третьим. Да, это абсурд, именно потому, что такое невозможно при нынешнем подходе к делу. Однако давайте пофантазируем.
Наступает новый учебный год, и вот вам сюрприз, новый предмет — «Курение. Теория и практика». Чтобы не мучить малолеток, начнём эту экзекуцию класса с пятого, когда учащиеся уже более или менее подготовлены к изучению теорий.
Итак — учебник. Он должен быть как можно более толстым и тяжёлым, чтобы занимать значительное место в ранце, портфеле, рюкзаке или что там ещё придумают. Учебник должен быть поделен на отдельные разделы и параграфы, как положено с вопросами и заданиями в конце каждого параграфа.
Прежде всего, история курения — буквально с самого начала до последних дней, включая новейшие достижения, вроде никотиносодержащих синтетических смесей для вейпов. Здесь требуется как можно больше подробностей с экскурсами в каждую страну. Как можно больше дат и имён распространителей табачной индустрии, от путешественников открывателей новых земель, до государственных деятелей и промышленников, давших свои имена известным сортам табачных изделий.
География курения. Здесь надо что-либо объяснять? Просто не забываем про все муссоны и пассаты, присущие местностям, где идёт массовое выращивание табака. Заставлять учеников зазубривать всю эту муть и отвечать у доски, требуется обязательно! Это важнейшая составляющая любого предмета. Отдельные подразделы:
Политическая география курения. Влияние индустрии на политику государств, на отношения между народами, союзы, международные договоры, конфликты, войны и так далее. Экономическая география курения. Изучение места табака в экономике и торговле разных стран, производство сигар, сигарет, папирос и прочих изделий табачной промышленности. Понятно?
Далее — физика курения и химия курения. Формулы, формулы, формулы, формулы! Толстенные тетради, исписанные формулами! И пусть только попробуют их все не выучить, ведь им потом в Вузах от всех этих формул придётся отталкиваться, как сейчас они отталкиваются от таблицы умножения.
Математика курения? Алгебра, геометрия… Ну, не знаю, может быть, почему бы и нет? Доверьте специалистам, они обязательно что-нибудь придумают.
Думаете это всё? Как бы ни так! Биология курения. Начнём с Ботаники табака, попутно изучим Зоологию тех животных, которые употребляют его в пищу, не забудем про насекомых, как полезных, так и паразитов, вредителей, на табаке живущих, а закончим ролью курения в Анатомии человека. Да, прокатимся по всем изменениям в наших организмах, влиянию курения на генетику, психику и всякое такое. Не забудем про опыты с белыми и чёрными кроликами. Ради такого даже научим их (кроликов) курить. И конечно, изучим болезни, возникающие в результате курения! Вот, где будет простор для показа «весёлых картинок», изображающих, гнилые зубы, рак всех видов, чёрные лёгкие, отсохшие руки-ноги, ослепшие глаза и все прочие «прелести», которые сейчас украшают пачки сигарет. Не надо пугать детей всем этим, заставьте их всё это выучить и увидите, что получится.
Нет, это тоже ещё не всё. Культура курения — во! Это болото с трясиной, уверяю вас. Курение в литературе и искусстве с заучиванием имён героев, событий при которых они курили, разбор их поведения, на которое повлияло курение, выводы из всего этого. Не забудем про сравнительный анализ трубки мира куперовских индейцев с «люлькой» Тараса Бульбы, трубкой Петра I, чубуками тургеневских помещиков, ну всё в таком духе. И, конечно же, нужно написание сочинений, изложений и диктантов на соответствующую тему.
Ладно, хватит теории. Нет, если у кого-то возникнут дополнительные идеи, то милости просим! А мы переходим к практике.
Нет, не надо раздавать пятиклассникам сигареты и зажигалки, это ещё рано. Сначала учимся крутить «козьи ножки» и ковбойские самокрутки, делать гильзы для папирос и сигарет, с фильтром и без него, набивать эти гильзы табаком, сворачивать сигары… Нет, это, пожалуй не получится — слишком дорого. Ну, может быть, можно использовать листы эрзац табака, но лучше это делать в кружках и на факультативных занятиях для особо продвинутых в изучении предмета. На уроках труда можно учить мальчиков вырезать трубки и мундштуки, девочек шить и вышивать кисеты. А что? Тоже рукоделье.
Физкультура куренья… Хм, простите, но тут даже у меня воображения не хватает. Соревнования, кто больше выцедит отравы? Нет, это скорее для взрослых. На ум приходит только танец твист из фильма «Кавказская пленница» — сначала давим окурок правой ногой, затем давим окурок левой ногой, и наконец, давим окурки двумя ногами одновременно! Если у кого есть ещё соображения на этот счёт, подсобите, самому интересно.
И вот оно — настоящая практика курения! Думаю, после теоретической части учеников туда придётся загонять палками.
Прежде всего, давайте вспомним, с чего традиционно начинали все, кто пробовал курить в старое доброе время. Ну, конечно же — с того, что подешевле! Незабываемые бренды — папиросы «Казбек» и «Беломор», «пролетарские» сигареты «Астра», миленькие такие сигаретки «Лайка», со вкусом старой тряпки, ну, и убойные ввиду своей крепости сигареты «Памир», которые даже заядлые курильщики называли — «помер». (Тот, кто пробовал эту последнюю марку, знает, почему им дали такое весёлое прозвище. Для неопытного курильщика — две выкуренные сигареты и «поклонение унитазу» обеспечено, а от пачки действительно помереть можно.) Я назвал здесь не все марки старого времени, но думаю, найдутся люди с опытом, которые дополнят этот список. Почему-то в широкой продаже давно уже не видно этих ностальгических названий, а жаль! Вот что пригодилось бы в качестве идеальных учебных пособий для нашего предмета.
Значит, готовимся к практическому занятию. Надеваем специальную одежду. Нет, не смокинги, в них оденем выпускников-отличников, из тех, кто выживет. Одежда должна быть легко стирающаяся, устойчивая к прожиганию и возгоранию, либо такая, которую не жалко, но в этом случае надо держать наготове огнетушители, пожарные вёдра и брандспойт, подключённый к системе водоснабжения. Помещение, где проходят занятия должно быть хорошо проветриваемым, просторным и пустым — только стулья, урны с пепельницами и вёдра для блевания. Надо объяснять, зачем?
Раз, два, три — начали! Преподаватель показывает, как правильно прикуривать сигарету от спички и от зажигалки. Потом это будет частью зачёта, сдав который, учащийся получает допуск к основному экзамену. Но пока мы только учимся. Сначала у многих может не получиться, будут обожжённые пальцы и носы, но это мелочи. Совершенство достигается тренировкой, а пока можно помочь тем, кто не справился с первого раза, дать прикурить, чтобы не задерживали остальных.
Очень важно сразу научить ребят глубоким затяжкам, потому что если позволить им курить «не в затяг», то эта привычка может закрепиться, а переучиваться потом будет сложнее.
Чтобы познать всю прелесть курения, лучше сразу высадить целую пачку, но только не «Памира», а то дело плохо кончится. Но и остальные сорта подойдут, просто надо держать рядом команду медиков с реанимационным оборудованием наготове, и в соседнем помещении должно быть несколько коек. Не откачивать же обучаемых на полу?
Что ещё? Можно организовать факультатив, где особо одарённые смогут научиться пользоваться курительной трубкой и кальяном. Что же касается сигар и вейпов, то их лучше оставить на будущее и включить в программу профучилищ и Вузов.
Конечно, следует учитывать массу нюансов. Например, освобождение от практических занятий по состоянию здоровья (сердечники, астматики). Таким можно назначить дополнительный теоретический курс или просто публично унизить их, облив высокомерным преподавательским презрением перед всем классом. Следует также не забывать о любимчиках, которых обязательно надо завести, чтобы наушничали по поводу отлынивающих, списывающих и тайком курящих не в затяжку.
Как вам такой проект? Не нравится? А я вот уверен, что если реализовать нечто подобное, то от 80% до 90% выпускников наших школ будут вспоминать о курении с дрожью отвращения, с ненавистью, привитой на всю оставшуюся жизнь! Что же до остальных, то очень многие откажутся от курения в течение нескольких лет взрослой жизни, просто потому, что останутся в меньшинстве. А тех, кто совсем уж втянутся, не так сложно будет вылечить, ведь их будет-то всего 1,5 — 2% от общей массы населения.
.....................................
.....................................
12.02.2025
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.