Ты наверняка знаешь, что американское правительство собирается послать вторую воздушную эскадру с отравляющими веществами, чтобы превратить в безумцев всю твою нацию, вызвать безумство еще большее, чем то, в котором вы уже пребываете сейчас. Вы не сможете защитить себя от этого нового оружия; и для того чтобы я мог спасти тебя, мне не следует больше тратить время по пустякам…
…Он ответил ей без всякого выражения, как будто повторяя урок: «Бог есть всепроницающий дух движения, который пытается активизировать себя везде, где бы он ни проявлялся. Бог предначертал великому американскому народу механизировать вселенную». Он помолчал, пристально разглядывая четкие линии своего гидросамолета. Затем продолжил, с большей выразительностью: «Но давай действовать! Время дорого. Или ты служишь Богу, или мы сметем тебя с его пути».
Стэплдон Олаф. Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего.
Примечание Автора: и вот ЭТО угрожающе-повелительное отношение как основу автор книги показывает как нечто позитивное и прогрессивное!
Что касается гибели Атлантиды, то очевидно, что, сочинив эту страну, Платон должен был уничтожить её просто для внешнего правдоподобия (чтобы объяснить отсутствие следов такой цивилизации в современную эпоху). То есть картина гибели Атлантиды диктуется целиком внутренними задачами текста.
Люс Г. Конец Атлантиды. Новые аспекты древности.
Примечание Автора: вот так в СМИ и «убивают» практически всех Древних.
В этом тексте осветится малоприятная тема, которая умалчивается и не обсуждается, но проталкивается «в обход» сознания постоянно. Тема дегенерации и застоя как нормы жизни и единственного возможного пути развития общества. И мотив гибели ЛЮБОЙ цивилизации как НЕИЗБЕЖНОЕ явление.
Постапокалипсис, легенды про ту самую Атлантиду и Гиперборею с Лесурией и Му, индуистски-буддийский циклизм, Предтечи как персонажи многих произведений — всё одного поля ягоды. Всё внушает одну и ту же мысль: цивилизация временна и преходяща, она неизбежно вымрет. Отчего, почему? Просто вымрет, и всё! Таков ход вещей!
Попытки выяснить детали встречают на удивление единодушное злобное безбородое шипение: какая Вам разница, это неправильные, глупые, детские, несвоевременные вопросы. С намёком часто на будущие личные проблемы у спросившего. Поведение родственников фашистов и сотрудничавших с ними, один в один. Опель, порше, форд, сименс, фольксваген, Хуго Босс, «Адидас» и «Пума», IKEA, Шанель, Kodak, — все работали с фашистами-немцами и на фашистов, и нередко разбогатели именно в Третьем Рейхе! «Фанта» — тоже оттуда! Если в ответ на это зашипят про «не надо тут ворошить прошлое», значит, работали на них или родственники работали! Это стопроцентно!
Вот вам характернейшая цитата от Эдмонда Гамильтона, одного из столпов фантастика и родоначальника жанра «космическая опера»:
«Они вышли под жаркие лучи солнца и зашагали по улице, некогда широкой, но со временем уступившей напору леса и превратившейся в узкую тропу. Кое-где сквозь листву блестели металлические фасады домов. В одном месте посреди просторной когда-то площади высился даже памятник — статуя человека в космическом скафандре. Несомненно, это был один из Звездных Капитанов, привезших сюда толпы несчастных колонистов.
"Взгляни-ка вокруг, Капитан, и да возрадуется твое сердце! — подумал Гордон. — Все, что ты создал здесь, давно уже мертво. Потомки твоего народа в результате непредвиденной мутации давно уже превратились в крошечных пугливых животных, прячущихся в густой листве деревьев. Но не предавайся отчаянию, Капитан. Возрадуйся, что глаза твои слепы и не видят плодов твоей деятельности..."».
Если вдуматься, это — смачный плевок в лица ВСЕМ первопроходцам, колонизаторам! Типа ваше дело бессмысленно, одичают и будут дикими зверушками. Ваше дело обречено! Почему одичают, почему? Ответа нет, и произведение него не даёт.
В большинстве других произведений эта тема показывается как бы между строк: руины древних цивилизаций, заросших травой и лианами, находят во многих произведениях и фильмах. «Абсолютное оружие», «Чудовище», «Запретная планета», кинофраншиза «Чужих» и «Планеты обезьян», «Сильмариллион» в главах про Нуменор, мир Роберта Говарда с Турийской и Хай борийской эрой, официальная версия истории про смерть мира Античности и средневековых халифатов с Чёрными Королевствами Африки. И, конечно, индуистская космогония про четыре века: Сатья, Трета, Двапара и Кали с вырожденрием всего живого и падением уровня жизни с цивилизацией. В них, за редким исключением, цивилизация исчезала как бы вдруг, тихо и незаметно. Войны, вырождение и катастрофы с эпидемиями — «стандартный набор» штампов для фантастов, от писателей до официальных историков, — должны типа объяснить, почему цивилизация взяла и исчезла почти без следа. Ну да, должны же остаться живописные руины, чтобы показать, что она вообще тут была!
Назову это и буду всегда называть термином «Синдром Атлантиды» — это означает придумать развитую цивилизацию и быстренько её убить под любым предлогом, чтобы объяснить, почему этой цивилизации сейчас нет.
Вот пример из книги «Последние и первые люди: История близлежащего и далёкого будущего» Это первый и (наряду с «Создателем звёзд») наиболее известный научно-фантастический, философский, визионерский роман британского философа и писателя Олафа Стэплдона, самая масштабная из созданных когда-либо историй будущего (кроме многих рассказов рапзных авторов, среди которых и мои с названиями «Жизнь до и после появления космоса» и «Облик Вселенной как переходный этап подготовки»). Придётся привести длинное описание людей из этой книги, тут из песни слов не выкинешь:
Первые люди. Мы с вами. Существовали примерно 12 миллионов лет. Пережили эпоху исчерпания углеводородных ресурсов и мировых войн, создали из руин новую цивилизацию в Южной Америке. В разные эпохи дважды открывали атомную энергетику и даже благополучно пережили локальную «атомную войну». Погибли от глобальной техногенной атомной катастрофы на промышленном горнорудном предприятии (из-за забастовки рабочих) и последующей деградации. В последних поколениях Первых Людей доминирующее положение среди общественной и научной элиты получили потомки вечно юного бессмертного мутанта-еретика. История происхождения подобных мутантов в человеческой популяции и их попытки влияния на ход прогресса детально описаны автором в более позднем романе «Странный Джон».
Вторые люди. Появились в результате эволюции из маленькой группы чудом спасшихся во время экспедиции к Северному Полюсу Первых людей. Все члены этой группы несли в себе гены исключительного долголетия и здоровья, полученные от прародителя-мутанта, что помогло им выжить в критических условиях после ядерной катастрофы. Разделились на два сильно отличавшихся подвида вследствие катастрофического изменения ландшафта планеты. Существовали более 30 миллионов лет. Были гигантами. Продолжительность жизни — 200 лет. На раннем этапе своего существования столкнулись с альтернативным человечеством из эволюционировавших обезьян, переживших атомную катастрофу. Едва не погибли от изобретенного примитивным обезьяньим сообществом бактериологического оружия. Создали могущественную высокотехнологическую цивилизацию. Обнаружили послание от Первых людей и узнали историю их гибели. После тысячелетних войн погибли от искусственного вируса, созданного, чтобы уничтожить марсиан ценой гибели большей части собственного вида. Вошли в частичный симбиоз с марсианами, вследствие чего стали телепатами.
Третьи люди. Появились в результате эволюции. Существовали несколько миллионов лет, породив несколько отличающихся друг от друга цивилизаций. Продолжительность жизни — 60 лет. Были кошкообразными пигмеями с ушами. Восторгались музыкой. Пережили духовно-философский кризис, подтолкнувший к созданию генной инженерии. Достигли высот в биологии и генетике. Отличались необычными сексуальными практиками, склонностью к садизму и принципиальной аморальностью при проведении генетических опытов.
Четвёртые люди. Выведены Третьими людьми. Представляли собой живущие в башнях-заводах мозги-гиганты, частично киборгизированные. Победили своих создателей и создали расу послушных рабов из генетически обособившейся нации Третьих Людей, возникшей на основе секты экстрасенсов-пророков. Достигли пределов научного познания из-за ограниченности собственной биологической природы.
Пятые люди. Выведены Четвёртыми людьми для преодоления философского кризиса. Были наделены свободой воли. Но им ОГРАНИЧИЛИ продолжительность жизни и сделали зависимыми от некоторыхвеществ. Взбунтовались и после долгих войн получили контроль над планетой. Существовали 100 миллионов лет. Были идеальными созданными «с нуля» гигантами. Продолжительность жизни — сначала 3000, затем 50000 лет. Обладали телепатией и проникновением в прошлое. Победили венериан. Их цивилизация заново открыла атомную энергию (основанную как на цепной реакции урана, так и на прямой управляемой аннигиляции материи), космические полёты и антигравитацию, построив первое «райское» утопическое общество с автоматизированной промышленностью. Вынужденно бежали на Венеру, так как их суммарная информационная мощность оказалась взаимосвязана с гравитацией планеты и вызвала падение Луны.
Шестые люди. Выведены Пятыми людьми для жизни на Венере. Существовали 200 миллионов лет. Из-за неудачной конструкции были неустойчивы к эволюции. Частично деградировали до тюленеподобных существ, частично создали цивилизацию, основанную на культе полета. Вывели летающих Седьмых людей.
Седьмые люди. Выведены Шестыми людьми. Существовали 100 миллионов лет. Были летающими птицеобразными пигмеями (комбинация летучей мыши и птицы). Пережили миллионы лет полной стагнации из-за одержимости полётами в воздухе. В результате эволюции (из-за изменения состава атмосферы планеты) от них отделился бескрылый вид, который со временем захватил власть над остатками промышленности и уничтожил крылатых. Последние поколения Седьмых людей совершили тотальное коллективное самоубийство, прыгнув в вулкан.
Восьмые люди. Выведены Седьмыми (бескрылыми) людьми. Были длинноголовыми гигантами. Превратили Венеру в технологический рай, снова создав утопическое общество. Были нравственно холодными и безжалостными к самим себе созданиями, устраивавшими мировые войны ради развлечения. Имели развитую космонавтику и эффективную геотермальную энергетику. Дожили до эпохи остывания Солнца (автор романа ошибочно считал, что сжатие и остывание Солнца пройдет без стадии раздувания Красного Гиганта) и собирались колонизировать Меркурий, но погибли от столкновения Солнечной системы с газовой туманностью (как раз после столкновения с газовой туманностью солнце раздувается в «канонический» Красный Гигант и сжигает все планеты земной группы).
Девятые люди. Сконструированы «с нуля» Восьмыми людьми для жизни на Нептуне (подобно Пятым и Шестым людям). Были прямоходящими карликами, сильно отличавшимися от всех предыдущих видов, так как жили в экстремальных условиях планеты-гиганта (Нептун в описании автора напоминает разогретую до земных температур суперземлю — по классификации планет XXI века). Существовали 300 миллионов лет. Из-за ошибки в конструкции были плохо приспособленны к суровым условиям новой планеты. Деградировали до звероподобных существ: «травоядных», «хищников», «кроликов», «тюленей», «дельфинов», «птиц». Весь Нептун был заселен целым миром из разных человеческих форм.
Десятые люди. Развились из кроликоподобных Девятых людей. Существовали несколько миллионов лет. Создали примитивную цивилизацию и после миллиона лет стагнации погибли от бактерий.
Одиннадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали несколько миллионов лет. Были звероподобными, сильно припавшими к земле существами с клыками. Вымерли в результате эволюции.
Двенадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали несколько миллионов лет. Были звероподобными, с вытянутой мордой и массивной нижней челюстью. Передвигались как кенгуру. Вымерли в результате эволюции.
Тринадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали несколько миллионов лет. Были подобны Первым людям — приземистые прямоходящие существа.
Четырнадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали 200 миллионов лет. Были подобны Первым людям. Создали массу высокоразвитых цивилизаций, каждая из которых гибла из-за ограниченности их биологической природы. Построили высокотехнологическую цивилизацию, первыми пересекли экватор планеты на гигантских искусственно охлаждаемых кораблях и расселились по южному полушарию (все предыдущие цивилизации жили только в северной части Нептуна).
Пятнадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали 50 миллионов лет. Были подобны Вторым людям. Пережили грандиозную войну между северным и южным полушариями. Поставили перед собой цель вывести совершенного человека.
Шестнадцатые люди. Выведены Пятнадцатыми людьми. Существовали 100 миллионов лет. Были подобны Пятым людям. Обладали телепатией, и способностью мысленно проникать в прошлое. Страдали от неразрешимости трёх мировоззренческих вопросов: времени, дуализма разум-мир, дуализма жизнь-смерть. 100 миллионов лет они потратили на выведение нового вида людей.
Семнадцатые люди. Выведены Шестнадцатыми людьми. Были похожи на Пятых людей. Существовали несколько сотен тысяч лет. Промежуточный этап к Восемнадцатым людям.
Восемнадцатые, или Последние люди. Выведены Семнадцатыми людьми. Существовали 540 миллионов лет. Потенциально бессмертны. Были разделены на 96 (проверить информацию, в книге не указывается точное количество, 96 там было количество членов в группе) полов. Практиковали ритуальный каннибализм. Обладали телепатией, круговым и вертикальным зрением, проникновением в прошлое, были способны объединяться в единый «расовый» разум. Тела их отличались в зависимости от расовой и половой принадлежности: некоторые были подобны фавнам, другие напоминали обезьян, быков, медведей, кенгуру или слонов. Освоили космические полёты с помощью циклопических атомных кораблей, колонизировали другие планеты солнечной системы, Добывали полезные ископаемые на астероидах при помощи роботизированных горнорудных космических станций. Пытались изменять орбиту Нептуна для приближения к опять начавшему остывать Солнцу. Погибли от цепной реакции из взрывов звезд, внезапно охватившей наш сектор галактики (причина загадочного явления, уничтожившего Людей окончательно, раскрыта в романе «Создатель Звезд»). Перед концом успели распространить по Галактике Семена Жизни.
То есть, миллионы лет цивилизации копошились на планетах, никаких межзвёздных перелётов, новых технологий почти ноль. Полный застой, неизменный уклад жизни с откровенным циклизмом в течение миллионов лет и пассивное вымирание каждой цивилизации в депрессивно-оргиастической атмосфере по надуманным причинам, «на отвяжись»! Лишь бы вымерли, и всё тут! Никакой борьбы, активации научно-технического прогресса, стимулируемого в жизни катастрофами! Все опускают руки и хлещут шампанское с омарами!
Вопросы есть про причины гибели этих цивилизаций? Погибли и всё тут, таков ход вещей, и отстаньте подобру-поздорову. Самое страшное, что «смена» одной формации людей другой меланхолично-повествовательно показывается автором с ОПРАВДАНИЕМ фашизма с геноцидом — показать их как набор действенных и работающих мер. И эти вещи скороговоркой проговорены как фон, то есть, показаны НОРМОЙ!
А во многих случаях Утопия и вовсе «без предыстории». Это я к тому, что у Азимова в рассказе «Жизнь и времена Мультивака» в будущем осталось лишь 5 миллионов людей, и они жили припеваючи ПОД ВЛАСТЬЮ компьютера. Что стало с остальными? Как создавалось новое общество, были ли несогласные? Если были, что они делали, добились ли они чего-то из своих целей, и что это были за цели? Ответов в этих произведениях нет, а вопросы на эту тему в кругу таких авторов и их читателей часто и на удивление легко вызывают злобное, безбородое шипение про «неправильные вопросы». Или же, что часто, «всех остальных» быстренько «убирают» катастрофами и войнами, желательно, ядерными или с другим ОМП. Но тут част жанр постапокалипсиса с падением уровня цивилизации.
Почему упал уровень развития? Упал, и всё тут. Промышленные объекты разрушены, остальные типа необразованы, и всё такое, в этом духе. Что катастрофы типа Малог Ледникового Периода и Года без лета в реальной жизни только УСКОРЯЮТ прогресс научный и общественный с внедрением этих новинок массово и как можно скорее, никто из «деятелей» не думает. Как и о том, что цивилизация на одном острове никогда жить не будет, а распространится как можно дальше по близлежащей территории, захватит её. Но тогда же Атлантида за одну ночь не потонет, как же быть! Даже критская цивилизация с Критом не погибла, а жила на островах Эгейского моря и не раз возрождала торгово-военное могущество, покуда греки не добили её окончательно в лице Троянского царства. Но это редко упоминают, даже у историков часто цивилизации появляются «из ниоткуда».
И, разумеется, нет никаких объяснений, с чего это цивилизация, сотни лет справлявшаяся со всеми вызовами судьбы, взяла и тихо сдохла под ударами варваров, внутренних смут и прочих СТАНДАРТНЫХ типа причин. Так и говорят: выродились, «пропал огонь», а всякие лжеучёные типа Гумилёва и вовсе ввели термин «пассионарность». Пассиона́рии (от фр. passionner — «увлекать, возбуждать, разжигать страсть») — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Считается, что термин ввёл «легендарный» в кругах симпатизирующим «благородным» белым Лев Николаевич Гумилёв. Но нет, он просто украл этот термин и его значение из другого источника (см. Владимир Иванович Герье, «Народник в французской историографии», 1896 год).
Этот термин прекрасно «объясняет» публике падение цивилизаций в этом политически-литературном «курсе»: упала пассионарность у народа, пал, появилась у варваров пассионарность, и им всем вдруг «стукнуло» завоевать соседей, которых веками не смели тронуть, и создали свою цивилизацию.
Отчего пассионарность взяла, выросла или упала? Тут сразу наготове «объяснение» про «выродились» или «искра зажглась». Последнее — самый прямой намёк на то, что этот процесс управляется извне. Сугубо регилиозная идея трансляционизма — вера, что все знания и мысли приходят снаружи, извне. «Боженька подсказал», «бес попутал», «сигналы с Марса», «озарение пришло». «яблоко на голову упало», и так далее. По сути, все эти рептилоиды-предтечи-древние-гуманоиды-азатоты — «переодетые под космос» боги. ангелы и бесы современной мифологии.
Вообще, идея бога-вседержителя, продвигается и физиками, гипотеза тонкой настройки вселенной, и теория квантовой неопределённости прямо говорят, что Вселенная в её нынешнем виде КРАЙНЕ маловероятно, и малейшее изменение хоть одной основной физической константы уничтожит вещество в его нынешнем виде. Маловероятные вещи считаются чудесами, а от идеи чуда до идеи «боженька нас хранит!» один шаг.
К слову, почему физики и фантасты так любят буддизм, и в кино его продвигают? Вроде так называемая «европейская цивилизация» христианская, нет? Всё верно, но буддизм и христианство имеют одну общую и ГЛАВНУЮ деталь. Главный догмат христианства, написанный в 13-й главе Послания к Римлянам от апостола Павла. таков: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Противящийся же власти противится Божию установлению». В индуизме и буддизме кастовая система конкретно «приковывает лично тебя к этим соткам риса до конца этого воплощения», и нарушение этих заветов карается перевоплощением в букашек и червей всяких, «нечистых» зверей и птиц. Болезнями и несчастьями в будущих воплощениях — тоже. Так что, если ты родился больным и слабым, у тебя погибли родных, тебя изнасиловали-ограбили-покалечили-разорили, то по догматы индуизма-буддизма ты отрабатываешь грехи предыдущей жизни! Но вроде как чуждый восточным верованиям сугубо западноевропейский и популярный с США протестантизм утверждает… то же самое — если тебя (см. выше), значит, боженька тебя не любит, так тебе и надо!
Более того, многие образы в фантастике прямо берутся из эзотерических учений и религий с цикличной моделью мира типа индуизма и буддизма — крайним образом это показано в книге Олафа Стэплдона «Создатель звёзд». И продвигается идея высших сил, которых надо слушаться наряду с их «помазанниками», власть имущими.
И вторая самая главная идея, продвигаемая в фантастике и современном кино с сериалами: не надо никакой своей инициативы, не надо! Как сказал начальник, ТАК И ДЕЛАЙ, и ничего сверх этого! А «я» — последняя буква в алфавите, свои мечты и мысли держи при себе, не рыпайся и доверяй начальству! А циклизм — это обоснование идеи «всё равно всё вернётся на круг своя, что ни делай!».
Собственно, все примеры «безвременно павших» цивилизаций показаны как примеры «рыпавшихся» с показательной участью-карой. «Боженька наказал за то, что рыпались» — красной нитью прослеживается во ВСЕХ таких текстах.
К слову, один из основных признаков пропагандиста, в том числе, и всего вышеперечисленного: он не имеет своих идей и лишь берёт идеи у других. И выстёбывает чужие конструктивные идеи. Гамильтон выстебал ВСЮ космонавтику и колонизацию иных миров до появления самой космонавтики, а именно идеи великого Циолковского про захват Вселенной человечеством. Стэплдон украл вырождение «своих» людей до животных у Герберта Уэлсса, идеи восстания машин все крали у Дайсени. Гумилёв украл пассионарность, а азимовское нежелание описывать времена ПЕРЕД событиями «Жизнь и времена Мультивака» — это прямая привычка многих авторов середины 20-го века скрывать симпатии к побеждённым немцам и фашистам в частности, как и работу на них в духе «Хуго босс», шивших для изуверов из СС форму!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.