АФРИКАНСКИЕ РЕЛИГИИ
Как интересно получается — все учебники древней истории начинаются именно с Африки — с того самого Египта, где уже побывало столько туристов.
С Карфагена, расположенного на территории нынешнего Туниса.
И, как ни странно это звучит, но Африка до сих пор не открыта.
Мореплаватели искали вдоль берегов Африки новые «шелковые», «золотые» и «пряные» пути для испанской или португальской короны. С каждым годом все точнее становились карты её берегов.
В 1510 году испанский король Фердинанд V издал указ об использовании в Америке негров-рабов. К концу XIX века в Южной Америке насчитывалось уже около двадцати шести миллионов африканских рабов, Северной Америке — четыре миллиона. Работорговля была выгодным предприятием. Целые отрасли выпускали бусы, зеркала, свистки и прочие «сокровища». Африканские вожди отдавали золото, алмазы и своих соплеменников в обмен на эти безделушки. Работорговля принимала угрожающие размеры. Правительства Европы всерьез обсуждали вопрос: негры — люди или не люди. (Для самых любопытных можно порекомендовать книгу французского писателя Веркора «Люди или животные?»).
После долгих споров пришли к выводу (с некоторыми оговорками): негры — люди.
Тогда в Африку хлынул поток миссионеров.
Вот именно с этого времени начинается последовательное изучение Африки.
И Африку поделили на колонии. Были французские, испанские, португальские, британские и германские владения.
Пирог поделили.
И все свидетельства традиционной культуры стали уничтожаться при активной помощи новых «крестоносцев». В костер полетели маски и амулеты, идолы и предметы местных культов (если только они были не из золота). А то, что не хотело гореть, топили в болотах или разбивали.
Возраст самых «древних» африканских деревянных скульптур — менее двух столетий.
Но замечались и некоторые странности.
Стоило чему-то случиться на западном берегу континента, как спустя короткое время об этом становилось известно на восточном, причем во всех подробностях. Негры не посылали гонцов и не подавали никаких сигналов, они только колотили в свои барабаны.
Африканцы не обращались к европейцам за медицинской помощью, но почти не болели. Мало того — излечивали некоторые смертельные болезни у самых человечных европейцев. Они могли собрать по кусочкам и оживить человека, изувеченного хищником. Они не боялись укусов змей и скорпионов. Африканки рожали без боли (а это противоречило библейскому завету — значит, это от дьявола).
У африканских знахарей были свои лекарства:
Готтеноты применяли овечью шерсть для лечениякожных заболеваний. Позднее европейские учёные смогли авделить из кожного жира овец ланолин (который и сегодня применяют европейские медики).
Малярию негры лечили паучьей паутиной, закатывая её в своеобразные пилюли. Испанский фармаколог Одива получил жаропонижающее средство (близкое к хинину) из паутины и назвал его арахнидин.
Безумие лечили, зарывая больного по шею в муравейник.
И, знаете ли, — временно помогало!
Африканцев называли детьми природы, но они были её царями.
Признать такое было совершенно невозможно для «цивилизованного» европейца.
Большинство из нас очень смутно представляет себе народы Африки, которые живут чуть южнее Египта. А уж верования этих народов обозначают исключительно терминами «фетишизм» или «анимизм».
Но для наблюдательных африканцев были ясны такие простые наблюдения: у каждого растения индивидуальный звук. Звуки разные, если растение — мужчина или женщина. Неграмотный африканец определяет погоду на завтра без прогноза синоптиков и без барометра: перед холодной погодой капля росы падает с листа с глухим звоном.
Мы уже не слышим природу. Они — еще слышат.
А ведь уже древние римляне хорошо знали африканцев, причем Диодор Сицилийский повторяет утверждение Гомера о том, что африканцы благонравны и набожны.
В языковой семье нилотов можно выделить группу луоязычных народов, которые населяют Судан, Уганду, Кению и Танзанию. В их состав входят северные луо (шиллуки, нуэр, ануак, бор, динка, луо), центральные (ачоли, алур, ланго, па-луо) и южную (кенийские луо и падхола).
Странным образом наука Запада приняла высокомерный и враждебный тон по отношению к традиционному африканскому образу жизни. И тон этот характерен как для историков, так и для теологов и антропологов. (Кстати, слово «антрополог» впервые было употреблено Аристотелем в «Никомаховой этике» для обозначения человека, рассказывающего «анекдоты про людей», сплетни).
Мы чаще можем припомнить религии афро-американцев: вуду (голливудские «ужастики» из серии «ожившие мертвецы», все фильмы о зомби и т.п.); многие знают и о «сантерии» — религиозном культе, практикующемся на Кубе, в Мексике и других странах Центральной Америки. Этот культ возник среди народа йоруба в Нигерии. Оказавшихся в Новом Свете африканских рабов насильно обращали в католицизм, но они не отказывались от своих обычаев. Таким образом «ориша» (африканские боги) приняли имена католических святых.
И на память просится такой эпизод «взаимопроникновения культур»: перед боем бухарцы падали на спину и болтали ногами в воздухе, увидев, что так делали штурмующие русские после брода (чтобы вытекла вода из сапог).
Такие культы, как вуду, обеа и макумба, представляют собой смесь элементов мессы, римско-католических таинств африканских спиритическх ритуалов.
Обо всём этом (а так же и о ритуалах бембе, жизни простых сантерос, о богах Олодумаре, Орумиле, Ошуне и Шанго, а так же о соответствии богини Хемайи и Вирхен де Регла) можно узнать из Википедии или со страниц Интернета.
Христианские епископы называют религии африканцев суевериями, не особо понимая то, что они почти неотличимы по своей сути.
В далеких от цивилизации племенах есть своя мифология. В нашей цивилизации это же явление называют космогонией. И вот что удивительно: их мистерии им совершенно понятны, а нашим соотечественникам непонятны девяносто процентов христианских мистерий: почему священник одет в одежду богатого византийца первого века нашей эры, почему он произносит именно эти слова на вышедшем из употребления варианте русского языка, в чем общий смысл таинства? Для любого члена племени всё окружающее — живые существа. И земля, и вода. И ветер, и звёзды. Только они — более старые, а значит — более мудрые. И когда ты общаешься с солнцем, травой, ветром, то ты должен вести не монолог, а диалог.
Это всё очень серьезно и реально.
Солнце светит для всего живого, а ты от него прячешься, не встречаешь и не провожаешь его, как дорогого гостя. Этим ты обижаешь Солнце и лишаешься его покровительства.
От этого происходит сбой биоритмов, болячки и заболевания, потеря иммунитета, меньший успех в социуме.
Главный страх — так и не понять, кто я, зачем я и для чего я здесь. Если человек не задумывается над этим, думаю, что это не вполне человек.
Слово «джок» (или «джоагх»), которым называли духа умершего, у одних народов приобрело значение «бог», а у других — «дьявол». Сами африканцы говорят, что джок — пронизывающая вселенную нейтральная сила, не проявляющая ни благожелательного, ни враждебного отношения к человеку, пока тот не использует её в своих интересах. В таком понимании «джок» гораздо ближе к понятию «манна», чем к понятию «всевышнего».
Джок может проявлять себя в явлениях природы — молнии, урагане, землетрясении, болезнях и проч. Всё, что нарушает привычный ход событий: странные формы гор и камней, опустошающий град, нападение саранчи, ненормальные роды — проявление силы джок. Правда, смерч считали самим джоком, передвигавшимся с места на место. Существовало поверие, что если накрыть корзиной центр спирали смерча, то под ней окажется змея, которая и есть воплощение джока. Джоком считали и близнецов, но совсем не потому, что они обладали большей магической силой, чем другие дети. Просто близнецы были проявлением джока в мир.
Имеет смысл напомнить принципиальную разницу между колдовством и ведовством. Колдун способен наносить вред окружающим благодаря особенностям своей психики, зависящим от врожденных физиологических свойств его личности. Ведун вредит окружающим. Выполняя магический ритуал, во время которого применяет материальные объекты и произносит заклинания.
Колдовство — акт психического воздействия. Ведун, чтобы убить, прибегает к магии.
Проклятие состоит из нескольких произнесенных вслух определенных слов и действий, которые неизбежно оказывали влияние на жизнь людей и ход событий. Проклятие в известной мере сродни колдовству и ведовству. Проклятие — действие человека, оказавшегося в невыносимом положении. Направлено проклятие против тех, кто посягал на права личности и её интересы. Идея проклятия основывается на этических принципах справедливости. Проклятие действует только в том случае, если проклинающий искренне считает себя правым, а проклинаемого — виноватым. Действует проклятие только в том случае, если проклинаемый первым напал или первым обидел проклинающего (и какое-то время упорствовал в своих нападках), если попытки остановить нападающего иными средствами предпринимались, но оказались безуспешными.
Бог видит, кто прав, а кто заблуждается, и придает проклятию силу. Проклиная, (высказывая своё пожелание) человеку не обязательно уточнять, что именно плохого должно произойти с проклинаемым. Проклятие оказывает самостоятельное психическое воздействие.
Когда католические миссионеры начали проповедовать среди африканских народов, перед ними встала серьезная задача: как называть христианского Бога? Священнослужители, которые проповедовали среди нилотов, ввели в обиход итальянское слово «дио»
Протестантские проповедники использовали слово из языка кисуахили — «мунгу». В Уганде и на землях народа ачоли сначала употребляли слово «джок», затем «аллах», а впоследствии заменили его словом «рубанга».
История забавная. В 1911 году итальянские католические священники задали группе старейшин народа ачоли вопрос: «Кто вас сотворил?» Так как самостоятельного слова «творить» в языке луо нет, то буквально вопрос означал: «Кто придал вам форму?». Но и в таком виде он был непонятен, ибо людей рождают женщины. Старейшины ответили, что не знают. Миссионеры стали требовать уточнений. Тут один из старейшин вспомнил, что иногда человек (даже если он родился совершенно нормальным) заболевает туберкулезом позвоночника, и фигура его искажается. «Рубанга, — сказал этот старейшина, — вот кто придает людям форму».
«Рубангой» ачоли называли злого духа, который насылает на человека болезнь, от которой вырастает горб. И вот, вместо того, чтобы изгонять злых духов из людей и вогнать их в свиней, как это делал Христос, католические представители Христа стали говорить в своих проповедях, что Рубанга — святой отец, создавший ачоли. И такой абсурд присутствовал в работе миссионеров почти в каждом уголке Африки, ибо африканцы никогда не нуждались в идее «творца Вселенной».
Напоминает историю времен маньчжурской войны: на картах значились селения: Бутунды I, Бутунды II, Бутунды III, потому что «бутунды» значит «не понимаю». Так и воевали (из книги В. Алексеева «В старом Китае»).
Африканские религии посвящены дню сегодняшнему. В представлении африканцев вселенная из трех категорий предметов, а именно:
1. Предметы полезные: пищевые продукты, орудия труда, оружие и т.п.
2. Предметы вредные: змеи, болезни, яды и т.п.
3. Предметы нейтральные: звезды (кроме тех, что помогают заблудившемуся охотнику отыскать путь), многочисленные виды безвредных насекомых, сороконожки, ящерицы, жабы и т.п.
Представители народа баганда говорили антропологу Дж. Тейлору: «Мой бог — огонь, ибо он варит пищу, которую я ем»; «Наш бог — пища, которую мы едим, и трубки, которые мы курим, — и ничто больше»; «Я знаю о боге, он сделал все вещи, но я не хочу ему поклоняться».
Для африканцев этот мир — единственный, они не считают его ни иллюзорным, ни низменным.
Молитва джоку выглядела примерно так: «Джок — покровитель нашего вождества, джок наших праотцев, мы принесли тебе козлятину и курятину, термитов и масло, душой мы чисты, кушай эту пищу. Мы принесли тебе твоих детей, вот они! Мы умоляем тебя, дай твоим чадам родить детей! Освободи от пут молодых женщин, дай им возможность рожать! Здесь юные девушки, сделай, чтобы у них развилась грудь! Ты, джок нашего вождества, сделай так, чтобы вырос хороший урожай, чтобы шли дожди, и чтобы твои чада (люди) были здоровы, грядущие болезни пусть минуют их стороной!»
Как эти слова противоречат христианскому учению о безбрачии! Первые отцы церкви выступали против мытья, ибо всё, что делает тело более привлекательным, греховно. Отшельник св. Авраам, проживший после принятия обета безбрачия 50 лет, решительно отказывался мыть лицо или ноги, а святой Аммон никогда не видел своего тела обнаженным.
Ну и крепко же пахли эти отшельники!
В африканских тайнах привлекают внимание три момента.
Африканцы не могли бы пользоваться «барабанным телеграфом», понятным разноязычным племенам, если бы не существовало единой системы шифровки. Это заставляет предположить, что в глубокой древности африканские племена имели если не единый язык, то единство культуры.
Медицинские познания африканцев наводят на мысль о существовавшей системе медицинских приемов, известной всему континенту.
Наконец — наличие у разных народов одного первопредка и связанных с ним эзотерических обществ со сходными обычаями и символикой, свидетельствует о некоей духовной общности племен и единой культуре к югу от Сахары. Из произведений античных авторов известно, что пифагорейцы, орфики и прочие «хранители мудрости» пользовались особым сокровенным языком, недоступным для непосвященных. Древнегреческий оратор Дион Хрисостом («Златоуст») приводит слова философа Диогена: «Ты что же думаешь, Аполлон говорит на аттическом или дорическом наречии; разве у богов и людей один и тот же язык?»
На «языке богов» были написаны Сивиллины книги, и только из уст пророчиц римляне могли узнавать их содержание.
У африканского племени сенфо по сей день существует особый культовый язык — тига, заметно отличающийся от общеупотребительного. Аналогичный язык — гбонуво — есть у племени тура. Шаманы племени шина в состоянии транса «вспоминали» вдруг неведомый им язык — как пророки у многих других народов. К этому можно добавить общеизвестный факт: древнеславянский язык сохранил свою функцию, как язык православной церкви. И подавляющее большинство верующих не понимает собственных молитв, а лишь знает их общий смысл.
Библиография:
1. М.А. Гаспаров «Записи и выписки»
2. Виталий Сундаков «Внук вождя уичоли»
3. А. Снисаренко «Третий пояс мудрости»
4. Окот п`Битек «Африканские традиционные религии».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.