Плоские человечки в многомерной Вселенной (рецензия на фильм К.Нолана «Интерстеллар») / Карев Дмитрий
 

Плоские человечки в многомерной Вселенной (рецензия на фильм К.Нолана «Интерстеллар»)

0.00
 
Карев Дмитрий
Плоские человечки в многомерной Вселенной (рецензия на фильм К.Нолана «Интерстеллар»)
Обложка произведения 'Плоские человечки в многомерной Вселенной (рецензия на фильм К.Нолана «Интерстеллар»)'

В не очень отдаленном будущем на Земле наступает серьезный экологический кризис. Ухудшение климата и постоянные неурожаи грозят человечеству голодом. Постиндустриальная Америка вмиг оказывается отброшенной на аграрный этап развития. Людям становится не до знаний и инноваций — главное выжить.

Бывший пилот НАСА Купер тоже вынужден забыть о космических полетах и заниматься сельским хозяйством в каком-то захолустье. Несмотря на грусть в глазах, фермер из него получился отличный, и если бы не постоянные пыльные бури и мутирующие болезни растений, наверняка собирал бы прекрасный урожай. Но посевные культуры из года в год гибнут, уровень кислорода в атмосфере снижается, планета становится все более неприветливой.

И тут Купер узнает, что группа американских астронавтов в лучших традициях своих предков времен Христофора Колумба решают покинуть надоевшую Землю и улететь куда-нибудь подальше в поисках нового приюта…

 

В 2010 году на экраны вышел фильм Кристофера Нолана «Начало» с Леонардом Ди Каприо в главной роли. Нолан сам написал сценарий, находясь под впечатлением от рассказов Хорсе Борхеса о пересекающихся снах. Герои фильма погружались в особое состояние, в котором они переставали отличать фантазии от реальности и жили в ярких выдуманных мирах, находящихся у них в головах в виде сновидений. Мысль создавала мир.

В своем новом фильме «Интерстеллар» Нолан выворачивает эту концепцию первичности идеи по отношению к материи наизнанку и старается живописно показать нам огромный космический мир, который, как известно с позиции материализма, существует в полной независимости от нашего сознания. Да и мы тут всего лишь побочный продукт на задворках Вселенной.

Возможно ли правдиво отобразить в художественном произведении такой мир? Практически нет. Вселенная, как объективно существующая окружающая нас реальность, абсолютно равнодушна к нам. Она живет по своим законам, в своем ритме. Ее масштаб настолько превосходит доступные нам для осознания границы, что показать его даже отдаленно попросту нечем.

Бытует мнение, что в фильме много научных несуразиц и «на самом деле» во Вселенной все иначе. Однако с научной точки зрения в картине все в полном порядке. Даже слишком в порядке. Хуже с психологией.

Поясню, что я имею в виду.

Научным консультантом и исполнительным продюсером «Интерстеллара» выступил известный физик и астроном Кип Торн. В основу сюжета он положил современные физические теории и сделал все возможное, чтобы они не нарушались по ходу фильма. Они и не нарушаются — в области теории гравитации Торн точно не глупее любого кинозрителя. Он давно вписал себя в историю науки XX века наряду с такими учеными как Стивен Хокинг и Роджер Пенроуз. Достаточно сказать, что его научный руководитель Джон Уилер был как раз тем человеком, который ввел в обиход термины «чёрная дыра» (black hole) и «кротовая нора» (wormhole).

Интересно, что если вы откроете достаточно давнюю (1994 год) книгу Торна «Черные дыры и складки времени: Дерзкое наследие Эйнштейна», то обнаружите в прологе в виде научно-фантастической сказки фактически всю научную составляющую сюжета «Интерстеллара». Даже рисунок черной дыры Гаргантюа там присутствует. Но двадцать лет назад в мире не было таких мощных компьютеров, которые сейчас используются в крупнейших мировых киностудиях. При работе над фильмом Торн получил уникальную возможность математически рассчитать, как могут выглядеть экзотические объекты в космосе. Кстати, недавно он выпустил новую, богато иллюстрированную книгу «The Science of Interstellar», в которой подробно разобрал выводы современной космологии, использованные при создании фильма. Фактически это красочная визуализация системы сложных уравнений, которые, как считается, описывают структуру пространства-времени.

(Попутно отмечу, что Торн, конечно же, не утверждает, что человечество будет способно когда-либо обладать технологиями для подобных космических полетов — фильм все-таки научно-фантастический. Ученый лишь следит, чтобы эта фантастика явно не противоречила выводам из теории относительности Эйнштейна, как наиболее адекватной на данный момент теории гравитации. И надо понимать, что все эти чёрные дыры, пятимерное пространство и квантовая сингулярность — по сути, пока чистая математика и не более того.)

Итак, научный консультант сделал все возможное, чтобы Вселенная выглядела максимально правдоподобно с точки зрения современной физики. Получилось все очень здорово и красиво. Осталось добавить людей. Но правда в том, что этот холодный и неприветливый Космос оказывается с нами несоизмеримым.

Гагарин в 1961 году поднялся на высоту всего в несколько сотен километров. До Луны свет добирается чуть дольше секунды. А в «Интерстеллар» группа космических исследователей путешествует на расстояние в миллиарды световых лет. Как нам ощутить миллиард лет? И как представить себе путь, который пройдет за это время луч света? А как показать тяготы перескока через червоточину пространственно-временного континуума, заполненного экзотической материей с отрицательной плотностью энергии? Человек воспринимает мир через личные преодоления и переживания. Увы, переживания в фильме крайне упрощены.

Кристофер Нолан известен тонко психологизированными триллерами, но в масштабах реальной Вселенной обыкновенный человек, которому мы готовы сопереживать, просто теряется, и совершенно непонятно, как можно снять о нём фильм. Правда в том, что мы абсолютно не предназначены для обитания в космосе. Даже нынешние космонавты на близкой околоземной орбите не живут, а фактически выживают.

В фильме же перелеты через туннели в гиперпространстве, путешествия во времени и даже падение в центр черной дыры выглядят максимум, как аттракцион в аквапарке — герои в конце даже не вспотеют. Астронавты входят и выходят из глубокого криосна, словно роботы, которых можно просто выключить, а потом включить. Они легко адаптируются к жизни на чужих планетах и всерьез вынашивают планы по их заселению. В крайнем случае, они могут спокойно обитать на космическом корабле. Они явно мутанты с иной психикой.

Видимо именно такие мутанты и смогут выжить в холодном и неприветливом Космосе. Для них он оказался вполне соизмеримым. Остальным людям придется остаться на родной Земле.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль