ПАРАДОКС / Андрей Сузь
 

ПАРАДОКС

0.00
 
Андрей Сузь
ПАРАДОКС
Обложка произведения 'ПАРАДОКС'
ПАРАДОКС
« БЫВАЮТ ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ СКАМЕЙКИ…»

 

 

 

« БЫВАЮТ ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ СКАМЕЙКИ…»

ПАРАДОКС

(Для внутреннего использования)

Драмаразматический этюд. Без фабулы, сюжета и «морали». В одном явлении. Подражание А. Соколовой. (Май 1980; 2000 — нежная реставрация и дополнения.)

 

Действующие лица: ОН, ОНА. (Персонажи пока молоды, и им это простительно.)

 

— Уж полночь близится, а Германа всё нет...

— Вы кого-то ждали? (Из реального диалога.)

 

Вечер. Сквер. Рядом Казанский собор. На скамье сидит Она. Недалеко стоит Он. Он изредка переходит с одного места на другое, разглядывая Её, потом подходит ближе.

 

ОНА. Что вы всё смотрите на меня?

ОН… Я? Рассматриваю.

ОНА. Не легче!

ОН… Не бойтесь, о ваших ножках не буду.

ОНА. Вы и о другом можете?

ОН… Поговорить?

ОНА. Идиотская черта — вопросом на вопрос.

ОН… А хочется?

ОНА. Нет!

ОН… То есть, вы знаете, чего хотите!?

ОНА. Хочу, если заговорили, сменить тему.

ОН… О ногах?

ОНА. Вообще-то, сквер большой, мест много, пройдите вперёд — сядете. Отдохнёте. Мельтешите, в глазах рябит.

ОН… Сидите — отдыхаете?

ОНА. Сижу. Отдыхаю.

ОН… (Задумчиво.) Ждёте.

ОНА. Жду?

 

ОН кивает

 

ОНА. Если уж так настойчивы, объяснитесь.

ОН… Ждё-оте.

ОНА. Кого? Чего?

 

Он пожимает плечами.

 

ОНА. Думала, вы не только уверенны, но и прозорливы.

ОН… Ждёте, что подойдёт кто-нибудь и заговорит. Желательно, не о ногах. Да можно и о ногах. Лишь бы заговорил.

ОНА (Резко.) Так! Если только это, говорите, можете о ногах, и ходите дальше. Ну!

ОН… Хожу. Двадцать минут. Думаю.

ОНА. Пойду ли я с вами?

ОН… Не-ет. Думаю, что вы думаете, думая о том, как я думаю, думая о вас.

ОНА. Что, что, что?

ОН… То есть, размышляю, как вы мыслите о себе и обо мне, зная, что я смотрю.

ОНА. Д-да. Для завязки — достойно. Только чертовски путано.

ОН… Поясню кратко. Пока смотрел, многое о вас понял.

ОНА. Зато я не поняла. Будете читать мораль?

ОН… Мораль? Зачем? Я лишь попробовал проследить ход ваших мыслей, когда рядом с вами субъект, явно заинтересовавшийся вашей персоной, правда, с непонятной для вас целью. Было интересно. Любое состояние, от заинтересованности до ненависти, я фиксировал и вбирал, как одушевлённая, но бесчувственная вычислительная машина. Поверите? Узнал всё!

ОНА. Всё? Так что ещё тут стоите?

ОН… (Вздохнув.) Потому, что ничего не узнал.

ОНА. Засоряете мне голову?

ОН… Честно. Честно-честно. Парадокс?

ОНА. Абракадабра. Быть может не очень мудрёно, да я пока не… Поясняйте попонятней.

 

Он присаживается рядом с ней на скамейку.

 

ОН… Мы ездим в одном транспорте, надеваем одинаковые пальто, употребляем стандартные фразы. Становимся похожими, бегущими, порой не глядя, но мчащимися, толкающимися, бранчливыми. Всё обо всех и обо всём знаем. Все!

ОНА. Все?

ОН… По крайней мере, кажется...

ОНА. Вы кто?

ОН… Я?

ОНА. Вы. Кто? Доктор?

ОН… Доктор?! Вряд ли.

ОНА. Официант, артист, политик?

ОН… Ни то, ни другое. Обыкновенно, человек.

ОНА. Увлекались психологией?

ОН… Всерьёз? Нет. В детстве. Тогда все увлекались чем-то в этом роде.

ОНА. Что-то неправдоподобно долго затянулось детство. Сами — парадокс!

ОН… Есть немного. (Встаёт.)

ОНА. (Удерживая.) Я пошутила. (Почти просительно.) Ну, сядьте.

ОН… (Помолчав.) Страшно?

ОНА. (Помолчав.) Горько.

ОН… (Помолчав.) Знакомо.

ОНА. Отправила в больницу единственного близкого человека, он заменил мне отца и мать. А я и помочь не смогу, пусто. (Неожиданно улыбнувшись.) Сядьте. Вы же так страстно хотели объяснить, почему, узнавая, знаете обо мне меньше, чем (она хохотнула) до начала обследования. В конце концов, парадокс, это же не игуанодон.

ОН… Нам склонно думать, будто знаем. Но, произнося слова, понимаем смысл, как слепой негр глухого эскимоса. Парадоксально, что...

ОНА. Что?

ОН… Что...

ОНА. Что?.. Разноязычность — норма? Вавилон?

ОН… Вавилон?!

ОНА. Ва — ви — лон! Это-то понятно?

ОН… А-а. (Утвердительно.) Вавилон!

ОНА. Уже кое-что.

ОН… Допустим.

ОНА. Но. Лишь в легенде, в библейской древности люди были сплочены общей целью — отстроить город, достичь неба. Верили в свои силы, поддерживали друг друга. Смешно. (Напевает.) Всё выше и выше, и выше… Тяп-тяп-тяп… кирпич к кирпичу… Гигантская башня. Ещё немного...

ОН… Еще чуть-чуть. И у-у! У-ух!

ОНА. У-ух! Всемогущий Творец не вынес бахвальства. (Ехидно.) Обиделся?

ОН… (В тон.) Испугался.

ОНА. Дикие? Наглые?

ОН… Как знать.

ОНА. (Вдумчиво). И разделил. Сам. Не дожидаясь визита. Перемешал языки, развёл… По разным сторонам.

ОН… Увы, башня недостроена. Значит, не время? Или… Идея убога?

ОНА. Идея? У Бога? (Едко.) Бога нет, забыли аксиому?

ОН… Да где уж, помню. Вокруг атеисты! Но чем заменить? Мы привыкли всё сваливать на кого-то, на Бога в том числе. (Усмехаясь.) Счастливы верующие, однако безбожникам тоже хочется. И изобретают личные фетиши или кумирни. И ходят миллионы одиноко поклоняющихся одиноким своим божествам. А вечерами садятся на скамейки и неосознанно ждут.

ОНА. Ждут… В который раз играете словом! Если ждут, то чего-то?

ОН… Надеются. Вдруг появится человек одной с ними веры или иного, сокровенного знания, проявится, хоть на минуту, понимание. Молчаливо, сосредоточенно, честно, открыто.

ОНА. Вы ждёте?..

ОН… Хм. Ждать безрассудно. Найдём — откроется форма. Воцарится единение. Но без заносчивости, без спеси, вот тогда одна цель — совершенство.

ОНА. Хм. (Распевно.) Человечество вспомнит о старой, поросшей мхом башне и перестроит её. Хм. Не верю. Если бы так, тогда… Фу-у. А вдруг её опять кто-нибудь разрушит?

ОН… Зачем?!

ОНА. Из любопытства. Познания ради.

Он… Хм.

Она. Или назло, просто так.

ОН… Однако. (Горячо.) Возможно, совершенство — способность осознать то, что сотворило нас — природу, мир!

ОНА. Но ради чего?

ОН… Можно противопоставить разрушающей силе равную, нейтрализовать её.

ОНА. Конечно-конечно. Нужно. Вопрос, кому? Конкретно это поможет!?

ОН… А причём мы конкретные?

ОНА. Мы? Ну… Конечно-конечно.

ОН… Важен факт приручения бесконечной энергии, её восстановление в пройденном уже направлении.

ОНА. Конечно.

ОН… Конечно!

ОНА. (Почти зло.) Нет! Не желаю приручения абстрактного, ещё и без конкретного. Конкретное! Сегодня! Тогда захочется и нереального. Помощь нужна через час, сию минуту, — всякие мысли о запредельном, туманном не имеют смысла. Когда испытываешь постоянный страх и ощущаешь беспомощность, идеи кажутся лживыми.

ОН… Да. Но отпустите, отпустите страх. Примите неизбежное. Внутренне. Как данность. И вы сохраните силы. Ваш страх опустошает не только вас, но и близкого человека. Освобождайтесь. Радуйтесь оставшемуся. Не угнетайте себя, и, возможно, время замедлит бег, а события поменяют ход. Уверенность, что вы спокойны, успокоит и его, даст силы. Когда-нибудь вопрос смерти решится. Возможно. Решится не в ее пользу! (Ирон.) Душа облагородит, тело поддержит. А в наше время, только любовь.

ОНА. Любовь, бессмертие?.. Заманчиво. Когда и кто постигнет?

ОН… Может, и мы. Даже истину. Нужно откопать суть.

ОНА. Темнеет.

ОН… И?

ОНА. Поздновато для поисков.

ОН… Да?

ОНА. Да.

ОН… Да. Уж полночь близится, а Германа всё нет.

ОНА. Значит, это вы кого-то ждали?

ОН… Я? Нет, что вы, навязчив? Просто цитата.

ОНА. Понимаю. Только мы так и не объяснились. Узнавая обо мне, вы ничего не знаете про меня...

ОН… Ах, да! Всё просто. Вы — человек, я — человек. Мы — люди. Люди, птицы, горы, моря, солнце, звёзды — Сущность. Её проявления. И Природа, Мироздание осознаёт самое себя и при содействии Человечества. Возможно, просит о помощи.

ОНА. Отдаёт идеализмом!

ОН… Гордыней…

ОНА. По-вавилонски?

ОН… Пройдёт. Мы в начале. Самоуверенность — подпорка. Чем больше узнаём, тем больший мир открывается. Мудрость — наследие опыта. Опыт — осмысление действий. Главное — первый шаг. Истина — истец — иск — искатель — искомое. Шаг, шаг, шаг — и смещение ударения на второй слог — Истина. Звучит? Мощь! Открылась бесконечность, Вселенная. Тягучее, ленное, округлое, неспешное, размеренное, стремящееся в своём расширении к великой неподвижности. И одновременно с этим, к уходу в самое себя до полного исчезновения. Мириады, вырывающихся из ниоткуда, частиц, сутей, безостановочно несущихся, покрывая все мыслимые пределы. Может, и не парадокс, что я понимаю вас ещё меньше, чем до этого. Истина, вероятно, — бесконечность. И вы тоже — чья-то истина.

ОНА. Польщена. Однако, если истина бесконечна, познавать бесконечно. А жизнь — предел. Бесконечность — конечность, кон — предельность.

ОН… К сожалению.

ОНА. (Поёжившись.) Зачем вам такая истина? Мы смертны. Воевать за бессмертие не по силам.

ОН… Да?

ОНА. Да!

ОН… Пожалуй. А зачем воевать? Кон — конечность, предельность — дельность. Дело!

ОНА. Будет дело, взбодрится и тело! Красиво. Но это только игра в слова. Игра.

ОН… Игра. Игра-игра. Но какая!

ОНА. Открытие тайны при помощи потрёпанного букваря? Соблаговолите: дельность — дело — о! О?

ОН… О!

ОНА. А вот и нет! Не О. Ноль

ОН… О!

ОНА. Нет. Ноль, нуль!

ОН… О — дело, деятельность— О. О — ст, мягкий знак — сть.

ОНА. Нуль, нуль, нуль! У — у.

ОН… Хотите нуль?! Пожалуйте: у — ст. Устье.

ОНА. И я говорю: устье — уста. Звук, слова.

ОН… Нет. Вот так: с — у — т — мягкий знак!

ОНА. Что, суть?

ОН… Извольте, ваше У.

ОНА. Тогда — о, ваше ничто! Ноль. Пустота. Слова, слова. Эхо. Только звук: о — о.

ОН… В начале было слово?

ОНА. Ну-у. Да. Петушиное. Отыщешь, всё устроиться, а мироздание тебе медаль на иссохшую в поисках, немощную грудь — шлёп! И в футляр за казенный счёт. Потому как, после искателя — ни веточки, ни деточки! Один звук.

ОН… О-о.

ОНА. У-у.

ОН… М-м. (Поёт.) О — о — о — о — о. (Долго с удовольствием, потом снова).

ОНА. И часто так с вами?

ОН… Первый раз. Минутку. (Опять поет.)

ОНА. Тогда — у. (Начинает гудеть.) У — у — у.

ОН… Здорово. О — это звук! Сила. Песня вселенной. О! Ноль. Творящее ничто. Великая пустота. Начало всех начал. Исход всех путей.

ОНА. (Гудит.) У — ну — нуль — уль — улей — у...

ОН… Ищете суть?

ОНА. Отстаньте, мешаете. У — о — у — о — с — т — су — то… (Радостно.) сутолока! Ваша суть, это сутолока минус моё у — толока — толкотня. Бессмысленное, неуправляемое неорганизованное движение!

ОН… Как смотреть. Сутолока — толкотня — толк — толкать. Двигать направлено относительно источника движения. Суть плюс толк. Суть — жизнь, толк — движение. Жизнь — движение, изменение, метаморфозы. Берём толкушку и измельчаем зерно в муку. Из муки печём лепёшки. Переход из одного качества в другое. Формация — трансформация — конформация. Поиск единства, единения всех вероятных многообразий. Вот и мы с вами толкуем, ищем, можно сказать, смыслуем.

ОНА. Вам позволь, вы скажете: сутьствуем.

ОН… (Смеясь.) Нет, ещё нет. Не доросли. Скорее, присутсвуем. Но из вашего нуля выйдет толк!

ОНА. Бестолковщина. Действительно, толчём воду в ступе. Истина — ст. С о получается — стол, с у получается — стул. Столб и тулья. Опять куда-то...

ОН… Попробуйте объединить мой стол с вашим у.

ОНА. (Немного подумав.) Устол. То есть — тот же стул. На мебель перешли. Потом обсудим комод, шифоньер, тахту?

ОН… Почему нет? Суть движется, перетекает.

ОНА. Мерзавец.

ОН… С чего? Тахта — покой — сон — пробуждение — утро — новый свет — новый день.

ОНА. Ваше О проявляет подавляющее начало в отношении к моему У. Стол-устол — уменьшенный, приставленный, ущербный. Вековая дискриминация полов, интеллектуальный геноцид.

ОН… Да?! Сударыня, ко мне ли ваши речи? Наши выводы — отражение наших же ощущений. И слышу я в буяньи моря ту песню, что любила я.

ОНА. Значит, я бестолковая? Дура?

ОН… (Хитро.) При-дурочная.

ОНА. Что? Как вы сказали, при-дурочная?

ОН… Ну да, следуя вашей логике.

ОНА. Это уже слишком! Кажется, засиделись. И дождик. Моросит.

ОН… Моросит. Возьмите пиджак. Я-то как раз не мерзлявый.

ОНА. Вот уж нет. По-моему, мы перешли границы. Пора остановиться!

ОН… Переступили за грань?

ОНА. Хватит, вам не надоело? О чём ваше величество О может говорить с придурочной?

ОН… Но до этого говорил о чём-то?

ОНА. Хм… Стол — устол, при-стол.

ОН… Хм… ПрЕ-стол. Кстати, этот костюмчик вам очень к лицу. На ваших ножках прекрасные туфельки. (Вкрадчиво.) Может, поговорить о ногах? Ноги человеческие — целая эпопея. Ах! долго я забыть не мог две ножки… Грустный, охладелый, я всё их помню… Можно сочинять тома. И сколько напишут. Ах, ножки-ножки! Вы не замёрзли?

ОНА. После некоторого молчания.) Немного. А вы пошляк!

ОН… Наденьте. (Аккуратно набрасывает на её плечи свой пиджак.)

ОНА. (Чуть не плача.) Хамство.

ОН… Улыбнитесь. Это же пустяки. Смотрите, как легко мы раздвинем границы.

ОНА. Зачем?

ОН… За смыслом. Вы обиделись на грубость, ощутили хамство? Но вы сами оборвали течение мысли. Моё О оккупирует и подчиняет ваше независимое У? Но мысль скользит дальше. Ваше, извините, при-дурочное У при О. У О. Но тогда моё наглое бесцеремонное О — круглый дурак!!! Полный идиот! Придурочная может существовать только при дураке. И кому впору обижаться?

ОНА. Не мне?

ОН… Приставка при— или предлог у— не позволяют новому существительному полностью нести в себе те же качества и свойства, что и слово, от которого оно образовано. В данном случае при-, это приближение, соседство. А вот, увеличивает и усиливает значение приставка пре-, хоть и звучит, как при-. И часто впопыхах мы путаем альфу с омегой.

ОНА. То есть вы хотите сказать, что это я обозвала вас дураком?

ОН… Я ничего не хочу сказать. Все выводы каждый делает сам. Чем реже выдёргиваются мысли, тем гармоничней отражение. Окружность, к примеру, не имеет углов и окончаний, а значит, в ней нет бессмысленных коридоров и тупиков.

ОНА. Пони бегает по кругу. Пони девочек катает.

ОН… Пони мальчиков катают.

ОНА. Какая я, кажется, дура, пре-дура, бестолочь. Не способная. Не воспринимающая. Трусливая, забитая, растерянная, как… Как?

ОН… Как девочка.

ОНА. (Плача.) Я — взрослый человек, взрослый, и должна найти способ помочь. Я должна облегчить. Он не достоин такой участи. Это не справедливо. Он прожил непомерно печальную жизнь. Но он сильный, а мне не справиться, я слабая, и… Теперь совсем одна. Работа, институт, больница. Не успеть. И сижу, сижу. Абсолютная пустота. Неподвижность.

ОН… Сложно?

ОНА. Стыдно.

ОН… (Приобняв.) Нормально. Форма рождается из пустоты. Движение начинается с полного покоя.

ОНА. Вам всё ещё хочется спорить? В споре рождается истина?

ОН… В споре рождаются споры.

 

Они некоторое время молчат.

 

ОНА. Извините, а что сейчас больше всего хотите вы? Только честно!

ОН… Я? Не знаю. Тепла. В самом деле похолодало.

ОНА. (Мягко высвобождается, снимает пиджак, подаёт ему.) Значит, берёте пиджак, встаёте...

ОН… Понял! Встаю. И иду. Опять иду. Всё дальше и дальше.

ОНА. Нет, теперь вы не так поняли. Встаёте, берёте пиджак в левую руку, хотя, можете и надеть, меня (подает ладонь) под правую. Мы идём.

ОН… (Берет ее пальцы в свои.) Мы? Действительно, как я не догадался? (Шутливо.) Ноги в руки и вперёд! Хм. Извините. А куда?

ОНА. Хм. (Тихо.) Ко мне.

ОН… (Также тихо.) Зачем?

ОНА. (Удивлённо.) Пить чай.

ОН… Чай? (Смеясь.) Не додумался. Пить чай — это так просто, вместе с этим оригинально.

ОНА. Идёмте?..

ОН… (Качает головой.) Не сегодня. Вам до завтрашнего утра ещё многое предстоит передумать. Одной. Без посторонних.

ОНА. (Глядит ему в глаза.) Очень многое? (Он пожимает плечами.) Тогда возьмите хотя бы… (Изображает набор номера на телефоне.)

ОН… Не стоит.

ОНА. (Показывая пальцем вверх.) Обидится?

 

Он улыбается, молчит.

 

ОНА. Испугается?

 

Он опять пожимает плечами.

Она опускает взгляд.

 

ОН… (После паузы.) Возьмите лучше мой. (Достаёт визитку.) Позвоните сами, если… Если действительно захотите.

 

Обходит девушку со спины и снова набрасывает на неё пиджак, незаметно целует в затылок, заглядывает в лицо, разворачивается и стремительно уходит по песчаной дорожке. Неожиданно останавливается и машет рукой.

 

ОН… (Кричит.) Истина — бесконечное мгновение.

 

Исчезает. Она машет в ответ. Какое-то время стоит.

 

ОНА. Мгновенная бесконечность… (Кутается в его пиджак, медленно идёт в другую сторону.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Драмаразматический этюд. Без фабулы, сюжета и «морали». В одном явлении. Подражание А. Соколовой. (Май 1980; 2000 — нежная реставрация и дополнения.)

 

Действующие лица: ОН, ОНА. (Персонажи пока молоды, и им это простительно.)

 

— « Уж полночь близится, а Германа всё нет».

— Вы кого-то ждали? (Из реального диалога.)

 

Вечер. Сквер. Рядом Казанский собор. На скамье сидит Она. Недалеко стоит Он. Он изредка переходит с одного места на другое, разглядывая Её, потом подходит ближе.

 

ОНА. Что вы всё смотрите на меня?

ОН… Я? Рассматриваю.

ОНА. Не легче!

ОН… Не бойтесь, о ваших ножках не буду.

ОНА. Вы и о другом можете?..

ОН… Поговорить?

ОНА. Идиотская черта — вопросом на вопрос.

ОН… А хочется?

ОНА. Нет!

ОН… То есть, вы знаете, чего хотите!?

ОНА. Хочу, если заговорили, сменить тему.

ОН… О ногах?

ОНА. Вообще-то, сквер большой, мест много, пройдите вперёд — сядете. Отдохнёте. Мельтешите, в глазах рябит.

ОН… Сидите — отдыхаете?

ОНА. Сижу. Отдыхаю.

ОН… (Задумчиво.) Ждёте.

ОНА. Жду?

 

ОН кивает

 

ОНА. Если уж так настойчивы, объяснитесь...

ОН… Ждё-оте.

ОНА. Кого?.. Чего?

 

Он пожимает плечами.

 

ОНА. Думала, вы не только уверенны, но и прозорливы.

ОН… Ждёте, что подойдёт кто-нибудь и заговорит… Желательно, не о ногах. Да можно и о ногах. Лишь бы заговорил.

ОНА (Резко.) Так! Если только это, говорите, можете о ногах, и… Ходите дальше. Ну!

ОН… Хожу. Двадцать минут. Думаю.

ОНА. Пойду ли я с вами?

ОН… Не-ет. Думаю, что вы думаете… думая о том, как я думаю, думая о вас.

ОНА. Что, что, что?..

ОН… То есть, размышляю, как вы мыслите о себе и обо мне, зная, что я смотрю.

ОНА. Д-да. Для завязки — достойно. Только чертовски путано.

ОН… Поясню кратко. Пока смотрел, многое о вас понял.

ОНА. Зато я не поняла. Будете читать мораль?

ОН… Мораль?.. Зачем? Я лишь попробовал проследить ход ваших мыслей, когда рядом с вами субъект, явно заинтересовавшийся вашей персоной, правда, с непонятной для вас целью. Было интересно. Любое состояние, от заинтересованности до ненависти, я фиксировал и вбирал, как одушевлённая, но бесчувственная вычислительная машина. Поверите? Узнал всё!

ОНА. Всё?.. Так что ещё тут стоите?

ОН… (Вздохнув.) Потому, что ничего не узнал.

ОНА. Засоряете мне голову?

ОН… Честно. Честно-честно. Парадокс?

ОНА. Абракадабра. Быть может не очень мудрёно, да я пока не… Поясняйте попонятней.

 

Он присаживается рядом с ней на скамейку.

 

ОН… Мы ездим в одном транспорте, надеваем одинаковые пальто, употребляем стандартные фразы. Становимся похожими, бегущими, порой не глядя, но мчащимися, толкающимися, бранчливыми. Всё обо всех и обо всём знаем. Все!

ОНА. Все?

ОН… По крайней мере, кажется...

ОНА. Вы кто?

ОН… Я?

ОНА. Вы. Кто? Доктор?

ОН… Доктор?! Вряд ли.

ОНА. Официант, артист, политик?..

ОН… Ни то, ни другое. Обыкновенно, человек.

ОНА. Увлекались психологией?

ОН… Всерьёз? Нет. В детстве. Тогда все увлекались чем-то в этом роде.

ОНА. Что-то неправдоподобно долго затянулось детство. Сами — парадокс!

ОН… Есть немного. (Встаёт.)

ОНА. (Удерживая.) Я пошутила. (Почти просительно.) Ну, сядьте.

ОН… (Помолчав.) Страшно?

ОНА. (Помолчав.) Горько.

ОН… (Помолчав.) Знакомо.

ОНА. Отправила в больницу единственного близкого человека… Он заменил мне отца и мать… А я и помочь не смогу… Пусто. (Неожиданно улыбнувшись.) Сядьте. Вы же так страстно хотели объяснить, почему, узнавая, знаете обо мне меньше, чем (она хохотнула) до начала обследования. В конце концов, парадокс, это же не игуанодон.

ОН… Нам склонно думать, будто знаем… Но, произнося слова, понимаем смысл, как слепой негр глухого эскимоса. Парадоксально, что...

ОНА. Что?

ОН… Что...

ОНА. Что?.. Разноязычность — норма?.. Вавилон?

ОН… Вавилон?!

ОНА. Ва — ви — лон! Это-то понятно?

ОН… А-а… (Утвердительно.) Вавилон!

ОНА. Уже кое-что.

ОН… Допустим.

ОНА. Но. Лишь в легенде, в библейской древности люди были сплочены общей целью — отстроить город, достичь неба. Верили в свои силы, поддерживали друг друга. Смешно. (Напевает.) Всё выше и выше, и выше… Тяп-тяп-тяп… кирпич к кирпичу… Гигантская башня… Ещё немного...

ОН… Еще чуть-чуть!.. И у-у! У-ух!

ОНА. У-ух! Всемогущий Творец не вынес бахвальства. (Ехидно.) Обиделся?

ОН… (В тон.) Испугался.

ОНА. Дикие? Наглые?

ОН… Как знать.

ОНА. (Вдумчиво). И разделил. Сам. Не дожидаясь визита. Перемешал языки, развёл… По разным сторонам.

ОН… Увы, башня недостроена. Значит, не время? Или… Идея убога?

ОНА. Идея? У Бога? (Едко.) Бога нет, забыли аксиому?

ОН… Да где уж, помню. Вокруг атеисты! Но чем заменить? Мы привыкли всё сваливать на кого-то, на Бога в том числе. (Усмехаясь.) Счастливы верующие, однако безбожникам тоже хочется. И изобретают личные фетиши или кумирни. И ходят миллионы одиноко поклоняющихся одиноким своим божествам. А вечерами садятся на скамейки и неосознанно ждут.

ОНА. Ждут… В который раз играете словом! Если ждут, то чего-то?

ОН… Надеются. Вдруг появится человек одной с ними веры или иного, сокровенного знания, проявится, хоть на минуту, понимание. Молчаливо, сосредоточенно, честно, открыто.

ОНА. Вы ждёте?..

ОН… Хм. Ждать безрассудно. Найдём — откроется форма. Воцарится единение. Но без заносчивости, без спеси, вот тогда одна цель — совершенство.

ОНА. Хм. (Распевно.) Человечество вспомнит о старой, поросшей мхом башне и перестроит её… Хм. Не верю. Если бы так… Тогда… Фу-у. А вдруг её опять кто-нибудь разрушит?

ОН… Зачем?!

ОНА. Из любопытства. Познания ради.

Он… Хм.

Она. Или назло, просто так.

ОН… Однако. (Горячо.) Возможно, совершенство — способность осознать то, что сотворило нас — природу, мир!

ОНА. Но ради чего?

ОН… Можно противопоставить разрушающей силе равную, нейтрализовать её.

ОНА. Конечно-конечно. Нужно. Вопрос, кому? Конкретно это поможет!?

ОН… А причём мы конкретные?

ОНА. Мы? Ну… Конечно-конечно.

ОН… Важен факт приручения бесконечной энергии, её восстановление в пройденном уже направлении.

ОНА. Конечно...

ОН… Конечно!

ОНА. (Почти зло.) Нет! Не желаю приручения абстрактного, ещё и без конкретного. Конкретное! Сегодня! Тогда захочется и нереального. Помощь нужна через час, сию минуту, — всякие мысли о запредельном, туманном не имеют смысла. Когда испытываешь постоянный страх и ощущаешь беспомощность, идеи кажутся лживыми.

ОН… Да. Но отпустите… Отпустите страх. Примите неизбежное. Внутренне. Как данность. И вы сохраните силы. Ваш страх опустошает не только вас, но и близкого человека. Освобождайтесь. Радуйтесь оставшемуся. Не угнетайте себя, и, возможно, время замедлит бег, а события поменяют ход. Уверенность, что вы спокойны, успокоит и его, даст силы. Когда-нибудь вопрос смерти решится. Возможно. Решится не в ее пользу! (Ирон.) Душа облагородит, тело поддержит. А в наше время, только любовь...

ОНА. Любовь… Бессмертие?.. Заманчиво. Когда и кто постигнет?

ОН… Может, и мы. Даже истину. Нужно откопать суть.

ОНА. Темнеет.

ОН… И?..

ОНА. Поздновато для поисков.

ОН… Да?..

ОНА. Да.

ОН… Да. Уж полночь близится, а Германа всё нет.

ОНА. Значит, это вы кого-то ждали?..

ОН… Я? Нет, что вы… Навязчив? Просто цитата.

ОНА. Понимаю. Только… Мы так и не объяснились. Узнавая обо мне, вы ничего не знаете про меня...

ОН… Ах, да! Всё просто. Вы — человек, я — человек. Мы — люди. Люди, птицы, горы, моря, солнце, звёзды — Сущность. Её проявления. И Природа, Мироздание осознаёт самое себя и при содействии Человечества. Возможно, просит о помощи.

ОНА. Отдаёт идеализмом!

ОН… Гордыней…

ОНА. По-вавилонски?

ОН… Пройдёт. Мы в начале. Самоуверенность — подпорка. Чем больше узнаём, тем больший мир открывается. Мудрость — наследие опыта. Опыт — осмысление действий. Главное — первый шаг. Истина — истец — иск — искатель — искомое. Шаг, шаг, шаг — и смещение ударения на второй слог — Истина. Звучит? Мощь! Открылась бесконечность, Вселенная. Тягучее, ленное, округлое, неспешное, размеренное, стремящееся в своём расширении к великой неподвижности. И одновременно с этим, к уходу в самое себя до полного исчезновения. Мириады, вырывающихся из ниоткуда, частиц, сутей, безостановочно несущихся, покрывая все мыслимые пределы. Может, и не парадокс, что я понимаю вас ещё меньше, чем до этого. Истина, вероятно, — бесконечность. И вы тоже — чья-то истина.

ОНА. Польщена. Однако, если истина бесконечна, познавать бесконечно. А жизнь — предел. Бесконечность — конечность, кон — предельность.

ОН… К сожалению.

ОНА. (Поёжившись.) Зачем вам такая истина? Мы смертны. Воевать за бессмертие не по силам.

ОН… Да?

ОНА. Да!

ОН… Пожалуй… А зачем воевать? Кон — конечность, предельность — дельность. Дело!

ОНА. Будет дело, взбодрится и тело! Красиво. Но это только игра в слова. Игра.

ОН… Игра. Игра-игра… Но какая!

ОНА. Открытие тайны при помощи потрёпанного букваря? Соблаговолите: дельность — дело — о! О?

ОН… О!

ОНА. А вот и нет! Не О. Ноль

ОН… О!

ОНА. Нет. Ноль, нуль!

ОН… О — дело, деятельность— О. О — ст, мягкий знак — сть.

ОНА. Нуль, нуль, нуль! У — у.

ОН… Хотите нуль?! Пожалуйте: у — ст… Устье.

ОНА. И я говорю: устье — уста… Звук, слова.

ОН… Нет. Вот так: с — у — т — мягкий знак!

ОНА. Что, суть?..

ОН… Извольте, ваше У.

ОНА. Тогда — о, ваше ничто! Ноль. Пустота. Слова, слова. Эхо. Только звук: о — о.

ОН… В начале было слово?..

ОНА. Ну-у… Да. Петушиное… Отыщешь, всё устроиться, а мироздание тебе медаль на иссохшую в поисках, немощную грудь — шлёп! И в футляр за казенный счёт. Потому как, после искателя — ни веточки, ни деточки! Один звук.

ОН… О-о...

ОНА. У-у...

ОН… М-м. (Поёт.) О — о — о — о — о. (Долго с удовольствием, потом снова).

ОНА. И часто так с вами?

ОН… Первый раз. Минутку. (Опять поет.)

ОНА. Тогда — у. (Начинает гудеть.) У — у — у.

ОН… Здорово. О — это звук! Сила. Песня вселенной. О! Ноль. Творящее ничто. Великая пустота. Начало всех начал. Исход всех путей.

ОНА. (Гудит.) У — ну — нуль — уль — улей — у...

ОН… Ищете суть?

ОНА. Отстаньте, мешаете. У — о — у — о — с — т — су — то… (Радостно.) сутолока! Ваша суть, это сутолока минус моё у — толока — толкотня. Бессмысленное, неуправляемое неорганизованное движение!

ОН… Как смотреть. Сутолока — толкотня — толк — толкать. Двигать направлено относительно источника движения. Суть плюс толк. Суть — жизнь, толк — движение. Жизнь — движение, изменение, метаморфозы. Берём толкушку и измельчаем зерно в муку. Из муки печём лепёшки. Переход из одного качества в другое. Формация — трансформация — конформация. Поиск единства, единения всех вероятных многообразий. Вот и мы с вами толкуем, ищем, можно сказать, смыслуем.

ОНА. Вам позволь, вы скажете: сутьствуем.

ОН… (Смеясь.) Нет, ещё нет. Не доросли. Скорее, присутсвуем. Но из вашего нуля выйдет толк!

ОНА. Бестолковщина. Действительно, толчём воду в ступе. Истина — ст. С о получается — стол, с у получается — стул. Столб и тулья. Опять куда-то...

ОН… Попробуйте объединить мой стол с вашим у.

ОНА. (Немного подумав.) Устол. То есть — тот же стул. На мебель перешли. Потом обсудим комод, шифоньер, тахту?

ОН… Почему нет? Суть движется, перетекает.

ОНА. Мерзавец...

ОН… С чего? Тахта — покой — сон — пробуждение — утро — новый свет — новый день.

ОНА. Ваше О проявляет подавляющее начало в отношении к моему У. Стол-устол — уменьшенный, приставленный, ущербный. Вековая дискриминация полов, интеллектуальный геноцид.

ОН… Да?! Сударыня, ко мне ли ваши речи? Наши выводы — отражение наших же ощущений. И слышу я в буяньи моря ту песню, что любила я.

ОНА. Значит, я бестолковая? Дура?

ОН… (Хитро.) При-дурочная.

ОНА. Что? Как вы сказали, при-дурочная?

ОН… Ну да, следуя вашей логике.

ОНА. Это уже слишком! Кажется, засиделись. И дождик. Моросит...

ОН… Моросит. Возьмите пиджак. Я-то как раз не мерзлявый.

ОНА. Вот уж нет. По-моему, мы перешли границы. Пора остановиться!

ОН… Переступили за грань?…

ОНА. Хватит, вам не надоело? О чём ваше величество О может говорить с придурочной?

ОН… Но до этого говорил о чём-то?

ОНА. Хм… Стол — устол, при-стол.

ОН… Хм… ПрЕ-стол. Кстати, этот костюмчик вам очень к лицу. На ваших ножках прекрасные туфельки. (Вкрадчиво.) Может, поговорить о ногах? Ноги человеческие — целая эпопея. Ах! долго я забыть не мог две ножки… Грустный, охладелый, я всё их помню… Можно сочинять тома. И сколько напишут. Ах, ножки-ножки! Вы не замёрзли?

ОНА. После некоторого молчания.) Немного. А вы пошляк!

ОН… Наденьте. (Аккуратно набрасывает на её плечи свой пиджак.)

ОНА. (Чуть не плача.) Хамство.

ОН… Улыбнитесь. Это же пустяки. Смотрите, как легко мы раздвинем границы.

ОНА. Зачем?

ОН… За смыслом. Вы обиделись на грубость, ощутили хамство? Но вы сами оборвали течение мысли. Моё О оккупирует и подчиняет ваше независимое У? Но мысль скользит дальше. Ваше, извините, при-дурочное У при О. У О… Но тогда моё наглое бесцеремонное О — круглый дурак!!! Полный идиот! Придурочная может существовать только при дураке. И кому впору обижаться?

ОНА. Не мне?

ОН… Приставка при— или предлог у— не позволяют новому существительному полностью нести в себе те же качества и свойства, что и слово, от которого оно образовано. В данном случае при-, это приближение, соседство. А вот, увеличивает и усиливает значение приставка пре-, хоть и звучит, как при-. И часто впопыхах мы путаем альфу с омегой.

ОНА. То есть вы хотите сказать, что это я обозвала вас дураком?

ОН… Я ничего не хочу сказать. Все выводы каждый делает сам. Чем реже выдёргиваются мысли, тем гармоничней отражение. Окружность, к примеру, не имеет углов и окончаний, а значит, в ней нет бессмысленных коридоров и тупиков.

ОНА. Пони бегает по кругу. Пони девочек катает.

ОН… Пони мальчиков катают...

ОНА. Какая я, кажется, дура, пре-дура, бестолочь. Не способная. Не воспринимающая. Трусливая, забитая, растерянная, как… Как?

ОН… Как девочка...

ОНА. (Плача.) Я — взрослый человек, взрослый, и должна найти способ помочь. Я должна облегчить. Он не достоин такой участи. Это не справедливо. Он прожил непомерно печальную жизнь. Но он сильный, а мне не справиться, я слабая, и… Теперь совсем одна. Работа, институт, больница. Не успеть. И сижу, сижу. Абсолютная пустота. Неподвижность.

ОН… Сложно?

ОНА. Стыдно.

ОН… (Приобняв.) Нормально. Форма рождается из пустоты. Движение начинается с полного покоя.

ОНА. Вам всё ещё хочется спорить? В споре рождается истина?

ОН… В споре рождаются споры.

 

Они некоторое время молчат.

 

ОНА. Извините, а что сейчас больше всего хотите вы? Только честно!

ОН… Я? Не знаю… Тепла. В самом деле похолодало.

ОНА. (Мягко высвобождается, снимает пиджак, подаёт ему.) Значит, берёте пиджак… Встаёте...

ОН… Понял! Встаю… И иду. Опять иду. Всё дальше и дальше...

ОНА. Нет, теперь вы не так поняли. Встаёте, берёте пиджак в левую руку, хотя, можете и надеть, меня (подает ладонь) под правую. Мы идём.

ОН… (Берет ее пальцы в свои.) Мы? Действительно, как я не догадался? (Шутливо.) Ноги в руки и вперёд! Хм… Извините. А куда?

ОНА. Хм. (Тихо.) Ко мне.

ОН… (Также тихо.) Зачем?

ОНА. (Удивлённо.) Пить чай.

ОН… Чай? (Смеясь.) Не додумался. Пить чай — это так просто, вместе с этим оригинально.

ОНА. Идёмте?..

ОН… (Качает головой.) Не сегодня. Вам до завтрашнего утра ещё многое предстоит передумать. Одной. Без посторонних.

ОНА. (Глядит ему в глаза.) Очень многое? (Он пожимает плечами.) Тогда возьмите хотя бы… (Изображает набор номера на телефоне.)

ОН… Не стоит.

ОНА. (Показывая пальцем вверх.) Обидится?

 

Он улыбается, молчит.

 

ОНА. Испугается?

 

Он опять пожимает плечами.

Она опускает взгляд.

 

ОН… (После паузы.) Возьмите лучше мой. (Достаёт визитку.) Позвоните сами, если… Если действительно захотите.

 

Обходит девушку со спины и снова набрасывает на неё пиджак, незаметно целует в затылок, заглядывает в лицо, разворачивается и стремительно уходит по песчаной дорожке. Неожиданно останавливается и машет рукой.

 

ОН… (Кричит.) Истина — бесконечное мгновение.

 

Исчезает. Она машет в ответ. Какое-то время стоит.

 

ОНА. Мгновенная бесконечность… (Кутается в его пиджак, медленно идёт в другую сторону.)

Еще произведения автора

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль