Я выбрала именно эту тему для проекта, потому что физика и литература являются одними из моих любимых предметов, и потому что в различных литературных произведениях можно встретить описание физических явлений или процессов, которые довольно часто неправильно трактуются с точки зрения физики.
Поэтому мне стало интересным при чтении художественных текстов подметить такую «литературную ошибку» и попытаться «опровергнуть» автора, составив и решив задачу по физике. И ещё мне бы хотелось установить связь между физикой и миром литературы.
Моя работа интересна тем, что в ней показано каким образом физические явления, «вошли» в народное творчество. Физика, присутствующая в области народного творчества, поможет лучше воспринять то или иное физическое явления, запомнить его и впоследствии воспользоваться данными знаниями.
Задачи с художественным содержанием представляют возможности для моделирования ситуаций, помогают глубже понять окружающий мир, формируют критическое мышление, умение дать научный анализ сюжета, развивают образное и логическое мышление, позволяют выйти за границы учебника. Решение задач на основе литературных сюжетов позволяет глубже узнать и еще больше полюбить такую волшебную науку, как физика.
Объект исследования: В данной работе сделана попытка понять пословицы, поговорки, народные приметы, стихотворения с точки зрения физических законов. Такой подход позволяет более глубоко проникнуть в окружающий нас мир, лучше узнать природу, оценить ее красоту и неповторимость и переосмыслить произведения, которые вы читали раньше.
Цель работы: Рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе и в народном фольклоре.
Предмет: Пословицы, поговорки, народные приметы, стихотворения и другие литературные произведения.
Задачи работы:
- Определить возможные «точки пересечения» физики и литературы;
- Выявить возможности художественного текста для изображения физических явлений;
- Привести конкретные примеры описания физических явлений в литературных произведениях;
- Сделать выводы о роли описанных явлений в литературных произведения.
- Провести исследование развития познавательного интереса школьников при решении данных задач.
- Проанализировать научную литературу по проблеме проекта.
- Проанализировать явление природы, законы физики в отрывках из художественной литературы.
Гипотеза исследования: Задачи по физике, разработанные на основе литературных произведений самими учащимися, способствуют лучшему усвоению материала по физике, развитию мотивации учения у школьников.
«Точки пересечения» физики и литературы
Один очень умный человек сказал: «Без физики нам не прожить!». Это значит, что во всех сферах жизнедеятельности человека мы сталкиваемся с проявлениями физики в той или иной форме.
Везде и всегда. Казалось бы, ну какое отношение имеет физика к самой не физической области как лирика. Литература, поэзия, устное народное творчество на первый взгляд так далеки от точной науки физики.
Раскрытие тайн и законов природы человеком всегда волновало не только ученых, но и литераторов. Поразительно, насколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования.
В связи с этим нельзя не вспомнить удивительное стихотворение А.С. Пушкина, где каждая строчка — глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется любой современный физик:
«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.»
Михаил Васильевич Ломоносов смог передать красоту и удивительность физических явлений в прекрасном литературном слоге
Один твердил:
«Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей».
В отрывке стихотворения Ломоносов приводит веское доказательство гелиоцентрической системы мира, опираясь на принцип относительности механического движения.
Среди научных учений, физика занимает особое место. Любой читающий человек, несомненно, найдет для себя возможные «точки пересечения» физических знаний, и литературных текстов, в которых физика предстает в различных ролях.
Описания физических явлений в различных литературных произведениях
Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются.
В произведении М.М. Пришвина «Весна света» найдем описание тепловых процессов — плавления и кристаллизации:
«В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по— своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей».
«Желоб высунет из себя ледяной язык» — это кристаллизация; а «с него закапает» — это плавление.
Капитан Врунгель, вернувшись из очередного кругосветного путешествия, рассказывает:
«У нас в кают-компании на стене висит ружьё. Старинное охотничье ружьё. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже — как бабахнет! Мы как раз стояли у острова Борнео. Я врываюсь в кают-компанию и что же вижу? Ружьё раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими золотыми рыбками…Вода выливается через дыры, как сквозь кингстоны, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно… Пришлось мне заткнуть пробоину и вызвать своих помощников».
Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоречит закону физики?
Ответ: Пуля, попавшая в сосуд с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. Если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги, а лишь оставила бы в нем отверстия.
Беляев А.Р. «Человек — амфибия».
«Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело».
Объясните заявление автора.
Ответ: в воде тела легче, т.к. на них действует выталкивающая сила.
В ряде литературных произведений описывается физическое явление-инерция.
Например: М.М. Пришвин «Кладовая Солнца»
«В это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние лапы, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно и сошлось — собака бросилась, а заяц остановился. И собаку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками уже летел по тропе…»
Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
«Стоило коню остановиться, как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места, Рыцарь тотчас падал назад»
Ф. Искандер «Святое озеро»
Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз.
«Поперек его пути была глубокая траншея, где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился»
В большинстве современных произведений развиваются различные гипотезы о строении вещества, о свойствах пространства и времени, гравитации, полей биологического происхождения, предполагаются способы передвижения в пространстве и т.д. Также можно описать процесс решения каптчи, работа над которой сейчас трудятся тысячи людей во всем мире и получают за решения некоторое количество денег. Работа свободная и совершенно не сложная.
Научные знания по теме «Сила тяжести. Вес тела» можно расширить путем прочтения отрывка из рассказа А.Р. Беляева «Над бездной», темы «Вес тела, движущегося с ускорением» — отрывком из повести А.Н. Толстого, явления испарения и конденсации упоминаются в повести А.Р. Беляева «Продавец воздуха».
Физические явления в стихотворениях
А. С. Пушкин
«Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед»
Возникает вопрос: почему коньки режут лед?
Ответ: «Режут лед» — т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.
Никитин «Утро»
«Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается...»
Что это за белый пар? А почему туман чаще всего образуется в низинах? Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух.
А. Фет «Метель»
«Все молчит, — лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветер шумит»
Почему лучина «горит с треском»?
Ответ: Треск лучины при горении можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна.
Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…»
С каким физическим явлением связан туман? А какую особенность можно заметить? Как образуется вечерний туман?
Ответ:После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. При этом поверхностные слои воздуха начинают отдавать свое тепло земле.Сами они охлаждаются, и водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.