Мораль для авторов, или куда мы дели сюжет... / Шереметьев Федор
 

Мораль для авторов, или куда мы дели сюжет...

0.00
 
Шереметьев Федор
Мораль для авторов, или куда мы дели сюжет...
Обложка произведения 'Мораль для авторов, или куда мы дели сюжет...'
Мораль для авторов, или куда мы дели сюжет...

Как правило и в большинстве случаев критика на литературных сайтах представляет из себя замечания по стилю. (Да, бывают попытки подравнять индивидуальный стиль под общефорумный, но это уже отдельная тема)

И гораздо реже пишут замечания по поводу сюжета. Настолько редко, что я их практически не встречаю. А жаль, потому что сюжет, дорогие мои авторы, писатели и графоманы — это наше самое главное. Это то, ради чего и затевается вся эта суета со стилем, героями и мирами.

У нас есть герой, с которым происходят события (или два героя, или десять — не суть). У нас есть мир. И у нас есть сами события. Вот все это в совокупности будет нашей фабулой. А событийный ряд — это и есть наш сюжет.

И вот тут наступает частый и множественный затык. Ступор. Тормоз.

У нас есть наш герой, и задача автора — провести его из точки А в точку Б, от начала нашей нетленки до самого конца. В течении всего этого путешествия у нашего героя может быть множество остановок, разных пунктов и так далее. Но конечная цель — неизменна, из пункта А в пункт Б, от начала к концу.

Сейчас попробую объяснить.

Авторы создают героя, создают мир. Прописывают мелкие детали, внешность. Одежду, привычки, правила. Множество мелочей, относящихся к созданному миру (это если автор пишет фентези или фантастику). И все это хорошо, нужно и отлично.

Авторы шлифуют первые главы, вычитывают всякие мелочи, вылизывают текст. И это тоже нужно, хорошо, отлично и все такое.

Но вот что дальше делать со своими героями — авторы не знают. Потому что у них отсутствует главная составляющая фабулы. Сюжет.

Его нет. Он не продуман. Автор не знает — чего хочет его герой, к чему стремится, куда желает попасть и так далее. Потому текст без сюжета или зависает, или разваливается буквально на глазах.

Давайте теперь еще проще и популярнее.

Вот есть у нас сказка про Красную Шапочку. Какой у нее сюжет?

Все просто. У девочки заболела бабушка. Девочка пошла ее проведать, встретилась с волком, рассказала ему больше, чем следовало. За что поплатилась. Но добро побеждает зло — потому дровосеки тут как тут, и брюхо волка распорото, и девочка с бабушкой благополучно пережили передрягу. Отсюда мораль — не будь дурой и не болтай с первым встречным в лесу.

Вот он — главный и нужный сюжет.

Что происходит, когда теряется сюжет?

Автор начинает описывать Шапку, ее маму, ее дом. Соседскую вредную старуху, насылающую порчу, эльфийские рецепты, по которым мама печет пирожки, самих эльфов, что живут в соседнем городе. Внешность Шапки (обязательно в зеркале — это ваще модный тренд)))), ее комнату, ее ноутбук, что создали гномы. Ее тайную переписку с соседским мальчиком Капюшоном (к примеру) и так далее. Текст удлиняется и растягивается. Обрастает подробностями. Например, флешбеки из детства Шапки, как она игралась с этим самым Капюшоном. После двойной флешбек — из детства Шапки в младенчество Шапки. И так далее. Появляются новые герои — родня Шапки, ее двоюродные и троюродные братья, которые тоже хорошо и тщательно прописываются, и с которыми тоже происходят какие-то действия.

Текст растет, увеличивается. Но сюжета по-прежнему нет. Автор все не может до него добраться. Шапка все не идет и не идет в лес. Текст зависает, интерес у читателя пропадает. Да и сам автор уже порядком замучился со своим опусом и не знает — что писать дальше.

В то же время все эти подробности, флешбеки, вставки и истории предков никак не работают на сюжет — поход Шапки в лес и встречу с волком. Все это можно спокойно-преспокойно вырезать и забыть.

Сюжет — это те ключевые события, что происходят с вашим героем. События, изменяющие его жизнь, его характер, его судьбу. Их нужно продумать. Большие или мелкие — они должны нарастать, подводить к кульминации. То есть обычная простая схема — завязка-кульминация-развязка.

Да, в завязке может быть много событий — целый ряд. Могу встречаться герои, направляющие вашего главного героя к кульминации — то есть к пресловутой точке Б. У вас может быть два или больше главных фокальных героев — но с ними тоже все точно так же. Вы можете сделать флешбэк концовки — то есть начать с того, что дровосек вламывается в дверь, машет топором и убивает волка, а после уже рассказывать, с чего все началось. Не суть. Вы все равно должны привести вашу Шапку к кульминации, то есть она должна встретиться с волком, после попасть ему в зубы. Кульминация ваша должна звучать на крещендо, затрагивать внутренние струны читателя, заставлять его трепетать и нервничать. К этому надо идти и идти. Это и есть главная задача писателя.

Бывает так, что автор все же отправляет Шапку в лес. Сюжет завязался, читатель в напряжении. Вот и коварный волк, которому наивная девочка выкладывает все подробности бабушкиного адреса. Читатель нервничает, кусает ногти. Что же дальше? Сожрет ли волк глупую девочку?

Желанный экшен близко, вот-вот разразится кровавая драма. (Особо страстные до крови читатели жаждут кровавых сцен).

И тут — облом-с. Автор сливает сюжет. Волка хватает милиция/инопланетяне/маги/гномы. Или Шапка вовремя вспомнила заклинание, или пошел радиоактивный дождь, и волк превратился в поганку.

Другими словами — автор подставляет рояль и сюжет отваливается. И снова пошли флешбэки, родственники, описания в зеркале и прочая лабуда.

Это еще одна ошибка. Авторы, если уж ваша Шапка встретилась с волком — то не обламывайте читателя. Пусть волк ее сожрет. То есть завершите сюжет, не сливайте его, не скидывайте. Не суйте рояли в кусты и баяны под лавки.

А для этого сюжет ваш должен быть продуман. То есть вы должны точно знать свою точку А и точку Б. И в момент, когда наступает неписец (другими словами, завалили флешбэками текст, заблудились в описаниях родственников и мира) — самое время вспомнить об этих точках. Откуда и куда идет ваш герой? Что с ним должно произойти?

И двигаемся по канве. Или по плану — план романа(или, там, повести) — это очень и очень хорошо.

 

А есть еще один пункт. Это внутренние пласты.

Это, конечно, для продвинутых, для особо умных.

Это когда Шапка задумывается — а стоит ли вообще доверять миру, или надо закрыться от всех и никому, никогда и ничего не рассказывать. Это внутренне состояние персонажа, его психология, его мораль и его философия. Это — высший пилотаж, это надо уметь.

Вот такие моменты тоже вполне себе могут и должны присутствовать с сюжете, и их надо продумывать заранее, а после прописывать, не теряясь во множестве героев, имен и флешбэков.

Отсюда мораль, дорогие авторы и писатели. Шапка наша Красная должна обязательно совершить свое путешествие. Волк обязательно должен сожрать бабушку. А кульминация в наших текстах должна наступать по времени, к месту и звучать крещендо.

Или не?

  • Лилит / Золотые стрелы Божьи / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Сто лет одиночества / Тихий сон / Легкое дыхание
  • Во тьме. / Крапива / Йора Ксения
  • небес лоскутья / Хэлид / Йора Ксения
  • Глава 5 / Дары предков / Sylar / Владислав Владимирович
  • Поход / "Теремок" - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Ульяна Гринь
  • Чтоб боль разлуки приглушить / Виртуальная реальность / Сатин Георгий
  • Богу / Рихтер Алекс Норман
  • Про Барса, бобслей и Швейцарию / Полка для обуви / Анна Пан
  • Цитадель. Война с Жнецами: Вдохновляющие сюжеты / Светлана Стрельцова. Рядом с Шепардом / Бочарник Дмитрий
  • 45. / Хайку. Русские вариации. / Лешуков Александр

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль