Прошу прощения, категорически не согласна (не со всем, но со многим).
НИКТО ИЗ ПИСАТЕЛЕЙ, РОДИВШИХСЯ В ЦАРСКОЙ РОССИИ, НЕ БЫЛ НЕВЕРУЮЩИМ И НЕКРЕЩЕННЫМ
Крещёный и верующий — не одно и то же. Впрочем — " бесы веруют", так что и тут…
А неверующих — нигилистов — полным-полно. И даже те, кто любил употреблять «правильные» слова — Бог, Христос, храм… — очень часто вкладывали свои мудрствования в это.
Булгаков и правда родился в религиозной семье. И священники там были.
«У Булгакова было церковное детство. Оба его деда были священниками, а отец, Афанасий Иванович Булгаков (1857-1907), – профессором Киевской Духовной Академии, оставившим ряд монографий по сравнительному богословию[14]. Крестный отец Михаила – профессор Киевской духовной академии Н. И. Петров, несмотря на большую разницу в их возрасте, был позже другом своего крестника. Венчал Михаила Афанасьевича святой новомученик протоиерей Александр Глаголев (он, кстати, тоже был богословом и выступал экспертом по делу Бейлиса). Знаменитый богослов протоиерей Сергий Булгаков также находился в родстве с Михаилом Афанасьевичем.»
Однако…
«И все же уже через три года после смерти отца (т.е. в 1910 году) его сестра Надежда записывает в своем дневнике: «Миша не говел в этом году. Окончательно, по-видимому, решил для себя вопрос о религии – неверие»»
Также я читала, что он снял нательный крестик.
Его жена (Е.С.) о позднем периоде его жизни говорила, что он верил, но не по-церковному, по-своему.
А что говорят об этом святые отцы? «Кому Церковь не мать — тому Бог не отец». Это очень радикальная точка зрения. Видеть в «Мастере» роман о религии — это, я думаю, очень правильно. Но роман, написанный не религиозным человеком. И все эти рассуждения — кто бы увидел Свет, не будь Тьмы… Ну это даже не христианство.
И если почитать статьи литературоведов или отзывы о романе священников на православных сайтах — ох, какими противоречивыми они (отзывы) будут. Некоторые просто называют роман «сатанинским». Некоторые говорят — талантливо, но вот, увы…
Но читать о дьяволе учителе выше моих сил
Однако именно в православной среде этот роман называют «Евангелие от Воланда».
Если есть желание понять русскую классику, то надо понимать, что ее авторы — православные люди.
Повторюсь — нет.
Родившиеся в православной традиции — да. Но вот…
«Хочу, чтоб всюжу плавала
Свободная ладья.
И Господа, и дьявола
Равно прославлю я».
Таких цитат можно привести море.
Православие в крови у русских писателей, но это не работает так, что любой сильный писатель/поэт немедленно напишет нечто, подлинно религиозное. Всё перемешано. Елка на Рождество, радость Пасхи, светская жизнь, «я живу — как хочу»… страсти, грехи…
Блок, задумав самоубийство в юности, оставил записку: «Чаю Воскресения мертвых»… Попытавшись сделать нечто ну совершщенно не Божье, написал слова Символа Веры… Всё намешано-перемешано.
Кто-то изменился полностью, как, допустим, Пушкин в конце жизни. Кто-то не успел или же и не захотел.
Прошу прощения, категорически не согласна (не со всем, но со многим).
А неверующих — нигилистов — полным-полно. И даже те, кто любил употреблять «правильные» слова — Бог, Христос, храм… — очень часто вкладывали свои мудрствования в это.
Булгаков и правда родился в религиозной семье. И священники там были.
«У Булгакова было церковное детство. Оба его деда были священниками, а отец, Афанасий Иванович Булгаков (1857-1907), – профессором Киевской Духовной Академии, оставившим ряд монографий по сравнительному богословию[14]. Крестный отец Михаила – профессор Киевской духовной академии Н. И. Петров, несмотря на большую разницу в их возрасте, был позже другом своего крестника. Венчал Михаила Афанасьевича святой новомученик протоиерей Александр Глаголев (он, кстати, тоже был богословом и выступал экспертом по делу Бейлиса). Знаменитый богослов протоиерей Сергий Булгаков также находился в родстве с Михаилом Афанасьевичем.»
Однако…
«И все же уже через три года после смерти отца (т.е. в 1910 году) его сестра Надежда записывает в своем дневнике: «Миша не говел в этом году. Окончательно, по-видимому, решил для себя вопрос о религии – неверие»»
Также я читала, что он снял нательный крестик.
Его жена (Е.С.) о позднем периоде его жизни говорила, что он верил, но не по-церковному, по-своему.
А что говорят об этом святые отцы? «Кому Церковь не мать — тому Бог не отец». Это очень радикальная точка зрения. Видеть в «Мастере» роман о религии — это, я думаю, очень правильно. Но роман, написанный не религиозным человеком. И все эти рассуждения — кто бы увидел Свет, не будь Тьмы… Ну это даже не христианство.
И если почитать статьи литературоведов или отзывы о романе священников на православных сайтах — ох, какими противоречивыми они (отзывы) будут. Некоторые просто называют роман «сатанинским». Некоторые говорят — талантливо, но вот, увы…
Родившиеся в православной традиции — да. Но вот…
«Хочу, чтоб всюжу плавала
Свободная ладья.
И Господа, и дьявола
Равно прославлю я».
Таких цитат можно привести море.
Православие в крови у русских писателей, но это не работает так, что любой сильный писатель/поэт немедленно напишет нечто, подлинно религиозное. Всё перемешано. Елка на Рождество, радость Пасхи, светская жизнь, «я живу — как хочу»… страсти, грехи…
Блок, задумав самоубийство в юности, оставил записку: «Чаю Воскресения мертвых»… Попытавшись сделать нечто ну совершщенно не Божье, написал слова Символа Веры… Всё намешано-перемешано.
Кто-то изменился полностью, как, допустим, Пушкин в конце жизни. Кто-то не успел или же и не захотел.