Вячеслав Матосов
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЗАКАЗЧИК
1
В этот солнечный день Амадей находился в приподнятом состоянии духа. Он жил в большой квартире на первом этаже дома на улице Рауэнштайнгассе в Вене. И только что закончил свою новую оперу "Волшебная флейта".
Амадей радостно рассказывал сюжет оперы другу Генриху в то время, как они играли в биллиард.
Рядом на маленьком столике вместе с бокалами стояла полупустая бутылка шампанского.
В Амадее бурлила энергия. Он находился в непрестанном движении.
Иногда он подходил к столику, делая небольшой глоток, то он хватался за кий и проделывал
ловкий и сильный удар по шару, то быстро подходил к клавесину и, стоя, наигрывал
небольшие сцены из этой оперы.
Внезапно, недоиграв партию в биллиард, Генрих вспомнил о своём будущем визите к врачу, поспешно откланялся и удалился.
Кабинет был ярко освещён многими свечами. Это почему-то не понравилось Амадею и он приказал
лакею погасить половину свечей.
Теперь кабинет выглядел намного загадочней и напоминал сказочное освещение сцены в театре .
Амадей, успокоившись, сел в кресло и сразу же проникся какой-то таинственностью.
Но тут в его памяти возник ритуал посвящения, который он прошёл в 1784 году.
2
Это происходило так.
Амадей вышел из кареты у двухэтажного дома в Вене с чувством тревожного ожидания.
Магистр ордена масонов согласился принять его в члены масонской ложи, как известного музыканта, и назначил это время для прохождения ритуала вступления.
На пороге дома его встретил лакей, принял у него плащ, шляпу-треуголку и щёгольскую трость.
Сопроводив в гостиную, лакей приподнёс ему на подносе голубой пояс с золотистым орнаментом
и чёрную повязку. После того, как Амадей принял с подноса предложенное, лакей забрал у него
из руки черную повязку, завязал глаза Амадею, а конец пояса оставил в его руках.
— Следуйте за мной с осторожностью, держась за этот пояс, — предложил лакей.
Они долго шли так вдвоём, и Амадей при этом чувствовал какой-то страх перед неизвестностью.
Он также чувствовал, что они спускались куда-то вниз по ступенькам, затем поднимались вверх
и снова опускались.
Наконец, Амадей ощутил какую-то прохладу, натяжение пояса ослабло, и он остановился
в недоумении. В тот же момент повязка была снята с его глаз.
Он увидел, что находится в мрачной пещере пирамидальной формы. Пламя факелов ,
прикреплённых к стенам, слабо освещало эту пещеру.
Посреди находился большой стол, за которым на стульях сидело восемь человек в чёрных мантиях.
Один человек, одетый так же, как и остальные, сидел на высоком кресле. Очевидно, это был
Главный распорядитель.
Глаза всех этих людей были скрыты под чёрными масками. У каждого из них на шее на голубом
поясе висел золотой медальон с изображением человеческого глаза, помещённого в пространство
между строительным циркулем и угольником.
Перед столом лежал длинный ковёр с вытканными на нём изображениями тех же предметов.
На столе перед сидящими людьми находились позолоченные предметы для строительства:
мастерок, молоток, угольник и циркуль. Там же находился человеческий череп, кувшин с водой,
кусок хлеба. В маленьких чашках там ещё были: соль, сера и ртуть.
По краям стола стояли две длинные красные свечи.
Всё это происходило в полном молчании, и только в глубокой тени позади стола какой-то
музыкант играл загадочную мелодию на флейте.
Удивительным для Амадея было то, что этой мелодии он никогда раньше не слышал.
При этом мерцающем свете эти люди встали и подошли к Амадею.
Теперь Амадей лучше разглядел их одежду. Под мантиями на них были одеты голубые фартуки с тем же золотистым орнаментом и шпаги на портупеях.
Двое из них взяли под руки Амадея и подвели к краю ковра перед столом. Остальные стали
по обе стороны ковра и обнажили свои шпаги, скрестив их над ковром.
Те, кто подвёл его, осторожно помогли лечь на ковёр, скрестив ему руки на груди.
Тот, кто сидел на высоком кресле, начал читать устав и правила членов ордена этой ложи.
Среди этих правил было:
неразглашать обряды и тайны ордена, свято чтить магическое число "3", презирать смерть,
пройти через испытания в дальнейшем и выполнять различные поручения.
В завершении этого ритуала Магистр произнёс следующее:
— Теперь вы, Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт, являетесь защитником Храма Мудрости,
считаетесь вступившим в наш Братский Союз Свободных Каменщиков и являетесь членом масонской
тайной ложи, именуемой " К благотворительности".
Теперь вам надлежит строго соблюдать все правила, изложенные мной ранее и выполнить первое
поручение — сочинить кантату для ордена нашей ложи.
После совершения обряда посвящения ему помогли встать на ноги, поздравили со вступлением,
одели повязку на глаза и таким же, как и ранее, образом доставили к карете.
3
Затем в его памяти всплыло и второе посещение заседания той масонской ложи, на котором он прошёл суровые испытания.
Его точно также тогда встретил лакей, завязал ему глаза и проводил в ту же пещеру, но убранную
совершенно по-другому.
Магистр тайной ложи сидел на высоком кресле за тем же столом, на котором лежали те же предметы, но был добавлен небольшой колокол на подставке и три деревянных молотка.
Но стол теперь находился у другой стены. По обеим сторонам стола стояли два помощника магистра
в тех же одеяниях. Посредине пещеры горел небольшой костёр, дым от которого уходил в широкую трубу, расположенную вверху. Рядом стояла большая ванна для купания с холодной водой.
Магистр начал свою речь такими словами:
— Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт! Для нашей уверенности в том, что вы способны состоять в нашей ложе, вы сейчас подвергнетесь испытаниям, после чего вы получите титул Мастера.
Первое испытание — испытание молчанием.
Во время всех испытаний вы должны будете молчать, что бы не происходило перед вашими глазами и что бы вы не слышали.
Время испытания начнётся после моего удара.
После этих слов Магистр взял со стола молоток и ударил один раз в колокол.
После продолжительной паузы Магистр начал следующее испытание такой фразой :
— А сейчас мы начинаем второе испытание — испытание водой и огнём.
После этих слов Магистр ударил молотком в колокол два раза.
Двое помощников Магистра разложили две верёвки на том же ковре, подошли к Амадею и помогли
ему лечь на ковёр, после чего связали руки и ноги Амадея. В полном молчании они подняли его и
осторожно положили в ванну, придерживая его тело так, чтобы он не захлебнулся в холодной воде.
И снова им овладел испуг, — вдруг, он замёрзнет и умрёт, не пройдя это испытание!
Но он испугался напрасно. Помощники, недолго продержав в воде, подняли его тело из ванны и
поднесли к горящему костру.
Почувствовав сильное тепло от костра, Амадей подумал: "Нет, я должен выдержать и это".
После чего помощники подхватили и бережно пронесли над огнём тело Амадея так, что одежда
не успела вспыхнуть, и его охватило приятное чувство тепла после холодной ванны.
Помощники освободили его от верёвок и набросили на его тело тонкое одеяло.
— А теперь мы начинаем испытание разлукой и темнотой.
В течении трёх суток вы будете находиться здесь под присмотром моих помощников,
которые будут тайно следить за вами, чтобы вы молчали, и будут доставлять вам еду и питьё в
почти полной темноте, — провозгласил Магистр.
Амадей почти открыл было рот для вопроса "Разве я не увижу свою семью и друзей?",
но вовремя спохватился и быстро закрыл свой рот.
После трёх ударов в колокол Магистр встал и вышел.
Двое его помощников убрали все предметы со стола, помогли Амадею снять мокрую одежду, взобраться на этот же стол и лечь, прикрыли его вторым одеялом, погасили огонь костра, зачёрпывая воду из ванны кувшинами, убрали уголья и ушли.
В пещере наступила жуткая тишина, нарушаемая только потрескиванием факелов на стенах.
Через несколько минут помощники снова вошли, погасили все факелы на стенах и большие свечи и зажгли небольшую свечу, оставив её на полу. После чего удалились.
В этой тишине и почти полной темноте Амадей позволил себе даже заснуть.
Через несколько часов он проснулся, и помощники принесли немного еды и питья. Поддерживая Амадея за спину, помогли справиться с едой, когда он сидел на столе.
Наблюдая за ним по очереди, они унесли посуду.
Так и прошли эти трое суток. После того, как Магистр объявил об окончании испытаний и поздравил
Амадея с присвоением ему степени Мастера, к столу подошли помощники и они все втроём ударили по столу молотками три раза.
Таким же образом, как и ранее, Амадей был доставлен к своей карете.
4
— Господин Вольфганг! К вам пришёл какой-то господин, — поздним вечером доложил слуга.
— Ты спросил, как его зовут? — задал тут же вопрос Амадей.
— Он пожелал остаться неизвестным, — ответил смущённый слуга.
Наверное, это — бедный музыкант, подумал Амадей и торопливо разрешил впустить незнакомца.
В комнату неторопливо вошёл человек высокого роста в длинном чёрном плаще с капюшоном,
закрывавшим лицо. В его походке чувствовалась величие богатого и властного человека.
Почти с самого порога этот человек сразу же задал вопрос:
— Это вы — известный композитор и музыкант, Вольфганг Амадей Моцарт?
— Да, это — я. А вы по какому делу ко мне? И как вас зовут? — ответил удивлённый Амадей.
— Моё имя вам ничего не скажет, но моё дело заинтересует вас. Я пришёл к вам с заказом.
Скоро умрёт очень известный человек. Вы должны написать реквием в его честь.
И как можно скорее. Я хорошо заплачу. Вот вам задаток в 100 дукатов, — медленно и властно
проговорил незнакомец, вкладывая в ладонь композитора увесистый мешочек.
Незнакомец поднял на секунду свой капюшон и показал своё старческое лицо. При этом Амадей испытал на себе тяжёлый взгляд, который проник глубоко в душу композитора.
В этом взгляде можно было многое прочитать: и дьявольскую усмешку, внушающую страх, и злобу,
и зависть.
— Ну, что ж. Мне — пора. Пусть вдохновение почаще посещает вас, — с такими последними словами незнакомец быстро повернулся и вышел.
Амадей почувствовал сильное притяжение взгляда незнакомца, и попытался догнать его, чтобы
как-нибудь ещё раз разглядеть лицо, но был вынужден отстать.
Он только увидел, что незнакомца сопровождали двое слуг, которые помогли ему сесть в карету
и быстро вскочили на запятки кареты.
Это появление незнакомца изменило настроение и внесло в душу Амадея какое-то тревожное ожидание.
И чтобы заглушить тревогу, Амадей выпил бокал вина и сел за клавесин.
Из-под его пальцев полилась мрачная мелодия погребальной процессии.
5
Через несколько дней после этого случая Амадей проезжал по площади Стефансплац в Вене и внезапно увидел того чёрного человека, который заказал ему реквием. Амадею увидел, что тот челокек поманил его пальцем и пошёл к боковому входу в собор Святого Стефана.
Амадей вышел из кареты, заплатил и отпустил кучера.
Подойдя к тому человеку, Амадей услышал грозный голос:
— Я вас попрошу немного пройтись со мной. Внимательно выслушайте меня. Вы очень неосторожно
поступили, господин Вольфганг.
Вы не выполнили главное правило масонской ложи — неразглашение тайн ордена.
В сюжете своей последней оперы "Волшебная флейта" вы использовали магическое число "3", —
у вас там появляются три дамы, три гения. Ваш герой проходит три испытания, которые проходили
и вы.
Таким образом вы раскрыли тайны масонской ложи, за что вас ждёт наказание.
Произнеся эту речь, незнакомец снова поднял свой капюшон, показал смуглое лицо старика в глубоких морщинах и посмотрел прямо в глаза Амадею.
Этот взгляд проник в самую душу композитора.
Всё это заставило Амадея застыть в неподвижности некоторое время, устремив свои глаза в одну и
ту же точку.
После того, как Амадей очнулся от этого состояния, он уже не увидел перед собой незнакомца.
6
Амадей проводил свои последние дни, лёжа в постели весь опухший и ослабевший с мокрым полотенцем для компресса на лбу.
В эти дни и ночи в бреду ему не раз показывался тот незнакомец-заказчик в чёрном.
Он появлялся с закрытым капюшоном лицом, произнося при этом:
— Вас ждёт наказание.
Амадей каждый раз старался удержать незнакомца, говоря:
— Я почти закончил ваш заказ-реквием.
Но незнакомец тут же исчезал.
И вот настал последний день Амадея.
В этот день врач Клоссе привёл с собой друга Штосса, тоже врача, который внимательно осмотрел больного, после чего отвёл Клоссе в другую комнату и прошептал ему:
— Вы знаете, коллега, был у меня когда-то похожий пациент. И мне кажется, нет я уверен,
что это — последствия глубокого гипнотического воздействия. Все те же симптомы.
И эти последствия отсчитывают ему последние часы.
Это так и случилось. Ночью великого композитора не стало.
Вячеслав Матосов. 2024. Торонто.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.