Неизвестный заказчик / Матосов Вячеслав
 

Неизвестный заказчик

0.00
 
Матосов Вячеслав
Неизвестный заказчик
Обложка произведения 'Неизвестный заказчик'
Исторический рассказ

 

Вячеслав Матосов

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЗАКАЗЧИК

 

1

 

В этот солнечный день Амадей находился в приподнятом состоянии духа. Он жил в большой квартире на первом этаже дома на улице Рауэнштайнгассе в Вене. И только что закончил свою новую оперу "Волшебная флейта".

Амадей радостно рассказывал сюжет оперы другу Генриху в то время, как они играли в биллиард.

Рядом на маленьком столике вместе с бокалами стояла полупустая бутылка шампанского.

В Амадее бурлила энергия. Он находился в непрестанном движении.

Иногда он подходил к столику, делая небольшой глоток, то он хватался за кий и проделывал

ловкий и сильный удар по шару, то быстро подходил к клавесину и, стоя, наигрывал

небольшие сцены из этой оперы.

Внезапно, недоиграв партию в биллиард, Генрих вспомнил о своём будущем визите к врачу, поспешно откланялся и удалился.

 

Кабинет был ярко освещён многими свечами. Это почему-то не понравилось Амадею и он приказал

лакею погасить половину свечей.

Теперь кабинет выглядел намного загадочней и напоминал сказочное освещение сцены в театре .

Амадей, успокоившись, сел в кресло и сразу же проникся какой-то таинственностью.

Но тут в его памяти возник ритуал посвящения, который он прошёл в 1784 году.

 

2

 

Это происходило так.

Амадей вышел из кареты у двухэтажного дома в Вене с чувством тревожного ожидания.

Магистр ордена масонов согласился принять его в члены масонской ложи, как известного музыканта, и назначил это время для прохождения ритуала вступления.

На пороге дома его встретил лакей, принял у него плащ, шляпу-треуголку и щёгольскую трость.

Сопроводив в гостиную, лакей приподнёс ему на подносе голубой пояс с золотистым орнаментом

и чёрную повязку. После того, как Амадей принял с подноса предложенное, лакей забрал у него

из руки черную повязку, завязал глаза Амадею, а конец пояса оставил в его руках.

— Следуйте за мной с осторожностью, держась за этот пояс, — предложил лакей.

Они долго шли так вдвоём, и Амадей при этом чувствовал какой-то страх перед неизвестностью.

Он также чувствовал, что они спускались куда-то вниз по ступенькам, затем поднимались вверх

и снова опускались.

Наконец, Амадей ощутил какую-то прохладу, натяжение пояса ослабло, и он остановился

в недоумении. В тот же момент повязка была снята с его глаз.

 

Он увидел, что находится в мрачной пещере пирамидальной формы. Пламя факелов ,

прикреплённых к стенам, слабо освещало эту пещеру.

Посреди находился большой стол, за которым на стульях сидело восемь человек в чёрных мантиях.

Один человек, одетый так же, как и остальные, сидел на высоком кресле. Очевидно, это был

Главный распорядитель.

Глаза всех этих людей были скрыты под чёрными масками. У каждого из них на шее на голубом

поясе висел золотой медальон с изображением человеческого глаза, помещённого в пространство

между строительным циркулем и угольником.

Перед столом лежал длинный ковёр с вытканными на нём изображениями тех же предметов.

На столе перед сидящими людьми находились позолоченные предметы для строительства:

мастерок, молоток, угольник и циркуль. Там же находился человеческий череп, кувшин с водой,

кусок хлеба. В маленьких чашках там ещё были: соль, сера и ртуть.

По краям стола стояли две длинные красные свечи.

Всё это происходило в полном молчании, и только в глубокой тени позади стола какой-то

музыкант играл загадочную мелодию на флейте.

Удивительным для Амадея было то, что этой мелодии он никогда раньше не слышал.

При этом мерцающем свете эти люди встали и подошли к Амадею.

Теперь Амадей лучше разглядел их одежду. Под мантиями на них были одеты голубые фартуки с тем же золотистым орнаментом и шпаги на портупеях.

Двое из них взяли под руки Амадея и подвели к краю ковра перед столом. Остальные стали

по обе стороны ковра и обнажили свои шпаги, скрестив их над ковром.

Те, кто подвёл его, осторожно помогли лечь на ковёр, скрестив ему руки на груди.

Тот, кто сидел на высоком кресле, начал читать устав и правила членов ордена этой ложи.

 

Среди этих правил было:

неразглашать обряды и тайны ордена, свято чтить магическое число "3", презирать смерть,

пройти через испытания в дальнейшем и выполнять различные поручения.

В завершении этого ритуала Магистр произнёс следующее:

— Теперь вы, Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт, являетесь защитником Храма Мудрости,

считаетесь вступившим в наш Братский Союз Свободных Каменщиков и являетесь членом масонской

тайной ложи, именуемой " К благотворительности".

Теперь вам надлежит строго соблюдать все правила, изложенные мной ранее и выполнить первое

поручение — сочинить кантату для ордена нашей ложи.

 

После совершения обряда посвящения ему помогли встать на ноги, поздравили со вступлением,

одели повязку на глаза и таким же, как и ранее, образом доставили к карете.

 

3

 

Затем в его памяти всплыло и второе посещение заседания той масонской ложи, на котором он прошёл суровые испытания.

Его точно также тогда встретил лакей, завязал ему глаза и проводил в ту же пещеру, но убранную

совершенно по-другому.

Магистр тайной ложи сидел на высоком кресле за тем же столом, на котором лежали те же предметы, но был добавлен небольшой колокол на подставке и три деревянных молотка.

Но стол теперь находился у другой стены. По обеим сторонам стола стояли два помощника магистра

в тех же одеяниях. Посредине пещеры горел небольшой костёр, дым от которого уходил в широкую трубу, расположенную вверху. Рядом стояла большая ванна для купания с холодной водой.

 

Магистр начал свою речь такими словами:

— Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт! Для нашей уверенности в том, что вы способны состоять в нашей ложе, вы сейчас подвергнетесь испытаниям, после чего вы получите титул Мастера.

Первое испытание — испытание молчанием.

Во время всех испытаний вы должны будете молчать, что бы не происходило перед вашими глазами и что бы вы не слышали.

Время испытания начнётся после моего удара.

После этих слов Магистр взял со стола молоток и ударил один раз в колокол.

После продолжительной паузы Магистр начал следующее испытание такой фразой :

— А сейчас мы начинаем второе испытание — испытание водой и огнём.

После этих слов Магистр ударил молотком в колокол два раза.

Двое помощников Магистра разложили две верёвки на том же ковре, подошли к Амадею и помогли

ему лечь на ковёр, после чего связали руки и ноги Амадея. В полном молчании они подняли его и

осторожно положили в ванну, придерживая его тело так, чтобы он не захлебнулся в холодной воде.

И снова им овладел испуг, — вдруг, он замёрзнет и умрёт, не пройдя это испытание!

Но он испугался напрасно. Помощники, недолго продержав в воде, подняли его тело из ванны и

поднесли к горящему костру.

Почувствовав сильное тепло от костра, Амадей подумал: "Нет, я должен выдержать и это".

После чего помощники подхватили и бережно пронесли над огнём тело Амадея так, что одежда

не успела вспыхнуть, и его охватило приятное чувство тепла после холодной ванны.

Помощники освободили его от верёвок и набросили на его тело тонкое одеяло.

— А теперь мы начинаем испытание разлукой и темнотой.

В течении трёх суток вы будете находиться здесь под присмотром моих помощников,

которые будут тайно следить за вами, чтобы вы молчали, и будут доставлять вам еду и питьё в

почти полной темноте, — провозгласил Магистр.

Амадей почти открыл было рот для вопроса "Разве я не увижу свою семью и друзей?",

но вовремя спохватился и быстро закрыл свой рот.

После трёх ударов в колокол Магистр встал и вышел.

 

 

Двое его помощников убрали все предметы со стола, помогли Амадею снять мокрую одежду, взобраться на этот же стол и лечь, прикрыли его вторым одеялом, погасили огонь костра, зачёрпывая воду из ванны кувшинами, убрали уголья и ушли.

В пещере наступила жуткая тишина, нарушаемая только потрескиванием факелов на стенах.

Через несколько минут помощники снова вошли, погасили все факелы на стенах и большие свечи и зажгли небольшую свечу, оставив её на полу. После чего удалились.

В этой тишине и почти полной темноте Амадей позволил себе даже заснуть.

Через несколько часов он проснулся, и помощники принесли немного еды и питья. Поддерживая Амадея за спину, помогли справиться с едой, когда он сидел на столе.

Наблюдая за ним по очереди, они унесли посуду.

 

Так и прошли эти трое суток. После того, как Магистр объявил об окончании испытаний и поздравил

Амадея с присвоением ему степени Мастера, к столу подошли помощники и они все втроём ударили по столу молотками три раза.

Таким же образом, как и ранее, Амадей был доставлен к своей карете.

 

4

 

— Господин Вольфганг! К вам пришёл какой-то господин, — поздним вечером доложил слуга.

— Ты спросил, как его зовут? — задал тут же вопрос Амадей.

— Он пожелал остаться неизвестным, — ответил смущённый слуга.

Наверное, это — бедный музыкант, подумал Амадей и торопливо разрешил впустить незнакомца.

В комнату неторопливо вошёл человек высокого роста в длинном чёрном плаще с капюшоном,

закрывавшим лицо. В его походке чувствовалась величие богатого и властного человека.

 

Почти с самого порога этот человек сразу же задал вопрос:

— Это вы — известный композитор и музыкант, Вольфганг Амадей Моцарт?

— Да, это — я. А вы по какому делу ко мне? И как вас зовут? — ответил удивлённый Амадей.

— Моё имя вам ничего не скажет, но моё дело заинтересует вас. Я пришёл к вам с заказом.

Скоро умрёт очень известный человек. Вы должны написать реквием в его честь.

И как можно скорее. Я хорошо заплачу. Вот вам задаток в 100 дукатов, — медленно и властно

проговорил незнакомец, вкладывая в ладонь композитора увесистый мешочек.

Незнакомец поднял на секунду свой капюшон и показал своё старческое лицо. При этом Амадей испытал на себе тяжёлый взгляд, который проник глубоко в душу композитора.

В этом взгляде можно было многое прочитать: и дьявольскую усмешку, внушающую страх, и злобу,

и зависть.

— Ну, что ж. Мне — пора. Пусть вдохновение почаще посещает вас, — с такими последними словами незнакомец быстро повернулся и вышел.

 

Амадей почувствовал сильное притяжение взгляда незнакомца, и попытался догнать его, чтобы

как-нибудь ещё раз разглядеть лицо, но был вынужден отстать.

Он только увидел, что незнакомца сопровождали двое слуг, которые помогли ему сесть в карету

и быстро вскочили на запятки кареты.

 

Это появление незнакомца изменило настроение и внесло в душу Амадея какое-то тревожное ожидание.

И чтобы заглушить тревогу, Амадей выпил бокал вина и сел за клавесин.

Из-под его пальцев полилась мрачная мелодия погребальной процессии.

 

5

 

Через несколько дней после этого случая Амадей проезжал по площади Стефансплац в Вене и внезапно увидел того чёрного человека, который заказал ему реквием. Амадею увидел, что тот челокек поманил его пальцем и пошёл к боковому входу в собор Святого Стефана.

Амадей вышел из кареты, заплатил и отпустил кучера.

Подойдя к тому человеку, Амадей услышал грозный голос:

— Я вас попрошу немного пройтись со мной. Внимательно выслушайте меня. Вы очень неосторожно

поступили, господин Вольфганг.

Вы не выполнили главное правило масонской ложи — неразглашение тайн ордена.

В сюжете своей последней оперы "Волшебная флейта" вы использовали магическое число "3", —

у вас там появляются три дамы, три гения. Ваш герой проходит три испытания, которые проходили

и вы.

Таким образом вы раскрыли тайны масонской ложи, за что вас ждёт наказание.

Произнеся эту речь, незнакомец снова поднял свой капюшон, показал смуглое лицо старика в глубоких морщинах и посмотрел прямо в глаза Амадею.

Этот взгляд проник в самую душу композитора.

 

Всё это заставило Амадея застыть в неподвижности некоторое время, устремив свои глаза в одну и

ту же точку.

 

После того, как Амадей очнулся от этого состояния, он уже не увидел перед собой незнакомца.

 

6

 

Амадей проводил свои последние дни, лёжа в постели весь опухший и ослабевший с мокрым полотенцем для компресса на лбу.

В эти дни и ночи в бреду ему не раз показывался тот незнакомец-заказчик в чёрном.

Он появлялся с закрытым капюшоном лицом, произнося при этом:

— Вас ждёт наказание.

Амадей каждый раз старался удержать незнакомца, говоря:

— Я почти закончил ваш заказ-реквием.

Но незнакомец тут же исчезал.

 

И вот настал последний день Амадея.

В этот день врач Клоссе привёл с собой друга Штосса, тоже врача, который внимательно осмотрел больного, после чего отвёл Клоссе в другую комнату и прошептал ему:

— Вы знаете, коллега, был у меня когда-то похожий пациент. И мне кажется, нет я уверен,

что это — последствия глубокого гипнотического воздействия. Все те же симптомы.

И эти последствия отсчитывают ему последние часы.

 

Это так и случилось. Ночью великого композитора не стало.

 

Вячеслав Матосов. 2024. Торонто.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль