Дик сидел за своим компьютером и тоскливо думал о жизни. Надо было что-то сделать. Дик понимал, что на большое у него не хватит ни выдержки, ни способностей. А мелкое, кому оно нужно?
— Никогда я не считал себя умным, — думал он. — Более того, я понимаю, что глуповат. Но, я не дурак и не идиот, я осознаю, что я глуп, и я научился вуалировать свои недостатки, то бишь глупость, и выпячивать свои достоинства, это на что повезет в зависимости от ситуации. Причем, это я умею делать не прямо в лоб, а с некоторой подкруткой, даже изящно. И я еще ленив. Но, ничего, правы те, кто говорит, что лень движет прогрессом. Итак, что мы имеем. Хочется быстрого, красивого и легкого результата. Надрываться при этом абсолютно не хочется. Программировать не хочется. Что же, напишу книгу. Правда, писать книги я не умею. Зато я умею программировать, и владею кучей информационных технологий и скиллов. И хорошо разбираюсь в различных семантических теориях. Я и не буду писать книгу. Я напишу компьютерную программу, которая за меня напишет книгу. Возьмет какую-нибудь книгу известнейшего писателя с ярко выраженной идеей, произведет анализ этой книги и построит ее схему. Затем, в этой схеме произведет контекстную замену, и потом по преобразованной схеме воссоздаст текст моей книги. Надо будет еще написать утилиту, которая прокатает эту книгу и приведет стиль написания к моему.
Дик с воодущевлением принялся за работу. Он понимал, что его порыва хватит максимум на несколько часов. За это время такую технологию не разработать. Но, сначала можно посмотреть, как она будет работать, сделав все, что должен будет делать компьютер, вручную, на каком-нибудь небольшом рассказе. А там, дальше, будет видно.
Одним из любимейших рассказов Дика был рассказ писателя-фантаста Рея Бредбери «Здесь должны быть тигры». Дик никогда не видел этот рассказ на русском языке, только однажды ему на каком-то приеме удалось полистать сборник рассказов Бредбери на английском языке и там этот рассказ назывался «Here there be tygers». Этот рассказ ему запомнился. Действие в нем происходит на отдаленной планете, которую открыл космический корабль — разведчик полезных ископаемых. Экипаж корабля сходит на планету, чтобы произвести пробные бурения и замечает, что планета выполняет все их мысленные пожелания и мечты. Через некоторое время к ним приходит понимание того, что планета живое существо, которая истосковалась по любви и хочет, чтобы люди пользовались всеми ее благами. Всем безумно нравится эта планета и весь экипаж решает послать к черту земную цивилизацию и остаться жить на этой планете. И только один человек не верит планете, он все время повторяет, что здесь должны быть тигры, и, начав пробные бурения, делает планете больно. Он все время твердит об их долге перед корпорацией, которая снарядила корабль и в случае их невозвращения понесет колоссальные убытки. В конце концов, ему удается вызвать враждебность между экипажем корабля и планетой, планета покрывается вулканами, по ней начинают проноситься один за другим ураганы. Корабль улетает с этой планеты. И только один человек дерзает остаться на ней.
Дик решил, что поскольку он будет делать все вручную, то ему нет нужды строить полную формальную модель этого рассказа. Достаточно будет построить общую схему и вычленить только те свойства, действия и отношения, которые будут изменены. Дик построил гипотетический объект рассказа со следующими атрибутами: свойства — «планета», «люди»; утверждения — «планете нравится доставлять наслаждение людям», «планета сама что-то получает от этого». Затем поменял свойство «планета» на свойство «компьютер», утверждения оставил без изменений. Переписал рассказ своими словами.
Компания веселых парней ввалилась в Оранжерею Наслаждений. Сама оранжерея была небольшой, примерно куб десять на десять на десять метров. Все остальное пространство огромного, размером с пятиэтажный дом, здания занимали системы жизнеобеспечения и поддержки оранжереи. Где-то в недрах этого здания был спрятан громадный Суперкомпьютер-монстр, который был мозгом и сердцем Оранжереи Наслаждений. Чтобы попасть в Оранжерею Наслаждений не надо было платить деньги, заказывать билеты за полгода вперед и тому подобное. Просто надо пройти собеседование с Суперкомпьютером по Всемирной Паутине и он тебе скажет, достоин ли ты посетить Оранжерею Наслаждений или нет.
Если ты попадал в Оранжерею Наслаждений, то мог жить там целую неделю и всю эту неделю Суперкомпьютер в силу своих возможностей и новейших супертехнологий, а мог он действительно многое, выполнял все твои заветные желания. Но, не надо было думать, что Суперкомпьютер делал все это бескорыстно и не получал ничего взамен. Суперкомпьютер впитал в себя все формализованные знания человечества и сейчас самыми актуальными для своего развития знаниями считал человеческие эмоции. Суперкомпьютер выполнял ваши желания, вы радовались как ребенок, а он радовался вашим эмоциям и заносил их в свою память. В итоге, все были довольны. Чтобы попасть в Оранжерею Наслаждений, вы просто должны были уметь радоваться жизни. Если вы прошли собеседование, то могли взять с собой девушку или друзей. Еще лучше было бы, если бы вы всей компанией прошли собеседование, как это было сейчас.
Эрик, Кристиан, Лукас, Сэм и Джордж ввалились в Оранжерею Наслаждений. Каждый из них заранее, в течение многих дней предвкушал, как он будет вести себя в оранжерее, какие желания будет загадывать. Мечты Эрика всегда были о стайках красивых девушек. Вот они в бикини плескаются на мелководье в ручье, а вот они в длинных платьях на лугу, залитым солнцем и усеянным цветами, бегают за большими красочными бабочками. Кристиан и Лукас были мечтателями и созерцателями жизни. Они любили всюду бродить и любоваться окружающим миром. Сэм был исследователем и первопроходцем, ему нравилось познавать окружающий мир. А вот Джордж, по специальности компьютерщик, был достаточно угрюмой и недоверчивой личностью. Он просто не верил, что Суперкомпьютер может вот просто так выкидывать на ветер громадные ресурсы, выполняя всякие вздорные желания. Объяснение, что Суперкомпьютер при этом познает человеческие эмоции, он считал детской сказочкой, объяснением, рассчитанным на простачков.
— Меня не проведешь, я докопаюсь до твоей сути, — так думал Джордж.
Дверь за ними захлопнулась. Юноши стояли в центре оранжереи и осматривались. И тут Кристиан полетел. Все, разинув рты, смотрели на него. А он с восторженным криком «Я могу летать» парил над ними. Наконец, он опустился на пол оранжереи.
— Как тебе это удалось? — все обступили его с этим вопросом.
— Я просто подумал, что лечу, и полетел на самом деле, — захлебываясь от восторга говорил Кристиан. И тут Эрик с Лукасом, а затем и Сэм, тоже полетели. Джордж стоял и мрачно смотрел на них. Налетавшись, они опустились на пол.
В дальнем углу зажурчал ручей и в нем появились смеющиеся девушки в бикини. Эрик с криком «Это я задумал» кинулся к ним, влетел в ручей и начал брызгаться вместе с ними. Лицо Джорджа становилось все темнее и темнее. Со словами «Я узнаю, в чем тут дело» он решительным шагом направился к ручью. Подойдя к самой юной и красивой девушке, он одним взмахом выхватил из кармана нож и отсек ей руку. На срезе отчетливо стала видна ячеистая структура курнона, гибкого синтетического вещества.
— Видите, нас дурят! — громко и визгливо закричал Джордж. Ручей с девушками пропал. И все красочное и нарядное в оранжерее пропало. Остался темный мрачный куб. Стало ужасно холодно, засверкали молнии, пошел град. Все стояли удрученные и продрогшие, мокрая одежда неприятно липла к телу.
И тут Эрик заразительно засмеялся. Шел град, сверкали молнии, а Эрик смеялся и смеялся. И тут смеяться стали все, все за исключением Джорджа. Смеялись громко, заразительно и долго. А когда они кончили смеяться, молнии прекратились, град утих, снова засияло солнце. Эрик взмахнул руками и полетел.
И снова зажурчал ручей в углу куба, и снова красивые девушки стали плескаться в нем. А в другом углу куба возник большой муравейник и Сэм, перенесшись в одного из муравьев, с любопытством исследователя лазил по внутренностям этого изумительнейшего сооружения. Лукас с мальчишеским азартом катался по кубу, оседлав благородного оленя.
И даже Джордж нашел себе забаву по душе. Правда, Суперкомпьютер помог ему в этом. Около стены появилась клетка с беснующимся орангутангом, а рядом с ней суперсовременный, невиданный доселе Джорджем, суперкомпьютер. Джордж понял намек, предпочел копание в компьютере сидению в клетке и с рвением пакостливого студента, брызгая слюной, надев на себя кучу интерфейсных манипуляторов, лазил по внутренностям компьютера и смотрел, анализировал, тестировал. А когда все это надоело, он начал испытывать компьютер на прочность, тасовать байты в памяти, заражать систему вирусами и гадать, сколько еще протянет этот компьютер.
Неделя прошла как одна минута. Все покидали Оранжерею Наслаждений с невыносимой тоской, как отчий дом, понимая, что больше никогда они сюда не попадут. И только Джордж снисходительно улыбался.
Когда они покинули здание. Джордж сказал, что его сюда больше никто и силой не затянет. Ну, а если они такие сентиментальные и так тоскуют по детским сказкам, то он, Джордж, дарит своим приятелем промпт-код, который позволит им еще сколь-угодно раз успешно пройти собеседование с этим сумасшедшим компьютером. Джордж еще сам окончательно не понял, как ему удалось надыбать этот код, но абсолютно убежден, что этот код будет действовать.
Дик с удовлетворением откинулся на своем кресле, хоть что-то получилось.
20 мая 2002 г.
© Copyright Приходько Александр Николаевич 2002
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.