ТОТ КТО ИГРАЕТ НА АРФЕ
«…Следуй сердцу, пока дышишь!..Совершай дела земные по велению души, давай хлеб неимущему, гони печаль, пока не наступил день, когда тебя станут оплакивать. Не слышит рыданий тот, чье сердце успокоилось, и слёзы никого не вернули назад из подземного мира. Цени каждый день, не унывай, радуйся! Ибо никому не унести своего добра с собой туда, откуда никто никогда не возвращался...»
(Песнь Арфиста. Египет. Эпоха Среднего Царства)
… Черный жемчуг разлук растворился в вине,
Для любви предназначено тысяча дней,
И душа как цветок прорастает вовне
Сквозь змеиные кольца.
Видишь юных наложниц с глазами старух?
Твое тело в плену их эбеновых рук…
Мотыльком подлетел к молодому костру
Бог вечернего солнца.
На пустынной дороге стоит землемер,
И уже все равно — это жизнь или смерть,
Ты себя отдаешь самой страшной из вер —
Ты Омега и Альфа.
Заполняет пространство серебряный звон,
И танцует звезда над твоей головой,
Замирает от счастья твое естество —
Ты играешь на арфе…
Стынет праздничный ужин на гладком столе,
Искры света блуждают в горячей золе,
И в тяжелых колосьях вечерних полей
Запах горького хлеба.
Твоя тень навсегда покидает страну,
Ей простили измены, долги и вину,
Ей из тьмы усмехается черная Нут —
И уносит на небо…
НА ПАПИРУСНОЙ ЛАДЬЕ...
… Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями.
После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины:
на одну чашу клали сердце, на другую — перо богини Маат...
… О прибытии умершего объявлял божественный писец Тот:
— Входи, — говорил он. — Зачем ты прибыл?
— Я пришел, дабы возвестили обо мне, — отвечал покойный.
— В каком состоянии ты пребываешь?
— Я очищен от грехов.
— Кому я должен возвестить о тебе?
— Возвести обо мне Тому, Чей свод из огня, Чьи стены из змей живых и Чей пол — водный поток.
— Скажи, кто это? — спрашивал Тот.
— Это Осирис...
… На этом Суд заканчивался, и египтянин отправлялся к месту вечного блаженства —
в Поля Иалу, куда его сопровождал ангел-хранитель Шаи...
… На папирусной ладье
Мой двойник плывёт ко мне,
Ходит тихо по воде,
Горько плачет у камней…
Он из ледяной слюды.
Мы уходим налегке.
Тают узкие следы
На полуденном песке.
Птица, крокодил, змея,
И кузнечик, и цветок,
Тень его и тень моя —
Улетают на восток.
Медный сокол, тонкий свист,
Чёрный лотос в волосах.
Сердце, полное любви —
На космических весах…
Вздрогнет в чашечке весов
Страусиное перо,
Жёлтыми глазами сов
Поглядит на нас Добро,
Вспыхнет огонёк свечи…
— Чистый… — мне шепнёт душа.
Твёрдо повторю: я чист —
Ни греха и ни гроша.
Лодочник внушает страх —
Не взглянуть в его глаза:
Голова на позвонках
Перевёрнута назад…
В океане тёмных вод
Ни причала, ни моста.
Надо мной хрустальный свод,
Подо мною пустота.
В опрокинутой воде
Вижу камешки на дне.
На папирусной ладье
Мой двойник спешит ко мне…
ТЫ УЖЕ БЕЗЫМЯННЫЙ...
После взвешивания сердца боги приступят к допросу умершего:
— Кто ты? Назови своё имя.
— Я нижний побег папируса. Тот, кто в своей Оливе. Вот моё имя.
… Ветер пахнет полынью, землёй, резедой.
Ты наверно родился под горькой звездой —
Кто тебя напоил неживою водой?
Ты уже безымянный…
Ты фигурка из глины в священной игре.
Посмотри, как в тебе растворяется грех,
И твоя голова пустотелый орех —
Ты уже безымянный…
Запах яблок и солнца в твоих волосах,
И на смуглом плече умерла стрекоза…
Шелестят как колосья в тебе голоса —
Ты уже безымянный…
Покажи мне, где Бог — ты не помнишь Его,
Твою память накрыло холодной травой,
Ты в дорогу c собой не берёшь ничего —
Ты уже безымянный…
Примечания и комментарии___________________________
«Ты — Омега и Альфа…»: — ты конец и начало.
Альфа и Омега (ΑΩ, Αω, αω) — сочетание первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита, которое является наименованием Бога-Логоса в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего, в христианстве символом Альфа и Омега становится Христос.
«… Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. (Откр.22:12-13)
«И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.21:6-7)
«…из тьмы усмехается черная Нут…»
Нут, в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Ее изображали как гигантскую женщину, опирающуюся руками и ногами о землю. Для египтян Нут была олицетворением Млечного пути. Древние египтяне считали, что солнце (Солнечная ладья Ра) плыло по небу вдоль ее тела от кончиков пальцев ног до ее головы, после чего Нут проглатывала Солнце, чтобы на рассвете родить его заново на востоке. Египтяне верили в то, что могут рождаться после смерти так же, как и солнце, подобно богу Ра, и жить среди звезд. Нут стала погребальной богиней, которая хранила умерших, чтобы возродить их снова.
«На папирусной ладье...»
Папи́русная ло́дка — египетский корабль из папируса, один из самых древних в мире. Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, затем ладья, Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, а приблизительно к 3500-му году до н. э. это уже был корабль. На папирусной ладье бога Ра умерших доставляли в загрбный мир, где происходил суд над душой-двойником умершего. Папирусом также являлся древнейший информационный носитель, на который наносились тексты, позже папирусы заменила бумага.
«Голова на позвонках перевёрнута назад…» — буквальный образ, связанный с культом Загробного Существования. Египетский перевозчик через реку в Царство Мертвых имеет специфический облик. Его голова перевернута назад, на 180 градусов, так он выглядит на египетских фресках.
Тексты-эпиграфы: И. В. Рак «Египетская мифология»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.