Как сделать?
О нашем сервисе
 
 
 
Радуга

Раёшный (балаганный) стих, рифмованная проза


, 26 декабря 2013, 11:47 /
6 [...]
Иду по следам отгремевшей «Зимней сказки».
Раёшник — что это за форма стихосложения?
В чем отличие рифмованной прозы от обычного стиха, записанного в строчку?
Если кто-то из Мастеровчан знает материал и поможет мне разобраться в вопросе – буду благодарна.
А я всё жду пришествия поэтов
Как соловей зимой тепла и лета
_________________________________________________________________________________
 
Определения, которые отыскала на просторах инета:
вот они
Раёшный стих — акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках (см. Балаган и Раёк), народных драмах, подписях под лубочными картинками, был распространён в русской поэзии XVII XVIII вв.; позднее встречается в стилизациях… Энциклопедический словарь
Раёшный стих — Раёк, также Раёшник «Раёк» в старину: ящик с передвижными картинками, на которые смотрели в толстое («брюшистое») стекло. Показ картинок «раёшник» сопровождался комментарием или комическими прибаутками; отсюда «раешные стихи». Картинки эти… … Википедия
Раёшный стих — народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в … Большая советская энциклопедия
Раёшный стих, раёк — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры Р. с. самые разнообразные: от злободневной … Поэтический словарь
Фразовик — ФРАЗОВИ´К одна из разновидностей русского дисметрического верлибра (свободного стиха). В основе строения Ф. лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой,… … Поэтический словарь
Рифмованная проза — художественный текст, который лишён внутреннего ритма (чередование ударных и безударных слогов не упорядочено), однако содержит в себе рифмы. Если завершающиеся рифмами отрезки в целом совпадают с синтаксическими паузами… … Википедия
 
 
Истоки раёшного стиха в народном творчестве — пословицы, поговорки, прибаутки; громкие, разудалые уличные торговцы, нахваливающие свой товар; румяные, шумные скоморохи, зазывающие народ в балаган на праздничной ярмарке.
Рисуются картинки очень яркие, залихватские.
пример
из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960:
 
А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трех кирпичах.
Из неметчины привезены на дровнях!
Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —
Только ручка одна!..
Настоящий китайский фарфор!
Был выкинут на двор,
А я подобрал, да так разумею,
Что можно и фарфор разыграть в лотерею!
Ну, ребята, налетайте —
Мои билеты раскупайте!..
Вам билеты на цигарки сгодятся,
А у меня в мошне рубли зашевелятся!..
 
Демьян Бедный
 
Поужинавши с попадьей обильно,
Глядел поп на попадью умильно:
«Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие,
Потому как я чувствую в себе наитие».
И так-то поп в мыслях своих распалился,
Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился
И, не отдышавшись, забубнил у дверей:
«Иди ко мне, батя, скорей.
Прибилась ко мне утресь старушка,
Убогая побирушка,
Попросилась с устатку — прилечь,
Пособил я ей взобраться на печь.
Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася,
А нынче у нее икотка появилася,
Губами шевелит, что-то сказать старается,
Видать по всему — помирать собирается!»
 
 
Такой стих, как правило, не лиричен, но очень ироничен.
Знаменитая сказка «О попе и о работнике его Балде» написана Пушкиным вольным раёшным стихом.
 
Я выбирала эту форму подачи интуитивно, особо не изучая материал.
Из своего опыта могу сказать, что слова, написанные в таком стиле, великолепно звучат и воспринимаются со сцены.
Как раз отсутствие единого четкого ритма дает свободу для смысловых пауз, интонирования, смены темпа.
Раёшный стих довольно редкое явление в литературе. Причина, в основном, в его нестройности, ершистости. Любителей такого стиха считали всегда поэтами второго сорта.
Конечно, по сравнению с выглаженным и ритмически правильным собратом, раёшник выглядит недостаточно презентабельно.
 
Но зачем же причёсывать уличного скомороха и надевать на него галстук-удавку? Его задача рассказать историю, собрав побольше зрителей, и так, чтобы никому (включая и его самого) не было скучно.
Не требуйте от него чёткого и стройного шага, но он не хромой. Скоморох подвижен, гибок и красноречив. Его слова просты и доступны, а тело при этом исполняет самые неожиданные пируэты.
 
Раёшный стих часто записывают в строку и называют рифмованной прозой. Вот тут я запуталась — кто есть кто?
Рифмованная проза (как явствует из определения) – это текст без какого-то ни было ритма, в котором встречается рифма.
А в раёшном стихе, рифмовка и ритмика идет по фразам, смысловым и синтаксическим паузам.
???..
 
Поэтом-раёшником и основоположником рифмованной прозы в русской литературе считают Семёна Кирсанова (1906-1972), которого называли «циркач стиха».
 
немного о нем
«… свободный стих, по правилам — нерифмованный, но Кирсанову это было скучно, и он рассеял немногочисленные рифмы, в незаметных и неожиданных местах. „Ночь под Новый век“ (1940)… рифмы вышли из подполья и разбросались по строчкам в нарочито причудливых переплетениях… В науке такая система стихосложения называется, парадоксальным образом, „рифмованная проза“. „Рифмованная“ — потому что от трети до половины всех слов оказываются рифмованными (в два с лишним раза больше, чем, например, в „Евгении Онегине“). „Проза“ — потому что эти рифмы не членят текст на стихотворные строчки, не подчеркивают в нём ни ритмических, ни синтаксических пауз, а возникают неожиданно и непредсказуемо — не как структура, а как украшение» © М. Л. Гаспаров
 
«Хулы ему досталось никак не меньше, чем хвалы. Причем хвалили и ругали за одно и то же. За формализм – за что же еще! За «словесное трюкачество» и «эстетско-формалистскую окраску творчества», которые, переводя из негатива в позитив, можно поименовать «разнообразием ритмов и словесной изобретательностью» или «поэтикой циркового происхождения». В первом случае дело сводится к призыву преодолеть формализм, во втором, хвалебном, с удовлетворением отмечается, что с годами эта поэзия все же стала «проще по форме»
…………
«Циркач стиха»… Так он назвал себя, говоря о «номере поэзии», исполняемом высоко под куполом, «на проволоке строки», ни с кем не в ногу.
Даже поэты и критики, так сказать, профессиональные читатели, увлеченные или раздраженные тем — как говорит Кирсанов, упускали из внимания — что он говорит. Хотя, вроде бы, должны были знать о неразрывности этих вещей.
А Кирсанов — смысловик…» © Вадим Перельмутер
 
Интересный для меня момент.
Семён Кирсанов родился в Одессе, которая входила на тот момент в состав Херсонской губернии, в семье известного закройщика. В студенческие годы он организовал самодеятельный театр, в котором выступал как автор пьес и актер.
Эти факты (и еще одна дата) удивительным образом перекликаются с биографией автора данного топика.)))
«Вот так, начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ» © )))
 
Из стихотворения «Черновик» С. Кирсанова:
 
«Это было написано все на листках,
рваных, разных размеров, откуда-то вырванных.
 
Отчего же так гладко в чистовике,
так подогнано все и подобрано,
так уложено ровно в остывшей строке,
после правки и чтенья подробного?
И когда я заканчивал буквы стирать
для полнейшего правдоподобия —
начинал, начинал, начинал он терять
все свое, все мое, все особое,
умирала моя черновая тетрадь,
умирала небрежная правда помарок,
мир, который был так неожидан и ярок
и который увидеть сумели бы вы,
в этом сам я повинен, в словах не пришедших,
это было как встреча
двух — мимо прошедших,
как любовь, отвернувшаяся от любви».

Вставка изображения

Мы тут
 
Очень сложная тема. Вопрос, как я понял, заключается в отличии раёшного стиха от рифмованной прозы, но вот тут
Раёшный стих часто записывают в строку и называют рифмованной прозой.
и я совсем запутался. Может, отличие не только в визуализации, а в особенностях содержания текста? Не знаю.
 
Например, у меня, это что? Рифмы нет, ритм плавает от одной строфы к другой. Я никогда над этим не думал, просто сочинял)
 
От меняОбъявлю себя я гением.
Забью я на всех живущих людей.
Лавровый венец на голову,
Уйду в пустыню отращивать лень.

В молчании, в ночном бдении
Буду лелеять мечты свои:
Вот напишу я, значит, шедевр,
И закачается тогда мир.

Или буду я, наконец,
Торговать идеями
По рублю с лотка, не глядя,
Дороже – из-под полы.

И тогда жизнь будет весёлая.
Не забалуешь теперь с ленью.
Забью я на всех живущих людей.
Объявлю себя я гением.
Отредактировано
Может, отличие не только в визуализации, а в особенностях содержания текста?
Может и скорей всего.
 
Я никогда над этим не думал, просто сочинял)
Аналогично) Тоже — наваяла, а теперь после комментариев разобраться хочу.
 
А у вас, похоже, велибр
где-то такВерлибр (фр. vers libre) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.
Отредактировано
Ксенья, с этим вопросом лучше всего к спецам обращаться. У нас я знаю только NeAminу. Ходи к ней — и будет тебе правда.
Ходи к ней
В личку?
Топик повесила, может еще спецы найдутся)
А ты покличь ее раешным стишком));-)
 
NeAmina,NeAmina,NeAminушка!
Расскажи-ка ты нам правду, ясно солнышко)))
Тори, ты неповторима (или я уже это где-то говорила)))
Если человек в тему не заходит, значит или занят, или не интересно *PARDON*
Это доктора вызывают, ну, если совсем худо *JOKINGLY*
(или я уже это где-то говорила))
= нет, не говорила)))
Таки и вызывай скорую помощь));-)
Гугль в чести, но я мало что нагуглила. *DONT_KNOW* 
Определения есть, а вот примеров мало. Что касается рифмопрозы, так тут вообще ничего не нашла.
Отредактировано
Вот пример: Леонид Филатов, «Про Федота-стрельца».
Так там текст от лица скомороха-потешника идёт в строчкуВ произведении текст от лица скомороха-потешника идёт в строчку. Вот один из таких фрагментов:

Справа — текст произведения, разбитый мною на стихотворные строки, слева — количество слогов в строке, схема рифмовки, схема ритма ("/" — ударные, "-" — безударные слоги) и предположительный поэтический размер с процентом соответствия идеальной схеме для такого количества слогов; правда, строки короткие и 100% (эти цифры не печатаются) слишком у многих строк.
<code>
Верьте аль не верьте,    6/---/-  A хор., 83%
а жил на белом свете     7-/-/-/- А ямб
Федот-стрелец,           4-/-/    В ямб
удалой молодец.          6--/--/  В анап

Был Федот                3/-/     D хор.
ни красавец, ни урод,    7--/---/ D хор., 71%
ни румян, ни бледен,     6--/-/-  E хор., 83%
ни богат, ни беден,      6--/-/-  E хор., 83%
ни в парше, ни в парче,  6--/-/-  F хор., 83%
а так, вообче.           5-/--/   F амфб

Служба у Федота -        6/---/-  H хор., 83%
рыбалка да охота.        7-/---/- H ямб, 85%
Царю - дичь да рыба,     6-//-/-  I амфб, 83%
Федоту - спасибо.        6-/--/-  I амфб

Гостей во дворце -       5-/--/   G амфб
как семян в огурце.      6--/--/  G анап
Один из Швеции,          6-/--/-  J амфб
другой из Греции,        6-/--/-  J амфб
третий с Гавай -         4/--/    K дакт
и всем жрать подавай!    6--/--/  K анап
Одному - омаров,         6--/-/-  L хор., 83%
другому - кальмаров,     6-/--/-  L амфб
третьему - сардин,       5/---/   M хор., 80%
а добытчик один!         6--/--/  M анап

Как-то раз               3/-/     N хор.
дают ему приказ:         6-/-/-/  N ямб
чуть свет поутру         5-/--/   O амфб
явиться ко двору.        6-/---/  O ямб, 83%

Царь на вид сморчок,     5/-/-/   P хор.
башка с кулачок,         5-/--/   P амфб
а злобности в ём -       5-/--/   Q амфб
агромадный объём.        6--/--/  Q анап
Смотрит на Федьку,       5/--/-   R дакт
как язвенник на редьку.  7-/---/- R ямб, 85%
На Федьке от страха      6-/--/-  S амфб
намокла рубаха,          6-/--/-  S амфб
в висках застучало,      6/---/-  T хор., 83%
в пузе заурчало,         6/---/-  T хор., 83%
тут, как говорится,      6/---/-  U хор., 83%
и сказке начало...       6-/--/-  T амфб
</code>
Видно, что автор не слишком старался выдерживать какой-то определённый стихотворный размер и использовал простейшую схему рифмовки (ААВВ...), что и выявляет поэтичность текста.
Отредактировано
Мысли в слух: мне кажется, что существуют два разных понятия: поэзия (и её противоположность, проза) и стихи (и их противоположность — НЕ стихи: не будем называть их прозой, чтобы не путать понятия). Так вот, в этом смысле проза стихами это прозаический (повествовательный, относительно не богатый яркими образами) текст, но записанный стихами. Ровно так же бывают поэтические «не стихи» (обычно говорят, разумеется, о поэтической прозе, но такая терминология смешивает два понятия).
Спасибо) Не скажу, что всё поняла, но хоть что-то. А есть примеры у вас? Если да, то хочу ознакомиться.
Хорошо, поясняю мысль.
Стихи — это вид устройства речи, который подразумевает наличие ритма и (возможно, или) рифмы.
То есть, вообще любое высказывание, обладающее этим формальным признаком, является стихами. Что-нибудь в роде:
Вечерком я пойду в магазин
и куплю себе пару корзин —
а зачем мне корзины нужны?
чтоб бельё и тряпьё положить.
Вот это стихи, потому что есть ритм и рифма. А высказывание такого рода:
 
Нужно бы мне вечерком сходить в магазин, корзин прикупить. Хочу по ним бельё и тряпьё всякое разложить
стихами не является.
Это, думаю, очевидно :)
 
Далее, есть понятие поэзии, которое вообще говоря строго не определяется и отличить поэзию от прозы формально невозможно. Поэзия более прозы склонна к возвышенным, оторванным от повседневности высказываниям, ей более свойственна образность как средство выражения мысли и чувства.
И потому что-то такое:
Красота этого мира представляется мне скорее отблеском солнца, опрокинутого в лазурную чашу небес, непостоянной игрой отсветов и отражений чего-то непредставимо великого, но цельного и чуждого нашего разуму в своей цельности и неделимости
можно, пожалуй, назвать поэзией. Хотя, очевидно, это не стихи.
 
Так вот, если у вас есть высказывание явно прозаическое по своему содержанию и выразительным средствам, но записанное стихами, то это проза в стихах :) Я так понимаю.
 
А теперь позвольте и мне вопрос — а зачем это вам нужно? Зачем вам такая классификация, она поможет писать хорошие стихи?
Зачем вам такая классификация, она поможет писать хорошие стихи?
Конечно же, на качество моих стихов это никак не повлияет. Тут и думать нечего.
Вопрос возник потому, что я сотворила нечто и мне по большому счету было все равно, как это классифицировать. Но некоторых читателей смутило плавание ритма в моем тексте, который они посчитали стихом.
Вот и хочу разобраться стихи — не стихи.:-)
Вам спасибо за развернутый коммент. Из него я поняла, что прозаичен или поэтичен текст решает сам автор.
И это мне понравилось)))
Отредактировано
Хм.
Из него я поняла, что прозаичен или поэтичен текст решает сам автор.
У вас странные выводы. Я такого не говорил :)
А кто же тогда решает, стихи он написал или прозу?))
Как я уже объяснял, с моей точки зрения, «стихи» есть понятия достаточно легко формализуемое. И решать тут нечего :)
И решать тут нечего
Согласна с вами.)
А еще нечего соваться на конкурс с нестандартными вещами (это я о себе):-)
эт точно… как по мне, то на конкурсы лучше совсем не соваться.
Может и так. Но если тянет — значит надо идти, шишки собирать, а там видно будет.:-)
Про раешный стих ничего сказать не могу, не цепляло никогда, потому и не интересовалась.
По моим представлениям, стих, записанный в строчку, он же стих формата А4, все же тяготеет к какому-либо стихотворному размеру и ритму. То есть его легко и вполне реально записать столбиком, и он ничего не потеряет.
По этому формату рекомендую статью Алекса Фо: www.reading-hall.ru/publication.php?id=5561&PHPSESSID=f24b9917e11f74dda9db37cab6d61f6e
Там, кстати, проводятся параллели между «форматным стихом» и рифмованной прозой.
Спасибо) Тори сказала, что меня спасете только вы)))
хочется верить, что чем-нибудь помогла)))
Статья отличная, я еще до конца не дочитала, но на многие свои вопросы ответила.
Так что, Тори была права.)))
а вот и не раещник, но тоже весело
Оффтопик… Песня из «Весны на Заречной улице» возьмёт на душу любого. После того, как станет православной, разумеется:

Когда Христос придёт, не знаю,
Пройдут дожди, сойдут снега.
Но ты мне будешь, весть благая,
И в непогоду дорога.

И даже, казалось бы, легкомысленная песенка бит-квартета «Секрет» может обрести новое дыхание:

Привет!
А жить ты будешь долго:
Поставил свечку я вот только
В обед.
Ну да, за здравие, а как же…
Выходишь здесь? Давай, не кашляй.
Привет.

И нельзя обойти вниманием песенки из мультфильмов. Для разучивания в детских садиках:

Я был когда-то стрёмной зверюгой некрещёной,
Который сроду близко к церквям не подходил.
Теперь я православный, я полностью исправлен,
Я самый лучший в мире крокодил.

Думаете, что я издеваюсь? Нет, я просто соответствую. Процесс-то идёт.

отсюда

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Войдите под аккаунтом в социальной сети, или при помощи OpenId
Указать OpenId


Напомнить пароль
Регистрация