Раёшный (балаганный) стих, рифмованная проза
 
Лита

Раёшный (балаганный) стих, рифмованная проза

26 декабря 2013, 11:47 /
+6

Иду по следам отгремевшей «Зимней сказки».

Раёшник — что это за форма стихосложения?

В чем отличие рифмованной прозы от обычного стиха, записанного в строчку?

Если кто-то из Мастеровчан знает материал и поможет мне разобраться в вопросе – буду благодарна.

А я всё жду пришествия поэтов

Как соловей зимой тепла и лета

_________________________________________________________________________________

 

Определения, которые отыскала на просторах инета:

вот они

Раёшный стих — акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках (см. Балаган и Раёк), народных драмах, подписях под лубочными картинками, был распространён в русской поэзии XVII XVIII вв.; позднее встречается в стилизациях… Энциклопедический словарь

Раёшный стих — Раёк, также Раёшник «Раёк» в старину: ящик с передвижными картинками, на которые смотрели в толстое («брюшистое») стекло. Показ картинок «раёшник» сопровождался комментарием или комическими прибаутками; отсюда «раешные стихи». Картинки эти… … Википедия

Раёшный стих — народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в … Большая советская энциклопедия

Раёшный стих, раёк — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры Р. с. самые разнообразные: от злободневной … Поэтический словарь

Фразовик — ФРАЗОВИ´К одна из разновидностей русского дисметрического верлибра (свободного стиха). В основе строения Ф. лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой,… … Поэтический словарь

Рифмованная проза — художественный текст, который лишён внутреннего ритма (чередование ударных и безударных слогов не упорядочено), однако содержит в себе рифмы. Если завершающиеся рифмами отрезки в целом совпадают с синтаксическими паузами… … Википедия

 

 

Истоки раёшного стиха в народном творчестве — пословицы, поговорки, прибаутки; громкие, разудалые уличные торговцы, нахваливающие свой товар; румяные, шумные скоморохи, зазывающие народ в балаган на праздничной ярмарке.

Рисуются картинки очень яркие, залихватские.

пример

из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960:

 

А вот, господа, разыгрывается лотерея.

Воловий хвост да два филея!..

Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях

Да на трех кирпичах.

Из неметчины привезены на дровнях!

Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —

Только ручка одна!..

Настоящий китайский фарфор!

Был выкинут на двор,

А я подобрал, да так разумею,

Что можно и фарфор разыграть в лотерею!

Ну, ребята, налетайте —

Мои билеты раскупайте!..

Вам билеты на цигарки сгодятся,

А у меня в мошне рубли зашевелятся!..

 

Демьян Бедный

 

Поужинавши с попадьей обильно,

Глядел поп на попадью умильно:

«Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие,

Потому как я чувствую в себе наитие».

И так-то поп в мыслях своих распалился,

Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился

И, не отдышавшись, забубнил у дверей:

«Иди ко мне, батя, скорей.

Прибилась ко мне утресь старушка,

Убогая побирушка,

Попросилась с устатку — прилечь,

Пособил я ей взобраться на печь.

Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася,

А нынче у нее икотка появилася,

Губами шевелит, что-то сказать старается,

Видать по всему — помирать собирается!»

 

 

Такой стих, как правило, не лиричен, но очень ироничен.

Знаменитая сказка «О попе и о работнике его Балде» написана Пушкиным вольным раёшным стихом.

 

Я выбирала эту форму подачи интуитивно, особо не изучая материал.

Из своего опыта могу сказать, что слова, написанные в таком стиле, великолепно звучат и воспринимаются со сцены.

Как раз отсутствие единого четкого ритма дает свободу для смысловых пауз, интонирования, смены темпа.

Раёшный стих довольно редкое явление в литературе. Причина, в основном, в его нестройности, ершистости. Любителей такого стиха считали всегда поэтами второго сорта.

Конечно, по сравнению с выглаженным и ритмически правильным собратом, раёшник выглядит недостаточно презентабельно.

 

Но зачем же причёсывать уличного скомороха и надевать на него галстук-удавку? Его задача рассказать историю, собрав побольше зрителей, и так, чтобы никому (включая и его самого) не было скучно.

Не требуйте от него чёткого и стройного шага, но он не хромой. Скоморох подвижен, гибок и красноречив. Его слова просты и доступны, а тело при этом исполняет самые неожиданные пируэты.

 

Раёшный стих часто записывают в строку и называют рифмованной прозой. Вот тут я запуталась — кто есть кто?

Рифмованная проза (как явствует из определения) – это текст без какого-то ни было ритма, в котором встречается рифма.

А в раёшном стихе, рифмовка и ритмика идет по фразам, смысловым и синтаксическим паузам.

???..

 

Поэтом-раёшником и основоположником рифмованной прозы в русской литературе считают Семёна Кирсанова (1906-1972), которого называли «циркач стиха».

 

немного о нем

«… свободный стих, по правилам — нерифмованный, но Кирсанову это было скучно, и он рассеял немногочисленные рифмы, в незаметных и неожиданных местах. „Ночь под Новый век“ (1940)… рифмы вышли из подполья и разбросались по строчкам в нарочито причудливых переплетениях… В науке такая система стихосложения называется, парадоксальным образом, „рифмованная проза“. „Рифмованная“ — потому что от трети до половины всех слов оказываются рифмованными (в два с лишним раза больше, чем, например, в „Евгении Онегине“). „Проза“ — потому что эти рифмы не членят текст на стихотворные строчки, не подчеркивают в нём ни ритмических, ни синтаксических пауз, а возникают неожиданно и непредсказуемо — не как структура, а как украшение» © М. Л. Гаспаров

 

«Хулы ему досталось никак не меньше, чем хвалы. Причем хвалили и ругали за одно и то же. За формализм – за что же еще! За «словесное трюкачество» и «эстетско-формалистскую окраску творчества», которые, переводя из негатива в позитив, можно поименовать «разнообразием ритмов и словесной изобретательностью» или «поэтикой циркового происхождения». В первом случае дело сводится к призыву преодолеть формализм, во втором, хвалебном, с удовлетворением отмечается, что с годами эта поэзия все же стала «проще по форме»

…………

«Циркач стиха»… Так он назвал себя, говоря о «номере поэзии», исполняемом высоко под куполом, «на проволоке строки», ни с кем не в ногу.

Даже поэты и критики, так сказать, профессиональные читатели, увлеченные или раздраженные тем — как говорит Кирсанов, упускали из внимания — что он говорит. Хотя, вроде бы, должны были знать о неразрывности этих вещей.

А Кирсанов — смысловик…» © Вадим Перельмутер

 

Интересный для меня момент.

Семён Кирсанов родился в Одессе, которая входила на тот момент в состав Херсонской губернии, в семье известного закройщика. В студенческие годы он организовал самодеятельный театр, в котором выступал как автор пьес и актер.

Эти факты (и еще одна дата) удивительным образом перекликаются с биографией автора данного топика.)))

«Вот так, начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ» © )))

 

Из стихотворения «Черновик» С. Кирсанова:

 

«Это было написано все на листках,

рваных, разных размеров, откуда-то вырванных.

 

Отчего же так гладко в чистовике,

так подогнано все и подобрано,

так уложено ровно в остывшей строке,

после правки и чтенья подробного?

И когда я заканчивал буквы стирать

для полнейшего правдоподобия —

начинал, начинал, начинал он терять

все свое, все мое, все особое,

умирала моя черновая тетрадь,

умирала небрежная правда помарок,

мир, который был так неожидан и ярок

и который увидеть сумели бы вы,

в этом сам я повинен, в словах не пришедших,

это было как встреча

двух — мимо прошедших,

как любовь, отвернувшаяся от любви».

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль