Как сделать?
О нашем сервисе
 
 
 
Радуга

Раёшный (балаганный) стих, рифмованная проза


, 26 декабря 2013, 11:47 /
6 [...]

Иду по следам отгремевшей «Зимней сказки».

Раёшник — что это за форма стихосложения?

В чем отличие рифмованной прозы от обычного стиха, записанного в строчку?

Если кто-то из Мастеровчан знает материал и поможет мне разобраться в вопросе – буду благодарна.

А я всё жду пришествия поэтов

Как соловей зимой тепла и лета

_________________________________________________________________________________

 

Определения, которые отыскала на просторах инета:

вот они

Раёшный стих — акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках (см. Балаган и Раёк), народных драмах, подписях под лубочными картинками, был распространён в русской поэзии XVII XVIII вв.; позднее встречается в стилизациях… Энциклопедический словарь

Раёшный стих — Раёк, также Раёшник «Раёк» в старину: ящик с передвижными картинками, на которые смотрели в толстое («брюшистое») стекло. Показ картинок «раёшник» сопровождался комментарием или комическими прибаутками; отсюда «раешные стихи». Картинки эти… … Википедия

Раёшный стих — народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в … Большая советская энциклопедия

Раёшный стих, раёк — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры Р. с. самые разнообразные: от злободневной … Поэтический словарь

Фразовик — ФРАЗОВИ´К одна из разновидностей русского дисметрического верлибра (свободного стиха). В основе строения Ф. лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой,… … Поэтический словарь

Рифмованная проза — художественный текст, который лишён внутреннего ритма (чередование ударных и безударных слогов не упорядочено), однако содержит в себе рифмы. Если завершающиеся рифмами отрезки в целом совпадают с синтаксическими паузами… … Википедия

 

 

Истоки раёшного стиха в народном творчестве — пословицы, поговорки, прибаутки; громкие, разудалые уличные торговцы, нахваливающие свой товар; румяные, шумные скоморохи, зазывающие народ в балаган на праздничной ярмарке.

Рисуются картинки очень яркие, залихватские.

пример

из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960:

 

А вот, господа, разыгрывается лотерея.

Воловий хвост да два филея!..

Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях

Да на трех кирпичах.

Из неметчины привезены на дровнях!

Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —

Только ручка одна!..

Настоящий китайский фарфор!

Был выкинут на двор,

А я подобрал, да так разумею,

Что можно и фарфор разыграть в лотерею!

Ну, ребята, налетайте —

Мои билеты раскупайте!..

Вам билеты на цигарки сгодятся,

А у меня в мошне рубли зашевелятся!..

 

Демьян Бедный

 

Поужинавши с попадьей обильно,

Глядел поп на попадью умильно:

«Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие,

Потому как я чувствую в себе наитие».

И так-то поп в мыслях своих распалился,

Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился

И, не отдышавшись, забубнил у дверей:

«Иди ко мне, батя, скорей.

Прибилась ко мне утресь старушка,

Убогая побирушка,

Попросилась с устатку — прилечь,

Пособил я ей взобраться на печь.

Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася,

А нынче у нее икотка появилася,

Губами шевелит, что-то сказать старается,

Видать по всему — помирать собирается!»

 

 

Такой стих, как правило, не лиричен, но очень ироничен.

Знаменитая сказка «О попе и о работнике его Балде» написана Пушкиным вольным раёшным стихом.

 

Я выбирала эту форму подачи интуитивно, особо не изучая материал.

Из своего опыта могу сказать, что слова, написанные в таком стиле, великолепно звучат и воспринимаются со сцены.

Как раз отсутствие единого четкого ритма дает свободу для смысловых пауз, интонирования, смены темпа.

Раёшный стих довольно редкое явление в литературе. Причина, в основном, в его нестройности, ершистости. Любителей такого стиха считали всегда поэтами второго сорта.

Конечно, по сравнению с выглаженным и ритмически правильным собратом, раёшник выглядит недостаточно презентабельно.

 

Но зачем же причёсывать уличного скомороха и надевать на него галстук-удавку? Его задача рассказать историю, собрав побольше зрителей, и так, чтобы никому (включая и его самого) не было скучно.

Не требуйте от него чёткого и стройного шага, но он не хромой. Скоморох подвижен, гибок и красноречив. Его слова просты и доступны, а тело при этом исполняет самые неожиданные пируэты.

 

Раёшный стих часто записывают в строку и называют рифмованной прозой. Вот тут я запуталась — кто есть кто?

Рифмованная проза (как явствует из определения) – это текст без какого-то ни было ритма, в котором встречается рифма.

А в раёшном стихе, рифмовка и ритмика идет по фразам, смысловым и синтаксическим паузам.

???..

 

Поэтом-раёшником и основоположником рифмованной прозы в русской литературе считают Семёна Кирсанова (1906-1972), которого называли «циркач стиха».

 

немного о нем

«… свободный стих, по правилам — нерифмованный, но Кирсанову это было скучно, и он рассеял немногочисленные рифмы, в незаметных и неожиданных местах. „Ночь под Новый век“ (1940)… рифмы вышли из подполья и разбросались по строчкам в нарочито причудливых переплетениях… В науке такая система стихосложения называется, парадоксальным образом, „рифмованная проза“. „Рифмованная“ — потому что от трети до половины всех слов оказываются рифмованными (в два с лишним раза больше, чем, например, в „Евгении Онегине“). „Проза“ — потому что эти рифмы не членят текст на стихотворные строчки, не подчеркивают в нём ни ритмических, ни синтаксических пауз, а возникают неожиданно и непредсказуемо — не как структура, а как украшение» © М. Л. Гаспаров

 

«Хулы ему досталось никак не меньше, чем хвалы. Причем хвалили и ругали за одно и то же. За формализм – за что же еще! За «словесное трюкачество» и «эстетско-формалистскую окраску творчества», которые, переводя из негатива в позитив, можно поименовать «разнообразием ритмов и словесной изобретательностью» или «поэтикой циркового происхождения». В первом случае дело сводится к призыву преодолеть формализм, во втором, хвалебном, с удовлетворением отмечается, что с годами эта поэзия все же стала «проще по форме»

…………

«Циркач стиха»… Так он назвал себя, говоря о «номере поэзии», исполняемом высоко под куполом, «на проволоке строки», ни с кем не в ногу.

Даже поэты и критики, так сказать, профессиональные читатели, увлеченные или раздраженные тем — как говорит Кирсанов, упускали из внимания — что он говорит. Хотя, вроде бы, должны были знать о неразрывности этих вещей.

А Кирсанов — смысловик…» © Вадим Перельмутер

 

Интересный для меня момент.

Семён Кирсанов родился в Одессе, которая входила на тот момент в состав Херсонской губернии, в семье известного закройщика. В студенческие годы он организовал самодеятельный театр, в котором выступал как автор пьес и актер.

Эти факты (и еще одна дата) удивительным образом перекликаются с биографией автора данного топика.)))

«Вот так, начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ» © )))

 

Из стихотворения «Черновик» С. Кирсанова:

 

«Это было написано все на листках,

рваных, разных размеров, откуда-то вырванных.

 

Отчего же так гладко в чистовике,

так подогнано все и подобрано,

так уложено ровно в остывшей строке,

после правки и чтенья подробного?

И когда я заканчивал буквы стирать

для полнейшего правдоподобия —

начинал, начинал, начинал он терять

все свое, все мое, все особое,

умирала моя черновая тетрадь,

умирала небрежная правда помарок,

мир, который был так неожидан и ярок

и который увидеть сумели бы вы,

в этом сам я повинен, в словах не пришедших,

это было как встреча

двух — мимо прошедших,

как любовь, отвернувшаяся от любви».

Вставка изображения

Мы тут
 
Очень сложная тема. Вопрос, как я понял, заключается в отличии раёшного стиха от рифмованной прозы, но вот тут
Раёшный стих часто записывают в строку и называют рифмованной прозой.
и я совсем запутался. Может, отличие не только в визуализации, а в особенностях содержания текста? Не знаю.
 
Например, у меня, это что? Рифмы нет, ритм плавает от одной строфы к другой. Я никогда над этим не думал, просто сочинял)
 
От меняОбъявлю себя я гением.
Забью я на всех живущих людей.
Лавровый венец на голову,
Уйду в пустыню отращивать лень.

В молчании, в ночном бдении
Буду лелеять мечты свои:
Вот напишу я, значит, шедевр,
И закачается тогда мир.

Или буду я, наконец,
Торговать идеями
По рублю с лотка, не глядя,
Дороже – из-под полы.

И тогда жизнь будет весёлая.
Не забалуешь теперь с ленью.
Забью я на всех живущих людей.
Объявлю себя я гением.
Отредактировано
Может, отличие не только в визуализации, а в особенностях содержания текста?
Может и скорей всего.
 
Я никогда над этим не думал, просто сочинял)
Аналогично) Тоже — наваяла, а теперь после комментариев разобраться хочу.
 
А у вас, похоже, велибр
где-то такВерлибр (фр. vers libre) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.
Отредактировано
Ксенья, с этим вопросом лучше всего к спецам обращаться. У нас я знаю только NeAminу. Ходи к ней — и будет тебе правда.
Ходи к ней
В личку?
Топик повесила, может еще спецы найдутся)
Гугль в чести, но я мало что нагуглила. *DONT_KNOW* 
Определения есть, а вот примеров мало. Что касается рифмопрозы, так тут вообще ничего не нашла.
Отредактировано
Вот пример: Леонид Филатов, «Про Федота-стрельца».
Так там текст от лица скомороха-потешника идёт в строчкуВ произведении текст от лица скомороха-потешника идёт в строчку. Вот один из таких фрагментов:

Справа — текст произведения, разбитый мною на стихотворные строки, слева — количество слогов в строке, схема рифмовки, схема ритма ("/" — ударные, "-" — безударные слоги) и предположительный поэтический размер с процентом соответствия идеальной схеме для такого количества слогов; правда, строки короткие и 100% (эти цифры не печатаются) слишком у многих строк.
<code>
Верьте аль не верьте,    6/---/-  A хор., 83%
а жил на белом свете     7-/-/-/- А ямб
Федот-стрелец,           4-/-/    В ямб
удалой молодец.          6--/--/  В анап

Был Федот                3/-/     D хор.
ни красавец, ни урод,    7--/---/ D хор., 71%
ни румян, ни бледен,     6--/-/-  E хор., 83%
ни богат, ни беден,      6--/-/-  E хор., 83%
ни в парше, ни в парче,  6--/-/-  F хор., 83%
а так, вообче.           5-/--/   F амфб

Служба у Федота -        6/---/-  H хор., 83%
рыбалка да охота.        7-/---/- H ямб, 85%
Царю - дичь да рыба,     6-//-/-  I амфб, 83%
Федоту - спасибо.        6-/--/-  I амфб

Гостей во дворце -       5-/--/   G амфб
как семян в огурце.      6--/--/  G анап
Один из Швеции,          6-/--/-  J амфб
другой из Греции,        6-/--/-  J амфб
третий с Гавай -         4/--/    K дакт
и всем жрать подавай!    6--/--/  K анап
Одному - омаров,         6--/-/-  L хор., 83%
другому - кальмаров,     6-/--/-  L амфб
третьему - сардин,       5/---/   M хор., 80%
а добытчик один!         6--/--/  M анап

Как-то раз               3/-/     N хор.
дают ему приказ:         6-/-/-/  N ямб
чуть свет поутру         5-/--/   O амфб
явиться ко двору.        6-/---/  O ямб, 83%

Царь на вид сморчок,     5/-/-/   P хор.
башка с кулачок,         5-/--/   P амфб
а злобности в ём -       5-/--/   Q амфб
агромадный объём.        6--/--/  Q анап
Смотрит на Федьку,       5/--/-   R дакт
как язвенник на редьку.  7-/---/- R ямб, 85%
На Федьке от страха      6-/--/-  S амфб
намокла рубаха,          6-/--/-  S амфб
в висках застучало,      6/---/-  T хор., 83%
в пузе заурчало,         6/---/-  T хор., 83%
тут, как говорится,      6/---/-  U хор., 83%
и сказке начало...       6-/--/-  T амфб
</code>
Видно, что автор не слишком старался выдерживать какой-то определённый стихотворный размер и использовал простейшую схему рифмовки (ААВВ...), что и выявляет поэтичность текста.
Отредактировано
Мысли в слух: мне кажется, что существуют два разных понятия: поэзия (и её противоположность, проза) и стихи (и их противоположность — НЕ стихи: не будем называть их прозой, чтобы не путать понятия). Так вот, в этом смысле проза стихами это прозаический (повествовательный, относительно не богатый яркими образами) текст, но записанный стихами. Ровно так же бывают поэтические «не стихи» (обычно говорят, разумеется, о поэтической прозе, но такая терминология смешивает два понятия).
Спасибо) Не скажу, что всё поняла, но хоть что-то. А есть примеры у вас? Если да, то хочу ознакомиться.
Про раешный стих ничего сказать не могу, не цепляло никогда, потому и не интересовалась.
По моим представлениям, стих, записанный в строчку, он же стих формата А4, все же тяготеет к какому-либо стихотворному размеру и ритму. То есть его легко и вполне реально записать столбиком, и он ничего не потеряет.
По этому формату рекомендую статью Алекса Фо: www.reading-hall.ru/publication.php?id=5561&PHPSESSID=f24b9917e11f74dda9db37cab6d61f6e
Там, кстати, проводятся параллели между «форматным стихом» и рифмованной прозой.
Спасибо) Тори сказала, что меня спасете только вы)))
а вот и не раещник, но тоже весело
Оффтопик… Песня из «Весны на Заречной улице» возьмёт на душу любого. После того, как станет православной, разумеется:

Когда Христос придёт, не знаю,
Пройдут дожди, сойдут снега.
Но ты мне будешь, весть благая,
И в непогоду дорога.

И даже, казалось бы, легкомысленная песенка бит-квартета «Секрет» может обрести новое дыхание:

Привет!
А жить ты будешь долго:
Поставил свечку я вот только
В обед.
Ну да, за здравие, а как же…
Выходишь здесь? Давай, не кашляй.
Привет.

И нельзя обойти вниманием песенки из мультфильмов. Для разучивания в детских садиках:

Я был когда-то стрёмной зверюгой некрещёной,
Который сроду близко к церквям не подходил.
Теперь я православный, я полностью исправлен,
Я самый лучший в мире крокодил.

Думаете, что я издеваюсь? Нет, я просто соответствую. Процесс-то идёт.

отсюда

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Войдите под аккаунтом в социальной сети, или при помощи OpenId
Указать OpenId


Напомнить пароль
Регистрация