Изнанка любовного романа (Отзыв на роман Алины Лис "Маг и его кошка", ч.1 и добавка ч.2)
 

Изнанка любовного романа (Отзыв на роман Алины Лис "Маг и его кошка", ч.1 и добавка ч.2)

29 сентября 2015, 22:46 /
+32
  • Маг и его кошка

 

Начну с того, что из романа Алины я пока прочел только первую часть, «Изнанку гордыни», и начал вторую, «Изнанку свободы», но решил, что пора уже написать отзыв. Потому что обещал, а обещанного хоть и три года ждут по пословице, но все же ложка к обеду дорога, и все такое… так что пока будет первая часть, а как прочитаю вторую — еще добавка.  

Теперь попробуем по порядку.

История пера Алины Лис «Маг и его кошка» — это, конечно, традиционный любовный роман. То, что перед нами именно он можно понять по основной сюжетной линии: главные герои — мужчина и женщина — вместе проходят путь от неприязни до любви (на моем этапе чтения любви еще нет, но она будет наверняка, это чувствуется). Второй признак ЛР: негодяй по жизни, который в любовь не верит, только в хороший трах, в душе оказывается нежным и любящим принцем, стоит ему встретить именно ту самую женщину. Как автор ни высмеивала это самое клише устами все того же «негодяя» Элвина – вышло как раз оно самое: якобы негодяй Элвин оказался в душе заботливым и надежным спутником жизни (опять же, это видно уже сейчас, в конце первой части).

Ну а почему нет? Вообще-то это канон ЛР, которого даже Маргарет Митчел не избежала, так может и не стоит избегать? Ну любят девушки благородных негодяев, что тут поделать? Правда, куда в таком случае бежать нам, обычным, не негодяям и не слишкм благородным? Да… облом выходит… ну да ладно, про обыкновенных и правда писать неинтересно.

От традиции, освященной, не побоюсь этого слова, веками этот роман отличает наличие фэнтезийного сеттинга. Но пока фэнтези в произведении — только антураж. Не могу сказать, останется ли все так, или во второй книге фантастические допущения еще сыграют еще свою сюжетообразующую роль (надеюсь, сыграют — я фэнтези люблю), но пока есть, что есть: значимым с большей или меньшей сложностью замены можно назвать эпизод сожжения армии и… и все. Все остальное легко меняется на исторический реализм без потери смысла.

Например, эльфики. Все, кто меня знает, помнят: уж к чему-к чему, а к эльфам я придерусь обязательно, потому что они — моя вечная страсть, любовь и все такое. Поэтому на то, как автор изображает волшебных существ, я обязательно обращаю внимание. У Алины, к моему сожалению, эти существа мне по-настоящему волшебными не показались — просто люди. Немного другие, с особенностями, с какими-то необыкновенными способностями или уникальной внешностью, но люди. Кардинальных отличий, попытки как-то обыграть иную мораль, психологию, иной образ мысли, иное мироощущение фейри, основанные на их нечеловеческой природе, я пока не увидел. Ну, мечник — маленький и длиннорук, ну, князь Марций трехглаз, а княгиня Иса — холодна и прекрасна. Ну и что? По своим замыслам и поступкам они — те же люди.

Оффтопик

Просто для примера: по-настоящему волшебные существа получаются у Совы и Удава (Марины Комаровой в «Йенгангере» или «Полтавском университете» и Даны Арнаутовой в «Годе некроманта», в «Колечке», в «Четырех ветрах») Там колдовство, мистика так и прет — и ужас, и очарование. Их эльфов с людьми не перепутаешь.

Но тут я все ругался, а теперь начну хвалить.

Похвалю описания мира. Их мало, описаний этих, но те, что есть — очень хороши. Чего стоит, например, такое эссе-отступление про сбор винограда на родине Франчески? Здорово же! Или описание башни, облюбованной Стражами, или психиатрической больницы с лабораториями магов хаоса в подвале? Очень такие описания украшают роман, глубину придают, широту. Но мало их, мало.

Похвалю психологическую составляющую. Эта черта, кстати, на мой вкус отличает качественный классический ЛР от дешевого ширпотреба и литпродукта, конкретно говоря, М.Митчелл уже помянутую от какой-нибудь Э.Л.Джеймс. Наша Алина с «Магом и кошкой», опять же на мой вкус, где-то посередине. И я еще обосную, почему оценил так. Пока же вернемся к психологии.

Повторюсь: в душах людских автор разбирается неплохо, очень неплохо. Например, персонажи второго плана интересны, правдоподобны и разнообразны. Больше того, их характеры хорошо вплетены в сюжет: события, происходящие в романе напрямую связаны с поступками, а те – следствие особенностей. Я вполне верю, что амбициозный и авторитарный герцог Рино, который порол свою дочь и в грош не ставил мнение взрослого уже сына, мог в итоге проморгать армию у себя под стенами, а потом – не найти способа уладить дела дипломатией, очень в его духе. Точно также поступки Джованни, и хорошие, и плохие, продиктованы не хитростью, подлостью или еще какой испорченностью, а страхом не получить одобрения отца и природной мягкостью характера. Эта мягкость с одной стороны помогает ему не опуститься до уровня приятелей, а с другой – не дает выйти из-под материнского влияния. Поступки и судьба Лоренцо, юного мужа Франчески, и его брата Марко обусловлены их юношеским максимализмом и романтическими представлениями о жизни. У обоих ребят вместо мозгов благородство, но это и нормально, в их возрасте – вполне реалистично и оправданно.

Дальше – больше. Если поначалу герои второго плана именно что на втором плане, и из-за главных. Элвина и Франчески, их почти не видно, то ближе к концу первой части и во второй они уже выдвигаются вперед и становятся более заметными: автор отдает им больше текста и прописывает глубже, подробнее, красочнее. Например, братья Элвина выглядят очень ярко и убедительно и выгодно разнообразят сюжет романа.

А вот теперь переходим к главным героям, и тут у меня опять есть претензии и сомнения…

Нет, к Фран у меня претензий нет вообще, ни как к персонажу, ни как к личности. Девочка вышла хорошая: правдоподобная, симпатичная и не без греха. Гордость и дурость прут, конечно, но прут вполне умеренно, не бесят, потому что ясно, откуда что берется. Стоит посмотреть на ее отца: наследственность и высокое положение предопределяют гордыню, а воспитание порками вместо убеждений – стойкую привычку к молчаливому протесту и гадостям исподтишка. Но у Франчески есть характер, прямо-таки стальной стержень, плюс она умна и любознательна, а по отношению к братьям видно, что еще и добра – все это большие достоинства, с лихвой искупающие мелкие возрастные недостатки. Ей всего шестнадцать, надо это помнить, а мудрыми почти никто не рождается, мудрость и понимание, умение договариваться приходят с опытом, так что у Фран еще все впереди.

Совсем другое дело Элвин.

Начнем с того, что дури и гордыни в нем ничуть не меньше, чем во Франческе, Лоренцо или Марко. А кроме дури и гордыни есть еще бравада негодяйством и привычка со всеми подряд выяснять, у кого чего длиннее. И все бы это ничего, если бы Элвину было восемнадцать, двадцать… ну пусть двадцать пять лет – это было бы понятно и простительно. Но ему несколько сотен! И это как минимум. (Где, спрашивается, мудрость, опыт, накопленное годами иное отношение к жизни?) Декларативно он – лучший из живущих боевой маг, владеющий бес знает сколькими языками, объехавший полсвета, прочитавший миллион книг, выигравший миллион дуэлей и отымевший миллион баб, и так далее. Плюс к этому он вечно побеждает и получает желаемое. Плюс к этому негодяйская маска, скрывающая благородство помыслов. Плюс к этому время от времени пробивающееся ехидство, которое сам Элвин почему-то называет сарказмом – и что мы имеем?

А имеем мы самого настоящего классического Марти Сью, того самого аналога рыжей ведьмы, который вправе унижать всех вокруг и никогда не отвечать за содеянное.

Нет, не все так запущено, Элвин и правда умен и по большому счету благороден в отношении ближних. Если ссыпать всю эту незрело-мартисьюшную мишуру, убрать ряд глупейших поступков или хотя бы перестать их от автора оправдывать, заставить его хоть немного отвечать за дела рук своих, то он будет вполне приятным парнем, даже если и не совсем положительным героем. Но пока его физический возраст, величина прожитых лет и накопленного опыта, диссонируют с заявлениями о его качествах, а те — с поступками, я просто не могу поверить в его цельность и реальность, воспринять его как личность, а не как клубок инфантильных отмазок перед собой любимым.

Еще момент: обе части произведения почему-то начинаются на порядок глупее, попсовее, чем потом продолжаются.

Особенно первая: начинается с убийства молодого человека, хорошего, правильного мальчика, который никому никакого зла по большому счету не делал. Пусть убийство не преднамеренное, но зато безжалостное, под шутки и прибаутки убийцы и эгоистичное равнодушие девушки, которая якобы любила… для меня начало было настолько отталкивающим, что начинал дважды и уж хотел было отказаться читать вообще. Но потом понемногу расчитался, и увидел, что дальше-то роман вполне адекватный, умный, вот такого отврата в нем нет.

И тут вторая часть, начало – опять выползают эти ехидные смешки, бородатые шутки и пустые диалоги. И я опять недоумеваю… зачем начинать именно так?

С другой стороны, я подумал: а может быть, это такая попытка вписаться в формат? Тогда меня слушать не надо – я явно не целевая аудитория ворматного ЛР. Я даже «Поющих в терновнике»-то и то неперевариваю.

Тогда и Марти Сью в главгерах – форматный ход? Вполне возможно. Потому что семейку Сью читательницы почему-то любят, и мальчиков, и девочек. Тогда, возможно, автор на правильном пути и учить его – только портить. Хотя лично я предпочитаю если уж Марти, то более романтичных, вроде Антонио Тигробелок, или более реалистичных, таких, как братья Элвина у самой Алины.

 

Оффтопик

И еще я спросить хотел: а разве слово «навроде» существует?

 

На этом пока все, но продолжение следует, а обсуждения приветствуются.

______________________________________________________________________________________

 

Ну вот и закончил я читать обе части романа, и готов завершить свой отзыв.

Претензий у меня накопилось множество, много что не понравилось. Особенно не понравилась отчаянная затянутость после сожжения психбольницы и резиденции ордена хаосопоклонников. Дальше — больше половины романа, а сюжетных событий по-хорошему всего пара штук. Плюс к этому весь почти экшн дается не действием, а пересказом, что тоже как по мне не айс.

И я, конечно, не могу простить автору братьев Ваноччи, потому что убийство и растление детей мне оправдать как-то сложновато, а выглядит оно именно так ))

Но я все же остановлюсь на находках, которые действительно стоят упоминания.

Находка первая.

Это имеет прямое отношение к старому спору в мире фэнтези: почему великие маги не захватят мир? Вот тут очень хорошо написано, почему: один помешан на войне, второй — на игре в политику, третий просто любит вкусно есть и сладко спать, четвертый — счастлив, только если всех бесит, и так далее. И все это хотя не соответствует моим представлением о том, чем должны заниматься поистине великие маги, но выглядит очень логично и гармонично в мире произведения. Обнаружить такое мне было интересно.

И особенно погрело душу то, что все же в конце концов великие маги вырулили на ту дорогу, которая кажется логичной и гармоничной, а значит, правильной, мне: они встали на путь познания и самосовершенствования. Потому что я убежен просто до глубины всех мировоззренческих структур: именно так и должно быть у великих магов и в перспективе — у продвинутых людей (а значит, комунизм, но это уже другая история)))

И что видим тут? Любимый брат Элвина, любимая сестра Элвина и сам Элвин после возвращения из первого плавания понимают, что в жизни, когда все есть, интереснее всего самосовершенствование и познание. И это радует.

Второе, что радует: Франческа, та, которая встречает Элвина после десяти лет блужданий — очень мудрая женщина. Вот она действительно знает и понимает мужскую психологию. Приятно про такое читать.

Хотя… тут нельзя не упомянуть просто очень, очень обидное читерство с ошейником — раз, и второе: идеальная Франческа уж очень идеальна. Сама она, когда временами бесила, как персонаж была интереснее.

Третье: секс — хорош. Умеете.

Но я все же старомодный ханжа и считаю, что секс в первую очередь предназначен для размножения.

 

Ну и в завершение: я так понимаю, это не конец эпопеи? Потому что судьба Джованни, Жиля и командора до конца не ясны, не все ясно с Марко и его могуществом. И еще потому что Элвину только пообещали, что магия вернется, а не показали, как вернулась в кадре.

А если это — все, то смелый ход ))

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль