"Сумерки: Эдвард знает толк в извращениях!". Злобная безосновательная критика на роман "50 оттенков серого" Э. Л. Джеймс
 

"Сумерки: Эдвард знает толк в извращениях!". Злобная безосновательная критика на роман "50 оттенков серого" Э. Л. Джеймс

+16

Паpиж. Вечеp. Туpист пpоголодался, заходит по ошибке в бордель. К нему подходит метрдотель:

— Месье желает девочку?

— Нет…

— Месье желает мальчика?

— Да нет…

— Чего желает месье?

— Мне бы куpочку…

— О! Месье знает толк в извpащениях!

 

Бородатый анекдот

 

Добрый день, друзья! С вами известная любительница грязного белья Бука Нист, в очередной раз сублимирующая отрицательные эмоции в отрицательные рецензии. А потому сегодня я изложу свои впечатления о небезызвестном и, более того, нашумевшем произведении «50 оттенков серого» некоей Э. Л. Джеймс.

Осторожно, ниже содержатся злостные спойлеры, много яда и снобизма, а также рассуждения на темы 18+. К юным, нервным, впечатлительным и особо чувствительным особам с тонкой душевной организацией, а также фанатам произведения, если таковые случайно зарегистрировались на данном сайте, убедительная просьба: не читать!

 

  «50 оттенков серого» были написаны дамой бальзаковского возраста по имени Эрика Леонард, по какой-то причине решившей издаться под псевдонимом. Дама очень любила книгу Стефани Майер «Сумерки», а потому в какой-то момент села писать свой фанфик с Беллой Суон и Эдвардом Калленом в главных ролях. Фанфик назывался «Господин Вселенной», и вампир Эдвард превратился во владельца крутой корпорации с определёнными интересными наклонностями в сторону БДСМ, а Беллу представили невинной девочкой, которую угораздило в него влюбиться. Фанфик обрёл бешеную популярность в сети, и это сподвигло автора превратить его в оригинальную историю. История успешно увидела свет в виде бестселлера, и нынче она уже трёхтомная, Universal Pictures готовит громкую экранизацию, миллионы читателей восторгаются её скандальностью, смелостью и романтичностью, а журнал «Time» включает автора в ежегодный список ста самых влиятельных людей мира.

Конечно, я даже и не собиралась это читать. Однако как-то раз подруга, работающая в книжном, сказала, что взяла книжку в зале и проглядела её на работе, и на самом деле это просто откровенная сказочка для домохозяек. После чего вкратце описала мне коротенький сюжет в сочных саркастических красках… и, сделав выводы и возжелав написать на сие творение отзыв (который я в своё время так и не додала «Сумеркам»), я нашла его в интернете. И в свою очередь проглядела за полчаса.

 

Когда-то я думала, что «Сумерки» легко могли обойтись без вампиров и оборотней: если сделать вампира Эдварда богатым, добрым и заботливым сыном криминального авторитета, а оборотня Джейкоба — мужественным и харизматичным мачо из бедняцкого квартала, ничего, в принципе, особо не изменится. Любовный треугольник и мучительность выбора останутся ровно на том же месте, что и раньше, а это там главное, ибо вампирские-оборотнические разборки — просто фон. Впрочем, разборки главарей местной мафии и бандитских группировок наверняка читались бы не хуже…

Идеи, как известно, витают в воздухе, а потому Эрика Леонард тоже поймала эту мысль. И воплотила. Главный герой книги, мистер Кристиан Грей, чьё имя так тонко обыграно в названии — божественно красив и богат. Только, в отличие от книжного Эдварда, он не добр, не заботлив и не идеален до крайности, а человек весьма себе на уме. Ах, да, и на досуге балуется заключением договоров с девушками, согласными быть его «нижними». Да, он любитель БДСМ. Так называемый «доминант». И у него было уже пятнадцать контрактов к тому моменту, как он встречает героиню.

Героиня Анастейша Стил — заканчивает колледж и в двадцать один год ни разу ещё не влюблялась. Чиста, невинна, непорочна. Выручая подругу, берёт у мистера Грея интервью вместо неё — и безмерно удивляется, когда вскоре после этого встречает миллионера в магазине, где она подрабатывает. Конечно же, она влюбляется в него почти с первого взгляда — и, как и книжная Белла, не особо сопротивляется, когда тот проявляет ответную симпатию. Только вот о его увлечениях она на тот момент не знает. И серьёзно задумывается, когда мистер Грей, недолго думая, предлагает ей заключить с ним шестнадцатый контракт.

А ещё есть будущий инженер Хосе (замаскированный оборотень Джейкоб), питающий к героине нежную влюблённость, на что она отвечает нежной дружбой. На момент прочитанного мною первого тома его роль в истории весьма и весьма незначительна, так что о нём и говорить я больше не буду. Как и о других персонажах, о которых сказать, в принципе, и нечего, ибо внимания им уделено чуть больше, чем никакого.

Возникновение нежного и трепетного чувства описывается на первых тридцати страницах из ста тридцати, а дальше начинается то, ради чего книжка и писалась: постельные сцены. Ибо всё происходящее далее можно кратко изложить в свободном чередовании семи элементов:

 

1) Эротические сцены

2) Смена локаций, где эти эротические сцены происходят

3) Внутренние переживания героини «любит ли он меня или ему нужно только моё тело»; причём героиня постоянно склоняется к последнему, учитывая намечающийся контракт, но не хочет ничего менять

4) Разговоры героини с подругой или с мамой на окололюбовные темы

5) Переписка героев по поводу контракта или выяснения отношений

6) Обсуждение условий контракта или выяснение отношений вживую

7) И ещё больше эротических сцен.

 

Пресловутые сцены написаны пространно и подробно, с обилием анатомических подробностей, штампов и скукоты. Я более-менее подробно просмотрела три или четыре (остальные уже откровенно пролистывала), где любовный инструмент мистера Грея обязательно именуется «огромнейшим» и «восхитительнейшим», под конец героиня обязательно «рассыпается на тысячу осколков» (видно, этот оборот очень нравится автору, ибо его употребляют неоднократно) или «взрывается изнутри», а герой перед началом активных действий обязательно повторяет «ты божественно пахнешь» или «у тебя красивая кожа», а в «момент высшего наслаждения» выкрикивает имя героини. И количество этих моментов наслаждения каждый раз, как диких обезьян в Бразилии — «и не сосчитаешь!». Никакой красоты и иносказательности не наблюдается: есть у меня друзья, которые пишут высокорейтинговые произведения — они описывают подобные действа куда изящнее и эстетичнее. Радует опытность и искусность непорочной героини: она предаётся разврату с умением, энтузиазмом и выносливостью просто-таки бывалой жрицы любви, и порой возникает ощущение, что свои познания в этой области человеческих отношений автор почерпнула из подобных же фанфиков, только чужих. Если не считать смены локаций, от сцены к сцене изменяется только одно: робкое постепенное проникновение нашумевших элементов БДСМ. Таких, как галстук, наручники или шлепки. И героиню, в принципе, всё устраивает, и уже почти согласна она подписать пресловутый контракт — но тут по её собственной просьбе герой решается наконец показать ей всю мощь БДСМ и нанести ей шесть ударов ремнём. Несмотря на адскую боль, ничем не связанная на этот раз героиня по непонятной причине стоически терпит все шесть — и лишь после этого с воплем «разберись со своим дерьмом, Грей!!!» выбегает из комнаты. Анастейша понимает, что такого ей не хочется, а мистера Грея не изменить; мистер Грей говорит «ты всё, что мне нужно», но признаёт, что не изменится; а потом, вдоволь наплакавшись, они расстаются навсегда. Девушка приезжает к себе, понимает, что не может жить без возлюбленного, рыдает в три ручья и «предаётся своему горю». Занавес.

 

Собственно, вот и вся история. По чему Universal Pictures собирается снимать фильм, который можно будет показывать в широком прокате, совершенно непонятно: если выкинуть высокорейтинговые постельные сцены и бесконечные обсуждения условий контракта, чистого действия останется минут на сорок. История проста, стара, как мир, и была описана ещё в незабвенной «Джейн Эйр»: простая, чистая, невинная (у Бронте, по крайней мере, она действительно чиста и невинна) и гордая девушка любит знатного и отчасти демонического мужчину, а он любит её, но между ними есть непреодолимое препятствие, а потому девушка решается бежать от него. Только вот если в «Джейн Эйр» личностью Джейн можно восхищаться, то Анастейша Стил не представляет из себя ничего особенного. Собирательный образ неуклюжей, особо не примечательной девицы, на месте которой может представить себя любая девушка (и далеко не девушка), удался.

А вот что касается мистера Грея… тут всё немножко интереснее. И тут мы приходим к забавному выводу, что так наскандалившее романное БДСМ — скорее громкие слова и некая новизна в книжном потоке, чем реальная жёсткость и шокирующая откровенность. Потому что на самом деле ничего действительно шокирующего в книжке нет. Особо интересного, впрочем, тоже.

У мистера Грея было тяжёлое несчастное детство. Его склонность к подобным ненормативным отношениям — явные последствия психологической травмы. Однако в отношениях с героиней он никогда не проявляет себя тираном, деспотом и зверем, нет: он ничего не делает без её на то согласия. Причём девушка охотно принимает правила игры и зачастую сама проявляет похвальную инициативу. И это опасный «доминант», у которого было пятнадцать контрактов? Да, конечно, тут стоит учесть тот факт, что мистер Грей явно влюбился в свою партнёршу, чего до этого у него не бывало (ну конечно, не нашлось ни одной среди пятнадцати, которая затмила бы неуклюжую и совсем не модельной внешности героиню), а с любимой девушкой не станешь делать то, что она не захочет — но, как выясняется, герой отлично умеет себя контролировать. И прекрасно получает удовольствие от так называемой «ванильки» на кровати без всяких наручников. И если бы героиня сама не попросила, вопрос, когда бы мистер Грей добрался до ремня — и добрался бы вообще. И на самом деле мы имеем здесь вовсе не интересного рокового мужчину с трагическим прошлым и реальными психологическими проблемами: мы имеем всё того же доброго, пушистого и заботливого Эдварда Каллена, который просто от нечего делать решил поиграть в агрессора и «доминанта». Конечно, я не буду читать продолжение, но логичной концовкой стало бы перевоспитание героя, полёт всех его игрушек на свалку, выбивание БДСМ-ной дури умелыми руками героини — и свадьба. И если всё это будет растянуто аж на три книги, то мы получим затянутую историю из пустого в порожнее; а если всё это случится раньше, чем в конце последней книги трилогии, то читателям останется самый обычный дамский роман, только с процентным соотношением постельных сцен и сюжета 80/20: со всем набором романтических шаблонов, картонными, нераскрытыми или неинтересными героями и посредственным языком. Ибо художественной ценности в романе чуть меньше, чем никакой. А что есть? А есть очень много эротики да робкие поползновения в сторону садо-мазо. И всё.

На самом деле у нас в печать давно вышла книжка, широко известная в узких кругах, приблизительно на похожую тему. «Палач» Виктории Крейн. Крайне мерзкая штука про действительно ненормативные отношения, где «месье точно знает толк в извращениях!» — и, однако, вызывающая бурю восторгов у читательниц… Но на неё ругательный отзыв последует в другой раз.

Печальная тенденция наблюдается в современных бестселлерах, однако. Я, конечно, никогда не надеялась на «Белинского и Гоголя с базара понесет» — но сейчас начинаю искренне скучать по тем временам, когда мир сходил с ума по Гарри Поттеру. Прости меня, Джоан Роулинг, за все нехорошие слова в твой адрес, которые я когда-либо отпускала…

Засим пойду читать настоящую литературу.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль