Рождество время, когда встречаешься со всей своей семьёй.
Чистишь орехи, моешь изюм, варишь праздничную кашу и — неизбежно, вспоминаешь тех, кого уже нет рядом.
Потому что любовь — никогда не перестаёт, какая бы бездна времени или расстояния не лежала между вами.
В Рождество бабушка накрывала стол специальной кружевной скатертью, которую мне не разрешали трогать. Хотя мне очень хотелось.
Скатерть была такая красивая, что мои руки сами к ней тянулись, заставляя бабушку ворчать.
Представьте затянутое морозными узорами окно, а потом мысленно снимите это полотно и застелите им стол. Как можно мимо такого пройти?
Накрывать стол в праздник было моим любимым занятием.
Потому что была эта волшебная скатерть, а ещё мы доставали мои любимые стаканы с двойными золотыми ободками и праздничные тарелки из бабушкиного сервиза.
И всё это мне разрешали расставить на столе, положить рядом блестящие ложки, вилки и ножи, которые остальное время хранились в специальном чемодане.
А потом мы усаживались за стол, бабушка крестила нас и раскладывала по тарелкам кашу с изюмом. Совсем чуть-чуть, но её нужно было обязательно съесть, чтобы следующий год был урожайным. И снова ворчала на меня, потому что я выбирала из неё изюм.
Ведь мне было совсем не до еды.
Я ждала подарков.
В первое Рождество, которое я помню, бабуля с дедулей мне подарили куклу чуть не с меня ростом и к ней набор одежды. Это сейчас можно купить куклу с любым гардеробом, а тогда вся эта одёжка была сшита бабушкиными руками.
Я об этом не знала, но, помню, сильно удивлялась, что у куклы юбочка точь в точь из такой же полосатой ткани, как платье, которое стало мне маленьким. Я всё порывалась найти его, чтобы сравнить, а бабушка мне не разрешала.
Отвлеклась я от этой затеи только, когда пришли родственники и подарки начала раздавать Маленькая бабушка — бабушкина мама.
Это было целое действо.
Дедушка приносил большой узел, в нём лежали вещи Маленькой бабушки «на смерть» и развязывал его. Она доставала оттуда платок, в котором были завёрнуты деньги.
Перед тем, как раздавать подарки, Маленькая бабушка всегда очень строго напоминала, что её обязательно нужно похоронить именно в этих вещах и разворачивала кубышку.
Там у неё было целое сокровище. Огромная пачка денег. Мне казалось, что она огромная.
Правда, деньги там были разные. У неё была даже сотенная купюра, которую она всем с удовольствием показывала и давала подержать, но потом снова прятала. И были деньги по пятьдесят рублей. Но подарками служили либо ярко-красные «червонцы», либо розоватые «четвертины» — двадцать пять рублей. На тот момент деньги были ещё советские.
Маленькая бабушка всем дарила деньги. Детям, внукам и даже мне тогда досталось две деньги по пять рублей, которыми я потом долго-долго играла в магазин. Всем, но было одно исключение.
Моей бабушке она подарила жёлтые туфли.
Туфли были, конечно, классные — ослепляюще-жёлтые и блестящие, с квадратными носами и на каблуке. Мне они так понравились, что непременно захотелось их померить. Бабушка разрешила. Вся родня надо мной смеялась, когда я разгуливала в них по дому.
Потом бабуля забрала их и спрятала в тумбочку, где у неё лежало ещё несколько пар туфлей, которые она никогда не носила. Я об этом знала, потому что очень любила вытаскивать эту обувь, наряжаться и представлять, как я буду в них ходить, когда стану большая.
Бабушка обещала мне их подарить.
Увидев, куда бабушка прячет туфли, я сообразила, откуда у бабушки вся эта красота в запасах и, совсем не стесняясь, громко спросила.
— Баба, а зачем Маленькая бабушка дарит тебе ненужные туфли?
Дома стало тихо.
А до этого болтали, шутили и смеялись семеро взрослых людей. Моя прабабушка, две её дочки с зятьями и сын с невесткой.
Лица у взрослых стали растерянные.
У всех кроме бабушки.
— Как зачем? А в чём я пойду к тебе на свадьбу? — засмеялась она. — В таких-то туфлях я буду самая красивая. Так дедка?
Дедка, конечно же, её поддержал. Все начали обсуждать, кто, во что оденется на мою свадьбу, да с такими подробностями, что я испугалась, что они все будут красивее меня, и заревела.
Меня успокоил, пообещали, что именно я буду самой красивой, и уложили спать.
Но мысль о странном подарке засела в моей голове.
Год спустя Маленькая бабушка снова подарила всем деньги — мне досталось, два червонца, на которые я тут же выкупила у отца его старые часы. А бабушке снова — новые туфли.
Я наблюдала за бабушкой.
Она очень радовалась подарку, благодарила и обнимала свою маму, а потом спрятала коробку туда же, где лежали все остальные ненужные туфли.
Вопрос про них, я всё равно задала. Но когда гости разошлись, а Маленькая бабушка ушла отдыхать в свою комнату.
Бабушка мыла посуду, я протирала.
— Бабушка, а когда ты будешь новые туфли носить? — спросила я.
Бабуля задумалась.
— Наверное, никогда, — призналась она, — не могу я нынче на каблуках ходить. Ноги болят. Думаю сватье что-нибудь подарить. Она у нас большая модница.
Сватья это моя вторая бабушка.
— Но почему?.. — задала я свой самый главный вопрос.
— Потому что когда мама была молодой, нам есть нечего было. А уж туфли купить!.. Видела лапти на картинках? Вот в таких мы и ходили. А она всё мечтала нам платья настоящие купить, крепдешиновые, и туфли к ним.
— Но они же тебе не нужны! — возмутилась я.
— Как это не нужны?! — удивилась бабушка.
Оставила посуду и присела на лавочку возле окна.
— Очень нужны. Ведь Маленькая бабушка, когда дарит мне туфли, так говорит мне, что она меня любит.
— Правда? — пришла моя очередь удивляться.
Бабушка засмеялась.
— Конечно, глупенькая ты моя! Иди ко мне, — позвала она меня.
Я забралась к бабушке на коленки и обняла, потому что от любой тревоги это было лучшее лекарство. В ответ она обняла меня так крепко, что у меня косточки зашевелились. Но я не возражала.
Говорить, что любишь, можно не только словами. Представь, Маленькая бабушка пошла в магазин, отстояла очередь, выбрала туфли, потом донесла их домой. Она же старенькая совсем, ей всё это очень тяжело. Но она так хотела меня порадовать, что всё это сделала. Это значит — она любит меня очень сильно.
Я задумалась. Ведь и правда, Маленькая бабушка дальше завалинки редко куда выбиралась. А магазин был далеко. Как-то раз я с бабушкой ходила, устала очень.
— Значит, она тебя больше всех любит? — уточнила я.
— Значит, да, — согласилась бабуля.
— А ты их берёшь, потому что любишь её? — догадалась я.
— Ага, — снова согласилась бабушка.
Я ещё подумала и пообещала:
— Баба, когда я вырасту, и ты мне подаришь свои жёлтые туфли, я обязательно их возьму.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.