Вятские диалектизмы
 
Jean Sugui

Вятские диалектизмы

0

Вятские диалектизмы

 

Когда я была маленькой, то любила ходить по лужам, как все дети. Чем шире и глубже была лужа, тем больше счастья доставлял процесс ее исследования. Я загребала сапожком мутную воду и гнала волны, чтобы маленькое море вышло из берегов, или топала ногой, стараясь получить обильные и высокие брызги.   Естественно, домой я приходила мокрая с ног до головы, но такая счастливая, что мама только вздыхала и спрашивала: «Что, опять в баларужине борбалась?» Вопрос был риторический, потому что состояние одежды и обуви яснее ясного говорило о том, что именно этим я и занималась. Потом я выросла, какое-то время жила в других регионах, где у меня появились новые друзья. И вдруг я с удивлением обнаружила, что некоторые слова, знакомые с детства, обыденные, вошедшие в лексикон, для них звучат, как иностранная речь. Почему-то люди не понимали, ЧТО именно и ГДЕ я делала, когда борбалась в баларужине. Так родился интерес в вятскому диалекту — речи моего родного края.

 

В этот пост я собрала почти сотню слов, которые относятся к вятскому диалекту. Вносила только те, которые слышала в детстве и значение которых мне понятно. На самом деле еще больше слов осталось за кадром моих лингвистических раскопок, поскольку они являются настолько устаревшими, что вышли из употребления задолго до моего рождения и вживую слышать и усваивать их мне не приходилось. Где могла — привела не только значения, но и личные примеры.

 

Рассортировано по алфавиту.

 

Баларужина — водоем со старой застоявшейся водой, мутной, грязной, начавшей уже цвести. Поскольоку город К. стоит на семи холмах, то ландшафт изобилует природными низменностями, в которых в теплое время года скапливается дождевая вода. Такие водоемы, а так же глубокие непросыхающие лужи и называются баларужинами. Маленькие озера, остающиеся после схода паводка в старице Вятки, тоже называли баларужинами. В них мы купались.

 

Битон — так произносится слово «бидон», именно через «т». У нас битонов было два — один для молока и другой для пива и кваса. Помню, летом, когда целый день на улице, жарко и хочется пить, но домой идти не хочется, потому что далеко и высоко, и потому что дома могут нагрузить работой и тогда на улицу уже не выйдешь. И тут — счастье, папа идет с полным битоном кваса и дает из него напиться не только мне, но и всем моим подружкам. И можно дальше гулять, потому что сил прибавилось.

 

Больно – слишком, черезчур. Обычно меня увольняют с вердиктом «Больно умная».

 

Борбаться — совершать длительные действия с водой, сопровождающиеся брызгами и вымоканием всего окружающего. Борбаться можно не только в луже, но и в ванной — например, при стирке или помойке. Можно на улице — в корыте или тазу при устраивании кругосветного путешествия или морского сражения. Обычно это прерогатива детей, потому что взрослым борбаться не солидно.

 

Валандаться — делать что-то медленно, надо бы побыстрей. Валандаются обычно дети, потому что еще не умеют делать быстро и точно, а в отношении взрослых слово имеет негативный оттенок. Проваландаться — не сделать что-то за отведенное время. А вот проваландаться на улице было очень даже здорово, потому что бесконтрольно.

 

Вдругорядь — потом, в другой раз. Вдругорядь напишу пост про кулинарные особенности.

 

Веньгать – хныкать, ныть не по делу, жаловаться. Обычно так говорят про детей, которые хныканьем выманивают игрушку. Вуньгучий ребенок обычно ни у кого не вызывает умиления.

 

Воля – улица. Бабушка отправляла меня гулять со словами: «Поди, побегай на воле». Волей подышать – значит, сходить на прогулку проветрить мозги.

 

Вошкаться — почти то же, что и валандаться или кулькать — делать что-то медленно и плохо.

 

Вышка – чердак, от «высоко». Я живу на пятом этаже, и у меня хранятся ключи от вышки. Приходят рабочие крыть крышу и просят ключи, потому что надо лезть на вышку. В малоэтажных домах на вышках сушат белье и хранят всякий хлам.

 

Гликось – посмотри. Гликось, чо деется – посмотри, что творится.

 

Деется – происходит, делается, творится.

 

Дековаться — придуриваться, играть, делать несерьезно что-то важное, глумиться. «Хватит дековаться» — устойчивое выражение, означающее, что хватит страдать фигней и пора уже браться за ум.

 

Дотункать – додуматься до чего-то своим умом.

 

Дочерь – дочь. Мама меня так любит называть почему-то, а я ее в ответ называю матерь.

 

Дребалызнуть – сильно ударить, уронить. Иногда можно в сердцах, а иногда нечаянно.

 

Дуботолок – здоровый и туповатый парень.

 

Етистый – яркий, нарядный, цветной, баский. Етистые платки и шали считались праздничными и надевались только по случаю. В повседневности бабушка Нина носила обычную темно-серую шаль или темный немаркий платок. Етистым могло быть что угодно – платье, обои, рисунок, скатерть.

 

Заступ — лопата. Ударение на первый слог. Когда бабушка Нина говорила «Принеси мне заступ из сарайки» я точно знала, куда пойти и что взять. А дворника, который осенью в пять утра сгребает железным заступом листву с асфальта хочется убить, потому что звук получается ужасным.

 

Ивкать – всхлипывать, негативный смысл – визжать. Знаете, когда ребенок уже устал реветь, не добившись своего, и просто судорожно всхлипывает в надежде, что номер все же прокатит – это он ивкает.

 

Изнахратить — испортить внешний вид, разорвать, испачкать или еще что. Однажды я серьезно изнахратила шубу на прогулке, так, что после этого ее осталось только раздербанить на куски и попытаться сшить из них что-то новое.

 

Имям — им. Имя (ударение на «я») — они. «Я имям сказала, что не пойду, дык имя сами приперлися» — незванный гость хуже татарина)

 

Интересно образование множественного числа от некоторых слов — ребёнки, опёнки, котёнки и прочее. «Котёнки» у меня до сих пор проскакивают.

 

Кисленка — щавель. У нас росла на огороде, и совсем недавно я минут пятнадцать объясняла, что именно и с чем я сделала когда нащипала кисленки. Кисленкой кормили кроликов, резали ее в салат и варили с ней летний суп.

 

Коты – женские полусапожки. Ударение на первый слог. Слово, характерное больше для северной части региона.

 

Крысать — чесать. При этом не кого-то, а только самого себя. «Не крысайся, а то подумают, что у тебя блохи» или «Он все время крысается, заразный, наверное».

 

Кулькать — делать какую-то мелкую нудную и противную работу, не доставляющую удовльствия. В то же время накулькала — сделала плохо. Например, завязала шнурки так, что узлы не распутать, мама помогает и ругается «Ну и накулькала, только резать».

 

Куречий – куриный.

 

Куфта – женская прическа, когда волосы сворачиваются в пучок и закрепляются шпильками. В конце восьмидесятых в нас вошли в моду пушистые сеточки для волос, которые тоже называли куфтами.

 

Лешак — мифологический персонаж, леший. «Лешак тебя понеси» — любимое вятское ругательство и страшное проклятие.

 

Мака — ласковое обращение к ребенку. Бабушка Анна меня так до самой смерти называла, хотя я давно уже не ребенок. Мне этого теперь так не хватает, хотя раньше бесило.

 

Маракаться — отторгать что-то, показывать неудовольствие, когда приходится принимать или делать. В детстве в меня впихивали невкусную еду с комментарием «Хватить маракаться», но я была марная — очень разборчивая и лук есть не хотела ни в какую.

 

Мумлять – пытаться пережевать без зубов. Обычно применялось к детям или старикам. Могли так еще сказать, когда человек что-то долго обдумывает или пытается сказать, но не может подобрать слова. Или когда долго жует один кусок.

 

Муслякать – слюнявить. Собака может обмуслякать, т.е. обслюнявить. Или когда ребенок тащит что-то в рот, а потом говорят, что обмуслякал.

 

Навелить – навязать. Как Демьян со своей ухой – типичный случай навеливания.

 

Надысь – позавчера. Надысь закончился апрель.

 

Напентерил – надел на себя что-то несуразное, оделся смешно, не по делу, не по сезону.

 

Напредки – наперед, в будущем. Напредки будешь знать.

 

Нашебенькать – найти, насобирать, но с трудом. Смысловая нагрузка примерно такая же как и у нашишлять, но

нашебенькать – это какое-то разовое действие.

 

Обабок — подберезовик, белый гриб. Считается самым вкусным.

 

Одёнки — остатки чего-то жидкого на дне. Одёнки молока в битоне, например. «У них в доме одни одёнки» — выражение, обозначавшее крайнюю степень нищеты. А вот люди зажиточные могли позволить себе эти самые одёнки вылить. Бабушка Анна на меня все время ругалась — «Опять одёнки пьешь», хотя в компоте это было самое вкусное, потому что в них оседала мякоть от фруктов.

 

Откель – откуда. На вопрос «Вы откель?» запросто могли ответить «А отсель», т.е. отсюда. А могли бы ответить и «Оттель», т.е. оттуда. Отсель и досель – отсюда и досюда.

 

Отпаздерить – отлупить, например, ремнем.

 

Отполысать/полыснуть – сильно высечь. Например, случайно сильно порезалась ножом – полыснула по руке.

 

Отрехолок — небрежно, неряшливо одетый человек, у которого одежда мятая, рваная, грязная или не по размеру. В основном в адрем мужской половины. Отрехолок так же тот, у кого грязная обувь, нестриженные ногти и волосы.

 

Отставить – переставить.

 

Пазгать, распазгать – разорвать что-то сильно и неаккуратно. Распазгать можно одежду, когда зацепился за что-то, рванул, и оно пазгануло. Или распазгать можно курицу, например, когда так ее разделал, что все отдельно и маленькие кусочки. Еще одно значение — быстро перемещаться. Например, собака пазгает по двору.

 

Пакши — руки в негативном смысле. «Пакши протянул» — захотел взять что-то, что не твое. Или «Пакшами сделал» — сделал плохо.

 

Повёрка/повёртка – поворот дороги. Как мне объясняли проезд: «Сначала прямо, прямо, потом две повёрки и сразу выходить».

 

Полоротый – невнимательный. И еще говорили так про детей – полоротый ребенок, невнимательный и рот постоянно приоткрыт.

 

Потачить – позволят все, что угодно, местная форма от «потакать».

 

Причепуриться – сделать себя красивым. Например «Причепурилась и на свидание поперлася».

 

Путящий – хороший, годный.

 

Раздербанить — небрежно разобрать что-то на составные части, разорвать, разломать.

 

Россусоливать – много думать, тянуть с делом, откладывать на потом. Сейчас это называется красивым словом прокрастинация.

 

Сбарабать – быстро что-то схватить, стащить. «Лапки-барабки» это я говорила про котенка, когда он протягивал лапу, цеплял что-нибудь когтем и быстро тащил к себе.

 

Свинарь – черный груздь.

 

Сечка – гречневая крупа, хотя обычно сечкой называют соль.

 

Стомой/стомая – что-то негибкое, негнущееся. Мышцы застомели, когда долго не занимался и чувствуешь себя, как деревяшка.

 

Сукотая – беременная кошка. Когда я волонтерила в ветеринарке, наша начальница постоянно говорила: «Там сукотая пришла» в том смысле, что беременную кошку принесли на осмотр.

 

Толы — глаза, обычно бесстыжие. Ударение на последний слог. «Толы вывернул» то же самое, что и «Смотрит, как баран на новые ворота». Толами называют так же большие глаза (привет вам, анимешники))

 

Трёкать – сплетничать. Сплетниц называли трёкалками.

 

Угомонка — соска-пустышка.

 

Уделать — отремонтировать что-то, привести в порядок, сделать красиво. К праздникам мама уделывала квартиру — все мыла, чистила и украшала. Уделать можно было и одежду — сделать на ней вышивку, зашить все прорехи или расшить бусинами. В советское время уделывали весь город — прибирались на улицах и украшали цветами и иллюминацией. В отличие от современного контекста слово несло в себе позитивный смысл.

 

Узги – край или угол. Когда я раньше гладила платки и полотенца, то нужно было сложить их аккуратно – выровнять узги.

 

Ухайдакать или уханькать/уханькаться – аналог поговорки «Укатали сивку крутые горки». Вот это состояние укатанности и называлось уханьканьем.

 

Хлобыстнуться — упасть резко, неожиданно, неудачно. Ударение вариативно — некоторые ставят на «Ы», некоторые на «У». Шел, упал, очнулся, гипс — это он знатно хлобыстнулся. Иногда хлобыстнуться можно взад переды — т.е. спиной вперед.

 

Хлопать — выбивать, вытряхивать пыль. Хлопали, понятное дело, ворсейшества, подушки и самовязанные половички. Для этого дела в каждом доме была хлопалка — пластмассовая выбивалка. Хлопать ковры — обязательная часть программы весенней уборки во всем доме, потому что считалось, что ни один пылесос не почистит так хорошо, как ручная хлопалка.

 

Хоркать – кашлять. Ударение на первый слог. Мама раньше понимала, что я начинаю заболевать, и говорила «Что захоркала? Заболела что ли?»

 

Худой – дырявый, плохой, не годный больше к употреблению. Могут сказать худой человек про человека сомнительных моральных качеств.

 

Шалаболка – висячий комочек, кусочек. У меня была меховая шапка, и у ней к ушам были пришиты меховые шарики на веревочках. Это и была шапка с шалаболками.

 

Шаньга — это вкусно, особенно наливная шаньга. Шаньги представляют собой открытый круглые пирожки типа ватрушек, но начинка у них не картофельная, вернее, не только картофельная, а любая — из варенья, из крупы, на что хватит фантазии. На наливных шаньгах начика была на основе сметаны, которая в духовке или печи запекалась вкусной корочкой. Покут их из дрожжевого тестав качестве повседневного блюда. Шаньга наливная — до сих пор обязательное наименование в любом уважающем себя буфете или кулинарии.

 

Шапериться/шепериться — например, стоит человек посреди дороги и не обойти его никак, а сам с места не сдвинется — это он расшаперился. Или обозначает промедление в работе.

 

Шебарчать/шабарчать — шуметь, стучать. Иногда говорят «не шабарчи» в смысле не болтай без дела, лишнего, не болтай ради болтовни. Мы ловили майских жуков, садили их в спичечные коробки и потом слушали, как они там шабарчат.

 

Шевырять/шавырять — ковыряться где-то, копаться. Шавыряться в папином столе всегда было очень интересно — это было похоже на поиски клада, потому что я никогда не знала, какое сокровище удасться найти. Слово несло и негативный оттенок: некоторые неумные граждане имели привычку прилюдно шавыряться в носу.

 

Шемела – непоседа, егоза. Это я сейчас интроверт и ленивица, а раньше была шемела – постоянно в движении и могла заобщать до смерти.

 

Шишлять – что-то искать, промышлять. Нашишлять можно опенков или зверя. Или в доме можно нашишлять остатки чего-либо. Ближайший аналог – «По сусекам поскрести».

 

Шлычкать – втягивать в себя что-то жидкое с громким звуком. Недавно узнала, что то же самое называется «сёрпать».

 

Шунять — делать что-то тихо, медленно. Обычно пожилые люди шуняют, потому что сил нет.

 

Ярушник – домашний круглый хлеб из пшеничной муки, каравай. Молодым при входе в квартиру дают откусить от ярушника на достаток в доме. Ярушниками на вышитом рушнике встречают самых дорогих гостей.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль