Кампания 1812 года / Фомальгаут Мария
 

Кампания 1812 года

0.00
 
Фомальгаут Мария
Кампания 1812 года
Обложка произведения 'Кампания 1812 года'

Славное наступление лейтенанта французской армии Трико во время военной кампании 1812 года (сценарий)

 

Под завывание метели и бой барабана за снежной пеленой виднеется лагерь — на равнине, покрытой искристыми, голубовато-белыми сугробами. Лагерь разбит ротой французских солдат: хлопают по ветру палатки, дымят редкие костры, изредка проходят солдаты, кутаясь в легкую, не по сезону, одежду. Панорама двигается вбок, становится видна притаившаяся между березовой рощицей и рекой маленькая деревенька, в которой расквартированы русские солдаты. Слышится лай собак, густо валит сизый дым из черных труб, изредка пробегает ватага ребятишек с санками, проходит мужичок с вязанкой хвороста, баба с коромыслом, у конюшни, перебирая копытами и пофыркивая, стоят лошади, взъерошенный белобрысый человек чистит крупного, в яблоках, коня.

Панорама приближается, открывая детали. По лагерю французов с подзорной трубой под мышкой задумчиво шагает командир роты, молодой лейтенант, потирая руки и поеживаясь от холода. Приостанавливаясь, он с легким оттенком грусти смотрит на сидящих у костра солдат, которые играют в карты. При взгляде крупным планом становится видно, что они играют на лежащую перед ними корочку хлеба. Лейтенант напряженно обшаривает карманы своего мундира, легкого не по сезону, вытряхивает на ладонь горсть хлебных крошек. Печально смотрит на них большими голубыми глазами, стряхивает в снег, вытирает помятым платком тонкие, покрытые изморозью усы. Засовывает белую от мороза руку в карман, кладет на ладонь маленький серебряный медальон в виде сердечка, в центре которого (крупным планом) портрет юной девушки с озорными завитками белокурых волос. Блестящие разноцветные блики заполняют все пространство, слышится нежная музыка, звонкий девичий смех. На мгновение перед глазами лейтенанта встает образ девушки, которая лукаво поглядывает на него, мило улыбается белоснежными зубками.

Серебряные блики рассеиваются, на красном от мороза лице лейтенанта зажигается улыбка. Испустив глубокий вздох, он идет дальше, печально глядя по сторонам и чуть нахмурившись. Перед палаткой с покосившейся надписью Продовольственный склад он нерешительно приближается к сидящему у входа человеку с пышными усами в поварском колпаке. Увидев командира, повар нехотя поднимается с места, отрицательно качает головой, разводя руками, показывая, что на складе ничего нет.

Вечереет, в небе вспыхивают редкие звезды, становится темнее. Лейтенант, поскрипывая ногами по снегу, доходит до конца лагеря, останавливается, переминаясь с ноги на ногу от холода. Дышит на свои озябшие руки, шевелит пальцами, морщась от боли, подносит к глазам маленькую подзорную трубу.

Окуляр подзорной трубы медленно скользит вдоль панорамы деревенской улицы, по стене бревенчатого дома. Под ленивые напевы балалайки появляется окно, за которым видно внутреннее убранство русской избы, жарко пылающий в печи огонь, роскошно накрытый стол. Медленно проплывает блестящий пузатый самовар с чайником, жареная курица, только что вынутый из печи яблочный пирог, огромное блюдо вареников, тарелка с пряниками и баранками. За столом сидит русский генерал в окружении офицеров более низкого ранга; дородная служанка неторопливо хлопочет у стола; царит уют и изобилие.

Лейтенант сглатывает слюну, пристально смотрит в трубу на курицу (крупным планом), прижимает руку к животу, хмурится решительно и недовольно.

Снова экран застилают серебряные блики, перед глазами лейтенанта возникает новая картина. Он на белом коне врывается в деревню, размахивая саблей в ореоле молочно-белой пурги, впереди своего бесстрашного войска. Под рев фанфар лейтенант в пух и прах разбивает русские войска, летящие от него во все стороны, как костяшки домино, торжественно останавливается на крыльце командирского дома; к нему приводят связанных пленных с низко опущенными головами. Победитель решительно вытягивает вперед руку, указывая в избу: как по мановению волшебной палочки, перед ним появляется стол, пузатый самовар, дымящийся пирог, баранки, пряники. Русские пленные прислуживают победителю за столом, по-прежнему не разгибая спины, служанка наливает ему чай, генерал подносит кусок пирога. Лейтенант с жадностью надкусывает пирог и самодовольно подмигивает зрителю.

Мерцающие блики постепенно рассеиваются, лейтенант сжимает кулаки, резко выпрямляется, выхватывает саблю. По этому сигналу к нему подбегают несколько солдат, чуть пригибаются, вопросительно смотрят на командира. Лейтенант резко машет саблей в сторону деревни, вытянув шею: на мгновение снова вспыхивает дивная картина аппетитно накрытого стола. Командир французов стоит на маленьком холмике, солдаты стоят внизу, вытянув шеи, чуть принюхиваясь, перебирая руками ладонями вниз. На секунду в кадре появляется изображение гончих собак: животные нюхают воздух, нервно поскуливают, нетерпеливо перебирают лапами, рвутся с поводков.

 

Пронзительно-чистое небо темнеет, становится сумеречным, исколотым тонкими звездочками. Под нежную, звенящую музыку медленно выплывает месяц, панорама спускается вниз, видна темная деревенька, заметенная синими снегами. На фоне снега аккуратно чернеют силуэты домиков, в четырех-пяти избах светятся яркие огоньки, которые один за другим гаснут, сопровождаемые легким звоном. Панорама спускается еще ниже, становится видно, как легкий ветерок гонит по сугробам метель. Чуть поодаль из-за холмов показываются скрюченные, тощие, черные силуэты с ружьями и саблями. Слышится глухой барабанный бой, картина на мгновение теряет резкость, зритель видит вместо французов прижавшуюся к земле стаю крадущихся волков. В темноте зловеще поблескивают их зеленоватые глаза, ярко вспыхивают зрачки вожака, через мгновение становится видно, что это капельки снега на романтически-длинных ресницах молодого лейтенанта. Резко взвизгивает скрипка, музыка начинает играть намного быстрее, солдаты устремляются в деревню, растекаются по узким улочкам.

 

На маленькой конюшне, запрокинув голову, тревожно ржет большая лошадь, серая, в яблоках. Задремавший возле нее тепло одетый часовой резко подскакивает, едва не роняя ружье. Пристально вглядывается вдаль улочки, приложив руку козырьком к глазам, вдруг, бросается куда-то со всех ног, исчезает из поля зрения. Слышится громкий стук в двери, окна, голоса, крики людей: Огня! Тревога! Хлопают двери, слышен топот ног.

Вид на деревню сверху: один за другим в домах вспыхивают огни, где-то зажигаются факелы, на улицах показываются полуодетые люди с ружьями, переполох усиливается с каждой минутой: начинает чуть-чуть светать.

На крыльцо одной избы выходит баба в тулупе, валенках, серой шали, с коромыслом и ведрами. Сбоку из-за угла видны три крадущихся французских солдата с ружьями; баба резко захлопывает за собой дверь, замечает французов, громко вскрикивает: Ох!», замахивается коромыслом, наотмашь бьет готовых наброситься на нее солдат. Все трое падают, как подкошенные. На высоком крыльце, на переднем плане, в объемном тулупе баба кажется огромной по сравнению с французами, маленькими и щуплыми. Один из них пытается встать, но тут же получает сокрушительный удар по голове.

 

На огромную поленницу дров возле другой избы вскакивает русский солдат. Выпятив грудь колесом и вытянувшись, громко и призывно несколько раз трубит в блестящую трубу. Хлопая крыльями, откуда-то на поленницу взлетает крупный пестрый петух, встает в той же позе, что и солдат, оглушительно кричит «Ку-ка-ре-ку», хлопая крыльями и распустив хвост.

Повсюду, то тут то там, видны следы жаркой битвы, причем русские грозно останавливают стремительный натиск французов. Глядя на деревню сверху, можно увидеть, как французские войска, словно морские волны, разбиваются, растекаются, столкнувшись с русскими отрядами, неприступными, как утесы.

Вдоль бревенчатого забора неспешно идет красавица с длинной пышной косой, огромными глазами, густыми ресницами. Внезапно из-за угла выскакивает кто-то из французов, вздрагивает всем телом, на мгновение встав по стойке «смирно», чуть пригибается, широко улыбаясь, берет девушку за руку, бормоча какие-то комплименты. Сзади него приближаются еще человек десять французов, девка решительно вырывает руку, выхватывает из-за стоящего рядом амбара огромные тяжелые вилы. Грозно нахмурившись и поджав губы поддевает француза вилами, легко, точно тряпичную куклу, перебрасывает через забор, подкинув высоко в воздухе. Остальные солдаты, как по команде, разбегаются в панике; разозленная девка догоняет одного из них, поддевает вилами под зад. Отчаянно размахивая руками и ногами, француз перелетает через забор, с грохотом падает, подняв тучу снежной пыли.

 

На окраине деревни французские солдаты катят на невысокий холм тяжелую пушку; кто-то, встав сзади пушки на одно колено, зажигает фитиль, начинает прицеливаться. В это время в деревенском переулке, в рассветных сумерках появляется шумная ватага мальчишек; бегущий впереди вихрастый паренек на ходу подхватывает горсть снега, комкает в руках, прищурив глаз и хитро ухмыляясь, швыряет его со всего размаху.

Крупным планом лицо француза возле пушки: солдат чуть наклоняет голову, и тут же в него врезается ком снега. От неожиданности солдат падает, задев пушку, пушка резко разворачивается, описав дугу, раздается оглушительный выстрел. Кадр движется за ядром, мы видим, как последнее врывается в самую гущу французов — мгновенно все заволакивается серыми клубами дыма.

Снова видна ватага ребятишек, но на этот раз двое из них, взобравшись на высокую снежную гору, сидят в деревянных санках. Сидящий впереди взмахивает рукой, санки молниеносно летят по склону, клубится снег за ними.

В следующий момент мы видим, как санки на огромной скорости врезаются в гущу французской кавалерии: кони один за другим шарахаются в разные стороны, с громким ржанием встают на дыбы. Французы падают, как спелые груши: кавалерия, только что скачущая мощной стеной, кавалерия останавливается в замешательстве, охваченная неразберихой и паникой.

 

На широком дворе командирского дома растрепанный французский лейтенант сражается на саблях с кем-то из русских командиров; силы, по-видимому, равны, трудно сказать, трудно сказать, кто выйдет из схватки победителем. В какой-то момент лейтенант как будто начинает одерживать победу, но из-под крыльца внезапно показывается крошечная взъерошенная собачонка. Отряхивая перепачканную снегом мордочку, она порывисто оглядывается по сторонам, выкатывается из-под крыльца, с громким визгливым лаем бросается через двор. Подскочив, как мячик, собачка впивается сзади лейтенанту в штаны, вырывает кусок брюк, оглушительно лая, продолжает преследовать француза. Последний испуганно пятится в маленький темный закоулок двора, резко разворачивается, исчезает в полумраке. В соседнем дворике сухонький старичок в рваном тулупе колет дрова. Лейтенант пытается пробежать мимо него на улицу, но старик оборачивается и преграждает ему путь, взмахивая топором. Лейтенант останавливается и обреченно поднимает руки вверх.

Глядя на деревню сверху, мы видим, что кое-где еще продолжаются бои, где-то пылает сарай, по улицам ползут клубы дыма, но в общем, сражение завершилось.

Все стихает.

 

Лейтенанта ведут под конвоем в командирский дом — замерзшего, с посиневшими руками и носом, на кончиках усов сосульки. Светает. По-прежнему метет пурга, где-то поют петухи, лают собаки, вьется легкий дымок из труб, сладко поскрипывает снег под ногами конвоиров. Лейтенант не связан: стуча зубами от холода и по-прежнему глотая слюну, он обреченно смотрит перед собой. В уголках глаз поблескивают белые звездочки, брови умоляюще подняты над переносицей; белой от холода рукой он поправляет на груди медальон с портретом невесты. Экран затуманивается, перед взором лейтенанта проплывает картина:

Чистое, заснеженное поле, обрамленное темным сосновым лесом; светлое, затянутое снежными тучами небо, барабанная дробь. Связанный, бледный лейтенант стоит посреди поля, беззвучно шевеля губами, переминаясь с ноги на ногу, чуть пританцовывая. Вся панорама движется вбок, становятся видны стоящие поодаль русские солдаты — на одном колене, целясь из ружей в пленного. Высокий, бородатый генерал, сидевший вечером за столом, стоит чуть сбоку в тяжелой лисьей шубе, шапке, в сопровождении вчерашних соседей по столу. Генерал резко взмахивает рукой, раздается команда «Пли!», вздрагивают ружья в руках солдат, слышится оглушительный оружейный залп.

Лейтенант крепко зажмуривает глаза и отчаянно трясет головой, стараясь отогнать наваждение. Молитвенно поднимает голубые глаза к небу, тихонько крестится, чуть замедляя шаг, с глубоким, тяжелым вздохом покорно опускает голову. Снова мерцающие блики заслоняют все пространство, снова проплывают видения аппетитно накрытого стола, жареной курицы, горячих блинов, икры — пленный остервенело трясет головой, едва не теряя при этом треуголку.

Видение исчезает, вслед за ним тотчас же появляется другое: аккуратное личико белокурой девушки с озорными завитками волос и родинкой на левой щеке. Девушка чуть строго смотрит на лейтенанта, поджав губки, игриво грозит пальчиком, картинно нахмурившись, и вдруг, запрокинув голову, заглушает негромкую, нежную музыку колокольно-звонким смехом. Лейтенант еще ниже опускает глаза, видно, как из уголка левого глаза выкатывается едва различимая слезинка.

Вся процессия приближается к избе командира, поднимается на крыльцо. Часовой у крыльца замирает по стойке смирно, в этот момент на заднем плане проходит баба в объемистом тулупе, пуховом платке, валенках, с коромыслом, двумя ведрами.

 

Легко одетый лейтенант, плотно сжав руки на груди и мелко стуча зубами от холода, проходит по узкому коридору, робко останавливается в углу уютной комнаты. Видны бревенчатые стены, занавески на окнах, цветы на подоконниках, плетеные ковры.

Сидящий с краю за широким столом генерал слегка привстает и жестом привлекает к себе пленного, приглашая его сесть. Лейтенант, чуть не спотыкаясь о коврик, робко устраивается за столом, боязливо оглядываясь по сторонам, все еще не веря своему счастью. Дородная служанка наливает пленному чай, глядя на красавца лейтенанта с нескрываемым интересом. Генерал кладет в руку лейтенанта огромный кусок пирога; пленный жадно надкусывает пирог и с набитым ртом самодовольно подмигивает зрителю.

 

2005 г.

 

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль