Субъект осознавший / Состояние: недоосознанное / Валеев Иван
 

Субъект осознавший

0.00
 
Субъект осознавший
Манифест

Не знаю, возможна ли такая штука, как объективный взгляд. Вероятно, где-то возможна — в тех сферах человеческой деятельности, где задача того, на что этот взгляд устремлен, определена предельно четко и ясно. Тогда можно говорить о соответствии предмета функции. На холодильник, стиральную машину, пылесос или электрический стул можно смотреть объективно в пределах области их применения. Холодильник, поджаривающий мясо до аппетитной корочки, может быть прекрасным духовым шкафом — но плохим холодильником, даже если ловит триста пятьдесят телеканалов.

В области же в первую очередь эстетической, в сфере украшения пространства и времени (а это немаловажная функция произведения искусства) говорить об объективности восприятия можно с очень большой натяжкой, и то спустя продолжительное время после возникновения каждого конкретного течения, движения стиля или же любого произведения искусства, набравшего приличное количество человеко-часов восприятия. Если о каком-то явлении осведомлены даст Бог пятьсот человек, ни о какой объективности речи заводить даже не стоит.

Разумеется, и здесь можно говорить о некотором «функциональном соответствии». Белый стих, как на него не смотри, будет плохим произведением, если мы предъявляем к стиху требования «наличие размера; присутствие рифмы». Да-да, я уже говорил о правилах игры, но повторение здесь будет не лишним. Никогда не следует забывать, что у каждой игры есть свои правила, и пока вы их не узнаете, говорить о том, что игра плоха или же партия сыграна плохо… Если вы смотрите на игру в шашки и видите, что человек, проигравший все свои фигуры, победил — не стоит говорить о плохом судействе или непонимании сути шашек; неплохо бы для начала выяснить — а во что, собственно, играли-то?

 

Итак, субъективизм. Хорошо. Но субъективизм должен быть осознан.

 

Шаг первый.

Признание своего мнения своим мнением.

Сложновато, понимаю. Зайдем издаля. Допустим, мне не нравится, ваша — вот ваша, конкретно — прическа. Допустим, мне вообще есть до нее дело. Так вот. Я могу сказать: «Вы извините, но мне ваша прическа не нравится, мне кажется, что она вам не идет». Что я сказал не так? Ну, разве что я предлагаю поспорить о вкусах, о которых не спорят. Я как бы сопоставляю, сравниваю наши с вами вкусы и констатирую, что с моей точки зрения («мне кажется»), ваш вкус, гм, неудовлетворительным. Ну, окей… Но я же могу сказать: «Твоя прическа — говно». Здесь уже не так все. Во-первых, само по себе «говно» — понятие более или менее объективное. Оно почти всегда плохо пахнет и хорошо пачкает, и большинством людей эта субстанция воспринимается одинаково. И, во-вторых, на всех людях это пресловутое «говно» одинаково же пахнет. Выходит, я вместо субъективного мнения претендую на выражение мнения объективного: пресловутые «все» должны воспринять эту прическу как на вас, так и на других людях одинаково.

Знаете, мне, например, не очень нравится видеть девушек с бритыми головами. Но, во-первых, это не мое дело, как им там нравится ходить. Во-вторых, некоторым это и правда идет. Не всем, и от чего это зависит, я не пойму, может быть, от целостности стиля, а может быть… Дело в том, что я регулярно наблюдаю на экране Гейл-Энн Дорси (бас-гитаристку Дэвида Боуи) и не могу не заметить, что некоторое отторжение (чисто эстетическое) сходит на нет. Может быть, я просто привык?..

 

Шаг второй.

Признание чужого мнения правомочным.

Это логично. Если я хочу, чтобы мое мнение воспринимали (именно как «мнение», а не как истину в последней инстанции), я должен принять, что у других людей тоже есть мнение, возможно, у каждого свое. При условии, что и я, и эти самые другие формулируем свои мнения корректно и более-менее уважительно.

При этом мне придется воленс-неволенс признать, что мнение человека, разбирающегося в вопросе (именно разбирающегося, а это неплохо бы подтвердить делом), будет более адекватным, нежели мнение дилетанта. Субъективности профессионализм, конечно, не отменит, но позволит знающему человеку более четко понимать правила игры.

 

Шаг третий.

Признание своего мнения интерпретацией.

Знаете, может быть, это и есть главная фишка «Черного квадрата» Малевича, где «все явления мира сведены к огромному Нулю» (К.Малевич). Сам по себе он, может, ничего и не значит — но значащим становится то, что происходит в чувствах воспринимающего...

Взгляните на эту картину. Что вы о ней думаете? Напишите и повесьте на стену — теперь это ваш автопортрет.

 

Шаг четвертый.

Займитесь своим делом. Если такового нет, найдите.

Это, знаете, важно — заниматься своим делом. Это уменьшает чувство собственной несостоятельности и позволяет спокойнее смотреть на успехи, какими бы мизерными — а я ведь тоже могу так!!! — они ни были. Кроме того, занявшись однажды созданием произведений искусства — читай «поделок», — вы научитесь понимать авторов чуть лучше. Встать на место творца...

А?!

Конечно, есть здесь одна проблема. Боязнь оказаться несостоятельным. В коммерческом смысле — уж точно.

Но ничего особо страшного здесь нет. И дело вовсе не в бездарности. Талант — это работа и работа. Невозможно, в конце концов, написать роман, лежа на диване и фантазируя о том, насколько чудесным он выйдет.

Дерзаем, народ?

 

Ну и последнее. Я обычный человек. Я не теоретик от искусства — я практик-дилетант. И я думаю, что любой может получать удовольствие — к черту «позитивные эмоции» и весь этот новояз — в процессе воспринимания не только любимых и понятых произведений искусства, понятных игр с известными правилами, но в процессе ознакомления с совершенно непонятными.

Или, во всяком случае, не испытывать злобы и зависти.

 

 

PS

 

Получилось такое вот дополнение к сборнику «Состояние: недоосознанное».

Разумеется, это не манифест — это очередное предложение к размышлению и последующему более спокойному отношению к всевозможным странностям, что происходят и будут еще происходить в искусствах.

 

2019.12.21.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль