Шекспировская парадигма / Рид Артур
 

Шекспировская парадигма

0.00
 
Рид Артур
Шекспировская парадигма
Обложка произведения 'Шекспировская парадигма'
Мир в Шекспире

 

— 1 —

Человеческая действительность изобилует драмой, трагедией, фарсом. Но в ней есть место и мелодраме со счастливым концом, трагикомедии, сказке. Мы все носим маски и исполняем роли, и вовлечены в игру под названием жизнь. Одну роль мы принимаем на один вечер, другую — каждый день, третью или пятую — на всю жизнь. Ребенок, ученик, родитель, подчиненный, босс, наставник, отвергнутый влюбленный, неудачник с низкой самооценкой, эгоист, одинокий, бедняга без дома или примерный семьянин — эти и многие другие образы становятся нашей сущностью. Из-за них мы страдаем, радуемся, влюбляемся, быть может, разочаровываемся, или даже теряем самих себя.

Увидеть эти образы, описать глубину чувств, что испытывает человек, проникнуть в лабиринты его мысли пытался поэт, ставший душой века своего и последующих. Речь идет об Уильяме Шекспире. Весь мир уже более чем 5 веков повторяет монологи и реплики из его произведений. Бен Джонсон писал о нем: "Сама природа гордилась его творениями..." А Гюго, Бальзак и многие другие видели в созданных Шекспиром героях — саму человеческую природу и весь мир. Но, верно ли сказанное или — это всего лишь преувеличение?

— 2 —

В XVIII веке один из редакторов Шекспира писал: "Все, что мы знаем о Шекспире — это то, что он родился в Стратфорде-на-Эйвоне, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал актером, написал пьесы и поэмы, вернулся в Стратфорд, составил завещание и умер". Спустя 3 века личность драматурга до сих пор скрыта от нас в тумане. Даже сейчас мы можем описать лишь отдельные страницы его жизни.

26 апреля 1564 г. он был крещен, как записано в приходской книге. В связи с этим предполагают, что дата рождения Шекспира 23 апреля, так как по традиции крестили на третий день после рождения. Отец был перчаточником и торговцем, а мать происходила из старинного рода. Рос будущий драматург в сельском городке. Скорее всего, он часто бродил по полям, лесам, которые окружали Стратфорд, и впитывал в себя атмосферу тех мест.

О школьных годах Уильяма также известно немного. В возрасте семи лет, как и было, заведено, он пошел в школу. Образование было гуманитарным — грамматика, латынь, логика, греческий, риторика и т.д. Помимо этого, он занимался самообразованием и много времени проводил в библиотеке местного пастора. Где-то в 13-15 лет юный Уильям бросил учебу и начал работать, помогая с семейным делом отцу.

В 1582 г. — женился на дочери богатого фермера Энн Хатуэй. Возможно, это был брак по расчету, а может, была и юная любовь. Кто знает… В 1583 г. в местной приходской книге появилась запись о крещении дочери Сьюзан, а спустя еще два года Гамнета и Джудит. Отношения Шекспира в семье сложно описать, ведь вскоре он покидает дом и отправляется искать деньги и себя.

Любовь к театру у него проявилась еще в детстве, когда приезжали в его город различные труппы, путешествовавшие по стране. В итоге он примкнул к одной из них. Свое истинное призвание Шекспир осознал в Лондоне, в который отправился в 1588 г.

Его первые сочинения относят к 1592 г. В 1593 г. вступил в труппу Бербеджа, где работал как актер и драматург. После представлений он вместе с остальными проводил часто время в таверне "Сирена". В 1594 г. — он уже в труппе "Слуги лорда — камергера", а его популярность растет. В это время Шекспир много пишет: драмы, исторические хроники, комедии. Он уже не подмастерье, а сам мастер. В течение ряда лет он также пишет сонеты, в которых ищет формы, делиться сокровенным и оттачивает слог.

В 1597 г. — купил дом в родном городе. В 1599 г. — открывается Глобус, где он является пайщиком, и благодаря этому упрочивает свое положение. К 1610 г. уходит из театра. Все оставшееся время Шекспир жил в купленном в Стратфорде доме, где 23 апреля 1616 года умер.

 

— 3-

Шекспир не обожествлял человека, как многие в его время. Он изображал человека страдающего, озабоченного своими желаниями. Яркий пример тому, Ричард III. Пьеса не просто хроника событий, а рассказ о трагичной судьбе героя. Трагичность заключается в том, что Ричард рожденный уродом, не обманывает себя и не отвергает своей сущности, но, при этом чувствует себя обделенным и недооцененным, несмотря на свой сильный, гибкий ум, артистизм, изобретательность.

Сам о себе он рассуждает:

"Меня природа лживая согнула

И обделила красотой и ростом.

Уродлив, исковеркан я до срока...

Такой убогий и храмой, что псы,

Когда перед ними ковыляю, лают.

Чем в этот мирный и тщедушный век

Мне наслаждаться?"

(I,1)

Благодаря этим строкам мы начинаем проникать в душевные терзания Ричарда. Его откровенность говорит о том, что ему нечего скрывать и незачем лгать, в мире, который ему в лицо говорит — что ненавидит. Терзания усугубляются чувством одиночества. Выходом для Ричарда становится уход в мир фантазий, где он предается мечтам. А мечта у него одна — стать всеми любимым, а сделать это можно только став королем. И тогда Ричард понимает, что его истинное желание — это власть. Отцу он говорит: "Отец подумай, как сладко на челе носить корону " (I,1). Каждый его шаг теперь подчинен этой мечте. Для достижения цели он принимает за истину утверждение, что в борьбе все средства хороши. Этой мыслью и мечтой он оправдывает все свои преступления, на которые идет намеренно. Перед нами предстает не просто дьявол, а вдохновленный злодей.

При этом мы видим, что одинокая, очерствевшая душа Ричарда не способна внимать голосу совести.

Перемена начинается с проклятья матери, потерявшей детей. Переворот в его душе происходит частично. Видения, сны, проклятие, атакуя Ричарда, нанося ему душевные раны — позволяют проникнуть совести в эту самую душу. Он становится раздражителен, а дальнейшие преступления теряют смысл. Ричард становится ненавистным сам себе, ведь он не может измениться, а поступки им совершенные оттолкнули всех от него. В итоге, все это приводит к гибели личности.

Ричард Шекспира — это отверженный всеми, лишенный любви некрасивый интеллектуал, решающий любыми средствами вернуть эту любовь, но в итоге понимающий, что, не изменив себя, невозможно заполучить желаемое.

Читая или смотря Шекспира можно сказать, что он создавал ярких, наполненных жизнью, страстью героев. "Что может быть больше природы, чем люди Шекспира", — писал Гете. Выражение "Шекспировские страсти", ставшее уже нарицательным возникло не просто так. И тому доказательство — Ромео и Джульетта. Каждый из нас знает — "Нет повести печальнее на свете..." История вражды двух знатных семей. История запретной любви, которая сильна, которая ломает предрассудки, и которая во времена Шекспира и сейчас — жива.

По ходу развития действия мы видим, как в душе Ромео растет внутренний конфликт: любовь к другу сталкивается с любовью к Джульетте. Чувства Ромео приводят его к необдуманным поступкам, которые становятся роковыми.

У Ромео и Джульетты влюбленность, увлечение и любовь переплетаются. Эти чувства стали их жизнью, их дыханием. Джульетта, узнав об изгнании Ромео, говорит: "Изгнание Ромео! Это значит, что все убиты: мать, отец, Тибальт, Ромео и Джульетта — все погибли!" (III, 2). Ромео в свою очередь заявляет: "Изгнав отсюда, этим изгонит из мира он меня; а это смерть! Изгнание — ложное название смерти" (III, 2).

Возникшая любовь не просто живет внутри героев, она их меняет. Под действием этой силы происходит метаморфоза Джультетты: из послушной девушки в женщину, которая готова следовать велению своего сердца. Ромео же изменяется дважды. Он идет от наивности к борьбе за свои убеждения и любовь, от неопределенности к определенности. После ложного известия о смерти Джульетты мы наблюдаем его второе превращение: он становится отрешенным, потому что смысл его жизни умер.

Апогеем истории становится смерть героев. Она имеет двойной смысл — с одной стороны, она искупление за грехи предков, и мы видим, как над их могилой семьи кончают с враждой. С другой стороны — она есть жизнеутверждающий поступок, потому что путем самопожертвования любовь победила. Для Ромео и Джульетты в мире, где царил гнев, невозможно было любить, поэтому они пожертвовали собой. И даже сейчас эту победу можно увидеть, когда люди приходят и кладут цветы у могилы Джульетты.

Глубинная сущность человека раскрывается Шекспиром во многих пьесах. Одной из таких пьес является и Макбет. В парадигме эпохи Возрождения человек не просто существо созданное богом, а сотворенное по образу и подобию Его, а значит, в человеке есть частица бога или он даже может быть равен богу. Божественностью наделялся также разум человека, который, как считалось, мог познать все. Но Шекспир шел своим путем. Он считал, что личность человека куда сложнее, чем писали многие его современники. Он стремился открыть человеку человека. Макбет яркий пример того, как гордость, алчность и жажда могут как яд, отравить благородного героя.

После встречи с ведьмами Макбет переосмысливает свою жизнь, которая заключалась в исполнении долга, верном служении, создании репутации. Благодаря такой жизни он завоевал уважение и славу. Перед ним теперь возникает вопрос: почему тогда он не может править, раз имеет для этого все необходимые качества.

Ведьмы у Шекспира — это психологический прием, позволяющий заглянуть в душу героя, или тайное сделать явным. Они же своими высказываниями создают атмосферу двойственности: "Зло есть добро, добро есть зло" или " Грань меж добром и злом сотрись".

Двойственность проявляется по ходу всего действия. Макбет говорит "Я смею все, что можно человеку, кто смеет больше, тот не человек" (I,7). Но своими поступками он отвергает эту фразу.

Он и леди Макбет хотят убить, но при этом, не быть злодеями. Макбет говорит жене, что во время убийства Дункана слуги короля во сне кричали: "Господи помилуй" и "Аминь" но "Я не смог сказать Аминь", когда они сказали "Помилуй Бог" (II,2). А не смог он сказать "Аминь" по причине того, что его мера поступков как человечности зашла очень далеко. Своими преступлениями Макбет сам для себя потерял человечность. В итоге, как бы он не хотел он встал на темную сторону, а корона принесла ему несчастья.

Леди Макбет играет не последнюю роль в этом. Она помогает победить мужу свою совесть, но и это победа лишь временная. Ее гордыня сильнее гордыни мужа, и даже то, что ради него она идет на преступления — это лишь завуалированное действие смысл которого, самой возвеличиться. Ради титула, богатства, славы она даже готова отказаться от своей сущности:

"Ко мне о духи смерти! Изменяйте

Мой пол. Меня от головы до пят

Злодейством напитайте! Кров мою пустите...", — во всем этом скрыта трагедия леди Макбет.

Правдивый, храбрый Макбет по мере развития действия приобретает чувства честолюбия, коварства, жестокости. Он не похож на Ричарда III, который с самого начала противопоставил себе весь мир. Все это следствие того, что он поддался искушению, со стороны судьбы и подстрекательствам жены. Чем больше он получает, тем больше он хочет. Возвышение путем осквернения самого себя — вот в чем трагедия Макбета. Потаенные желания, которым дают право реализоваться, вырастают в непомерную жажду и муку для человека.

 

— 4-

Можно долго анализировать творчество Шекспира и всю гамму оттенков чувств, отраженных в его пьесах. Мы остановились лишь на малой части его творчества. Некоторые считают, что мысль о том, что Шекспир помещал в свои пьесы живых людей и весь мир ложны. Они говорят, о том, что это всего лишь персонажи, а Шекспир применяет разные приемы, чтобы играть на чувствах зрителей и тем самым быть успешным. Они также говорят, что мы забываем об искусственности театра. Но если так думать, то получается, что все фальшиво? Нам открыто лгут, не боясь последствий?

Воплощение явлений жизни и порой их гиперболизация — одна из задач искусства. Театр, живопись, литература и прочие виды искусства — это лупа, которую человек берет, чтобы лучше разглядеть себя и мир. Зритель, таким образом, воспринимает все происходящее не как некую условность, а как ту правду, что способна открыть человеку глаза на окружающее. Это понимал и Шекспир. Не стоит также забывать, что в его век человек представлял собой маленькую вселенную, где соответственно могло происходить все что угодно — от затишья и до урагана внутри него. Каждая пьеса представляла собой микрокосм, где свой ход времени, своя земля, вода, свои герои и злодеи, переживания и смятения. В каждой пьесе и своя, правда.

Можно признать, что конечно Шекспир использовал приемы театра, представления как такового вообще, но в его творчестве верное изображение характеров. И ведь не стоит забывать, что все мы играем в нашей жизни роли, и примеряем маски...

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль