Основная речь защитыТак… кажется, дискуссия по обвинительной речи себя исчерпала, поэтому позволю себе кратенько подвести итог:
1) Я не считаю возможным определять качество произведения только лишь принадлежностью к жанру, не считаю, что можно какой бы то ни было жанр в целом признать негодным. Я готов признать, что есть вредное развлекательное искусство (как пример: детская порнография, пропаганда насилия и нетерпимости, идеологическая долбежка), но к рассматриваемому произведению это вообще никак не относится. Если Обвинитель считает иначе — пусть докажет, но конкретно, а не с помощью риторических обобщений.
2) Говоря о широкой ЦА произведения я имел ввиду широкую ЦА во всех смыслах: 90% читающих женщин и 10-15% читающих мужчин читают женскую ироническую литературу. Если Обвинитель сомневается, что подсудимое произведение годится для чтения образованным и деятельным, нет ничего проще проверить: собрать информацию о читателях с сайтов, где оно размещено. Образованных и деятельных там будет порядка 99,9 %
А пипл с низким интеллектом (любого пола и возраста) в наше время не читает вообще. Ничего. Благо, чем мозги забить есть.
Но все эти вопросы я считаю уже достаточно освещенными. Ничего нового мы с Обвинителем по ним не скажем, так что предлагаю передать все материалы уважаемому Судье, а самим более детально рассмотреть текст.
_____________________________________________________________________________________________
Итак, рецензия Защиты.
(Уточняю: для чистоты эксперимента ваш покорный слуга ограничился прочтением только предложенного текста и не читал никаких других отрывков из романа «Меж молотом и наковальней»)
Общая характеристика произведения, тема, идея, цель
Тут уже много раз говорилось, что рассматриваемое произведение относится к жанру иронического фэнтези и предназначено главным образом для легкого чтения. Автор не ставила своей целью воспитать своего читателя или изменить его сознание, а только рассказать интересную историю, подарить несколько часов отдыха от повседневных забот и приключений в компании необычных друзей.
Нашему вниманию предложено не полное произведение, а глава из романа, следовательно и при анализе следует учитывать эту специфику: говоря о главе нет смысла выделять тему и идею всего произведения, однако есть прямой смысл рассмотреть цель главы и место ее в романе.
В главе рассказывается о детстве и ранней юности главной героини, предыстория ее попадания непосредственно в сюжет романа. Глава представляет собой отрывок, сюжетно и композиционно достаточно завершенный, чтобы быть рассмотренным самостоятельно. По сути это отдельная небольшая история, и цель помещения этой истории в роман — как мне представляется — это раскрытие образа главной героини, обоснование ее характера, жизненных устремлений и мотивации. Рассматривая главу с этой точки зрения, я считаю, автору решить поставленную задачу удалось: за плечами ГГероини есть история, и мы, читатели, эту историю узнали. История Кати — это история обычной девушки, потерявшей одну жизнь и еще не обретшей другую. Мне такая стартовая позиция героини кажется перспективной и очень интересной: она определяет мотивацию к изменению и одновременно дает для этих изменений достаточный простор. Прочтя главу, саму по себе достаточно бытовую и не изобилующую яркими приключениями, читатель оказывается у двери, за которой что-то произойдет, обязательно, стоит только открыть.
Именно это и есть тема и цель главы: раскрыть героиню и привести ее (вместе с заинтересованным читателем) на порог новой жизни. С чем автор и справилась блестяще.
Композиция
Я не литературовед, и потому особенно умничать тут не буду — я расскажу, что вижу. А вижу я вот что: композиционно глава выстроена так, что сюжет ее движется от понятного к тайне и от обыденности к сказке. Посудите сами: сначала мы видим Катю обычной школьницей, спешащей на контрольную. У нее есть предчувствие беды, но пока это лишь предчувствие, в которое она сама не верит. В принципе, вот такие иррациональные предчувствия — обычное дело, чаще или реже, но они случаются со всеми, слава богу не всегда это ведет к трагедиям… но не будем отвлекаться.
Так вот. Когда предчувствие сбывается, появляется странная незнакомая тетушка, странное завещание и последняя воля родителей и в довершение всего выясняется, что наша героиня — ведьма. Бытовая история постепенно переходит в полумистическую, и доля мистики постоянно растет вместе с тем, как мы больше узнаем о взаимоотношениях с тетушкой, о портрете, могиле родоначальницы, необыкновенных скорбящих… И, наконец, мы оказываемся перед той самой дверью в тайну. Нет, сама история в этой главе в мистику или фантастику в полной мере еще не перешла, но интрига-то зовет! Кто этот пес?, кто этот призрак? кто носит розы на могилу, которой не одна сотня лет? Что это за «Магистрат» такой? И почему, наконец, тетушка так похожа на героиню-то?!
И именно потому, что крючков уже много, а сказки все еще нет, очень хочется перевернуть следующую страницу, заглянуть за угол, начать новую главу. Увидеть, что это за сказка! Поэтому перед лицом Высокого Суда я утверждаю: композиционно глава удалась.
Персонажи
Центральный и основной персонажем главы — ГГероиня Катя. О ней и поговорим в первую очередь.
У нашей Кати есть классическая черта фэнтезийного главгера: способности. Она — ведьма. У нее также есть классический для приключенцев поворот в судьбе, дающий нужные исходные условия: трагедия с семьей, тайна и средства к существованию. те самые штампы, о которых я говорил уже раньше. Казалось бы, штампы — это плохо, мы привыкли ругать авторов за использование штампов. Однако это плохо вовсе не всегда. Плохо, когда все повествование состоит из штампов, как из конструктора. Плохо, когда автор ставит штамп, не заботясь о подведении под него обосновательной базы, то все это не про наш случай. В нашем случае традиционные черты героини позволяют любителям приключений узнать в числе многих свою книгу, но они касаются только внешних сторон жизни героини. Психологически же Катя далеко не штамп. Она не пышет неоправданным в ее ситуации оптимизмом, не искрится необузданной энергией и жаждой деятельности, что очень типично для героинь женских иронических произведений, хотя и далеко от реализма. С другой стороны автор не впадает в искушение порадовать читательниц экзальтированной трагедией. (Мой уважаемый оппонент упрекал произведение в чувственной экзальтации, вызывающей привыкание у читателей и отучающей различать настоящие эмоции. Так вот, утверждаю: тут этого нет. Тут все психологически достоверно: девушка не заламывает рук, она аппатична, она переживает трагедию внутри, как и переживали бы большинство реальных людей, скрыто, поэтому особенно долго. Лишь через несколько лет она пробуждается, постепенно выходит из своего глубоко замкнутого состояния, вновь обретая интерес ко внешней жизни, к другим персонажам и явлениям. Это — естественно, это — правильно. Именно такая героиня, которой я могу верить, пробуждает во мне интерес к произведению в целом. Потому что я уверен: автор, который, создавая гг-приключенца, между яркостью и правдой выбирает правду, не может написать совершенно бессодержательное произведение. Значит, есть смысл читать роман.
Немного о второстепенных и эпизодических героях. Их, учитывая небольшой объем текста и сосредоточенность на гг, довольно много: прабабушка, ее пес с портрета, призрак, тот, кто носит розы, и, конечно, тетя Кати Алина. Все эти персонажи описаны буквально одной-двумя фразами, и при этом все они с тайной, каждого хочется разгадать. Это ли не успех и мастерство автора?
Стиль
Простота и легкость. Я снова утверждаю: это хорошо! Очень приятно читать, когда не видишь букв, не видишь запятых, точек и словосочетаний, а можешь сразу видеть героев, их мир, то, как они живут, что делают, иногда — о чем думают.
Читая эту главу, я забыл о том, какой я зануда и как люблю все редактировать. Этим все сказано.
Личное впечатление и оценка критика от защиты
Личные впечатления таковы: я не увидел ЖЮФа. Во всяком случае я не увидел разнузданных хохотушек по делу и нет, не увидел неуместного смеха там, где вообще-то плакать положено. Поэтому после дуэли я намереваюсь прочесть роман целиком.
Спасибо за внимание, Высокий суд. На это моя сегодняшняя речь окончена.
1) Я не считаю возможным определять качество произведения только лишь принадлежностью к жанру, не считаю, что можно какой бы то ни было жанр в целом признать негодным. Я готов признать, что есть вредное развлекательное искусство (как пример: детская порнография, пропаганда насилия и нетерпимости, идеологическая долбежка), но к рассматриваемому произведению это вообще никак не относится. Если Обвинитель считает иначе — пусть докажет, но конкретно, а не с помощью риторических обобщений.
2) Говоря о широкой ЦА произведения я имел ввиду широкую ЦА во всех смыслах: 90% читающих женщин и 10-15% читающих мужчин читают женскую ироническую литературу. Если Обвинитель сомневается, что подсудимое произведение годится для чтения образованным и деятельным, нет ничего проще проверить: собрать информацию о читателях с сайтов, где оно размещено. Образованных и деятельных там будет порядка 99,9 %
А пипл с низким интеллектом (любого пола и возраста) в наше время не читает вообще. Ничего. Благо, чем мозги забить есть.
Но все эти вопросы я считаю уже достаточно освещенными. Ничего нового мы с Обвинителем по ним не скажем, так что предлагаю передать все материалы уважаемому Судье, а самим более детально рассмотреть текст.
_____________________________________________________________________________________________
Итак, рецензия Защиты.
(Уточняю: для чистоты эксперимента ваш покорный слуга ограничился прочтением только предложенного текста и не читал никаких других отрывков из романа «Меж молотом и наковальней»)
Общая характеристика произведения, тема, идея, цель
Тут уже много раз говорилось, что рассматриваемое произведение относится к жанру иронического фэнтези и предназначено главным образом для легкого чтения. Автор не ставила своей целью воспитать своего читателя или изменить его сознание, а только рассказать интересную историю, подарить несколько часов отдыха от повседневных забот и приключений в компании необычных друзей.
Нашему вниманию предложено не полное произведение, а глава из романа, следовательно и при анализе следует учитывать эту специфику: говоря о главе нет смысла выделять тему и идею всего произведения, однако есть прямой смысл рассмотреть цель главы и место ее в романе.
В главе рассказывается о детстве и ранней юности главной героини, предыстория ее попадания непосредственно в сюжет романа. Глава представляет собой отрывок, сюжетно и композиционно достаточно завершенный, чтобы быть рассмотренным самостоятельно. По сути это отдельная небольшая история, и цель помещения этой истории в роман — как мне представляется — это раскрытие образа главной героини, обоснование ее характера, жизненных устремлений и мотивации. Рассматривая главу с этой точки зрения, я считаю, автору решить поставленную задачу удалось: за плечами ГГероини есть история, и мы, читатели, эту историю узнали. История Кати — это история обычной девушки, потерявшей одну жизнь и еще не обретшей другую. Мне такая стартовая позиция героини кажется перспективной и очень интересной: она определяет мотивацию к изменению и одновременно дает для этих изменений достаточный простор. Прочтя главу, саму по себе достаточно бытовую и не изобилующую яркими приключениями, читатель оказывается у двери, за которой что-то произойдет, обязательно, стоит только открыть.
Именно это и есть тема и цель главы: раскрыть героиню и привести ее (вместе с заинтересованным читателем) на порог новой жизни. С чем автор и справилась блестяще.
Композиция
Я не литературовед, и потому особенно умничать тут не буду — я расскажу, что вижу. А вижу я вот что: композиционно глава выстроена так, что сюжет ее движется от понятного к тайне и от обыденности к сказке. Посудите сами: сначала мы видим Катю обычной школьницей, спешащей на контрольную. У нее есть предчувствие беды, но пока это лишь предчувствие, в которое она сама не верит. В принципе, вот такие иррациональные предчувствия — обычное дело, чаще или реже, но они случаются со всеми, слава богу не всегда это ведет к трагедиям… но не будем отвлекаться.
Так вот. Когда предчувствие сбывается, появляется странная незнакомая тетушка, странное завещание и последняя воля родителей и в довершение всего выясняется, что наша героиня — ведьма. Бытовая история постепенно переходит в полумистическую, и доля мистики постоянно растет вместе с тем, как мы больше узнаем о взаимоотношениях с тетушкой, о портрете, могиле родоначальницы, необыкновенных скорбящих… И, наконец, мы оказываемся перед той самой дверью в тайну. Нет, сама история в этой главе в мистику или фантастику в полной мере еще не перешла, но интрига-то зовет! Кто этот пес?, кто этот призрак? кто носит розы на могилу, которой не одна сотня лет? Что это за «Магистрат» такой? И почему, наконец, тетушка так похожа на героиню-то?!
И именно потому, что крючков уже много, а сказки все еще нет, очень хочется перевернуть следующую страницу, заглянуть за угол, начать новую главу. Увидеть, что это за сказка! Поэтому перед лицом Высокого Суда я утверждаю: композиционно глава удалась.
Персонажи
Центральный и основной персонажем главы — ГГероиня Катя. О ней и поговорим в первую очередь.
У нашей Кати есть классическая черта фэнтезийного главгера: способности. Она — ведьма. У нее также есть классический для приключенцев поворот в судьбе, дающий нужные исходные условия: трагедия с семьей, тайна и средства к существованию. те самые штампы, о которых я говорил уже раньше. Казалось бы, штампы — это плохо, мы привыкли ругать авторов за использование штампов. Однако это плохо вовсе не всегда. Плохо, когда все повествование состоит из штампов, как из конструктора. Плохо, когда автор ставит штамп, не заботясь о подведении под него обосновательной базы, то все это не про наш случай. В нашем случае традиционные черты героини позволяют любителям приключений узнать в числе многих свою книгу, но они касаются только внешних сторон жизни героини. Психологически же Катя далеко не штамп. Она не пышет неоправданным в ее ситуации оптимизмом, не искрится необузданной энергией и жаждой деятельности, что очень типично для героинь женских иронических произведений, хотя и далеко от реализма. С другой стороны автор не впадает в искушение порадовать читательниц экзальтированной трагедией. (Мой уважаемый оппонент упрекал произведение в чувственной экзальтации, вызывающей привыкание у читателей и отучающей различать настоящие эмоции. Так вот, утверждаю: тут этого нет. Тут все психологически достоверно: девушка не заламывает рук, она аппатична, она переживает трагедию внутри, как и переживали бы большинство реальных людей, скрыто, поэтому особенно долго. Лишь через несколько лет она пробуждается, постепенно выходит из своего глубоко замкнутого состояния, вновь обретая интерес ко внешней жизни, к другим персонажам и явлениям. Это — естественно, это — правильно. Именно такая героиня, которой я могу верить, пробуждает во мне интерес к произведению в целом. Потому что я уверен: автор, который, создавая гг-приключенца, между яркостью и правдой выбирает правду, не может написать совершенно бессодержательное произведение. Значит, есть смысл читать роман.
Немного о второстепенных и эпизодических героях. Их, учитывая небольшой объем текста и сосредоточенность на гг, довольно много: прабабушка, ее пес с портрета, призрак, тот, кто носит розы, и, конечно, тетя Кати Алина. Все эти персонажи описаны буквально одной-двумя фразами, и при этом все они с тайной, каждого хочется разгадать. Это ли не успех и мастерство автора?
Стиль
Простота и легкость. Я снова утверждаю: это хорошо! Очень приятно читать, когда не видишь букв, не видишь запятых, точек и словосочетаний, а можешь сразу видеть героев, их мир, то, как они живут, что делают, иногда — о чем думают.
Читая эту главу, я забыл о том, какой я зануда и как люблю все редактировать. Этим все сказано.
Личное впечатление и оценка критика от защиты
Личные впечатления таковы: я не увидел ЖЮФа. Во всяком случае я не увидел разнузданных хохотушек по делу и нет, не увидел неуместного смеха там, где вообще-то плакать положено. Поэтому после дуэли я намереваюсь прочесть роман целиком.
Спасибо за внимание, Высокий суд. На это моя сегодняшняя речь окончена.